Заметки о независимости металлолома
Металлолом – по-прежнему сравнительно необычное металлургическое сырье, требующее особых технологий переработки в чистый металл. Причем еще недавно – сырье чрезвычайно «модное».
Совместить уборку территорий от металлического мусора и хлама, включая брошенные автомобили, с выпуском полезной продукции казалось прекрасной идеей. Тем более что плавка металлолома в электрометаллургических «мини-миллах» была много экологичнее классического доменного процесса. Который в конечном итоге сжигал грязную землю (руду) и грязный уголь (и кокс) с заметными вредными выбросами.
Мы писали ранее о пионерах нового направления в мировой черной металлургии, стартовавшего полвека назад в США. Сеть мини-заводов, созданная компанией Nucor, заметно подчистила ближайшие свалки лома. Более того – нашла местных потребителей основной выпускаемой металлопродукции (арматуры). Существенно сократив все транспортные издержки, Nucor отличилась и в рентабельности своего металлургического производства. В итоге компания и менеджеры вошли в большинство учебников как образец бизнес-идеи и ее успешного воплощения.
В течение нескольких десятилетий этот вариант «американской мечты» охватил Японию, многие страны Западной Европы и даже бедную своими металлоломными ресурсами Турцию. А к 2000-м годам в полной мере добрался и до России. Мы писали подробно об этом не раз, в частности – в статье «Неделя моды на мини-металлургию» от 2 августа 2007 года.
Однако с тех пор, а тем более со времен «металлоломной экспансии» Nucor полувековой давности, экономическая ситуация в мире заметно изменилась. В полном соответствии с темпами глобальной инфляции выросли цены электроэнергии, металлолома и готовой стальной продукции. На первый взгляд, выросли очень похоже. Однако качество черного лома как металлургического сырья значительно упало и продолжает снижаться. Во всем мире заметно выработаны ресурсы удобных для переработки тяжелых сортов лома. Причем разделка их источников – все более крупных судов, зданий и сооружений – стала заметно сложнее и дороже. Массовые и стабильно пополняемые источники металлолома – автомобили, бытовая техника и приборы – наоборот, становятся «тонкостенными» и легковесными, насыщенными электроникой, т.е. примесями цветных металлов. Что требует применения более качественных методов сепарации и очистки.
Поэтому поставки тяжелых сортов черного лома начали все в большей степени пополняться легковесными «добавками». К примеру, наиболее массовые поставки металлолома в мире по маршруту из США и ЕС в Турцию в основном несут марку HMS 1&2 (80:20 mix) и т.п. Япония уже давно преимущественно импортирует лом HMS2. Растет переработка более легких марок в измельченный, отсепарированный и готовый к переплавке лом (shredded scrap).
C другой стороны, «не дремлет» (с помощью горняков) и классическая металлургия. Освоение мощнейших месторождений качественной железной руды в Австралии и Бразилии и создание инфраструктуры морских поставок крупнейшими рудовозами (дедвейтом до 400 тыс. т) фактически удешевили это сырье. Повысилась эффективность классического доменного процесса ее переработки. Если в эпоху «расцвета» Nucor крупнейшие доменные печи мира имели рабочие объемы около 1400 м3, то к настоящему времени они... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |