Черный лом ищет свой рынок
Со времени предыдущего обзора по рынку стального металлолома прошло уже полгода, но ситуация на нем стала еще менее понятной. Причем особенно – в России и у ее соседей, как входящих в СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия), так и далеких от него (Турция, Южная Корея).
Начнем, как водится, издалека. Динамичная экономика последних двух стран в 2013 г. неожиданно пошла на спад, особенно в индустриальном секторе. После десятилетий быстрого роста снижение производства в черной металлургии этих регионов стало особенно заметным. По итогам 9 месяцев 2013 г. в Южной Корее сокращение выпуска стали составило 6,55%, а в Турции – 4,96%. Это тем более важно потому, что эти страны являются крупнейшими импортерами черного лома на мировом рынке, в частности российского. Еще более внушительным стал обвал металлургии в странах – партнерах России по ЕЭП. Белоруссия (импортер российского лома) снизила выпуск стали на 12%, а Казахстан (экспортер лома) еще год назад обвалил выпуск стали более чем на треть.
Металлургия Украины за счет экспорта как-то держалась до осени текущего года, долгое время не вывозя дефицитный лом, но сейчас также покатилась вниз. За октябрь украинский выпуск готового проката упал более чем на 10%, а внутренний рынок сбыта за 11 месяцев сжался более чем на 15%.
Состояние российской металлургии (потребителя металлолома) чуть лучше, чем у соседей, но также уступает прошлогодним показателям. Оно подробно описано в отдельной статье («Итоги 9 месяцев…») и пока демонстрирует снижение производства стали в РФ на 3,2%.
Упомянем в заключение удобный по логистике (для экспорта из РФ) европейский рынок. На нем спад металлургического производства (-4,2% за 9 месяцев) осенью сменился некоторым ростом в отдельных регионах. Однако ЕС с огромными ресурсами собственного черного лома – традиционный и заметный экспортер, поэтому наш западный сбыт этого металлургического сырья был и остается весьма ограниченным. Восточное направление поставок из РФ по-прежнему затруднено огромными расстояниями и отсталой логистикой.
А теперь разберем подробнее, как неудачная конъюнктура отразилась на фактических цифрах, характеризующих рынок российского металлолома. И первый показатель состояния всех рынков, безусловно, их цены (рис. 1).
Во всем мире восстановление цен на черный лом после первой волны кризиса привело к некоторому временному максимуму, достигнутому летом 2011 г. Далее в течение двух лет шел медленный спад как российских, так и мировых цен на лом.
С июня 2013 г. возникла новая волна роста цен на черный лом, которая продолжается практически во всем мире, но в России этот рост в ноябре сменился спадом. Рынки вновь «разошлись» в части тенденции цен, причем ожидается сохранение этих различий вплоть до весны следующего года – сезонного оживления спроса на стальную продукцию в РФ. Исходя из объемов российских перевозок металлолома, этот рынок остается сравнительно стабильным и медленно растущим, но с выраженной сезонностью, т.е. со спадом спроса зимой (рис. 2).
Однако в текущем году в летние месяцы не только цены, но и объемы отгрузок однозначно показали ощутимый «внесезонный» спад спроса на лом. Это трудно объяснить празднованием Дня металлурга (далее – Рамадана) или слабой конъюнктурой стального рынка. Скорее, был заметен рост негативных ожиданий и настроений как в российской, так и в мировой металлургии. И естественно, с тенденцией не перегружать склады сырьем.
Но позднее на многих рынках, включая российский, начал проявляться некий позитив. Открытие в конце июля электросталеплавильного производства «НЛМК-Калуга» создало мощного (в перспективе) потребителя черного лома. Далее металлургам РФ вспомнилась идея создания запасов лома на зиму. Причем в конкуренции с экспортом и с активными новичками, поскольку на грани запуска также электрометаллургические заводы «Северсталь-Балаково» и «УГМК-Тюмень». В конце сентября «Вторчермет НЛМК» ввел в эксплуатацию современную шредерную установку в подмосковном Подольске для обеспечения нового калужского производства реальным сырьем. Помимо этого в августе–сентябре активизировались покупатели главного мирового импортера лома – Турции и т.д.
В результате активизации спроса объемы и цены поставок российского лома пошли вверх, но компенсировать отставание, накопленное с начала года, они уже не смогли. Баланс этого рынка в текущем году складывается с ощутимым минусом (табл. 1).
Спад ломосбора в РФ во многом вызван снижением экспортных поставок (-14,5%), причем прежде всего – у традиционных покупателей российского лома (табл. 2).
Поэтому доля экспорта в российском ломосборе в 2013 г. вновь двинулась вниз, невзирая на небольшое снижение таможенных пошлин за год (-2,5%), принятое РФ по обязательствам при вступлении в ВТО (рис. 3).
На внутреннем рынке РФ спад спроса металлургических предприятий на черный лом оказался ниже, чем на экспортном направлении. Однако, судя по ж/д статистике, он (-8,8%) оказался заметнее, чем спад производства стали в стране (табл. 3).
Персональный вклад металлургических предприятий в сокращение российского спроса на лом очевиден, причем он заметнее у многих малых и средних предприятий. Однако отметим, что ж/д статистика этих поступлений (в отличие от экспорта) в 2013 г. оказывается все более неполной. Ввиду роста ж/д тарифов и ухудшения условий поставок все большее число предприятий переходит на альтернативные виды отгрузок (автомобильным и даже водным транспортом).
Полного учета этих грузопотоков нет, но они способны чуть «исправить» статистику рынка лома РФ в положительном направлении. Российский спрос на лом был и остается основным для этого рынка.
А заграница (с ВТО или без нее) вновь помогает нам все слабее…
|