Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


11.12.2013    Черный лом ищет свой рынок



Со времени предыдущего обзора по рынку стального металлолома прошло уже полгода, но ситуация на нем стала еще менее понятной. Причем особенно – в России и у ее соседей, как входящих в СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия), так и далеких от него (Турция, Южная Корея).

Начнем, как водится, издалека. Динамичная экономика последних двух стран в 2013 г. неожиданно пошла на спад, особенно в индустриальном секторе. После десятилетий быстрого роста снижение производства в черной металлургии этих регионов стало особенно заметным. По итогам 9 месяцев 2013 г. в Южной Корее сокращение выпуска стали составило 6,55%, а в Турции – 4,96%. Это тем более важно потому, что эти страны являются крупнейшими импортерами черного лома на мировом рынке, в частности российского. Еще более внушительным стал обвал металлургии в странах – партнерах России по ЕЭП. Белоруссия (импортер российского лома) снизила выпуск стали на 12%, а Казахстан (экспортер лома) еще год назад обвалил выпуск стали более чем на треть.

Металлургия Украины за счет экспорта как-то держалась до осени текущего года, долгое время не вывозя дефицитный лом, но сейчас также покатилась вниз. За октябрь украинский выпуск готового проката упал более чем на 10%, а внутренний рынок сбыта за 11 месяцев сжался более чем на 15%.

Состояние российской металлургии (потребителя металлолома) чуть лучше, чем у соседей, но также уступает прошлогодним показателям. Оно подробно описано в отдельной статье («Итоги 9 месяцев…») и пока демонстрирует снижение производства стали в РФ на 3,2%.

Упомянем в заключение удобный по логистике (для экспорта из РФ) европейский рынок. На нем спад металлургического производства (-4,2% за 9 месяцев) осенью сменился некоторым ростом в отдельных регионах. Однако ЕС с огромными ресурсами собственного черного лома – традиционный и заметный экспортер, поэтому наш западный сбыт этого металлургического сырья был и остается весьма ограниченным. Восточное направление поставок из РФ по-прежнему затруднено огромными расстояниями и отсталой логистикой.

А теперь разберем подробнее, как неудачная конъюнктура отразилась на фактических цифрах, характеризующих рынок российского металлолома. И первый показатель состояния всех рынков, безусловно, их цены (рис. 1).


Во всем мире восстановление цен на черный лом после первой волны кризиса привело к некоторому временному максимуму, достигнутому летом 2011 г. Далее в течение двух лет шел медленный спад как российских, так и мировых цен на лом.

С июня 2013 г. возникла новая волна роста цен на черный лом, которая продолжается практически во всем мире, но в России этот рост в ноябре сменился спадом. Рынки вновь «разошлись» в части тенденции цен, причем ожидается сохранение этих различий вплоть до весны следующего года – сезонного оживления спроса на стальную продукцию в РФ. Исходя из объемов российских перевозок металлолома, этот рынок остается сравнительно стабильным и медленно растущим, но с выраженной сезонностью, т.е. со спадом спроса зимой (рис. 2).


Однако в текущем году в летние месяцы не только цены, но и объемы отгрузок однозначно показали ощутимый «внесезонный» спад спроса на лом. Это трудно объяснить празднованием Дня металлурга (далее – Рамадана) или слабой конъюнктурой стального рынка. Скорее, был заметен рост негативных ожиданий и настроений как в российской, так и в мировой металлургии. И естественно, с тенденцией не перегружать склады сырьем.

Но позднее на многих рынках, включая российский, начал проявляться некий позитив. Открытие в конце июля электросталеплавильного производства «НЛМК-Калуга» создало мощного (в перспективе) потребителя черного лома. Далее металлургам РФ вспомнилась идея создания запасов лома на зиму. Причем в конкуренции с экспортом и с активными новичками, поскольку на грани запуска также электрометаллургические заводы «Северсталь-Балаково» и «УГМК-Тюмень». В конце сентября «Вторчермет НЛМК» ввел в эксплуатацию современную шредерную установку в подмосковном Подольске для обеспечения нового калужского производства реальным сырьем. Помимо этого в августе–сентябре активизировались покупатели главного мирового импортера лома – Турции и т.д.

В результате активизации спроса объемы и цены поставок российского лома пошли вверх, но компенсировать отставание, накопленное с начала года, они уже не смогли. Баланс этого рынка в текущем году складывается с ощутимым минусом (табл. 1).


Спад ломосбора в РФ во многом вызван снижением экспортных поставок (-14,5%), причем прежде всего – у традиционных покупателей российского лома (табл. 2).


Поэтому доля экспорта в российском ломосборе в 2013 г. вновь двинулась вниз, невзирая на небольшое снижение таможенных пошлин за год (-2,5%), принятое РФ по обязательствам при вступлении в ВТО (рис. 3).


На внутреннем рынке РФ спад спроса металлургических предприятий на черный лом оказался ниже, чем на экспортном направлении. Однако, судя по ж/д статистике, он (-8,8%) оказался заметнее, чем спад производства стали в стране (табл. 3).


Персональный вклад металлургических предприятий в сокращение российского спроса на лом очевиден, причем он заметнее у многих малых и средних предприятий. Однако отметим, что ж/д статистика этих поступлений (в отличие от экспорта) в 2013 г. оказывается все более неполной. Ввиду роста ж/д тарифов и ухудшения условий поставок все большее число предприятий переходит на альтернативные виды отгрузок (автомобильным и даже водным транспортом).

Полного учета этих грузопотоков нет, но они способны чуть «исправить» статистику рынка лома РФ в положительном направлении. Российский спрос на лом был и остается основным для этого рынка.

А заграница (с ВТО или без нее) вновь помогает нам все слабее…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: