Особенности национальной ломозаготовки...
В отличие от всего остального мира, российский рынок металлолома каждый сезон впадает в традиционную «зимнюю спячку», особенно заметную в январе.
Сезонность российской ломозаготовки и ломопереработки вобрала в себя поразительно полный набор специфики нашей страны. Он настолько уникален по мировым меркам, что хочется полностью перечислить все основные проблемы зимнего обвала. Это:
– упрямое отстаивание единороссами Госдумы всероссийских зимних каникул;
– сезонный спад спроса стройиндустрии на металлопродукцию из лома;
– снег и лед, затрудняющие «подъем» лома с земли заготовителями;
– лед в вагонах и в акваториях портов на экспортных направлениях;
– сложность очистки зимнего лома перед электроплавкой на метзаводах.
Причем зимой 2010–2011 гг. все эти знакомые проблемы получили дополнительные яркие примеры и подтверждения. Вновь подавляющее большинство россиян (в 2011 г. – 52% против 25%) требовало переноса зимних каникул на весну. И вновь Госдума РФ отмахнулась от соответствующих законопроектов. Вновь состоялась достаточно холодная зима. В акватории портов Финского залива (включая Санкт-Петербург) она на пару месяцев образовала сжатые льды толщиной до метра и караваны застрявших судов. А дальневосточные порты вновь оказались забиты вагонами со смерзшимся углем на экспорт.
Металлургия ни прошлым летом, ни зимой не заметила особого восстановления нашей стройиндустрии. Однако, наращивая электросталеплавильные мощности, ряд новичков познакомился с зимней спецификой переработки лома. Новый электросталеплавильный цех Первоуральского новотрубного завода «Железный Озон 32» (ценой 19 млрд руб.) 4 месяца назад запустил лично Владимир Путин. А в ночь на 26 февраля в нем прозвучал мощный взрыв, разбросавший по цеху десятки тонн лома и расплавленного металла. Причина, по мнению специалистов, – лед, снег и вода в загруженном металлоломе.
В итоге по традиционным или по новым причинам, но российское потребление лома прошедшей зимой вновь обвалилось и только в феврале неспешно двинулось вверх (рис. 1).
Исходя из приведенных данных, очевидно, что в начале в 2011 г. речь идет о весьма средних объемах отгрузок металлолома, весьма далеких от уровня его докризисного потребления. Но пока детальнее рассмотрим итоги прошедшего года и достигнутый баланс российского рынка лома в целом (табл. 1).
Основной грузопоток черного лома в стране – металлургическим предприятиям – за год вырос почти на треть, однако остался несколько ниже среднего докризисного уровня.
Тенденция роста поставок металлолома автотранспортом (до 150 тыс. т в месяц) дает дополнительные 1,5–2 млн т, однако общую ситуацию на рынке лома РФ это не меняет.
В целом за несколько проблемных лет отгрузки лома металлургам реагировали на конъюнктуру несколько острее, чем само стальное производство в РФ. Металлургия оказалась несколько стабильнее, чем ломозаготовка, поскольку имела некоторые складские запасы и большее влияние на закупочные цены. В самые сложные месяцы и годы она получила такую государственную и кредитную поддержку, о которой вторметы не могли даже мечтать.
Кроме того, черная металлургия в сложном 2009 г. Предпочла сохранить основную цепочку своего производства (доменный процесс из железной руды) в ущерб переработке металлолома (рис. 2).
Только в 2010 г. излюбленная экологами доля рециклинга в выпуске стали начала восстанавливаться, достигнув неплохого для России уровня 25,46%.
Однако металлургическое направление поставок можно считать достаточно благополучным – ведь общий ломосбор и отгрузки лома в 2010 г. по-прежнему значительно меньше (-28,7%), чем в «тучные» годы.
Фактически это отставание сохраняется в двух направлениях сбыта лома: в его переработке в изделия (в машиностроении и схожих производствах) и особенно – в отгрузках лома на экспорт.
Как прямые данные ГТК РФ и ОАО «РЖД», так и поставки через «других потребителей» показали в 2010 г. снижение объемов экспорта на 35–65%. То, что вывоз лома из страны (на радость металлургам) упал наполовину к докризисному уровню, вызвано целым комплексом причин. Это многолетнее лоббирование ограничений в таможенном оформлении лома, таможенные пошлины, растущий дефицит вагонов, очереди в портах и многое другое. Итог – дальнейшее снижение доли экспортных отгрузок в общем балансе рынка лома в РФ (рис. 3).
Фактически (без учета Белоруссии – члена Таможенного союза) доля экспорта лома из РФ в 2009–2010 упала до уровня, близкого к 10%. Причем никаких надежд на ее заметное увеличение в каком-либо направлении нет.
Рост экспорта лома из РФ за 2010 г. на 46%, до 4,23 млн т, даже близко не восстановил его к среднему докризисному уровню (около 9 млн т), однако увеличил долю основных покупателей (рис. 4).
Главным импортером российского лома в прошедшем году осталась Белоруссия (рост объемов на 23,5%, до 1,65 млн т). Рост поставок в Турцию в 2,4 раза, до 1,08 млн т, вряд ли сохранится в 2011 г. Кроме того, десятилетием ранее вывоз лома из РФ в этом направлении был на порядок выше. При этом Турция осталась в 2010 г. крупнейшим мировым покупателем лома с потреблением, оцениваемым в 17,5–18,2 млн т.
Однако центр тяжести мирового рынка лома неуклонно перемещается в Восточную Азию.
В российском экспорте металлолома долю Турции в последние годы также теснят азиатские покупатели (Южная Корея, Тайвань и др.). В близкой Европе долю Испании активно сокращает Греция. Но все эти грузопотоки весьма невелики, и два главных покупателя получили 64% российского экспорта лома за прошедший год.
Однако напомним, что 72% российского ломосбора в 2010 г. получила не заграница (и прочие потребители), а российская металлургия. Причем среди потребителей лома в РФ стал заметен целый ряд новых электросталеплавильных производств (табл. 2).
Среди крупнейших российских потребителей лома Череповецкий МК и ММК в прошлом году не смогли выйти на докризисные уровни. Исключение – Нижнесергинский ММЗ (ныне «НЛМК-Сорт»), демонстрирующий в последние годы весьма стабильный спрос на это сырье.
В десятку крупнейших потребителей лома стремительно ворвалось сталеплавильное производство («ОМК-Сталь») в Выксе. Существенно нарастили спрос на лом Северский ТЗ (группа ТМК) и Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ, группа «Эстар»). Однако в целом динамика восстановления российского рынка лома в 2010 г. по отдельным предприятиям оказалась весьма пестрой и про однозначные тенденции говорить рано.
Главная причина – в неоднородной ситуации у потребителей металлопродукции, выпускаемой из металлолома. Все они, зарубежные и российские, выходят из кризиса очень по-разному. В нашем строительстве, например, с огромными проблемами. В фактическом состоянии банкротства за прошедшие годы оказалось до трети российских стройкомпаний. При этом спад объемов ввода жилья в РФ в 2010 г. продолжился второй год подряд (-3% после -6,7% годом ранее). Естественно, это не могло не отразиться на потребностях стройиндустрии в ходовом прокате строительного назначения, трубах и многом другом.
Опережающий рост цен на сорт или полуфабрикаты, который произошел в 2010 г., не стал показателем оживления рынка (рис. 5). В большей степени он отыграл растущие издержки металлургических компаний, которые после кризиса с огромным трудом пытаются восстановить свою рентабельность.
Крайними в части цен, как всегда, остаются ломозаготовители. Однако и им за 2010 г. удалось повысить средние цены реализации лома на 19,6%, в основном за счет маневра между выросшим количеством покупателей.
Отметим, что, невзирая на спад доли экспортных отгрузок, стоимость лома в РФ лучше коррелируют с ценами стальной заготовки на экспорт, нежели с расценками на стальную арматуру в стране. Последняя информация (на 28 марта текущего года) указывает на интервал $440–490 за т FOB за качественный лом (HMS1, HMS 1&2, shredered) на мировом рынке с перспективой к снижению. Российские закупочные цены на лом (3A) сейчас имеют тенденцию к сезонному росту, но пока держатся в широком диапазоне 9,8–12,6 тыс. руб. за т (в зависимости от региона поставок).
По-прежнему идут попытки сбить цены лома в РФ за счет дальнейшего ограничения его экспорта. Резон у металлургов есть: за январь–февраль текущего года вывоз лома из страны достиг 640 тыс. т, что в 3,4 раза выше объема годичной давности. Поэтому в правительстве РФ лежит проект постановления о дальнейшем ограничении (до трех) числа пунктов таможенного оформления лома. Естественно, подальше от экономически выгодных портов.
А в конце марта вице-премьер Сергей Иванов объявил о предстоящем запрете перевалки лома через порт Санкт-Петербург (вывоз лома около 1 млн т в год).
Впрочем, сейчас наши ломозаготовители сравнительно спокойны, предвкушая весенний рост спроса и цен. Судя по мониторингу MetalTorg.Ru, проведенному в феврале, их (как и всю страну) прежде всего волнует не экспорт, а повсеместный произвол и коррупция чиновников (рис. 6).
Отметим, ряд специалистов вновь заговорил о предстоящем дефиците металлолома в России.
К примеру, по мнению главного аналитика «Евраз Груп» Кирилла Жиляева, уже в 2013 г. в стране возможно возникновение дефицита лома на внутреннем рынке в размере около 2 млн т, который в дальнейшем будет только нарастать. Причина этой озабоченности –
реализация многих проектов электросталеплавильных мини-заводов в стране.
Однако ключевым, по нашему мнению, является не возможный избыток мощностей (который не раз бывал в нашей стране и за рубежом), а спрос на конечную продукцию меткомбинатов.
Дефицит лома и перспективы
Российские перспективы (на фоне текущего роста цен на нефть и газ) нашим властям
кажутся весьма неплохими. Напомним, что такое мнение уже высказывалось 3 года назад, когда им померещилось, что американский кризис ипотеки Россию не тронет.
Но он тронул! Да еще как!
Корпоративный долг уже погубил заметную долю российских компаний. У других (в том числе металлургических) он успешно съедает увесистую часть прибылей. Спасает только «реструктуризация», т.е. возможность занять и перезанять деньжат. Только теперь – не на Западе, а у российских финансистов, благо прибыли наших госбанков уверенно растут.
Реальные секторы нашей экономики (особенно в машиностроении) выглядят по мировым меркам все менее конкурентоспособными. Оборудования наших заводов, не подлежащего модернизации, а годящегося только в металлолом, в стране становится все больше. Так что особого дефицита на лом мы в перспективе не видим. Кроме того, не ожидаем и заметного роста российского спроса на металл.
Надежды на заграницу – пока что еще слабее.
События в арабских странах уже парализовали сбыт металлопродукции в регионе. «Турецкая стальная индустрия стоит перед перспективами кризиса в течение ближайших 2–3 месяцев, так как традиционные потребители арматуры, такие как Ливия, Египет, Ирак и Йемен, исчезли с рынка и не размещают заказы», – заявил 24 марта вице-президент турецкой Ассоциации стальных экспортеров Угур Далбелер. «За первые 15 дней марта турецкий экспорт арматуры упал на 50% по сравнению с предыдущими уровнями», – сообщил он.
Землетрясение, цунами и крупнейшая ядерная катастрофа в Японии пока не проявили свои последствия до конца. Однако сводки с разрушенной АЭС «Фукусима» становятся все тревожнее.
Специалисты отмечают, что все эти события носят геополитический характер. А пока они мимоходом практически парализовали мировой рынок лома.
Так что нам пока вполне хватит дел и на российском рынке.
|