Рынок лома: проснулся и побежал?
Полтора года кризиса «утрамбовали» российский рынок черного металлолома до самого дна. В мире – чуть меньше, поскольку многие металлургические заводы Европы и США уже не имеют альтернативы лому. Они технологически не работают с другим сырьем и вынуждены закупать его при любых условиях.
В России разрозненной армии заготовителей лома в кризис досталось «по всей программе». Причем как со стороны могучих металлургических холдингов, так и со стороны тарифов Российских железных дорог (РЖД). Среднемесячная отгрузка лома российским потребителям, превышавшая 2 млн т в 2007 г., в начале 2010 г. упала до 810 тыс. т. Это менее 39% к докризисному уровню потребления (рис. 1).
Причем дело не только в традиционном зимнем спаде этого рынка. Полная динамика ж/д перевозок лома, составляющих более 94% нашей ломозаготовки, тоже весьма красноречива (рис. 2). В отличие от нашей металлургии, докладывающей о выходе на 80–100%-ю загрузку мощностей, российская заготовка лома по-прежнему «топчется» на уровне ниже половины докризисных объемов.
Отметим также, что российским вторметам, в отличие от металлургии, в кризис не удалось воспользоваться экспортным направлением отгрузок, невзирая на хорошие цены и дефицит лома во многих регионах мира. Во-первых, влиятельное в России металлургическое лобби уже давно добилось введения экспортных пошлин, добавляющих к экспортным ценам лома до 15%. Более того, в начале 2009 г. «административный ресурс» в лице ГТК РФ практически полностью блокировал азиатское направление вывоза лома морем. Таможня предписала экспортерам Владивостока и Находки сделать крюк до Камчатки для таможенного декларирования металлолома.
Несколько спасла экспортеров лома ФАС, предписавшая отменить приказ ФТС «О местах декларирования отдельных видов товаров», так как он не соответствует Таможенному кодексу РФ и грубо нарушает статью Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Однако российские порты явно перегружены и часто контролируются металлургическими холдингами. Например, Новороссийский порт, контролируемый Новолипецким меткомбинатом (НЛМК), практически прекратил отгрузку лома. В итоге некогда мощный экспортный поток российского металлолома в Турцию сократился в несколько раз. Затруднения с экспортом на руку российской металлургии – отсутствие аль... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |