Рынок лома после первых заморозков…
После 2–3 месяцев падения цен на черный металлолом заготовители стали особо чутки к любым признакам изменения ситуации. Особенно после октября, когда ряд меткомбинатов РФ «испугал» поставщиков новыми ценниками, обвалившимися сразу на 20–30%. Стоимость лома «на земле» в ряде регионов упала до уровня 3000 руб. за т и ниже!
Неужели наши металлурги притормозили заготовку запасов металлолома на зиму?
На этом негативном фоне рост цен на импортный лом в начале ноября в некоторых странах Юго-Восточной Азии, а также активизация турецкого спроса и цен вызвали заметную реакцию российских ломозаготовителей – они ожидали прекращения спада или даже оживления рынка лома в России.
Сразу отметим, что большая часть этого роста мировых цен на лом связана не столько с активизацией металлургических производств, сколько с ростом цен на фрахт. За осень 2009 г. он подорожал втрое (!), сразу добавив $20–25 к цене сырья на основных направлениях его перевозок морем.
Однако резон в оптимизме наших ломозаготовителей, конечно, есть. В кризис он просто полезен для здоровья. Тем более что связь российских и мировых цен на лом давно более чем заметна (рис. 1).
Отток доли российского лома на экспорт в течение десятилетий как-то поддерживал внутренние цены на лом. Иначе под прессингом мощных металлургических холдингов многотысячная армия наших ломозаготовителей не смогла бы отстоять мало-мальски приемлемые цены (с некоторой скидкой от мировых цен на таможенную пошлину и логистику).
Однако с ежегодной и многолетней коррекцией тарифов на перевозки (естественно, вверх) рынок лома все больше начинает зависеть от еще одного российского гиганта – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Глава «РЖД» Владимир Якунин 27 июля текущего года, комментируя предложение тарифной поддержки металлургам при перевозках лома, сообщил: «Исходя из средних текущих внутрироссийских цен на металл и закупочных цен на металлолом, стоимость лома металла в стоимости конечной продукции не превышает 9%».
В реальности эта доля уже выросла до 25–30%, причем половину ее составляет именно ж/д тариф. Растущая стоимость доставки лома из типовых регионов ломозаготовки в дальние порты (до 2000 руб. за т и более), дальнейшие расходы на перевалку и фрахт, а также таможенные пошлины делают экспортные направления отгрузки лома из России все менее выгодными (доля экспорта в отгрузках лома к октябрю упала до 17,6%).
Более того, в пользу наших металлургов в 2009 г. начал использоваться прямой административный рычаг: по приказу №1514 «О местах декларирования отдельных видов товаров» Федеральная таможенная служба (ФТС) с 30 марта резко ограничила число пунктов для оформления лома черных металлов на экспорт. К примеру, на Дальнем Востоке ФТС разрешала экспортировать лом только через Петропавловск-Камчатский, в Сибири – через таможню Красноярска.
Предложение «сделать крюк» в несколько тысяч километров практически блокировало восточное направление экспорта лома, но мало помогло его местным потребителям. «Амурметалл», например, окончательно обанкротился и к августу перешел в собственность госбанка – ВЭБа – не ввиду «завышенных цен» на лом, а вследствие многих лет весьма неэффективного управления.
Административная «помощь» и прочие рычаги воздействия на экономику были и остаются как минимум крайне неэффективными. Российские – ничем не лучше других.
Цены на лом во всем мире определяет прежде всего общая конъюнктура стального рынка. Главным в динамике цен на черный металлолом остается спрос и цены на конечную стальную продукцию, преимущественно выпускаемую из металлолома. Прежде всего (рис. 2) – на стальную заготовку, арматуру и прочий сортовой прокат.
К примеру, мировые цены на лом отлично «отследили» взлет цен на арматуру и катанку в Китае в конце лета 2009 г., невзирая на его спекулятивный характер. Но почти не заметили спада турецкого спроса на лом в месячный праздник Рамадан. Рынок вполне готов к этой ежегодной паузе. Главное – общая конъюнктура мирового стального рынка, насыщенного экспортом всех видов.
А на нем ситуация после кризиса выправляется сравнительно медленно. Причина в том, что металл преимущественно используется для создания продукции весьма длительного применения (строительные сооружения и здания, станки и оборудование, автомобили и т. п.), покупаемой не на один год. Однако кризисный «отложенный спрос» на металл во всем мире постепенно возвращается на рынок, сказываясь как на металлургическом производстве, так и на растущих закупках сырья (рис. 3).
Очевидно, что после провальной зимы 2008–2009 гг. как мировая, так и российская металлургия неспешно выбираются из кризиса в части объемов производства. Причем закупки лома, обвалившиеся годом ранее на 70–75%, наверстывают упущенное опережающими темпами.
Тем не менее полного восстановления объемов стального выпуска пока нет. Причем цифры WSA по России за октябрь несколько завышены. А статистика по всему миру (если исключить Китай) показывает «недобор» объемов в металлургии на 15–20% к докризисному уровню. Причем наибольший – в США и странах ЕС, т. е. регионах наибольшей заготовки металлолома. Этот региональный избыток лома сдерживает рост мировых цен даже при явном дефиците сырья в Азии. Добавляют свою долю растущий фрахт и расходы на логистику. Как итог – разница азиатских цен на черный лом (C&F) и цен мировых экспортеров (FOB) сейчас регулярно зашкаливает за $100 на т.
А трудный российский экспорт лома и металлов на выгодные азиатские рынки вновь начал получать классические сезонные осложнения. Зимние пробки на Дальневосточной ж/д становятся нормой. В середине ноября ОАО «РЖД» сообщило о 8000 вагонов, застрявших на подходах к портам (и очередных конвенциях, т. е. ограничениях отгрузки). А местные СМИ писали о дальневосточных очередях более 9000 вагонов, причем преимущественно с грузами металлургии (особенно с углем).
Получается, что в распоряжении российских ломозаготовителей прежде всего остается российский рынок и весьма ограниченный экспорт не на Восток, а на Запад (в основном в Белоруссию и Турцию). Его общий объем в сентябре составил 15,5% от внутреннего потребления лома, а в октябре – 17,6%.
В условиях слабого экспорта и высоких ж/д тарифов наши металлурги (особенно регионов Сибири и Урала) совсем не спешат повышать закупочные цены на лом. Он все равно растущим потоком приходит на российские металлургические предприятия. За октябрь прибавка составила 11,3%, а объемы приблизились к среднегодовым докризисным уровням (табл. 1).
Конкуренция закупочных цен, фактических оплат и строгостей в приемке лома несколько перераспределила места в рейтинге потребителей металлолома (табл. 2). Первое место в 2009 г. уверенно держит Череповецкий меткомбинат, оттеснивший на вторые роли Нижнесергинский метизно-металлургический завод и особенно Магнитогорский меткомбинат. Аутсайдеры в части потребления лома – «Амурметалл» и другие некрупные предприятия. Именно им достался главный удар финансового кризиса.
Отметим отдельно рост потребления лома у ряда трубников, например Северского ТЗ (группа ТМК). И наконец, нового производства в Выксе – компании «ОМК-Сталь», вошедшей в десятку крупнейших потребителей лома в стране.
Теперь можно подвести итоговый баланс этого рынка по состоянию за 10 месяцев 2008 г. (табл. 3).
Спад ломозаготовки РФ в 2009 г. составил около 46%, вдвое превысив спад в металлургии. Крупные меткомбинаты в кризис предпочли сохранить основную технологическую цепочку металлургического производства (руда – чугун – сталь), поддерживая собственные горнорудные производства, а также использовать накопленные запасы лома. Металлурги, РЖД (и все кто мог) явно переложили свою долю финансово-кредитных проблем на беззащитный малый бизнес, к которому прямо относится наша ломозаготовка.
В течение года ситуация с ломом неуклонно улучшалась, но вторчерметы страны уже понесли непоправимый урон: многие находятся сейчас в состоянии фактического банкротства. Зато те, кто выжил, особенно ломозаготовительные сети меткомбинатов, могут расширить свою долю на российском рынке лома.
Тем не менее накануне зимы 2009–2010 гг. особого оптимизма у металлургов, металлотрейдеров и ломозаготовителей пока нет. Опрос на сайте MetalTorg.ru о причинах осеннего спада российских цен на металлолом дал нам неожиданно пессимистичный ответ. Более половины (51,2%) из полтысячи проголосовавших считают, что причина – в ожидании второй волны кризиса этой зимой.
Думается, это явный перебор.
Уже ясно, что спад цен на лом продлился только до ноября и оказался временным. Теперь начался явный подъем. И мировая, и российская промышленность в 2009 г. медленно «выползают» из кризиса, подгоняя вверх как объемы производств, так и цены на все виды сырья. Крупнейшие меткомбинаты РФ в среднем уже вышли на 90%-й уровень загрузки по отношению к докризисному уровню. Отметим, что с малыми запасами лома на зиму.
Кроме того российский рынок металла и металлолома может несколько «разогреться» благодаря решению правительства РФ с 1 января начать выдачу высоких компенсаций – в размере 50 тыс. руб. – за сдачу старого автомобиля в лом и покупку нового авто. Однако в России, к сожалению, до настоящего момента масштабная система этой утилизации отсутствует как таковая.
Поэтому ближайшая перспектива на российском рынке ломозаготовки остается традиционной – ожидание весеннего роста мировых рынков металла и металлолома, а также первых признаков оживления российской стройиндустрии… |