Текущее состояние рынка ферросилиция РФ
Начало 2018 года рынок ферросилиция встретил на подъёме в прямом и переносном смыслах: цены активно росли, производство не успевало за спросом, все, кто могли, переходили на выпуск этого доходного ферросплава вместо дешевевших марганцевых.
Рынок подогревался новостями о нарастающих закрытиях китайских заводов в рамках борьбы с выбросами в окружающую среду, а также о повышении цен на электроэнергию. Китайские котировки вышли на многолетние максимумы, запасов на складах было немного, а впереди ожидался весенний рост спроса. В Европе ажиотажа было меньше – всё-таки из 600 тыс. т потребления ферросилиция в год здесь две трети приходилось на собственное производство. Но всё же цены сделок для квартальных поставок, по словам участников рынка, превышали $1600 за т.
В начале января 2018 года спотовые цены в ЕС превысили $2100 за т, но торговцы отмечали, что реальных покупателей совсем немного. И даже в Китае сделки с поставкой в конце января – начале февраля шли со снижением цен.
Спустя лишь несколько недель быстрый подъём обернулся таким же стремительным откатом – сначала в Китае, потом и в других регионах мира. Взрыв на принадлежащем Xinhua Group Co. Ltd крупном заводе по выпуску ферросилиция не смог переломить общую динамику. За следующие полгода цены потеряли еще 17,5% и продолжили падение. В итоге к середине 2019 года они откатились на 50% относительно своего максимального уровня (рис. 1).
И это худший результат среди крупнотоннажных ферросплавов, марганцевые за то же время подешевели только на 12–14%.
Российский рынок колебания цен ферросилиция затронули в меньшей степени. Что рост, что дальнейшее снижение были заметно более плавными. Но, судя по всему, воспользоваться конъюнктурой наши производители смогли весьма удачно. Экспортные цены на российский ферросилиций, превысив в начале 2018 года отметку $1350 за т, практически не опускались ниже на протяжении всего прошлого года – заметный спад начался только в феврале 2019-го. Что явно говорит о долгосрочных контрактах с основными покупателями (рис. 2).
За исключением перевалочных поставок в Нидерланды, главным потребителем российского ферросилиция является Япония. Ведущими поставщиками в этом направлении являются «Кузнецкие ферросплавы» (около 80–90% отгрузок) и Братский ферросплавный завод.
Импортный поток ферросилиция в РФ традиционно невелик – хватает своих производителей. Однако за последние два года он вырос в несколько раз и к концу года может достичь 40 тыс. т (рис. 3).
Это в 10 раз меньше экспорта ферросилиция и в 20 раз ниже объёмов его производства в России. Но две вещи бросились в глаза: резкое нарастание импорта с Украины после 2014 года и из Казахстана – после 2016-го. Причем присутствие казахстанской продукции на российском рынке, скорее всего, будет только нарастать.
В июле текущего года начал работу Карагандинский ферросплавный завод YDD Corporation. Предприятие ориентировано на выпуск ферросилиция с содержанием 75% Si в объёмах 180 тыс. т в год, а с 2020 года – 240 тыс. т. Производимая продукция на 100% экспортно ориентированна, а основной объём завод планирует поставлять в Россию, Турцию, Южную Корею, США и страны Европейского союза. После выхода завода на полную мощность Казахстан войдёт в пятёрку стран – крупнейших производителей ферросилиция в мире.
С Украиной всё интереснее. Есть поставки реальным потребителям в Свердловской и Челябинской областях, их объём составляет около 3,5–4 тыс. т в год. Примерно столько же идёт через белгородских и московских посредников в неопределённом направлении.
С ноября 2017 года появились регулярные отгрузки ферросилиция с Украины в Ростовскую область. Первоначально они были небольшими, до 100 т в месяц, но с октября 2018 года объёмы выросли на порядок. Всего с июля 2018 года по июнь 2019-го в этом было направлении поставлено 7,5 тыс. т ферросилиция. Кто является его производителем, можно только предполагать.
Как сообщали СМИ, в ноябре–декабре 2017 года на Стахановском заводе ферросплавов (50 км от Луганска, 80 км от Ростовской области) была запущена в тестовом режиме одна печь по производству ферросилиция. Ближе к лету 2018 года предприятие обеспечили электричеством в достаточных объёмах и к июлю печь планировали вывести на мощность 1000 т продукции в месяц, а далее достичь 1800 т.
Потенциально ещё один претендент поставок на внутренний российский рынок – Узбекистан. В начале 2019 года пресс-служба АО «Узметкомбинат» сообщила о намерении впервые начать экспорт ферросилиция и силикомарганца. Эта возможность у предприятия появилась после строительства ферросплавного цеха при участии компаний Posco Daewoo и SAC.
Тем не менее пока поток импортного ферросилиция к нам в Россию довольно невелик и объёмы потребления последние два года были чрезвычайно стабильными, на уровне около 540 тыс. т. По итогам первой половины 2019 года российским потребителям досталось чуть меньше 260 тыс. т, что примерно соответствует показателям аналогичных периодов 2017–2018 годов (табл. 1).
С производством всё немного хуже: если 2018 год характеризовался ростом выпуска сразу на 32%, то в январе–июне текущего уже наблюдается 10%-й спад. Что не удивительно, учитывая ценовую динамику этого ферросплава.
И поводов для оптимизма в этом вопросе у участников рынка немного.
На главном мировом рынке – китайском – генеральный менеджер трейдинговой компании Hao Ruisen Industrial Лиу Лимин не видит причин для роста цен во втором полугодии 2019 года. Его компания сейчас активно практикует «игру на понижение»: в условиях падающих цен она продаёт ферросилиций с отложенной поставкой, а к моменту исполнения контракта ищет и выкупает необходимый объём на рынке, где он уже дешевле цены продажи. Основания для сохранения подобной тактики у него есть.
Представители ряда китайских заводов ожидают снижения расходов на производство вследствие снижения стоимости электроэнергии в провинции Цинхай на время сезона дождей и снижения стоимости передачи электроэнергии в провинции Нинся в IV квартале. На III квартал приходится завершение ремонтных работ у многих предприятий. По словам участников рынка, зачастую после ремонта печи эксплуатируются максимально долго, без перерывов на профилактику. Следовательно, доступной продукции на рынке станет больше.
По данным Лиу Лимина, в настоящее время чистые производственные издержки для 72%-го ферросилиция в провинции Нинся у малых и средних производителей составляют около 5400 юаней ($784) за т, в провинции Цинхай этот показатель ещё ниже. Соответственно, неразумно ожидать на внутреннем китайском рынке заметно более высоких цен.
Кроме того, становится сложнее торговать на экспортных направлениях. Из-за торгового конфликта Китая и США экспорт китайского ферросилиция по сравнению с прошлым годом снизился на 10 тыс. т, европейским поставкам также мешают антидемпинговые пошлины. Индонезийская Qing Shan Steel сократила свой импорт ферросилиция из Китая с 10 тыс. до 3 тыс. т в месяц после строительства собственного завода по производству ферросилиция.
Естественно, в таких условиях сохранение объёмов продаж и цен звучит как позитивный прогноз. Реалистичный – постепенное сползание ферросилиция к себестоимости.
До России, впрочем, мировые тренды доходят с некоторым опозданием.
В начале августа текущего года губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров провёл выездное рабочее совещание по реализации инвестпроектов на площадке «Химпрома». Гендиректор АО «Волгоградский электрометаллургический комбинат» Александр Шведов рассказал, что цех, где раньше производили карбид кальция, с весны 2020 года перейдет на выпуск ферросилиция. Мощность цеха должна составить 24 тыс. т в год. Потребителями, как ожидается, выступят ВМК «Красный Октябрь», Волжский трубный завод, а также предприятия Европы и США. Предполагаемый объём инвестиций в проект составляет 1,2 млрд рублей, заявка на 337 млн рублей льготного кредита направлена в Фонд развития промышленности.
Ферросплавный завод в данном случае является первой из составляющих перепрофилирования закрывшегося гиганта советской химиндустрии.
Главным проектом выступает метанольный завод мощностью 1 млн т в год. Строить завод будет Mitsubishi Heavy Industries, технологию предоставляет Haldor Topsoe A/S (Дания), а занимается всем проектом с российской стороны корпорация AEON Романа Троценко. Корпорация чрезвычайно всеядная: под её контролем множество аэропортов, Башня Федерация в Москва-Сити, концерн «Связьстрой», Московское речное пароходство, завод авиакомпонентов и производитель азотных удобрений.
В столь многопрофильном холдинге у нового завода есть шансы переждать период низких цен и дождаться нового подъёма. У остальных российских производителей – тоже. Ведь больше половины спроса им обеспечивают стабильные отечественные сталепроизводители, с которыми «не один пуд соли съеден». |