Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


12.05.2010    Рынок железорудного сырья: революционные перемены



После полувека сравнительной стабильности мировой рынок железорудного сырья претерпевает сейчас колоссальные изменения. Ряд специалистов отмечает, что это «завело мировую металлургию в состояние шока и хаоса», повышенной напряженности и неуверенности в завтрашнем дне, «крайнего возмущения и негодования». После того как в начале года уже традиционно тяжело и долго шел процесс согласования новых цен на ЖРС на 2010–2011 финансовый год, стало ясно, что эти переговоры фактически стали последними. Теперь цены на железную руду будут определяться спотовым рынком и далее фиксироваться в краткосрочных квартальных, а то и в месячных договорах.

На фоне наметившегося восстановления мировой экономики (с ростом спроса на сталь) плавный рост конъюнктуры получил весьма чувствительный удар. Новая система с 1 апреля сразу вылилась в 90–100%-й рост железорудных цен на экспортных направлениях, обеспечивающих металлургию мира более чем половиной сырья.

Далее на очереди не только рост цен на стальную продукцию, поскольку металлургам придется (не без усилий) переложить часть роста затрат на плечи потребителей, но и главное – грядет ценовая нестабильность, к которой приведет частое согласование цен на основное сырье. Далее эта нестабильность распространится по всей технологической цепочке планирования производства и реализации стальной продукции, вплоть до машиностроения и автопрома.

К примеру, мечты российского «Уралвагонзавода» о стабильных ценах на металл хотя бы в течение года становятся совсем нереальными. А для самой металлургии с громадными (до 10 лет) сроками окупаемости инвестиций эти изменения ужасают своей стратегической неопределенностью. Рентабельность любых новых производств становится абсолютно непредсказуемой.

Что же происходит на мировом рынке железорудного сырья и металлов? Каковы наиболее весомые причины столь резких рыночных изменений? Что в этой связи ожидает мировую и российскую металлургию в будущем?

Новые мировые цены – двойной удар

Формально текущие переговоры по ценам на железную руду на 2010–2011 финансовый год все еще продолжаются, однако крупнейшие производители этого сырья – бразильская Vale и австралийская BHP Billiton – уже согласовали цены с большинством (до 90% по количеству) основных клиентов. При этом эпохальными событиями года стали:

• резкое и рекордное – до 90–100% – повышение индикативных цен на железную руду против прошлогоднего уровня (бенчмарка);

• уход от традиционной долгосрочной системы ценообразования к краткосрочным поквартальным договорам с привязкой к спотовым ценам.



* – цены, предложенные Vale металлургам стран ЕС;

** – индекс PlattsIODEX – показатель американской консалтинговой компании Platts (группа The McGraw-Hill), который составляется на основе спотовой стоимости железорудной мелочи с 62%-м содержанием железа при поставках в Китай на условиях CFR.

Согласно новым условиям, цены на железорудное сырье по квартальным договорам будут определяться на основе средней цены на спотовом рынке с использованием индексов. Стоимость сырья Vale после согласования с PlattsIODEX будет пересчитываться на условиях FOB за вычетом средней фрахтовой ставки по маршруту Бразилия – Северный Китай с добавлением «премии» за высокое содержание железа и вид сырья (крупнокусковую руду и окатыши).

Отметим, что по данной методике во II квартале текущего года на условиях FOB цены BHP Billiton на мелкодробленую руду с рудника Pilbara будут в среднем на $15 за т выше цен Vale на железорудную мелочь южной (SSF) и северной (SFCJ) систем компании (рис. 1).



При этом с учетом текущей стоимости фрахта австралийская рудная мелочь будет продаваться по $131,5 за т на азиатском рынке, а бразильская – по $124–134 за т CFR Дальний Восток, что приближается к спотовым ценам индийского сырья. Причем на спотовом рынке сырье из Австралии и Бразилии будет стоить дешевле как минимум на $36–46 за т.

Эта схема особо невыгодна ряду азиатских потребителей, особенно крупнейшему мировому импортеру ЖРС – Китаю. Однако концентрация Vale, Rio Tinto и BHP Billiton, крупнейших поставщиков железной руды в мировой торговле, на данный момент составляет 68,5%.

Более того, монополия «большой сырьевой тройки» может еще больше усилиться в результате запланированного создания совместного предприятия BHP Billiton и Rio Tinto по разработке железорудных месторождений в Западной Австралии. Стоимость потенциального СП оценивается в $116 млрд, оно позволит двум «дружественным» компаниям с британско-австралийскими корнями контролировать 2/3 мировых поставок железной руды.

Фактически именно эта монополизация и позволила горнорудным гигантам перевесить влияние металлургов и совершить мировой переворот на рынках руды и металлов. В оправдание сообщается, что «ежеквартальная система согласования цен на основе независимого индекса спотовых цен будет более профессиональной и прозрачной, а также позволит избежать перекосов в железорудном бизнесе и формировать цену на основе рыночных факторов» и т. д.

Напомним, что прежняя система ценообразования на рынке железной руды существовала почти в неизменном состоянии с 1960 г. Ряд производителей и потребителей заключали только годовые контракты на основе годовых контрактных (или бенчмаркинговых) цен на поставки железорудного сырья морем. Преимущественно это были поставки ЖРС из Австралии в Японию, хотя позже к этой системе присоединились потребители многих других стран. Однако с тех пор ситуация в мире существенно изменилась, включая саму горнодобывающую и сталелитейную индустрию.

Особенно заметным в последние десятилетия стал бурный подъем экономики Китая с нарастающей потребностью в сырье. Фактически он переставил все акценты на этом направлении мировой торговли: рынок покупателей стал рынком продавца.

Первой ласточкой стал 2005 г. с рекордным повышением цен на железную руду на 71,5%. Рост в 2006 г. на 19% и в 2007 г. на 9,5% сейчас выглядит паузой. Рост в 2008 г. на 65–71% стал новым подтверждением все той же тенденции, но пока – по годовым контрактам.

Цены на железную руду в 2009 г. откатились назад приблизительно на треть. Это произошло на фоне разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, больно ударившего по мировой металлургии. Ввиду падения спроса и обвала цен производителям стали и сырья пришлось резко сократить свои возможности, останавливая часть мощностей и теряя ожидаемые доходы.

Отметим, что Китай на переговорах по ценам на 2009 финансовый год попытался не принять базовые цены в $61 за т австралийской руды, согласованные между ее крупнейшими поставщиками и потребителями (в Японии и Южной Корее). Он требовал себе скидок как самому крупному в мире потребителю сырья, особенно на фоне периода низких спотовых цен. Однако горняки Австралии не уступили – многим китайским компаниям пришлось изменить мировым традициям и закупать значительные объемы железорудного сырья на спотовом рынке.

Отметим, что кризисного спада в китайской металлургии в 2009 г. практически не произошло. Сказались оперативные меры по стимулированию внутреннего спроса на металл, первые попытки оздоровления мировой экономики и многое другое.

В итоге начиная с июля 2009 г. спотовые цены на железную руду превысили контрактные и к настоящему времени более чем удвоились. В результате нынешний рынок железной руды стал единственным из крупнейших сырьевых рынков мира, где наблюдается огромное (более 100%) расхождение между годовыми и спотовыми ценами.

К примеру, в 2010 г. цена руды с содержанием Fe 62 и 63,5/63% на спотовом рынке выросла на 48,5%, вплоть до $179–188 за т CFR (по состоянию на 15 апреля). Причем в апреле темп роста стоимости ЖРС на срочном рынке ускорился и достиг 1–3% каждый день на фоне ажиотажа вокруг переговоров по новым ценам (рис. 2).



Следует также отметить, что опережающий рост спотовых цен на индийское железорудное сырье также связан с повышением правительством Индии экспортных пошлин на кусковую руду до 10% и рудную мелочь до 5% в конце декабря 2009 г., которые в 2010 г. могут еще вырасти до 20%. Вдобавок к этому со второй половины марта текущего года в среднем на 7% выросли ж/д тарифы при вывозе индийского ЖРС за границу.

Однако в середине апреля мировые спотовые котировки на железную руду составили в среднем $168 за т (с содержанием Fe 62%) и $173 за т (с 63,5/63% Fe).

Ряд специалистов считает, что спрос и спотовые цены на железную руду могли бы быть еще выше, однако их сдерживающим факто
...
...
...

Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.

С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: