Требуется кокс, по возможности недорого...
Высокие цены на металлургическое сырье в последние годы стали привычным фактом для металлургов. Те из них, кто не имеет собственных запасов сырья, вынуждены принимать рост их цен. Более того, они фактически заботится уже не о проценте подъема цен, а о гарантии поставок нужного сырья. Не последнюю роль в «воспитании уступчивости» металлургов сыграл 2004-й год, когда появились признаки дефицита, а цены на железную руду и кокс рекордно повысились.
Ценовые переговоры между металлургами и сырьевиками, начавшиеся в конце ноября 2004 года, пока не завершены, но уже обещают в 2005 году повышение цен до нового рекордного уровня. Касается это, в первую очередь, железной руды. Однако то же прогнозируется не только для коксующихся углей, но и для металлургического кокса.
Переговоры по ценам на коксующиеся угли обещают закончиться быстрее, чем по ЖРС. Уже пошли первые крупные контракты, поэтому отправная точка для цен по углю (и коксу) стала обозначаться в декабре 2004 - январе 2005 года. Сбываются при этом самые «худшие опасения» металлургов. Кстати, вполне ими же ожидаемые. Объявленный крупнейшими металлургическими компаниями, например Arcelor, рост цен на сталь в 2005 году на 20% вновь вполне можно будет «списать» на цены сырья.
Однако с углем и коксом ситуация оказалась более запутанной, чем с ЖРС, поэтому полезно рассмотреть ее поподробнее.
Мировой рынок
Энергичное, благодаря Китаю, развитие мировой черной металлургии в последние годы быстро начало оказывать прямое влияние мировой рынок кокса. Тем более, что именно Китай и делает на нем погоду, ранее осуществляя на мировом рынке более 50% экспортных поставок. Как аккуратно начали сообщать в прошлом году восточные аналитики: «у производства кокса возникло напряжение с поставками, а цена кокса начала повышаться». Экспорт китайского кокса (который традиционно поставлялся в Японию и Европу) в начале 2004 года заметно стал сокращаться в связи с возросшим спросом внутри страны.
Ситуация с уменьшением поставок вызвала бурную реакцию Еврокомиссии, поэтому в мае 2004 года КНР и ЕС с трудом, но договорились, оставить экспорт кокса на уровне предыдущего года. Это при том, что в 2004 году производство стали в КНР выросло на 22%, а в ЕС – почти на 5%. В среднем по миру рост потребления кокса превысил 9%, а китайский экспорт его не вырос. Позиция властей КНР при этом однозначна. Уже то, что поставки из Поднебесной на мировой рынок почти не сократились, - огромная уступка зарубежным потребителям.
Повторится ли эта ситуация в 2005 году?
Похоже – «один к одному».
На середину декабря китайское правительство объявило о выдаче экспортных лицензий на кокс, озвучив цифру равную поставкам прошлого года – 14 млн. тонн (около 5% общего производства кокса в КНР).
Ожидается, что в 2005 году мировое потребление кокса будет выше 450 млн. тонн, а на долю производства кокса в Китае придется 266 млн. тонн. (почти 60%). Однако он в основном останется в Китае. Это означает плавное нарастание дефицита китайского кокса, поэтому многие страны возобновляют или расширяют его собственное производство. Однако процесс этот не слишком быстрый.
Только эксперты-оптимисты (из China Minmetals Corporation) считают что к 2006 году ожидают, что предложение кокса на мировом рынке увеличится на 80 млн. тонн. Из них со стороны Китая - 58 млн. тонн (?); Бразилия - 6.6 млн. тонн; Германия - 2.9 млн. тонн; Индия - 2.8 млн. тонн, США - 2.7 млн.; Польша - 2.2 миллиона тонн. В части Китая мы с этим прогнозом не согласимся вообще.
Возвращаясь к 2005 году можно вполне четко прогнозировать коньюктуру этого рынка. Проблема дефицита кокса в мире обостряется. А прежде всего она отражается на рынке коксующихся углей.
С ноября на переговорах в Японии австралийскими горнорудными компаниями серьезно предлагалось 40% повышение цен на коксующийся уголь (с 57 $/т до 80 $/т), что «осуждалось» многими аналитиками. Лидер горнорудной индустрии - BHP Billiton вообще не стеснялся. Он предлагал увеличить цену своего коксующегося угля высших марок до 104 $/т, что уже соответствует 82%-му повышению.
При этом самые крупные австралийские поставщики коксующихся углей (BHP Billiton Mitsubishi Alliance, Rio Tinto, Xstrata (MIM), Excel Coal, Anglo American и Wesfarmers) в переговорах чутко «держали руку на пульсе» курса доллара США. Рост австралийского доллара к доллару США подрывал эффект от повышения цен на продукцию австралийских производителей. Оказалось, что металлургам надо было соглашаться на цены сырьевиков сразу (по китайскому методу). Время работало явно не в их пользу.
В итоге к 20 декабря стало ясно, что японская Nippon Steel Corp купит металлургический кокс на 2005 год по рекордно высокой цене в $120 за тонну, что более чем вдвое выше уровня 2004 года. Nippon Steel приняла второе прямое повышение цены от BHP Billiton, канадской Elk Valley Coal Corp и других производителей металлургического кокса. А вторая японская компания Kobe Steel чуть позже согласилась на цену 125 $/т.
Ну а 28 декабря в центральной китайской газете China Daily была оглашена новая цена на экспорт китайского кокса (на условиях FOB). Китайские эксперты полагают, что она остановится на уровне около $250- $300 за тонну в 2005 году. Они напоминают, что экспортная цена на кокс в мае 2004 года достигала уровня $450/т, снизилась в июне к $210/т и поднялась в октябре до $240 -$250/т. Это «объясняет» прогнозируемый рост цен в 2005 году. Огромная разница цен внутреннего рынка Китая (сейчас около 150 $/т) и экспортных цен на кокс вновь не обсуждается.
Это означает, что власти КНР продолжат политику сдерживания экспорта кокса и поддержки низких цен сырья для своих металлургов. Монополист вполне может себе это позволить (см.Рис.1). Динамика роста стоимости производства кокса (за 5 лет – более чем в 10 раз) создана Китаем и более чем впечатляет!
Цены на 2005 год - прогноз, кокс - экспортная цена fob Chinese ports, кокс.уголь - цена импорта cif Japan
Рис.1. Источник: SheetMetalWorld, SteelOntheNet, MetalTorg.Ru
Ну а мировые цены на коксующиеся угли и кокс в условиях дефицита продолжат свое движение вверх. Остается только надеяться, что после весеннего роста оно будет умеренным.
Российский баланс
Что в ситуации повышения цен на коксующийся уголь и кокс ожидать российским металлургам?
А каждому меткомбинату – придется ждать своего! Почему, поясним позже.
Власти считают, что ситуация на угольном рынке России оставляет желать лучшего: отрасль должна завершить реструктуризацию(?) и должна насытить внутренний рынок качественным углем. Независимые холдинги этой отрасли считают, что никому ничего не должны. Еще свежи в памяти процессы 90х годов с «закрытием» нерентабельных тогда производств, забастовками шахтеров и их пикетами на Горбатом мосту в Москве. На свободном российском рынке производители коксующихся углей и кокса готовы торговать сейчас только по мировым ценам.
Недавно Минпромэнерго РФ объявило о том, что намерено в 2005 году инициировать пересмотр тарифов на экспортные и внутренние железнодорожные перевозки кокса и энергетических коксующих углей с целью предоставления исключительных тарифных условий. Совместно с ФАС в 2005 году министерство разработает комплекс мер по совершенствованию организации внутреннего рынка угля, подготовит программу повышения инвестиционной привлекательности угольной отрасли на основе механизма государственного субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих организаций и разработает ведомственную целевую программу по завершению реструктуризации угольной промышленности России.
В части ж/д тарифов небольшое регулирование вполне возможно. Сейчас экспортные потоки угля почти «закупоривают» припортовые железнодорожные пути как на Западе, так и на Востоке России. А вот в части создания эффективной программы –не верим (прямо по Жванецкому)! Какая еще реструктуризация? Может быть методом ЮКОСа?
В таком, опасаясь переделов и срыва поставок, не заинтересован никто. Даже – большинство металлургов. Многие из них (Северсталь, Евразхолдинг, Мечел и т.д.) уже давно позаботились о себе сами. Их производственные мощности по добыче коксующихся углей не только обеспечивают свои потребности, но и успешно работают на экспорт.
Если рост добычи угля в России оценивается в 1-1,2%, то рост объемов его экспорта за 2004 год достиг 16-17%, а кокса – более 30%!.
Эта тенденция обоснованно тревожит как металлургических гигантов России (ММК и НЛМК), так и малые предприятия, не имеющие в своих активах угольных мощностей. При нарастающем экспорте они вынуждены все активнее использовать импортный кокс. К примеру, в конце декабря Магнитогорский металлургический комбинат подписал контракт с крупнейшим металлургическим объединением Казахстана (бывшим Испат-Карметом) на поставку концентрата коксующегося угля в объемах 1200 тысяч тон. А НЛМК в 2004 году уже опробовал импорт австралийского угля.
Может обратиться куда поближе? Например, к украинским соседям.
Украина: своим не хватает!
Ближайшим и относительно "недорогим" источником данной продукции на западе России является украинский Донбасс. Причем почти 80% кокса Украины выпускает одна донецкая группа "АРС".
Насколько реально для российских металлургов покупать кокс или уголь в Украине? Каковы перспективы подобных отношений?
Рассмотрим ситуацию с коксом на Украине по-подробнее. Там уже сложен баланс производства кокса и металла на 2005 году и согласно данным Ассоциации производителей кокса "Укркокс", местные КХЗ смогут произвести лишь 21 млн. тонн, а это 93% загрузки существующих мощностей (при практически полной загрузке в 2004 году в объеме 22,5 млн. тонн). По словам генерального директора "Укркокса" Анатолия Старовойта, на предполагаемый объем производства "надо будет завезти не менее 9 млн. тонн угольного концентрата". Причем, заметьте, Украина покупает коксующийся уголь преимущественно в России (95%), поскольку сама испытывает недостаток в качественных коксующихся углях. Экспорт российского коксующегося угля в Украину растет из года в год, а отечественным металлургам его не хватает!
Табл.1 Источник: Минпромполитики Украины
Кроме того, по словам заместителя директора департамента международного сотрудничества Минпромэнерго РФ Светланы Степановой, в рамках сотрудничества двух стран в 2004 году Россия поставит в Украину 900 тыс. тонн кокса. Реально за 10 месяцев 2004 года поставки российского кокса в Украину составили уже 775,2 тыс. тонн.
В Украине, согласно статистике Министерства топлива и энергетики страны, ситуация усугубляется еще и тем, что постепенно сокращается добыча углей, используемых для коксования. Так, добыча коксующегося угля за 11 месяцев сократилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года - до 33792,4 тыс. тонн, а, в ноябре - на 5,0%, до 3013,8 тыс. тонн. А в прошлом году украинские угледобывающие предприятия добыли 37,2 млн. тонн коксующегося угля, что меньше на 5,4% чем в 2002 году.
Но тот же «Укркокс», устами г-на Старовойта недавно сообщил: "У нас все нормально - есть коксующийся уголь – сырье для производства кокса, и наши предприятия увеличивают объемы выпуска продукции, которую отгружают на отечественные предприятия по графику".
Поддержал его и председатель правления ОАО "ММК им.Ильича" Владимир Бойко заявлял: "Сегодня потребности металлургов в коксе полностью удовлетворены. Нехватка коксующегося угля для металлургического комплекса ощущалась в начале текущего года. Причиной данного явления стало ограничение экспорта Китая в Европу и Америку и повышение цен на китайский коксующийся уголь. На сегодняшний день вводятся новые производственные мощности в Украине и России, и дефицита на рынке данного вида продукции нет".
Действительно, по данным Министерства промышленной политики, в январе-ноябре 2004 года украинские КХЗ увеличили выработку кокса на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 20,22 млн. тонн, а производство чугуна за отчетный период в стране выросло на 2,5% до 28,487 млн. тонн. При этом гендиректор "Укркокса" отметил, что цены на кокс стабильные, так как цены на коксующиеся угли также сохраняются стабильными. Так, цены на коксующийся уголь в ноябре соответствуют уровню прошлого месяца и составляют 75-85 $/т без НДС, а импортная цена на российский уголь при поставках в Украину составляет 110-120 $/т daf граница Украины, также оставшись без изменения по сравнению с октябрем. Поэтому соответствующие цены на кокс на рынке Украины также остались без измененийи также высоки: на украинский кокс на уровне 260$/т, на российский – 290 $/т (см. рис.2).
И кстати, Федеральная антимонопольная служба России уже получила материалы в отношении трех производителей кокса ОАО "Кокс" (Московская область), ОАО "Алтай Кокс" (Алтайский край) и ОАО "Коксогазовый завод" (Москва), которые подозреваются в нарушении антимонопольного законодательства. Все три компании, действующие через посредников, установили одинаковые монопольно высокие цены на кокс. Поставщики кокса одновременно подняли цену на продукцию в 2,5 раза по сравнению с началом года – до 9 тыс. рублей за тонну.
Рис.2 Источник: MetalTorg.Ru
И Украина, и Россия испытывают определенный недостаток собственного коксующегося угля, но обладают достаточными мощностями для производства металлургического кокса для внутреннего потребления. Нехватку кокса российские металлурги начали покрывать не только за счет импорта, а как демонстрирует недавний пример Северстали- даже за счет покупки коксовых мощностей далеко за пределами Стран Содружества. Речь идет об объявлении сделки по участию «Северстали» совместно с американской Wheeling-Pittsburgh Steel в реконструкции и производству на коксовом комбинате Follansbee.
Украина решает проблему нехватки кокса путем сокращения экспорта.Так, по данным ПХО "Укрметаллургпром", в 2005 году экспорт кокса из Украины сократится с 3,11 млн. тонн — до 1,32 млн. тонн. В 2004 году за 10 месяцев Украина уже продала за границу 2,78 млн. тонн кокса за $550,39 млн. При этом в Россию она отправила 112,5 тыс. тонн этой продукции. А закупки российского кокса в 7 раз больше! Добавим к этому, что в России Украина покупает коксующийся уголь в размере 7-8 млн. тонн в год (при полном отсутствии экспорта украинского угля вообще). Учтем, что Украина, ввиду определенных проблем с марочным составом шихты (из-за недостатка в стране углей типа Ж и ПС), покупает в нашей стране, прежде всего, высококачественный коксующийся уголь.
Таким образом, Украина обеспечивает своих металлургов коксом в полном объеме за счет снижения экспорта, а снижение выпуска коксующегося угля компенсирует увеличением российских поставок! Выходит, что украинские компании смогли договориться с российскими поставщиками угля и кокса, а российские металлурги никак не могут наладить взаимовыгодные отношения с отечественными производителями. Возникает также ощущение, что конкуренция российских металлургических холдингов уже прямо влияет на взаимные поставки сырья.
Отметим также сложившиеся в России технико-экономические особенности применения кокса.
Сейчас у нас в среднем на тонну чугуна расходуется 415-440 кг кокса. В «лидерстве» мы чуть уступаем Украине (520-530 кг кокса на тонну чугуна). До уровня Японии (380 кг), Германии (340 кг) и других технологических лидеров нам очень далеко.
Однако сложившаяся выгоднейшая конъюнктура на стальном рынке (и рынке сырья) предоставила уникальный шанс, как металлургам, так и производителям сырья, начать широкомасштабную модернизацию производства с целью повышения их эффективности.
Сейчас у российских металлургов, вернее их собственников, есть в части кокса, по крайней мере, два выхода:
либо платить достойную цену за коксующийся уголь и кокс отечественного производства (тем самым отвлечь часть нарастающего экспорта на внутренний российский рынок)
либо приобретать мощности по добыче угля для коксования, выстраивая самодостаточные вертикально-интегрированные компании.
Эти затраты снижают конкурентоспособность национальной черной металлургии в целом, поэтому часть расходов уже вполне можно переложить на сырьевиков.
Если мы хотим не только распродавать природные ресурсы России, но и развивать свою промышленность, то этот путь неизбежен.
Вероятно, нашим властям не стоит повторять тут китайский метод введения квот на кокс для снижения внутренних цен. Однако, уверены, что о таможенных пошлинах на вывоз сырья вполне можно подумать. В этой части уголь и кокс ничем не хуже нефти, газа или металлолома.
|