Магния на всех не хватит?
Осенью 2021 года на европейском рынке магния царили панические настроения – цены на самый легкий цветной металл ставили все новые рекорды. С целью экономии электроэнергии в Китае большая часть заводов по производству магния оказалась закрыта, что привело к острому дефициту ключевого компонента алюминиевых сплавов в Европе. Крупнейшие металлурги из развитых стран давно отказались от выпуска металла из-за невозможности конкурировать с низкими затратами у китайских производителей. Теперь, вероятно, им самое время вернуться на рынок. Ведь потребности в магнии продолжают расти…
Широкое применение магния началось более 150 лет назад благодаря свойству яркого воспламенения на воздухе при температуре около 500°C (ниже точки плавления) – в известных некогда фотовспышках.
В ХХ веке магний, как наиболее легкий конструкционный металл с плотностью 1,74 г/см3, стал использоваться по нарастающей. Естественно – в форме сплавов, причем близких к алюминию по прочности, коррозионной стойкости и к вариантам технологии производства.
Фактически магний начал теснить алюминий в большинстве сфер его применения, причем процесс этот продолжается до сих пор. Напомним, что еще в 1957 году корпус первого искусственного спутника земли, запущенного СССР, был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг6. Далее, по мере снижения цен и развития технологий переработки магния, спектр сплавов на его основе заметно расширился. От простых литейных сплавов, например на основе Mg-Al-Zn (по ГОСТ 2856-79 и др.), к сложным многофазным системам, упрочняемым деформированием и термообработкой. Среди последних разработок отметим жаропрочный магниевый сплав системы Mg-Zn-Zr-РЗМ марки ВМД16, созданный ВИАМ. По данным изготовителя, этот сплав рекомендован для длительной эксплуатации до 200°C и кратковременной – до 300°C. При этом сплав ВМД16 может использоваться для производства прессованных, штампованных и кованых заготовок и деталей со снижением массы (к алюминиевым сплавам) до 30%.
Применение легких магниевых сплавов за последние десятилетия расширилось во всем мире. Кроме использования в ракетно-космической технике, они продолжили завоевание авиапромышленности. Далее – охватили автопром, вплоть до начала производства дисков автомобильных колес. Повсюду, начиная с объективов миниатюрных фото- и телекамер до деталей смартфонов и дронов, желательно применение металла полегче, и альтернативы магнию практически нет.
Новый импульс этим процессам задают текущие тенденции мирового рынка авто- и электромобилей. Требование уменьшения веса автотранспорта становится ключевым фактором роста потребления магния в мире. Детали из магниевых сплавов продолжают вытеснять алюминиевые, поскольку автопроизводители стремятся снизить их вес для повышения эффективности транспорта. По данным Министерства энергетики США, снижение веса автомобиля на 10% может привести к экономии топлива на 6–8%. Многие крупные производители, такие как Audi, Mercedes-Benz, Ford, Jaguar, Fiat и Kia Motors Corp., уже заменили во многих деталях своих автомобилей сталь и алюминий именно магниевыми сплавами.
Начались попытки использования магниевых сплавов даже в строительстве. К примеру, в Китае средний вес опалубочных конструкций с применением магниевых сплавов снизился до 15 кг/м2, то есть меньше, чем 21–25 кг/м2 у аналогичных конструкций из алюминиевых сплавов. В итоге себестоимость обвязочного каркаса на основе магниевых сплавов в начале 2021 года составляла около 536,7 юаня/м2 по сравнению с 652,5 юаня/м2 для алюминиевых сплавов. Только опережающий и кратный рост стоимости магния притормозил эти эксперименты, важные для строительства высотных зданий.
В конечном итоге в 2022 году основным направлением использования первичного металлического магния в мире (около 58% от общего потребления) являлось производство деталей из его сплавов. Еще около 20% потребления металлического магния обеспечило легирование массовых сплавов на основе алюминия. В черной металлургии для модифицирования и десульфурации чугуна и ряда видов стали было использовано около 14% магния. На остальные сферы применения пришлось около 8% магния (рис. 1).
С точки зрения добычи магний не относится к редким ископаемым. Ресурсы, из которых может быть извлечен магний, весьма обширны и присутствуют во всех регионах мира. Добывать его можно даже из морской воды, однако там содержание металла сравнительно невелико.
В Китае, России, США и многих других странах есть богатые месторождения магния. При этом основным сырьем для промышленного получения магния являются доломит (CaCO3·MgCO3), карналлит (MgCl2·KCl·6H2O), магнезит (MgCO3) и бишофит (MgCl2·6H2O).
По данным USGS, в 2022 году мировое первичное производство металлического магния составило порядка 1 млн т. Напомним, что в 2019 году оно достигло пика – 1,12 млн т. В основном (на 90%) производство ведется на базе рудного сырья и рассолов магния, но нарастает его извлечение и из вторичного сырья.
В 2022 году из старого цветного лома было восстановлено около 37 тыс. т вторичного магния (+28% по сравнению с 2021 годом), а из нового – 83 тыс. т (+20%). Сплавы на основе алюминия позволили получить около 58% вторичного магния (69% в 2021 году), а на отходы литья на основе магния пришлось около 42% извлечения (31% годом ранее).
В последние десятилетия Китай продолжает занимать лидирующую позицию в производстве первичного магния, в 2022 году на его долю приходилось около 90% мировой добычи – 900 тыс. т. Для сравнения: в 2012-м его доля составляла около 75%.
Чтобы стать монополистом на мировом рынке магния, китайские металлурги в последние десятилетия активно наращивали объемы и модифицировали технологию его производства. Оно сосредоточилось в провинции Шэньси, где находятся самые доступные залежи каменного угля, обеспечивающего наличие дешевой электроэнергии. Регион стал своего рода «магниевой долиной», где сосредоточен выпуск около половины всего китайского магния.
Для китайского производства преимущественно используется термический метод восстановления магния из оксида – так называемый Pigeon-процесс, который предусматривает восстановление магния из доломитового сырья с помощью ферросилиция. Это сложный высокотемпературный (более 1200°C) процесс, проводимый в вакууме. Для него необходимо применение оборудования из высоколегированных хромоникелевых сталей с коротким сроком службы, то есть дорогого в замене и эксплуатации. Энергоемкость всей технологической цепочки (с учетом производства каустического доломита и ферросилиция) также сравнительно велика. По данным китайских источников, себестоимость получаемого подобным способом магния остается вдвое выше, чем у алюминия, но в массовом производстве ее удалось снизить до минимума.
Напомним, что с 1 марта 2021 года правительство Китая отменило 15%-й налог на магний, производимый в шести провинциях в западной части страны. Это часть долговременной политики, направленной на стимулирование развития магниевой промышленности в западной части Китая и увеличение потребления этого металла.
Россия занимает второе место после Китая по объемам производства магния, но выпускает в год скромные 50 тыс. т. Основной технологией производства магния в РФ является метод электролиза расплава хлорида магния (MgCl2), неплохо конкурирующий с термовосстановлением этого металла, что частично связано со сравнительно недорогой электроэнергией в РФ, наличием богатых месторождений карналлита, а также выгодами попутного производства магния и титана.
Технология включает предварительное обогащение и обезвоживание карналлита. Далее следуют добавки ряда простых лигатур для снижения температуры плавления электролита (до 700°C) и повышения его электропроводности. Сам процесс восстановления осуществляют в электролизере, футерованном шамотом, на стальных катодах и на графитовых анодах (схожи с электролизерами для выпуска алюминия). Всплывающий магний чистотой около 95% периодически удаляют с помощью вакуумного ковша, далее его рафинируют переплавкой с флюсами и на всех этапах защищают от окисления атмосферным воздухом. Конечное качество металлического магния (и его сплавов) для всех современных технологий является сопоставимым.
Среди других мировых производителей металлического магния заметны Израиль и Бразилия, выпускающие по 20 тыс. т каждая, а также Казахстан – 15 тыс. т.
Информация по выпуску магния в США не публикуется. При этом USGS ссылается на коммерческую тайну крупнейшего производителя в Северной Америке – US Magnesium Llc. По оценкам других источников, США производят около 50 тыс. т магния в год, который сами же полностью используют.
В сентябре 2021 года US Magnesium объявила о форс-мажорных обстоятельствах (поломка оборудования) и уведомила клиентов, что поставки будут скорректированы. Компания не сообщала объемы потерь у своего завода мощностью 63,5 тыс. т в год. Однако эти события называют причиной роста средней стоимости магния в США с $2,18 за фунт в конце августа 2021 года до $5,13 за фунт спустя месяц и до $7,63 за фунт к концу октября.
Производственные проблемы на крупнейшем в США магниевом заводе продолжались в течение всего 2022 года, о чем свидетельствовали остановки ряда американских предприятий, ссылающихся на нехватку магния. В их числе оказался завод в Индиане, производящий алюминиевые листы, который был вынужден закрыть часть мощностей с июля по сентябрь, пока не был найден альтернативный источник получения нужного металла.
В мире нет общепризнанных площадок для торговли магнием, и поэтому в большинстве случаев условия контрактов согласовываются напрямую между производителем и потребителем. Продолжительное время мировые цены на этот особо легкий металл оставались стабильными. После пандемии промышленные потребители магния, в основном алюминиевые производства, постепенно возобновили работу, а рыночный спрос восстановился. Однако во втором полугодии 2021 года в Китае проявились факторы одновременного «мультипликативного» давления со стороны роста цен на ферросилиций, уголь, электроэнергию, а также ужесточения мер по защите экологии и начало действия политики «двойного контроля». Цены на энергетический уголь выросли с $95 за т в начале года до $180 за т в октябре, за этот же период стоимость ферросилиция взлетела с $1100 до $3153 за т (рис. 2).
В сентябре 2021 года муниципальная комиссия по развитию и реформам города Юйлинь (провинция Шэньси, основной регион Китая по выпуску магния) опубликовала распоряжение о мерах по достижению целей повышения энергоэффективности в 2021 году. Документом было предусмотрено значительное сокращение или остановка производства на энергоемких предприятиях с сентября по декабрь указанного года. В результате были остановлены 35 из 50 заводов по выпуску магния, а остальным предписали вдвое сократить производство для экономии энергии.
В округе Фугу многие магниевые производства также столкнулись с приостановкой подачи электроэнергии, а в округе Шэньму такие объекты вынуждены были снизить производство на 60%. Результатом этих действий стал острый дефицит металла, так как запасы магния обычно невелики. Их просто невозможно создать – этот металл в обычных условиях уже через три месяца начинает быстро окисляться. На европейском рынке возникла самая настоящая паника, и в конце сентября цены на магний в Европе доходили до $11 тыс. за т.
Во второй декаде октября 2021 года на встрече представителей Еврокомиссии и китайского Министерства индустрии китайцы заверили европейцев, что возобновили производство магния и ожидают в IV квартале выйти на 85% объемов производства от уровня 2020 года. Но рынок обещаниям не очень поверил, поэтому цена на магний сначала ненадолго упала, но затем вернулась на пиковые отметки (рис. 3).
В IV квартале из-за ограничений снабжения электроэнергией средняя загрузка производственных мощностей по выпуску магния в слитках в провинции Шэньси продолжала держаться на низком уровне – 40–50%, что поддерживало общий дефицит рынка. Но постепенно цены стабилизировались и даже отступили, а покупатели стали возвращаться к закупкам в малых объемах – в зависимости от конкретной текущей ситуации с потреблением.
После того как осенью 2021 года цены на магний в 5 раз превысили минимальный уровень первой половины года, западные страны решили часть поставок заменить на российские, чтобы спасти свой автопром от краха. Ведь известно, что в самой Европе выпуск магния прекратился с 2001 года. Местные производители из Франции и Норвегии не выдержали конкуренции с дешевым китайским импортом, который теперь составляет свыше 90% поставок первичного магния в страны ЕС. Однако в 2022 году, хотя российский магний и не подвергся прямым санкциям, изоляция России исключила его в качестве альтернативного варианта. Политические и экономические реалии вынудили ЕС рассматривать возможность увеличения собственного производства «критически важных» сырьевых материалов, в том числе и магния.
В 2022 году Европейская комиссия подготовила проект программы восстановления в регионе производства магния, признанного стратегическим металлом. Начать или возобновить промышленное производство планируется в 2025 году, объем инвестиций во все виды стратегического сырья оценивается примерно в $212 млрд. Ожидается, что уже к 2030 году это позволит обеспечить не менее 15% потребностей ЕС в магнии. К слову, сейчас европейский спрос на магний составляет около 200 тыс. т в год, а к 2030 году международные прогнозные институты предсказывают его увеличение до 2 млн т.
Один из первых проектов в Румынии может реализовать компания Verde Magnesium. Она хочет получить разрешение от правительства страны на восстановление закрытого еще в прошлом веке рудника. Предварительно начало добычи магниевого сырья намечено на 2025 год. Кроме того, в Румынии анонсирован еще один проект, а еще один может быть реализован в Боснии.
При этом ожидается, что в будущем среднегодовые темпы роста производства магния в Китае составят около 4%, а в других странах – 8%. Несмотря на то что структура мирового предложения металла претерпит некоторые изменения в связи с диверсификацией поставок, по мнению аналитиков, Китай сохранит роль самого важного мирового производителя первичного магния.
В ближайшие 10 лет мировой спрос на магний будет продолжать расти, при этом среднегодовой темп роста составит 5,2%, что несколько выше, чем в предыдущие 10 лет, сообщил Алан Кларк из австралийской компании CM Consulting на 78-й Всемирной магниевой конференции Международной магниевой ассоциации 24 августа 2021 года. Ожидается, что рост использования магниевых сплавов в автомобильной промышленности будет оставаться основным фактором дальнейшего увеличения спроса на магний. Среднегодовые темпы роста потребления магния в данной отрасли составят 7,6% в период с 2021 по 2030 год.
Также, по прогнозам CM Consulting, объем производства магния достигнет около 1,4 млн т к 2025 году и около 1,8 млн т – к 2030 году.
Российский рынок
В нашей стране производство металлического магния сосредоточено на предприятиях «ВСМПО-Ависма» в Березниках и Соликамском магниевом заводе (СМЗ). Оба они расположены в Пермском крае и перерабатывают одно и то же сырье – карналлит с находящегося рядом Верхнекамского месторождения.
Соликамский магниевый завод производит более 60% товарного магния в России. Из годовых отчетов компании следует, что в 2020 году потребителям было отгружено 12 555 т магния, что оказалось на 18% меньше, чем годом ранее. В 2021 году объемы поставок вернулись на прежний уровень, достигнув 15 491 т, но в первой половине 2022 года снова сократились – до 7683 т (-3,1% к первой половине 2021 года). Информации по объемам производства за 2022 год компания еще не предоставила, но, по нашей оценке, оно если и выросло, то незначительно – совокупные мощности СМЗ по выпуску магния и магниевых сплавов составляют 18,2 тыс. т в год, причем по товарной продукции – только 16,2 тыс. т.
«ВСМПО-Ависма» выпускает в среднем около 7–8 тыс. т магния в год, который компания в основном использует в технологическом процессе восстановления титана из титаносодержащего сырья.
Экспортно-импортная торговля магнием в России относительно невелика и составляла около 5—7 тыс. т до 2020 года. Проблемы с поставками магния из Китая сыграли нашим предприятиям-производителям на руку, позволив хорошо заработать на рекордных ценах. По данным ФТС РФ, известно, что в 2021 году экспорт магния из России в страны ЕС вырос в 1,6 раза, составив 1265 т. Однако он сократился в страны СНГ, преимущественно в Казахстан. Всего в 2021 году экспорт составил около 8 тыс. т, увеличившись за год на 6,7%.
По оценке United Nations Comtrade, в 2022 году российский экспорт магния, вероятно, составит около 5 тыс. т. Невзирая на конфликты и санкции, в прошлом году среди покупателей российского магния продолжали лидировать США, хотя объем поставок в эту страну все-таки незначительно сокращается, начиная с 2020 года.
Надо сказать, что торговля с ЕС в 2022 году также не была прекращена: до июня осуществлялись поставки магния в Нидерланды, Германию, Болгарию, Сербию, а начиная с августа – только в Словакию (рис. 4).
Ввоз магния в РФ осуществлялся практически полностью из КНР (около 98%). В 2021 году общий объем импорта составил 9,6 тыс. т (включая лом), что на 7% больше, чем годом ранее. По данным United Nations Comtrade, поставки из Китая прекратились в апреле 2022 года, а за три первых месяца было экспортировано в Россию 1,9 тыс. т магния. Общий видимый импорт составил в прошлом году более 2,4 тыс. т.
Импортируемый китайский магний в первую очередь направлялся в Сибирь на алюминиевые заводы «Русала», преимущественно в Иркутскую область (рис. 5).
Крупнейшим производителем и основным поставщиком магния российским предприятиям остается Соликамский магниевый завод, «ВСМПО-Ависма» отгружает на внутренний рынок в разы меньше. Иностранная продукция занимала на рынке в 2020 году около 43%, а в 2022 году – 12%. Видимый объем потребления магния в России сократился менее чем до 20 тыс. т в год (табл. 1).
Тем не менее с производством магния в стране все более-менее стабильно, хотя настораживает сокращение его поставок из Китая. Однако есть и относительно позитивная новость – разрешился корпоративный конфликт вокруг СМЗ, который «кипел» уже много лет.
По данным СМИ, до 2011 года СМЗ, Ловозерским ГОКом и гораздо более крупным «Сильвинитом» владел Петр Кондрашев вместе с партнером Анатолием Ломакиным. Затем бизнесмены продали предприятия сенатору от Дагестана Сулейману Керимову. В феврале 2014 года господин Керимов, расставшись с акциями «Уралкалия» из-за белорусского калийного скандала, продал контрольные пакеты в СМЗ и ГОКе обратно Петру Кондрашеву, но частью акций уже владели миноритарии, по слухам, близкие председателю совета директоров Александру Гутину и структурам кировского губернатора Никиты Белых. Они продали свои пакеты, но условиями выкупа остались недовольны и инициировали ряд судебных исков.
Далее проблемы только нарастали – по данным господина Кондрашева, между ним и Игорем Пестриковым 25 января 2016 года был заключен договор залога на весь пакет акций последнего (25%). Источник, близкий к СМЗ, пояснил изданию «Коммерсантъ», что договор залога может касаться периода выкупа акций у структуры Никиты Белых, для чего использовались средства Петра Кондрашева, и, соответственно, пакет Игоря Пестрикова служил по ним залогом.
Далее в спор вмешалась ФАС, посчитавшая, что акции стратегического предприятия, которым является СМЗ, были в обход установленной законодательством процедуры переданы иностранным компаниям, и через суд добилась запрета на какие-либо действия с акциями СМЗ.
В октябре 2021 года Арбитражный суд Пермского края зарегистрировал иск Генпрокуратуры к крупнейшим акционерам СМЗ – Сергею Кирпичеву, Игорю Пестрикову, Петру Кондрашеву и Тимуру Старостину (в совокупности владевшими 89,5% акций). По версии Генпрокуратуры, в 1992–1996 годах было произведено отчуждение акций АО «СМЗ», «преобразованного из государственного предприятия (относящегося к объектам федеральной собственности)», при этом госимущество выбыло из собственности РФ «помимо ее воли с нарушением действующего в период приватизации законодательства».
В мае 2022 года иск был удовлетворен, в августе появился аналогичный иск к оставшимся миноритариям. А в январе текущего года президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче госкорпорации «Росатом» в качестве имущественного взноса РФ пакета акций ОАО «Соликамский магниевый завод».
На внеочередном заседании 17 января 2023 года совет директоров ОАО «Соликамский магниевый завод» утвердил кандидатуру Руслана Димухамедова (топ-менеджера АО «Атомредметзолото») на пост генерального директора предприятия сроком на два года. Полномочия его предшественника Артура Уртаева, возглавлявшего завод с мая 2022 года, были досрочно прекращены. Сейчас Уртаев находится в СИЗО по обвинению в хищении принадлежащих СМЗ 250 млн руб.
Также на заседании был избран председатель совета директоров Соликамского магниевого завода, им стал замдиректора одного из департаментов Минпромторга РФ Владислав Демидов.
Руслан Димухамедов, выступая на расширенном совещании, подчеркнул, что приехал «всерьез и надолго». «Моя первоочередная обязанность – взять под контроль финансы предприятия: необходимо, чтобы были сняты обеспечительные меры и завод задышал свободнее», – цитирует господина Димухамедова корпоративная газета СМЗ «Магниевик».
Хочется верить, что государство, которое сегодня является основным акционером общества, будет стараться обеспечить стабильное функционирование завода и реализует программу его модернизации. Правда, как сообщал «Коммерсанту» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, внимание властей оказалось приковано к СМЗ совсем не из-за магния (российской промышленности его хватает), а по причине восстановления контроля над Ловозерским ГОКом, единственным производителем РЗМ в стране.
И пока озвученные планы по развитию завода касаются именно редкоземельных металлов. Но надеемся, что в будущем и у магниевой промышленности страны появится больше возможностей для того, чтобы укрепить свое положение на мировом рынке такого нужного и перспективного металла. |