Незаменимый кадмий?
Идею этого обзора нам неожиданно подсказал свежекупленный шуруповёрт. Полностью положившись в вопросе выбора на мнение профессионалов-строителей, мы обнаружили у весьма современного изделия известной японской фирмы популярный комплект из никель-кадмиевых аккумуляторов.
Как сказали профессионалы, «Берите их – дешевы, не портятся, заряжаются быстро, холода не боятся, работают долго».
Постойте, а как же экология? Ведь кадмий крайне токсичен, а утилизируется сложно. Поэтому в Европе и ряде других стран его применение пытаются сильно ограничить. Кроме того, данному типу аккумуляторов уже больше ста лет… Может, лучше более современные, литий-ионные или хотя бы NiMH? Тем более что и таких аккумуляторов предлагается немало.
«Можно и эти… Но дорого, капризные… Кадмиевые лучше».
Ясно. Что ж, попытаемся разобраться, почему же люди за последние сто лет прошли путь от лошади до космических полетов, но никуда не ушли от кадмия?
Нелегкая судьба кадмия
Вообще, первоначально главным применением металлического кадмия были вовсе не аккумуляторы, а краски и сплавы.
А полвека назад на главные роли выдвинулись антикоррозионные покрытия.
Легкоплавкий кадмий лучше цинка «садится» на сложные стальные поверхности, требует меньшей толщины покрытия, более стоек в морских средах – этого уже было достаточно для широкого применения данной технологии, особенно в такой стране, как США.
Кадмированию при производстве стальных изделий подвергалось все, от ответственных авиационных и корабельных деталей до простейшего бытового крепежа.
Не обошла мода на кадмирование и нашу промышленность. Характерное желто-зеленое покрытие стальных метизов стало типовым признаком отечественной военной техники.
С 1940-х годов было отмечено свойство кадмия сильно поглощать нейтроны. Поэтому кадмиевые стержни стали применять в ядерных реакторах для регулирования цепной реакции. Но этот спрос (на стратегические запасы кадмия) постепенно угас – в атомной энергетике активнее стали применяться соединения бора.
Электрические аккумуляторы стали массово поглощать кадмий несколько позже – с быстрым ростом потребляемой мощности авиационной бортовой электроаппаратуры. Здесь пригодилось все: относительно высокая плотность заряда, температурная неприхотливость кадмиевых батарей, воз... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |