Открытое лицо «Русала»… 
В начале января 2010 г. одна из самых закрытых в отечественной металлургии компаний – ОК «Русал» – опубликовала отчет, содержащий бездну информации о ее деятельности. Огромный документ объемом 1141 страница на английском языке содержит информацию, о которой ранее нельзя было даже мечтать: все финансовые и производственные результаты, долговые обязательства, прогнозы, планы, адреса акционеров и даже решения британского суда по делам против главы компании – Олега Дерипаски.
История вопроса
Строго говоря, если бы не рекордные в российском частном бизнесе (многомиллиардные) долги, то никакой открытости не было бы в помине. Вопрос о первичном размещении акций на бирже (IPO) поднимался еще при слиянии «Русала», СУАЛа и глиноземных активов Glencore в 2006–2007 гг., причем тогда с переходом к публичности планировали уложиться в 3 года. Однако дальнейших шагов в этом направлении следующие пару лет не наблюдалось. СУАЛ имел право продать «Русалу» свою долю акций в общей компании в случае срыва IPO, а непрерывно растущая выручка, возможно, позволяла Олегу Дерипаске всерьез рассматривать этот вариант.
Основные проблемы алюминиевого гиганта начались с покупкой блокирующего пакета акций ГМК «Норильский никель». Взятые с этой целью у западных банков в мае 2008 г. кредиты на $4,5 млрд подлежали возврату уже через 2 года. Однако долг компании стремительно рос, а доходы за ним не поспевали (рис. 1).
В принципе, это приобретение 25% акций «Норникеля» изначально было авантюрой – попыткой поглотить вдвое большую по стоимости компанию на заемные средства. Бывает, что такое удается, но иногда может стать началом конца для инициатора. В данном случае «Русал» явно переоценил как собственные возможности, так и ситуацию с деньгами в мире. А кризис очень быстро обострил все финансовые проблемы компании.
Как результат – в условиях падения спроса и цен на продукцию алюминщики запросили отсрочку и реструктуризацию долгов. В ноябре 2008 г. на помощь «Русалу» пришло государство в лице ВЭБа, фактически перекредитовавшего часть срочных долгов компании перед западными банками.
Однако принципиально ситуация не изменилась. В конце 2008 г. Wall Street Journal писала, что Дерипаска пытается срочно продать второстепенные (кроме алюминиевых и никелевых активов) куски своей гигантской «империи», заманивая то западных, то азиатских инвесторов. Однако больших средств «Русалу» в кризис привлечь не удалось, и в марте 2009 г. он ввел двухмесячный мораторий на выплату долгов.
Впрочем, выбора у банкиров-кредиторов практически не было – по словам одного из них, «велика вероятность развалить весь этот карточный домик, что практически вынуждает вас сотрудничать». Даже британские банки, перешедшие под контроль государства, столкнулись с тем, что слишком бескомпромиссная позиция может при... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |