Потребление алюминиевой продукции (Часть II) Состояние секторов потребления алюминия.
1. Рынок транспортного машиностроения.
Высокая доля потребления алюминия транспортным машиностроением обусловлена, главным образом, значительными объемами выпуска автомобилей. Содержание алюминия в легковых автомобилях России по разным оценкам составляет от 30 до 40 кг, в то время как зарубежное автомобилестроение идет по пути создания возможно более легких машин: содержание алюминия в них уже перевалило за 100 кг, и к 2015 году его планируется довести до 200 кг (см. График 1)
Согласно прогнозу канадской фирмы Alcan Aluminium, в автомобилях нового поколения потребление алюминия на одну машину может увеличиться до 320 - 410 кг. Хотя российскими производителями и проводятся различные эксперименты по замене стали на алюминий, все же показатели для отечественных автомобилей по сей день значительно уступают иностранным. И это в то время как мировой прогноз потребления алюминия для автомобильной промышленности весьма оптимистичен. В мировой практике уже идет серийный выпуск автомобилей с алюминиевым кузовом. Так фирма Audi сообщила о продаже более 150000 таких автомобилей. Объемная рама Audi (ASF) представляет собой высокопрочную алюминиевую конструкцию, в которую интегрированы несущие алюминиевые панели.
Однако сейчас основная форма потребления алюминия в транспортном машиностроении – отдельные литые коррозионно-стойкие детали. Соответственно потребление отраслью литейных алюминиевых сплавов:
Однако наряду с ростом классического потребления алюминия в транспортном машиностроении прогнозируется быстрый рост потребления проката и других изделий.
Значительная доля потребления алюминия в транспортном машиностроении России прежде всего объясняется ростом производства автомобилей (примерно с середины 90-х годов). После распада СССР на территории России остались крупнейшие предприятия по производству легковых автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК), грузовых (ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ) и автобусов (ПАЗ, ЛИАЗ). Безусловным лидером по производству легковых автомобилей являются Волжский автомобильный завод. Причем объем его производства, скорее всего, останется стабильно высоким. Однако ожидать перехода ВАЗ на новые модели авто с высоким потреблением алюминия не приходится.
Автомобильный рынок является объектом внимания производителей алюминиевой продукции. Так, в декабре 2000 года на базе группы «Сибал» (ныне – переименованной в «Базовый элемент») была создана компания «РусПромАвто», которая на сегодняшний день во многом контролирует ГАЗ, УралАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и ряд других предприятий транспортного машиностроения. Резонно ожидать в перспективе роста потребления алюминия этими предприятиями. Некоторое и растущее количество алюминиевого проката потребляют также малые предприятия по выпуску спецавтотранспорта (производство кузовов и т.д.). Однако в целом мировой тенденции потребления алюминия автостроением (см. График 3) в ближайшие годы Россия будет уступать в несколько раз.
Отметим также, что разработан ряд образцов общественного транспорта (троллейбусы, трамваи), новое поколение вагонов метро, поезд для высокоскоростных ж/д магистралей с использованием алюминиевых кузовов. Однако серийный выпуск этих металлоемких изделий также откладывается. Применение алюминия в российском судостроении также незначительно и существенно отстает от мировых тенденций.
2. Аэрокосмическая промышленность.
Алюминиевые сплавы являются основным конструкционным материалом современного самолетостроения как в России, так и во всех остальных странах. В частности, алюминиевые сплавы составляют более 70 % веса современных самолетов типа Boeing. Мировое потребление алюминия для авиастроения долгие годы приближалось к 15% от производства. Однако кризис отрасли, обострившийся в конце 2001 года, отбросил ее валовые показатели на десятилетие назад.
Резкий и затяжной спад российского самолетостроения в 90е годы ныне имеет тенденцию к завершению. Износ российского парка авиатехники, ряд мер по господдержке (например организация лизинга), кооперация с западными фирмами – позволяют рассчитывать на оживление этого сектора промышленности с темпами 10-20% в год. Соответствующим и является перспективный прогноз потребления металла. Однако отметим, что для восстановления конкурентной авиаотрасли в России необходимо преодоление технологического отставания ряда процессов производства изделий из алюминия (прецизионного литья и штамповки, сварки и т.д.)
Специальные алюминиевые сплавы применяются в ракето-космической промышленности, однако доля этой области потребления невелика по сравнению с авиацией.
3. Рынок упаковки.
Мировой рынок упаковки на базе алюминия в последние десятилетия быстро растет. Сейчас упаковка уже потребляет более 50% мирового выпуска алюминиевого проката, и эта доля продолжает увеличиваться.
Только производство алюминиевой фольги в ЕС – приближается к 700 тыс.тонн, в США – составляет около 570 тыс. тонн, в Японии – около 160 тыс. тонн. Среднемировой прирост производства фольги достигает 5% в год. По оценке американской исследовательской фирмы Omega Research Associates, в ближайшие годы мировой рынок гибкой упаковки на базе алюминиевой фольги, как и в 90-е годы, будет стабильно расти. Для США в период до 2005 года ежегодный темп прироста продаж бытовой алюминиевой фольги и полужесткой упаковки из фольги будет составлять соответственно 0,9 и 1,5%, а продаж гибкой упаковки на базе данного материала - 2,6%.
Сейчас алюминиевая упаковка – фольга и различные виды алюминиевых банок – занимает 13 % общего мирового рынка упаковки и имеет огромный потребительский потенциал. Наибольшее увеличение спроса на алюминиевую фольгу в ближайшие годы ожидается в новых индустриальных странах, где растёт спрос на потребительские товары в качественной упаковке. Так например в 2001 году было затрачено более 1 млн. долларов только на продвижение потребления пива в банках. В России, однако, общий уровень потребления алюминия в таре и упаковке на душу населения, даже с учетом импорта, крайне низок. В качестве примера можно привести следующие цифры: уровень потребления такой тары, как алюминиевая банка, составляет в России в настоящее время всего лишь 7 банок на душу населения, в то время как в странах ЕС и США – от 80 до 400 банок в год.
В настоящее время положение мировых производителей металлической упаковки для пищевых продуктов и напитков ухудшилось. Налицо хроническое сокращение прибылей из-за постоянного роста издержек производства. Рост цен на первичный алюминий (до 2000 года) сейчас сменился некоторым временным спадом, однако продолжается рост цен на энергоисточники, повышение тарифов на транспортные перевозки и т.д. В начале 2002 года прибыли достигли столь критического уровня, что компании стали повышать цены на свою продукцию.
Лидер европейского рынка металлической упаковки - фирма «Crown Cork & Seal Food» объявила о повышении с 1 января 2002 г. цен на консервные банки на 8 - 10%. Несколько в меньшей степени повышаются цены на упаковку для напитков. Эксперты считают, что подобную политику будут проводить все европейские продуценты консервных банок. Помимо снижения прибылей, на европейском рынке металлической упаковки (особенно в странах Северной Европы) в последние годы отмечалось сокращение спроса на консервные банки для пищевых продуктов, связанное с эпидемией губчатого энцефалита. Кроме того, оно явилось результатом развития в странах-потребителях собственного производства консервных банок. Ухудшение конъюнктуры коснулось и рынка металлической упаковки для промышленных товаров, в частности, красок, средств гигиены и т. п.
Положение в секторе упаковки для напитков наиболее благоприятное. В течение последних 10 лет на данном рынке отмечалось постоянное возрастание спроса и продаж (особенно в странах Южной Европы), поэтому сокращение производственных мощностей не намечается. По мнению аналитиков, в ближайшее время все ведущие фирмы европейского рынка металлической упаковки, в том числе «Rexam Beverage Can», «Schmalbach Lubeca» и «Impress» повысят цены на свою продукцию.
Россия имеет незначительное собственное производство (крупнейший завод - "Ростар" группы «РусАл» имеет годовую мощность до 1,32 млн. банок) и находится в прямой зависимости от поставок упаковочной банки зарубежными производителями. Отметим, что 26 июня руководитель Департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко сообщил, что с 1 сентября 2002 г. произойдет снижение таможенной пошлины на ввоз алюминиевой банки в Россию. Размер новой пошлины составит 25-29 евро за 1 тыс. банок (в настоящее время - 41 евро за 1 тыс.).
В целом перспективы развития российской индустрии упаковки на базе алюминия весьма оптимистичны.
4. Рынок строительных материалов.
Современные развитые технологии получения алюминиевых конструкций (например безотходная экструзия), используемые ведущими мировыми производителями, позволяет создавать самые разнообразные изделия на основе алюминия, доступные и высококачественные.
Алюминий прочен, легок, обладает высокой отражательной способностью, весьма технологичен и износостоек. Минимальный расчетный срок службы алюминиевых конструкций в строительстве составляет свыше 80 лет.
Основа для производства алюминиевых строительных конструкций – профиль. Современные методики позволяют придавать алюминиевому профилю различные форму и цвет: от естественного серебристого цвета до покрытия, имитирующего золото или медь.
На Западе, несмотря на конкуренцию со стороны изделий из ПВХ и из дерева, строительный сектор остается одним из основных рынков потребления алюминия.
Алюминий в строительстве используется во многих сферах. Он служит для создания рам для стекла в окнах домов, массивных фасадах, витринных и витражных конструкциях, зимних садах; распространен в архитектуре крыш и кровли. Из алюминия делают входные двери: специальные усиленные профили обладают отличными противовзломными характеристиками. Алюминий является конструкционным материалом для торговых павильонов и киосков; из алюминиевой ленты изготавливают различные быстровозводимые конструкции, в частности, зернохранилища. Алюминиевая фольга применяется в качестве отражателя на теплоизоляционных изделиях. Кроме того, алюминий незаменим при оформлении жилых помещений и офисов: это и офисные перегородки, и алюминиевые радиаторы, и разнообразная мебель.
Пока российским производителям алюминиевого профиля и конструкций далеко до мировых законодателей мод (например Schuko, Hug, Indinvest), однако развитие производства и строительства из алюминия идет в России очень быстрыми темпами. Отметим российские производства «Татпроф», «Агрисовгаз», ВСМПО, «Мосмек», КУМЗ, «Иплана».
Однако в России применение современных алюминиевых строительных конструкций носит пока ограниченный характер в связи с их относительной дороговизной и сосредоточено в большей степени в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах. Но ввиду высочайшей технологичности, эксплуатационным и декоративным свойствам российский рынок строительного алюминия быстро расширяется.
5. Рынок электротехники.
Алюминий в виде проволоки (проводов) стабильно и широко используются в для электропроводки зданий и сооружений.
Начиная с массовых застроек 60-х годов в СССР проводку новых жилых домов стали делать из алюминия. Но в последнее время, с увеличением мощности бытовых электроприборов, поднят типовой для страны вопрос пожаробезопасности. Поэтому в 1999 году Минэнерго РФ утвердило «Правила устройства электроустановок», требовавшие возвращения к медной проводке. Однако реальная российская практика строительства широко применяет и более дешевые алюминиевые провода.
Кстати в США в настоящее время производство алюминиевой проволоки достигает уровня в 375 тыс. тонн и она находит самое широкое применение в строительстве. Отметим, что типовые мощности американского набора бытовых электроприборов явно не менее российских.
Помимо гражданского строительства с использованием алюминия создаются:
наземные воздушные токопроводящие сети;
электротранспортные тросы и кабели;
силовые кабели для промышленного использования.
Промышленное строительство в России в последние годы сравнительно невелико. Однако массовое расхищение алюминия (для сдачи в лом), наряду с авариями от природных факторов создало стабильный рынок ремонта линий электропередач.
Активная политика РАО «ЕЭС» по «выбиванию» долгов за энергию от граждан, предприятий и целых регионов значительно улучшила финансовое положение энергетиков. В ближайшие годы можно ожидать активизации ремонта и строительства энергосистем с ростом потребления алюминия кабельными заводами от 8 до 9-10% (общего потребления).
Перспективные направления применения алюминия.
Наряду с общим развитием промышленности по переработке алюминия в России в соответствии с мировыми тенденциями и динамикой на уровне 3-6% в год есть и более благоприятные направления. Для них можно ожидать более высоких показателей рентабельности и сроков окупаемости инвестиций.
По данным маркетингового анализа наиболее перспективными секторами развития российского алюминиевого комплекса являются следующие:
производство алюминиевой тары для розлива напитков.
Российский рынок может востребовать ежегодно более 6 млрд. шт. алюминиевых банок для напитков;
производство алюминиевых строительных профилей и изделий для оформления интерьеров зданий.
Алюминиевые строительные конструкции найдут достаточно широкое применение в строительстве в районах Крайнего Севера, в районах газо- и нефтедобычи;
расширится применение декоративных элементов (анодированных, окрашенных и т.д.) для строительства интерьеров.
производство окрашенной и тефлонированной посуды.
Окрашенная алюминиевая посуда с противопригарным тефлоновым покрытием пользуется стабильно растущим повышенным спросом
производство офсетных пластин для полиграфической промышленности.
Потребность России в современных алюминиевых офсетных пластинах в ближайшее время годы составляет от 6 млн. м2/год
Отметим что применение алюминия должно вырасти и в других, в том числе и в новых секторах экономики. Традиции СССР с дефицитом алюминия, как стратегического материала для нужд оборонной промышленности, - позади. Помимо других факторов, только то, что производство алюминия в России в 4 раза превышает внутреннее потребление, гарантирует на многие годы более низкие внутренние цены и конкурентные преимущества российских предприятий по переработке алюминия перед многими иностранными производителями.
|