Перегрузка железных дорог
Перспективы российской металлургии по мере приближения к концу года выглядят все менее позитивно. Внутренний спрос идет вниз на фоне торможения строительства, а про постоянно сужающееся окно экспортных поставок, обычно выручавших сталепроизводителей, мы пишем едва ли не каждую неделю.
Согласно прогнозу аналитиков «Северстали», в IV квартале 2024 года спрос на сталь в стране сократится на 11% год к году, а по итогам года – на 5,7%, до 43,7 млн т. Ни для кого не секрет, что виновато в этом прежде всего торможение российского строительства на фоне задранной ЦБ РФ ключевой ставки. Как показал наш опрос, основные надежды рынка связаны с возобновлением вливаний госденег в жилищно-строительный сектор и смягчением кредитно-денежной политики, что необходимо для масштабных инфраструктурных проектов (рис. 1).
Вот только с нецелевой льготной ипотекой Центробанк борется всеми силами и, вопреки требованиям промышленности, ставку снижать не собирается. На текущий момент идет речь о ее сохранении на рекордном уровне весь 2025 год. А значит, помощь металлургам придется искать в других секторах металлопотребления.
Как считают аналитики «Яков и партнеры» (бывшее подразделение McKinsey в РФ), спрос на сталь в России без структурных изменений экономики до 2030 года может вырасти на 1,2–2,7 млн т, 0,8–0,9 млн т из которых обеспечит железнодорожное машиностроение. Причем различные проекты по развитию железных дорог дадут еще 0,5 млн т. Потенциал автомобилестроения оценен в скромные 0,2 млн т, с чем мы в целом согласны – медленный и умеренный рост выглядит наиболее реальной перспективой для автопрома России.
Но смогут ли железные дороги «вытянуть» российскую металлургию?
Крупных производителей рельсов в нашей стране немного. В первую очередь – это принадлежащие «Евразу» Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК, Свердловская область) и Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК, Кемеровская область). Согласно последнему доступному отчету «Евраза» за 2021 год, они выпустили 1,192 млн т продукции для железных дорог, доля на российском рынке в сегменте рельсов составила 97%, в сегменте цельнокатаных колес (ЦКК) – 28%. Челябинский металлургический комбинат «Мечела», ранее обеспечивший 15–30% спроса РЖД, тогда «вышел из игры» ввиду хронических разногласий с железнодорожниками по ценам на рельсы.
Далее четкой информации производителей по объемам выпуска ж/д рельсов нет, хотя Росстат продолжает ее публиковать, включая региональный разрез. Статистика говорит о росте этого производства с весны 2022 года, но уровня 2017–2020 годов достичь не удается (рис. 2).
При этом продолжаются принципиальные улучшения качества выпускаемых российских рельсов. По данным РЖД, доля 100-метровых дифференцированно-термоупрочненных рельсов в 2022–2023 годах достигла 66–68% от всего объема закупок, хотя еще в 2016–2017 годах эта цифра была ниже 50%. Суммарный объем закупок рельсов для нужд РЖД составляет сейчас около 1 млн т в год, или 75–80% всего выпущенного в стране рельсового проката.
До 2022 года 15–20% российских рельсов поставлялось на экспорт, но на текущий момент эта цифра сократилась до 4–7%. Благо, со стороны импорта конкуренции нет – последние относительно крупные (50 тыс. т) закупки рельсов производств... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |