Осень 2023 года в черной металлургии
Мировой рынок
Мировую стальную промышленность, особенно западную, вновь «подвел» Китай. А ведь так хорошо все начиналось: сокращение выплавки стали в КНР под влиянием эпидемии COVID-19, давлением экологических требований властей, госпланами по сокращению мощностей… Но реальность оказалась куда сложнее.
Конец 2021 года сулил долгожданное (конкурентами) торможение китайской промышленной экспансии, но спад производства оказался весьма кратковременным: уже весной 2022 года металлургия Поднебесной вышла на традиционный темп выпуска в 80–100 млн т стали в месяц (рис. 1).
С лета 2022 года наметился новый спад, связанный с затяжным кризисом рынка жилой недвижимости в Китае. И, естественно, со снижением спроса на строительный металлопрокат. Годовой выпуск арматуры в стране упал на 8,1%, в то время как общее производство проката – всего лишь на 0,8%.
Но весной 2023 года китайская металлургия вновь начала оживать. В марте, например, ее производство стали взлетело на 7%, а чугуна – на 8% в годовом сравнении. Это оказалось выше спроса, и излишние объемы недорогой металлопродукции из Китая отправились на экспорт, покорять соседние азиатские рынки. Хороший пример – та же арматура, отгрузки которой за пределы КНР по итогам 9 месяцев взлетели на 50,6%, до 8,26 млн т.
Сейчас уверенно можно говорить даже о китайском росте – причем как производства, так и мощностей.
По данным S&P Global, в 2023 году китайские сталелитейные компании планируют ввести в эксплуатацию до 91 млн т новых мощностей по производству чугуна и 118 млн т в год –стали. Эти мощности должны были вступить в строй в рамках механизма обмена как замена большего количества останавливаемых. Но учитывая, что часть старых цехов была закрыта еще в 2017–2019 годах, а часть новых фактически оказалась мощнее заявленных, S&P оценивает нетто-прирост мощностей за 2023 год в 11 млн и 14 млн т чугуна и стали соответственно.
Схема не нова и центральным властям известна. В 2021 году они прибегли к инспекциям и ограничению энергоснабжения заводов, но потом несколько «отпустили поводья». Ставшее явным торможение экономики требует притока дополнительных финансов, и металлургия со своим экспортным потенциалом весьма подходит для ее поддержки.
Тем не менее официально Пекин не собирается отказываться от ограничений для энергоемких и загрязняющих окружающую среду производств. Ву Сяоди, руководитель государственной Baosteel, в начале сентября 2023 года заявил, что политика сохранения объемов выпуска стали на одном уровне продолжится и в текущем году.
«Мы ожидаем, что политика контроля производства в провинциях Китая будет введена в действие в конце второго полугодия 2023 года, что окажет благоприятную поддержку рентабельности стали», – полагали аналитики Citibank. Китайские аналитики называли октябрь или ноябрь как месяцы начала ввода этих ограничений.
В сентябре 2023 года Китай, по данным Национального бюро статистики (NBS), сократил производство стали на 5% по сравнению с предыдущим месяцем и на 5,6% в годовом сравнении, до 82,11 млн т. Это самый низкий показатель с декабря прошлого года, что поразило китайских экспертов. «Данные удивительно низкие, намного ниже нашей предыдущей оценки», – отметил Пей Хао, шанхайский аналитик международной брокерской компании FIS. Аналитики из Китая в среднем прогнозировали объем производства по итогам сентября на уровне около 95 млн т.
Причина – в неожиданном продолжении обвала цен на металлопродукцию в Китае и дальнейшем сокращении рентабельности отрасли. А она уже «лидировала» по этому показателю. Как сообщало Государственное статистическое управление КНР, по итогам января–августа текущего года прибыль крупных промышленных... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |