Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


12.03.2020    Итоги 2019 года в чёрной металлургии. Часть I.



Мировой стальной рынок

Для мировой металлургии прошедший год прошел под знаком нарастающего доминирования Китая. Впервые за несколько веков одна страна довела свою долю в общемировом производстве стали до 53,3%. Выпуск стали в мире, по оценке World Steel Association (WSA), для 64 ведущих стран-производителей за 2019 год вырос на 3,4%, до 1,870 млрд т. Но без китайского участия это был бы не рост, а спад на 1,6%. Поскольку, по данным WSA, производство стали снизилось во всех регионах мира, за исключением некоторой прибавки в Азии и на Ближнем Востоке.

А в Китае по данным Ассоциации чугуна и стали (CISA) годовое производство стали выросло на неожиданные 8,3%, до 996,3 млн т. Причем преимущественно – за счет расширения внутреннего спроса. По оценке CISA, потребление последней в стране за 2019 год достигло 880 млн т, что на 6% больше, чем годом ранее. При этом в строительном секторе КНР спрос на стальную продукцию увеличился на 8% по сравнению с прошлым годом и достиг 486 млн т. Тогда как объемы импорта и экспорта стали за 2019 год заметно снизились. К примеру, экспорт из КНР упал на 7,3% по сравнению с предыдущим годом, до 64,3 млн т, опустившись до 6-летнего минимума.

Среди прочих стран – заметных производителей стальной продукции в 2019 году незначительный позитив показала металлургия Индии (+1,8%) и США (+1,5%).

По мнению WSA, быстро приближается к лидерам черная металлургия Вьетнама, поскольку выпуск вьетнамской стали по итогам 2019 года оценивается в 20,1 млн т (+43,2%). Однако Вьетнамская ассоциация производителей стали (VSA) зафиксировала рост всего лишь на 8%, до 18 млн т, за тот же период. При этом США активно обвиняют Вьетнам в реэкспорте китайской стали, что имеет под собой некоторые основания. Импорт г/к рулона во Вьетнам за 2019 год, по данным VSA, достиг 5 млн т.

Металлургия Ирана, невзирая на американские санкции, по оценке WSA, прибавила 30,1%, до 31,9 млн т стали. Отметим также успехи Белоруссии, нарастившей годовое производство стали до 2,68 млн т (+8,4%).

Страны – аутсайдеры по динамике развития черной металлургии показательнее оценить не по процентам, а по изменениям объемов производств. В общей сложности за 2019 год мировой стальной рынок недосчитался 4,8 млн т стали из Японии, 3,2 млн т из Турции, 2,9 млн т из Бразилии, 2,8 млн т из Германии и 1,5 млн т из Мексики. Менее масштабная промышленность Пакистана и Таиланда отличилась тем, что сократила за 2019 год выпуск стали приблизительно на треть.

Однако при всей неоднозначности динамики состав первой в мире десятки металлургических стран за год не изменился (табл. 1).



Общей и главной тенденцией для мировой черной металлургии в 2019 году стал заметный спад рыночной конъюнктуры с апреля по ноябрь (рис. 1).



За год среднемировые цены упали на 5–12%, причем буквально на все виды массовых полуфабрикатов и стальной продукции. Однако каждый из регионов мира имел свою ярко выраженную специфику этого процесса.

Наибольший спад средних цен (более 17%) в 2019 году испытал стальной рынок США. Ввод Дональдом Трампом 25%-х пошлин на стальной импорт в марте 2018 года обеспечил сравнительно недолгий взлет региональных цен. Их текущий откат к уровню, более приемлемому для американских потребителей, выглядит естественным. Тем не менее по итогам года стальные цены США все равно остались намного выше среднемирового уровня.

На втором месте по ухудшению конъюнктуры – стальной рынок стран Евросоюза, фиксирующий заметный спад спроса. Здесь годовое снижение стальных цен по различным видам металлопродукции составило 11–18% при среднем значении около 13,7%.

На стальном рынке Латинской Америки негативные тенденции сохранились с предыдущего года. В этот раз, помимо спада производства на 8,4%, он получил аналогичное снижение средних цен. Снижение регионального сбыта металлургической отрасли дополнило сокращение экспорта продукции в США.

Наименьшее снижение стальных цен за 2019 год, включая экспортные поставки, показал Китай (-1,66%). Причем эта страна плавно перестала быть производителем самой дешевой металлопродукции. Китайские стальные цены, за редкими исключениями, приблизились к среднемировому уровню.

Турция, наоборот, в 2019 году продолжила стальной демпинг со снижением средних цен (включая экспорт) на 2,6%.

Однако минимальные цены экспорта стальных полуфабрикатов и проката продолжил предлагать Иран. Его покупатели, рискуя попасть под санкции США, получают иранскую металлопродукцию на 10–15% дешевле среднемировых цен. И таковые находятся, поскольку при годовом росте выпуска иранской стали на 30,1% ее экспорт вырос много заметнее. По сообщению информационного агентства IRNA, поставки из страны за рубеж выросли на 46% в течение первых девяти месяцев текущего иранского календарного года (начался 21 марта 2019 года) по сравнению с предыдущим годом, до 7,797 млн т. При этом экспорт стальных полуфабрикатов из Ирана за год вырос сразу на 38%, до 5,069 млн т. Отметим отдельно, что иранский стальной экспорт (как и поставки Турции, Украины, Бразилии) прямо конкурирует на мировом рынке с российской металлопродукцией.

Российское производство

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), за 2019 год российскими предприятиями черной металлургии было выплавлено 58,6 млн т нелегированной стали (в слитках или в прочих первичных формах) и полуфабрикатов из нее, что на 1,5% меньше, чем в 2018 году. Производство чугуна в прошлом году сократилось на 1,2%, до 51,2 млн т. Выпуск металлургического кокса и полукокса из каменного угля за 2019 год сократился на 0,3%, до 26,9 млн т.

Производство готового проката в 2019 году составило 61,5 млн т – на 0,1% меньше, чем годом ранее. Выпуск стальных труб, пустотелых профилей и фитингов, по данным Росстата, вырос по сравнению с январем–декабрем 2018 года на 3,5%, до 12,4 млн т.

Как обычно, проверим официальную статистику по данным железных дорог, обеспечивающих перевозку до 90% российской стальной продукции. В сети РЖД в 2019 году погрузка черных металлов (включающая перевозки транзита и импорта) составила 73,8 млн т и снизилась за год на 5,6%, т.е. спад поставок оказался еще более ощутимым. При этом участники рынка отмечают в прошедшем году рост доли автомобильных и прочих перевозок продукции металлургии.

Вклад отдельных металлургических предприятий РФ и основных компаний в чуть негативную динамику прошедшего года приведен в табл. 2 и 3.





Цифры изменений ж/д отгрузок металлургических и трубных предприятий говорят сами за себя. А результаты основных меткомпаний с российскими активами целесообразно дополнить их операционной отчетностью по итогам 2019 года.

Группа НЛМК сообщила, что ее годовой объем производства стали снизился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 15,7 млн т.

Отрицательная динамика обусловлена проведением ремонтных работ в доменном и конвертерном производстве НЛМК и меньшим объемом выплавки стали в дивизионе «Сортовой прокат РФ» на фоне низкого спроса на сортовую заготовку на экспортных рынках. При этом продажи группы снизились на 3% по сравнению с 2018 годом, до 17,1 млн т.

Благодаря высокому спросу на плоскую и сортовую продукцию в России реализация на локальных рынках прибавила 7% год к году и достигла рекордной отметки в 11,4 млн т. Продажи непосредственно в России выросли на 15%, до 6,6 млн т, а доля этих отгрузок – на 6% в годовом сравнении, до 39%. Однако на экспортном направлении продажи упали на 15% по сравнению с 2018 годом, что обусловлено заметным снижением экспорта чугуна и квадратной заготовки для переката в сортовой прокат. Среди метпредприятий группы наибольшие потери в объеме поставок (почти на треть) продемонстрировал завод «НЛМК-Калуга».

«Северсталь» в своих операционных результатах за 2019 год сообщает, что объем производства чугуна увеличился на 4%, до 9,49 млн т, благодаря повышению эффективности ремонтных работ и улучшению качества сырья. Итоговая цифра выше, чем показанный объем ж/д отгрузок, ввиду значительных отгрузок продукции водным транспортом.

Производство стали в группе в 2019 г. сократилось на 2%, до 11,85 млн т, за счет снижения объемов выпуска электростали во втором полугодии после продажи сортового завода Балаково. Отмечается, что доля продукции с высокой добавленной стоимостью осталась на высоком уровне – 45% – за счет роста объема продаж толстолистового проката, а также оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием в связи с запуском новых мощностей, которые достигли полной загрузки в начале 2019 года. За 2019 год доля продаж «Северстали» на внутрироссийском рынке выросла на 4% и достигла 65%.

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) по итогам 2019 года выплавил 12,46 млн т стали – на 1,6% меньше в годовом соотношении. В числе причин – снижение потребности в стали на фоне реконструкции стана горячей прокатки «2500». В течение IV квартала объем выплавки стали сократился на 3,9% к уровню предыдущего квартала – в связи с сезонным снижением спроса – и составил 3,07 млн т, сообщает пресс-служба ММК.

В 2019 году группа «Евраз» (с активами в России, США и Канаде) в целом увеличила объемы металлургического производства до 13,81 млн т, или на 6,1% относительно уровня 2018 года. Положительная производственная динамика корпорации связывается с наращиванием выплавки чугуна. Реализация стальной продукции в группе выросла до 13,5 млн т (+10,4%), в том числе полуфабрикатов – до 5,84 млн т (+22,8%).

Отмечается, что российские подразделения «Евраза» нарастили количество выпускаемой стали до 11,95 млн т, или на 9%, а предприятия, расположенные на североамериканских территориях, напротив, уменьшили его на 1,9%. Судя по динамике ж/д отгрузок, заметный вклад в позитив российского производства внесли как «Евраз ЗСМК» (+8,1%), так и «Евраз НТМК» (+7,1%).

Группа «Металлоинвест» сообщила, что «объем выплавки стали за 2019 год сократился на 3,7%, что в основном обусловлено реконструкцией модульных печей на «Уральской стали» и отработкой на них новой технологии производства». Тем не менее «Металлоинвест» сохранил годовой объем ж/д отгрузок благодаря складским запасам и лучшей работе ОЭМК (+3,6%).

Вновь снизила ж/д отгрузки стальной продукции (-10,8%) группа «Мечел». Поэтому, видимо, она не спешит с публикацией показателей своего производства за прошедший год.

Среди отдельных предприятий черной металлургии отметим резкий рост отгрузок продукции «Амурстали» (+56%). Под управлением ГК «Торэкс», добившейся запрета дальневосточного экспорта лома, завод получил недорогое сырье и весьма активно восстановил свое производство.

На 26,1% за год нарастил стальные отгрузки Выксунский метзавод (ВМЗ, группа ОМК), преимущественно – за счет роста производства дефицитных цельнокатаных ж/д колес. Однако это слабая компенсация за снижение основного производства – выпуска стальных труб – на 19,6%.

Часть заказов «Газпрома» у ВМЗ, безусловно, перехватил Загорский трубный завод, нарастивший ж/д отгрузки труб большого диаметра в 2019 году на 24,1%.

Крупнейшая в отрасли Трубная металлургическая компания (ТМК) в своем отчете сообщила, что ее общий объем отгрузки труб в 2019 году снизился на 5%, до 3,8 млн т, и главным образом – ввиду слабых результатов североамериканского дивизиона. Однако это было частично компенсировано ростом отгрузки труб в российском дивизионе на 5% по сравнению с 2018 годом, что обусловлено увеличением отгрузки бесшовных труб OCTG (+4%) и труб большого диаметра (+56%) по сравнению с 2018 годом. Данные ж/д отгрузок российских предприятий ТМК, показанные РЖД, заметно хуже (-6,1%). Однако они не учитывают позитивную долю поставок водным и автомобильным транспортом, в частности у Волжского трубного завода.

Схожее противоречие в цифрах отгрузок наблюдается у группы ЧТПЗ. По данным железнодорожников, за 2019 год отгрузки ЧТПЗ-ПНТЗ сократились на 6,3%, до 1,63 млн т. Сама компания сообщает о росте поставок труб на 8%, до 2,07 млн т, чему мы, безусловно, рады. Впрочем, одним из ключевых драйверов роста группа считает увеличение экспортных отгрузок до 0,74 млн т.

Однако главная тенденция сбыта стальной продукции в 2019 году – снижение общих объемов российского экспорта. По данным ФТС, экспорт черных металлов (72-я группа ТН ВЭД) из РФ за год составил 40,629 млн т, что на 12,6% меньше, чем годом ранее. А стальной экспорт (поставки без учета чугуна, ферросплавов, отходов и лома) составил за прошлый год 27,212 млн т – на 11,2% ниже результата 2018 года. Поставки за рубеж российских полуфабрикатов из углеродистой стали (ТН ВЭД ЕАЭС 7207) составили 14,744 млн т. Относительно показателей 2018 года экспорт данной товарной группы сократился на 7,9%. Экспорт плоского проката из углеродистой стали (ТН ВЭД ЕАЭС 7208-7212) упал до уровня 6,946 млн т. Снижение объемов поставок данной продукции в годовом соотношении – 16,8%.

Поскольку потери 2019 года в зарубежных поставках продукции российской черной металлургии оказались значительны, а тенденция сохраняет негатив, эта тема будет рассмотрена подробнее в отдельной статье следующего номера журнала.

Импорт черных металлов в РФ за 2019 год практически не изменился. По данным ФТС, за год на территорию РФ было ввезено 7,196 млн т черных металлов (72-я группа ТН ВЭД) с увеличением объемов в годовом соотношении на 0,6%. При этом импорт без учета чугуна, ферросплавов, отходов и лома (группа 72, кроме 7201-7204 ТН ВЭД) вырос на 2,3%, до 5,815 млн т.

В основном, по мнению ФТС, это произошло за счет роста на 75,9% импорта стальных труб (7304-7306 ТН ВЭД). Однако фактически этого роста нет. «Взле-тевшие» почти вдвое поставки труб – это не импорт, а возврат в нашу таможенную зону труб большого диаметра для «Северного потока – 2». В основном это российские трубы, прошедшие процедуру защитного бетонирования на специализированных заводах, в частности в Финляндии.

Основные грузопотоки импорта черных металлов в РФ остались прежними. Это поставки украинской металлопродукции, которые выросли за год на 14,7%, до 2,61 млн т, а также импорт из Казахстана, который за год снизился на 14,2%, до 1,46 млн т.

Основную погоду на российском стальном рынке в 2019 году сделала позитивная динамика внутреннего потребления. Доля ж/д отгрузок металлопродукции российским потребителям в общем объеме поставок за год выросла на 4,8%, до 68,4%.

Как сообщил недавно глава «Северстали» Александр Шевелев, «по нашим предварительным оценкам, рост спроса в Российской Федерации по итогам 2019 года был выше 4%». Причем еще в середине года компания сообщила об увеличении доли продаж на внутреннем рынке до 70%, преимущественно – за счет поставок металлопроката строительного назначения.

В свою очередь, ММК по итогам 2019 года также сообщил о 7%-м росте продаж на внутренний российский рынок, до 8,26 млн т. Доля отгрузок ММК в Россию и СНГ в общем объеме продаж достигла 88,5%, а экспорт в дальнее зарубежье снизился до уровня 11,5%.

Однако анализ более 2000 крупнейших получателей стальной продукции при ж/д отгрузках (с учетом их отраслевой принадлежности) дает не вполне ясную картину (табл. 4), особенно по спросу на металл строительного сортамента.



Все дело в том, что среди заметных покупателей металла отсутствуют все крупнейшие застройщики РФ, начиная с группы «ПИК» (Москва) и группы «ЛСР» (Санкт-Петербург).

Более того, девелоперы практически не попадают даже в первые 500 компаний – получателей стального проката и труб. А такие представители стройиндустрии, как комбинаты ДСК и ЖБИ, продолжают терять свою долю на рынке ввиду опережающего развития новых строительных технологий.

Тем не менее наша металлоторговля, получившая позитивную динамику по итогам 2019 года, обеспечивает около половины спроса российских строителей. Наиболее заметными поставщиками этой отрасли в прошедшем году были ЗАО «Металлокомплект-М», ж/д отгрузки металла которому выросли до 1,27 млн т (+5%), Сталепромышленная компания – 1,22 млн т (-2,2%), «Металлсервис» – 1,18 млн т (+23,1%), «Металлоторг» – 0,79 млн т (+14,1%) и ПКФ «ДиПОС» – 0,62 млн т (-5,9%).

Также заметны поставки стальной продукции строителям группой транспортно-логистических компаний, включая структуры РЖД. Отличилось в 2019 году ООО «Первая логистическая компания», переправившее по ж/д сети 1,42 млн т стали (+86,1%).

Среди переработчиков металлопроката лидер прежний – ООО «Компания Металл Профиль», получившее за год 0,501 млн т стали (+2,4%).

Отметим, что практически вся продукция заводов этой компании (металлочерепица, профили и панели) поставляется в российское строительство. Снизились на 8,9% поставки плоского проката на завод цинкования ООО «ТехИнвестСтрой» в подмосковную Каширу, до 0,38 млн т.

Среди предприятий машиностроения лидером по ж/д поступлениям стальной продукции в 2019 году стало ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (0,403 млн т; +2,8%). Занявшее вторую позицию в отрасли ОАО «АвтоВАЗ» за год сократило спрос на металл на 2,9%, до 0,3 млн т.

Подводя итоги сбыта и производства за прошедший год, отметим, что российской черной металлургии удалось компенсировать спад экспорта ростом поставок продукции отечественным потребителям. Но в полной мере нивелировать ухудшение рыночной конъюнктуры в конце 2019 года отрасли не удалось. О финансовых результатах года и перспективах расскажем позже, во второй части этой статьи.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: