Металлургия Индии: амбиции и реалии
Еще в 2009 г. в мировой металлургии произошло знаменательное событие: Индия опередила традиционные страны – лидеры по выплавке стали и вышла на 3-е место. Тогда большинство аналитиков списывало этот скачок на кризис. Мол, все пострадали, сильно сократили производство, вот окрепнем – и все вернется на круги своя.
Прошло 2 года, США и Япония действительно восстановили объемы выпуска стали, заняв исходные позиции в мировом рейтинге. А вот Россия смогла похвастаться лишь временным успехом: в 2010 г. наша страна обошла Индию лишь на 0,3%, что вполне в границах статистической погрешности. И то – лишь затем, чтобы уже в феврале текущего года окончательно уступить ей свое 4-е место.
Огромные планы по развитию экономики и масштабному расширению стальной отрасли Индия регулярно озвучивает уже около 10 лет, но до их выполнения дело доходило крайне редко.
Однако в последние годы колоссальный потенциал внутреннего потребления стали прогнозируют не только индусы (Министерство стали Индии, национальные сталелитейные предприятия и многие другие), но и известные в мире аудиторские и металлургические компании и институты, такие как WSA, Ernst & Yang и ArcelorMittal.
Более того, страна обещает вскоре занять 2-е место по производству стали в мире.
Что же происходит в Индии на самом деле, каковы реалии национальной металлургии и какие у нее перспективы на внутреннем и мировом рынках?
Факты
Производство
Статистические данные авторитетной Всемирной ассоциации чугуна и стали (WSA) показывают, что металлургическая промышленность Индии стремительно развивается уже несколько десятилетий подряд. Причем за последние 19 лет производство стали в стране снизилось лишь однажды – в 1998 г. (на 3,8%), тогда как среднегодовой прирост за этот период составил 8%.
Пики темпов роста пришлись на 1995 г. (+14,1%), 2000 г. (+10,8%), 2003 г. (10,3%) и прорывной для индийской металлургии 2005 г., когда выпуск стали сразу вырос на 40,3% (рис. 1). Индия махом шагнула с 9-й на 6-ю позицию в мировом рейтинге крупнейших стран – производителей стали, публикуемом WSA.
В последние пять лет стальные компании Индии наращивают выплавку нерафинированной стали с завидными темпами и постоянством – на уровне 7–10% в год. Более того, в период кризиса (2008–2009 гг.) индийская металлургия находилась в числе тех немногих отраслей, которые не только не ухудшили свои производственные показатели (как в Японии, США, России и многих других странах), а, напротив, повысили их (как в Китае, Иране и Саудовской Аравии) (рис. 2).
В прошлом году производство стали в Индии относительно 2009 г. выросло на 6,4%, или 4 млн т, до 68,85 млн т, а в январе–июне 2011 г. – на 4,3%, или 1,5 млн т в годовом исчислении, до 35,3 млн т. Для сравнения: в РФ за первое полугодие текущего года рост был больше – на 4,9%, но абсолютные результаты оказались меньше – только 34,5 млн т.
При этом индийские стальные мощности в 2010–2011 гг. выросли почти в полном соответствии с ростом спроса – на 7%, или 5 млн т, до 78 млн т в год, по сравнению с 2009–2010 гг. (72,76 млн т в год). Таким образом, загрузка сталелитейных предприятий за прошлый год выросла всего на 0,3 процентного пункта, до 87,6%.
Отличительной особенностью индийской металлургии является то, что 60,5% произведенной стали в стране выплавляется в электродуговых печах (ЭДП), 38,1% – в кислородно-конвертерных установках и всего 1,5% – в мартенах (которые в мире больше нигде не используют, кроме стран СНГ). Такая технология весьма современна – преобладание электроплавильных мощностей характерно для развитых стран Европы, США и Мексики.
Опережающая Индию по объемам стального производства Япония около 80% стали производит в кислородных конвертерах. В итоге прилагает немалые дополнительные усилия для поддержания имиджа высокотехнологичной страны с качественной сталью. Тогда как индийская стальная продукция, изготовленная из «электродуговой» стали, по технологии более совершенна, т.к. сразу лишена примесей от доменного производства.
Широкое использование ЭДП в Индии связано в первую очередь с наличием огромных запасов высококачественной железной руды. Поэтому страна является крупнейшим в мире производителем горячебрикетированного и прямовосстановленного (HBI, DRI) железа, пригодного для ЭДП. Причем именно эта технология и пропагандируется индийскими властями как основа для дальнейшего наращивания мощностей национальной черной металлургии.
В то же время непрерывная разливка стали в Индии отстает и составляет только около 70% от общего объема производства, тогда как в остальных странах этот показатель уже достигает 90–100%. Такая ситуация объясняется наличием в стране значительного числа небольших литейных и прокатных металлургических заводов.
По данным Joint Plant Committee (JPC), государственной организации, занимающейся сбором показателей индийской металлургической промышленности, более половины произведенных в стране стальных полуфабрикатов (порядка 20–25 млн т) поступает на свободный рынок Индии, где потребляется огромной армией потребителей.
Традиционно индийские металлургические предприятия делятся на основные – государственные (SAIL, Tata Steel и VSP) – и частные (Essar, Ispat, JSWL, JSPL и др.). Однако совокупное производство стального проката последними уже превысило 2/3 общего, а доля государственных металлургических комбинатов постепенно, но неуклонно снижается – с 33% в 2008 г. до 29% в 2010 г. Структура их производства основной стальной продукции в последние годы в Индии приведена в табл. 1.
При этом, согласно JPC, частные метпредприятия уверенно наращивают долю выпуска как длинномерного, так и плоского проката, которая в прошлом году выросла против 2008 г. на 4 процентных пункта, до 76% и 66% соответственно.
Соотношение производимой в Индии длинномерной и плоской металлопродукции составляет 50:50.
Рост производства стали и мощностей в Индии происходит благодаря высокому уровню потребления готового проката в стране. Так, по данным WSA, внутреннее индийское потребление стали за последние 5 лет выросло на 52%, а в прошлом году по сравнению с 2010 г. – на 9,6%, до 60,6 млн т.
Индийская статистика приводит более высокие показатели: в 2009 г. – 59,4 млн т, а в 2010 г. – 65,2 млн т (+9,9%) – в результате использования в расчетах данных за финансовый год, заканчивающийся мартом.
Для сравнения: в Китае внутреннее потребление стали увеличилось на 66%, до 576 млн т, в России – на 22%, до 35,7 млн т, тогда как США и Япония, наоборот, сократили его на 24% (80 млн т) и 17% (63,8 млн т) соответственно. А если сравнить прошлогодние показатели потребления с докризисным 2007 г., то рост наблюдается лишь в Китае (+36%) и Индии (+18%), которая в последнее время является одним из крупнейших потребителей стали в мире (рис. 4).
В то же время Индия находится на предпоследнем месте по показателю видимого потребления на душу населения, опережая только ряд африканских стран (рис. 5).
Несмотря на свой среднегодовой прирост на уровне 8%, этот показатель сейчас составляет всего 57,1 кг на человека, тогда как в РФ – 256,2 кг, в США – 258,2 кг, в Китае – 427,4 кг, в Японии – 503 кг, а в Южной Корее – самый высокий уровень в мире – 1077 кг на душу населения.
Это и неудивительно, ведь Индия является одной из самых бедных (в части сельского населения) и густонаселенных (после Китая) стран в мире. В настоящее время численность населения в Индии составляет около 1,2 млрд человек, тогда как в Китае – 1,35 млрд, в США – 311 млн, в России – 143 млн, в Японии – 128 млн, в Южной Корее – 49 млн.
Таким образом, Индия имеет значительный потенциал для роста внутреннего потребления стали – естественно, при грамотном и планомерном содействии со стороны правительства страны.
Реформы, прогнозы и регулирование
В Индии, как и в Китае, экономические реформы планируются раз в 5 лет. На данный момент страна развивается согласно планам 11-й пятилетки на 2007–2012 гг. Индийские госорганы разработали серьезные мероприятия по развитию экономики и активизации промышленности, в частности масштабной модернизации внутренней инфраструктуры, дорог, портов, аэропортов, росту строительной и автомобильной отраслей, увеличению производства бытовой техники, жилищного строительства, особенно в сельской местности.
По исследованиям компании Ernst & Yang, к 2020 г. Индия займет лидирующие позиции в области образования, НИОКР, инноваций, а также как производитель товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Одна из четырех крупнейших в мире, британская аудиторская компания прогнозирует ежегодный рост ВВП в Индии свыше 8% и увеличение в 3 раза численности индийского среднего класса в течение следующих 15 лет. Это в свою очередь приведет к повышению уровня образования трудовых ресурсов, росту конкурентоспособности рабочей силы с точки зрения ее стоимости и, соответственно, улучшению позиций Индии в плане привлечения глобальных прямых иностранных инвестиций, в том числе в сталелитейную отрасль.
Чтобы соответствовать растущему спросу на сталь, власти страны формируют национальную программу развития металлургической отрасли. Последняя разработанная политика Индии в области черной металлургии (National Steel Policy, NSP) была одобрена правительством еще в ноябре 2005 г. Ее основными положениями стали рост объема производства стали до 100 млн т в год, а экспорта металлопроката – до 26 млн т к 2019 г. Размер необходимых инвестиций был оценен на уровне свыше $50 млрд.
В настоящее время идет процесс создания новой NSP на среднесрочную (10 лет) и долгосрочную (25 лет) перспективу; опубликовать ее индийские власти обещают уже в конце текущего года.
Вместе с тем секретарь Министерства стали Индии P.K. Мисра в июле этого года уже озвучил очередные прогнозы относительно развития национальной металлургии в ближайшем будущем, среди которых:
• рост внутреннего спроса на сталь в 2011–2012 гг. на 10–15%, до 67–70 млн т, что может вывести страну по потреблению стали на 3-е место в мире после Китая и США;
• рост сталеплавильных мощностей к 2012–2013 гг. на 30 млн т, до 105 млн т в год, и к 2015–2016 гг. – до 130 млн т в год благодаря завершению строительства ряда проектов на SAIL, RINL, JSW, JSPL, Essar и Bhushan Steel.
В частности, крупнейший рост производства к концу 2012–2013 гг. ожидается от государственной SAIL, которая увеличит выпуск стали на 8,14 млн т в год. Мощность производства JSW Steel вырастет на 4,6 млн т, Tata Steel – на 3,2 млн т, RINL – на 3,4 млн т, JSPL – на 2,6 млн т и Essar Steel – на 4,9 млн т. Причем уже до конца текущего финансового года Tata Steel, Essar Steel и JSW Steel должны ввести в строй новые мощности по производству 9,6 млн т горячего проката в год.
Объем инвестиций, необходимых для удовлетворения растущего индийского спроса на сталь, увеличения мощностей и эффективности производства, а также проведения различных инновационных исследований, теперь оценивается на уровне около 4,37 трлн рупий ($98 млрд). Так, JSW Steel планирует инвестировать 151,3 млрд рупий ($3,25 млрд), Essar Steel Ltd – 220 млрд рупий ($4,72 млрд), а Bhushan Steel Ltd – 279 млрд рупий ($6 млрд).
В итоге благодаря ожидаемому росту экономики и инвестиций в современные эффективные технологии индийское правительство рассчитывает вывести страну на второе место в мире по выпуску стали, опередив Японию и следуя за Китаем.
Вместе с тем индийский рынок, кроме растущей экономики, привлекателен для инвесторов (как внутренних, так и крупных зарубежных компаний) в первую очередь:
• доступом к богатым запасам железной руды с низкой стоимостью ее добычи;
• аутсорсингом по причине наличия дешевой рабочей силы;
• выгодным географическим положением между растущими рынками сбыта: Ближним Востоком и странами Юго-Восточной Азии.
Однако власти Индии, с одной стороны весьма заинтересованные в большом притоке капиталовложений, на практике ограничивают развитие своей стальной промышленности. Ввод таможенных пошлин на экспорт железной руды и стали (табл. 2), замораживание внутренних цен, рост инфляции, а также высокий уровень бюрократизма в местных штатах не только бьют по инвестиционному имиджу страны, но и ставят под сомнение реализацию ряда инфраструктурных проектов и запланированное развитие индийской металлургической отрасли в целом.
Многообещающие темпы роста потребления и производства стали в Индии за последние 6 лет привлекли в страну многих мировых сталепроизводителей. Отметим, на данный момент администрациями ряда штатов страны подписано с национальными и иностранными компаниями 222 меморандума о взаимопонимании, в которых идет речь о создании мощностей по выплавке 276 млн т стали в год к 2020 г. с общим объемом инвестиций свыше $200 млрд. Некоторые иностранные компании уже приступили к реализации проектов, однако большинство из них до сих пор так и остаются лишь намерениями по созданию новых метзаводов самостоятельно или путем участия в СП с индийскими меткомпаниями.
Так, крупнейшая в мире стальная компания ArcelorMittal, которая в прошлом году прогнозировала с 2015 г. стремительный рост дефицита производства стали в Индии до 30–33 млн т к 2020 г., сегодня вынуждена изменить свою стратегию внедрения на местный рынок из-за постоянных отсрочек реализации своих проектов в результате трудностей с выделением земли под застройку новых металлургических объектов и получением соответствующих разрешений и лицензий на право добычи полезных ископаемых. Теперь компания нацелена на создание небольших заводов (с выпуском по 2–3 млн т в год стали) вместо концентрации на крупном производстве. Таким образом, Индия упустила возможность построить за $20 млрд (!) к 2015 г. два меткомбината общей мощностью 24 млн т в год стали и получить массу новых рабочих мест и налоговых отчислений из штатов Джаркханд, Орисса и Карнатака.
Теперь ArcelorMittal собирается инвестировать порядка 300 млрд рупий ($6,44 млрд) в производство в штате Карнатака.
Еще один показательный пример иностранного долгостроя в Индии – это разработанный в 2005 г. проект южнокорейской Posco по строительству интегрированного сталелитейного предприятия с нуля в штате Орисса на востоке страны стоимостью $12 млрд и мощностью 12 млн т металла в год. После 6-летнего противостояния власти Индии все-таки дали, хоть и с оговорками (выплата компенсации за потерю земли и запрет экспорта железной руды), в начале текущего года соответствующее разрешение Posco. Однако жители деревень штата Орисса до сих пор выступают против этого проекта, не желая расставаться с традиционным укладом жизни и бедностью…
Тем не менее южнокорейская компания планирует реализовать к 2013 г. в стране еще один проект – стоимостью 320 млрд рупий ($6,87 млрд) и мощностью 6 млн т в год стали в штате Карнатака.
Проблемы с приобретением земли испытывают даже индийские компании, например Tata Steel, которая ранее планировала создание трех новых заводов мощностью по 6 млн т в год, но так и не смогла начать строительство. Отчасти поэтому стальные компании Индии (в том числе Tata Steel, Essar Steel, Jindal Steel & Power) приобретают метактивы на внешних рынках (в Европе, США, Канаде, ОАЭ, Омане, Египте).
Напомним, что построить меткомбинат в Индии желает и российская «Северсталь» совместно с местной горнорудной компанией NMDC. Завод мощностью 2–2,5 млн т стали в год планируется возвести к 2014 г., а в дальнейшем возможно увеличение его производительности до 5–7 млн т в год. Стоимость проекта оценивается примерно в 90–100 млрд индийских рупий ($2,2–2,4 млрд). Эффект синергии создаваемого СП ожидается от поставок российского коксующегося угля и доступа к большим объемам относительно дешевой индийской железной руды. На сегодня мелочь Fe 63% на востоке страны стоит $49–54 за т ex-mines, а кусковая руда Fe 62–63% – $116–120 за т ex-mines, тогда как на мировом рынке – порядка $170–175 за т FOB.
Отметим, что большинство запланированных металлургических проектов в Индии сосредоточено в штатах Карнатака, Чхаттисгартх, Орисса и Джаркханд, где находятся основные запасы железной руды, причем на каждое значимое месторождение там претендуют по несколько компаний.
Если «Северстали» удастся довести свой план до конца, Россия станет третьей страной после Японии и Кореи, имеющей металлургические предприятия в Индии (если не учитывать ArcelorMittal).
Вместе с тем нельзя быть до конца уверенным в том, что иностранные проекты (как, впрочем, и национальные) будут реализованы, по крайней мере в запланированный срок, учитывая «особенное» отношение правительства Индии (главным образом на местах – в штатах) к выдаче разрешений на землю под строительство заводов и лицензий на добычу полезных ископаемых.
Исключением, пожалуй, станет только расширение действующих индийских стальных мощностей, проекты которых не вызвали серьезного противодействия и успешно реализуются. Причем настолько успешно, что если ранее Индия несколько лет подряд была нетто-импортером стали, то уже в 2012 г. страна может превратиться в ее нетто-экспортера. Это должно произойти за счет завершения серии проектов по расширению производства на индийских метзаводах и ввода ими в строй мощностей по производству горячекатаных рулонов, дефицит которых провоцировал увеличение ввоза готового проката в 7 раз за последнее десятилетие. Причем импорт рос и в период кризиса, и после него, достигнув, согласно данным ISSB, 10,2 млн т проката в прошлом году (+30% к 2009 г.), когда Индия поднялась с 10-го на 7-е место среди крупнейших стран – импортеров стали в мире.
Вместе с тем экспорт проката из Индии в последнее время также набирает обороты. В 2010 г. он вырос на 5,8% в годовом исчислении, до 5,5 млн т, а в I квартале 2011 финансового года (т.е. в апреле–июне) – на 71,8% (!), до 1,074 млн т по сравнению с 620 тыс. т в прошлом году. Импорт за этот период упал на 52%, до 1,32 млн т, позволяя Индия пока еще оставаться чистым импортером стали.
Смена настроений на индийском рынке вызвана также, помимо ввода в строй новых мощностей, сокращением внутреннего потребления в последние месяцы, поэтому металлурги, наращивая производство, вынуждены увеличивать свой экспорт. Так, JSW Steel уже запланировала рост внешних поставок на 15–20% в текущем бюджетном году. Tata Steel не жалуется на сокращение поставок на внутренний рынок, однако также заинтересована в повышении объемов экспорта.
Несмотря на высокий прирост ВВП в Индии (в среднем на 8% в год), центральному правительству приходится бороться с растущей инфляцией путем ввода ограничительной монетарной политики и поднятия процентных ставок, что уже в мае вызвало снижение темпов роста промышленного производства до 5,6%, самого низкого показателя за последние 9 месяцев. Это, а также сезон дождей и отпусков в летние месяцы стали причиной сокращения спроса на стальную продукцию внутри страны.
Тем не менее к сентябрю в результате снижения действия сезонных факторов и завершения празднования Рамадана 31 августа в этом году как мировой рынок, так и металлурги Индии ожидают активизации со стороны потребителей и роста цен на металл. В конце июля на фоне ожидания рыночных улучшений экспортные котировки индийских компаний на плоский г/к прокат выросли на $10–20 по сравнению с началом месяца, до $700 за т FOB. Причем на рынке Ближнего Востока и Европы индийская продукция дороже местной на $20–35 за т, составляя также серьезную конкуренцию российским и китайским поставщикам.
На внутреннем рынке Индии цены на плоский прокат сохраняются на уровне $710–720 за т CFR, что на $10–15 ниже экспортных российских котировок. Таким образом, учитывая риски колебания стального спроса на местном и мировом рынках, индийские экспортеры могут стать весьма опасными конкурентами для поставщиков металла из стран СНГ уже через 1–2 года.
Выводы
Металлургия в Индии, как и во многих странах, является важнейшей составляющей экономического роста в стране. Индийское правительство неустанно сообщает о существенном росте промышленности и высоком потенциале внутреннего потребления стали. Похоже, что достаточно большая доля правды в этом есть, оглядываясь на производственные достижения национальной металлургии за последние годы. Высокий потенциал внутреннего рынка позволил Индии противостоять глобальному экономическому спаду. Кроме того, процесс урбанизации и создание современной инфраструктуры в стране будут способствовать дальнейшему росту потребления и производства стали.
Однако масштабные и весьма амбициозные прогнозы индийских властей не успевают за реализацией стальных проектов. Индия пока никак не может определиться: становиться ли ей индустриально развитой страной или держаться за традиционные устои.
Хотя Министерство стали Индии вроде бы и признает, что приобретение земли в последнее время становится наиболее спорным и сложным вопросом, варианты и сроки решения его никто не прогнозирует. Поэтому металлургическим инвесторам придется и дальше бороться с земельными проблемами самостоятельно в перенаселенной крестьянской стране. Однако решающее значение для осуществления всех планов будут иметь деньги, развитие мирового рынка и спроса на сталь.
А сегодняшние прогнозы в СМИ пестрят публикациями о том, что ключевым двигателем роста мирового стального производства остается Азия… Которой, включая Индию, нипочем финансовые кризисы, землетрясения и долговые ямы.
|