Как сообщает агентство Reuters, механизм регулирования углеродной границы (CBAM), предложенный Европейским Союзом, создает новый торговый барьер для китайского экспорта, заявила в пятницу поддерживаемая государством сталелитейная ассоциация Китая (CISA), призвав к дальнейшим переговорам с блоком по решению климатических проблем.
В апреле ЕС утвердил первый в мире план по введению пошлины на импорт высокоуглеродистых товаров с 2026 года, нацеленной на импорт стали, цемента, алюминия, удобрений, электроэнергии и водорода.
Этот сбор будет представлять большую угрозу для производителей стали в Китае, крупнейшем в мире экспортере стали, поскольку их производство остается более углеродоемким, чем в ЕС.
В октябре новый режим вступил в стадию испытаний, требуя от импортеров товаров в ЕС сообщать только о выбросах углерода, содержащихся в этих продуктах.
Плата будет взиматься с 2026 года, когда он полностью вступит в силу.
Пограничный сбор за выбросы углерода направлен на то, чтобы поставить промышленность ЕС и иностранных конкурентов в равные условия, чтобы предотвратить перемещение производителей ЕС в регионы с менее строгими экологическими правилами.
Однако это также повысит стоимость стальной продукции, поставляемой в ЕС, ослабив ценовую конкурентоспособность Китая.
«Одностороннее создание ЕС CBAM, по сути, является новым торговым барьером, созданным под эгидой низкоуглеродных технологий», — заявила CISA.
Комментарии CISA прозвучали в ответ на запрос агентства Reuters, отправленный в сентябре, накануне начала начальной фазы CBAM.
CBAM не принимает во внимание различные этапы развития в разных странах и противоречит принципу «общей, но дифференцированной ответственности», заявили в ассоциации.
«Как только другие страны примут взаимные и аналогичные меры по защите торговли для защиты своих интересов, это приведет к увеличению торговых издержек и увеличению рисков торговых трений», — заявили в CISA.
«Мы надеемся, что ЕС сможет тщательно рассмотреть стоимостные и эксплуатационные проблемы, возникающие перед потребителями стали в перерабатывающем секторе из-за изменения в структуре импорта, и наладить более тесное общение со всеми соответствующими сторонами для совместного решения климатических проблем», - добавили в нем.
Эта схема, вероятно, приведет к увеличению экспортных затрат Китая на стальную продукцию на 4-6%, сообщил журналистам на ежеквартальном брифинге в конце октября Цзян Вэй, вице-председатель ассоциации.
В сентябре консалтинговая компания Wood Mackenzie заявила, что CBAM, вероятно, значительно повысит стоимость импорта стали из Индии и Китая.
Индия взвешивает варианты местных налогов, чтобы избежать налога ЕС на выбросы углерода после обнародования в мае своего плана подать жалобу во Всемирную торговую организацию по поводу налога ЕС на выбросы углерода на импорт.
Аналитическое агентство MEPS International Ltd представило данные о ключевых инвестициях и корректировках деятельности производителей стали по всему миру в октябре 2023 года.
Европа
Industeel заключила контракт с производителем тяжелого оборудования Danieli на установку новой вертикальной машины для разливки слябов на своем заводе в Ле Крезо, восточная Франция.
Предприятие будет производить слябы различных марок, включая углеродистую сталь, нержавеющую сталь и сплавы на основе никеля. Максимальная толщина сляба, производимого МНЛЗ, составит 150 миллиметров. Ширина будет варьироваться от 1500 до 2200 мм, а длина — от четырех до шести метров.
Industeel, дочерняя компания ArcelorMittal, планирует ввести в эксплуатацию МНЛЗ летом 2025 года. Компания ожидает, что проект приведет как к улучшению качества слябов, так и к увеличению производительности, а также к снижению энергопотребления и выбросов CO2.
Voestalpine приступила к предварительному строительству новой ЭДП на своем предприятии в Линце.
Это произошло через месяц после того, как компания приступила к созданию аналогичной ЭДП на своем предприятии в Донавитце.
Совокупная годовая производительность новых установок австрийского сталелитейного завода составит около 2,5 миллионов тонн. Они заменят доменные печи, работающие в настоящее время на двух площадках, когда они будут введены в эксплуатацию в 2027 году.
Компания инвестирует около €1,5 млрд в этот проект, целью которого является сокращение выбросов CO2 на 30%.
Компания Duferco Travi e Profilati ввела в эксплуатацию новый прокатный стан на своем предприятии в Сан-Дзено-Навильо, недалеко от Брешии.
Новое оборудование сможет производить до 700 тысяч тонн балок и профилей в год. Строительство проекта стоимостью €250 млн началось в первом квартале 2022 года.
Итальянский производитель сортового проката, управляемый итальянским производителем сортового проката, подписал несколько соглашений о покупке энергии, чтобы гарантировать, что предприятие будет питаться от возобновляемых источников. Ожидается, что это позволит сократить ежегодные косвенные выбросы CO2 на 26 000 тонн.
Acciaierie Valbruna добавляет новую линию отделки высококачественных стальных прутков на своем производственном предприятии в Виченце на северо-востоке Италии.
Новое оборудование будет перекатывать квадратные и круглые прутки, а также квадратную заготовку, выходящую из существующего чернового стана завода.
Acciaierie Valbruna ожидает, что проект позволит снизить эксплуатационные расходы и повысить безопасность предприятия.
Контракт на установку был заключен со специалистом по оборудованию для сортового проката POMINI Long Rolling Mills. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2024 года.
Aperam пересмотрела свой прогноз на третий квартал в сторону понижения, сославшись на операционные сбои на своих бельгийских предприятиях.
Длительная остановка добывающего предприятия в Генке, вызванная строительством нового конвертера AOD, а также непредвиденные проблемы в плавильном цехе Шатле привели к падению отгрузок.
В настоящее время компания прогнозирует, что скорректированная EBITDA за третий квартал составит от €15 до €20 млн.
Азия
POSCO завершила первый этап строительства своего нового объекта в Таншане, Китай.
Ежегодно на предприятии будет производиться до 450 000 тонн автомобильного оцинкованного листа.
Завод, совместное предприятие POSCO и Hebei Iron and Steel стоимостью $600 млн, находится в разработке с января 2022 года.
Второй этап проекта, который завершится весной 2024 года, позволит удвоить текущую производительность предприятия.
Nippon Steel подтвердила, что снесет участок завода в Сетуши в Куре после 72 лет эксплуатации. Прокатные линии были закрыты в конце августа, а последние партии продукции покинули объект в середине сентября. В качестве причин закрытия компания назвала низкий внутренний спрос и растущую конкуренцию со стороны импорта.
Nippon Steel также планирует к 2025 году остановить работу своей доменной печи Касима в префектуре Ибараки. Это приведет к сокращению годовой мощности компании по производству сырой стали почти до 40 миллионов тонн.
Derun Iron and Steel собирается начать строительство новой электропечи с годовой производительностью 750 000 тонн на площадке в городе Хэюань, провинция Гуандун.
Ввод в эксплуатацию ожидается летом 2024 года. Проект одобрен в рамках плана замещения мощностей компании.
США
Компания Big River Steel провела церемонию открытия своего недавно завершенного проекта по производству электротехнической стали с неориентированной текстурой.
Строительство новой линии производителя из Арканзаса стоимостью $450 млн, которая использует в качестве сырья до 90% стального лома, началось в октябре 2022 года.
Его годовая производственная мощность составляет 200 000 коротких тонн.
Citibank прогнозирует, что цена на железную руду может достичь $130 за тонну к концу года, чему способствуют потенциальные политические стимулы со стороны Китая. На прошлой неделе цены на железную руду выросли до самого высокого уровня за последние пять недель, отчасти благодаря ожиданиям более высокого спроса со стороны Китая.
Vale SA, ведущий производитель железной руды, также отметила, что цены могут подняться после четких сигналов правительства Китая, поддерживающего инфраструктурную деятельность.
В сообщении для клиентов аналитики Citibank отметили «неожиданный» шаг китайских политиков, которые недавно выпустили дополнительные облигации центрального правительства на сумму 1 триллион юаней (A$217,8 млрд). «Эти действия, возможно, предполагают, что правительство полно решимости и дальше поддерживать экономику на фоне недавнего предварительного восстановления и, возможно, стремится обеспечить уверенный старт в 2024 году», — заявили они.
Несмотря на то, что крупные инфраструктурные проекты в Китае не ожидают в ближайшее время увеличения спроса на сталь, учитывая сезонные ограничения на строительство, Citibank полагает, что железная руда по-прежнему очень восприимчива к дальнейшей политической поддержке по сравнению с другими сырьевыми товарами.
Неожиданно сильный рынок экспорта стали в Китае, особенно на развивающиеся рынки, также поддерживает производство стали на суше. Сентябрьские показатели экспорта составили 8 тонн, что на 56% больше, чем в прошлом году. За первые девять месяцев 2023 года наблюдался рост на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, примерно до 68 метрических тонн.
Пересмотренный краткосрочный прогноз цен
Citibank пересмотрел свой краткосрочный прогноз цен на железную руду со $100 до $120 за тонну, признав потенциал дальнейшего достижения уровня $130 за тонну. Этот прогноз зависит от усиления стимулирующей политики со стороны Китая и возможных перебоев в производстве из-за забастовок рабочих на шахтах BHP. Примечательно, что сотни машинистов поездов BHP в Западной Австралии проголосовали за забастовку из-за спора о заработной плате, угрожая остановкой работы и другими мерами.
Хотя Citibank вместе с другими брокерами в июне предсказал, что рост цен на железную руду может не продолжиться, ссылаясь на отсутствие значительных стимулов в Китае, недавние события изменили этот прогноз. Акции горнодобывающих компаний восстановились после резкого роста цен на железную руду, при этом заметный рост получили Fortescue Metals, BHP и Rio Tinto.
Инвесторы и аналитики будут внимательно следить за политическими шагами Китая в ближайшие месяцы, которые могут еще больше повлиять на цены на железную руду и более широкий сектор материалов.
Как сообщает агентство Reuters, цена на железную руду растет вторую неделю подряд, чему способствует оптимизм, связанный со стимулированием, и благоприятные фундаментальные показатели в Китае, являющемся крупнейшим потребителем.
Ключевой компонент сталелитейной промышленности также выиграл от ключевого заседания по финансовой политике в начале этой недели и после последнего бюджетного стимулирования в крупнейшей экономике Азии.
По состоянию на 02:34 по Гринвичу в пятницу самая продаваемая на Даляньской товарной бирже железная руда поднялась на 1,36% до 933 юаней ($127,57) за метрическую тонну, завершив неделю ростом на 3,7%.
Декабрьская стоимость железной руды на Сингапурской бирже поднялась на 0,86% и составила $123,65 за тонну, что на этой неделе увеличилось на 1,5%.
Китайские политики в ходе финансового совещания, проводимого два раза в десятилетие 30-31октября, заявили, что Пекин будет активизировать усилия по снижению местных долговых рисков и помогать с разумными требованиями финансирования для всех типов предприятий в сфере недвижимости.
Это произошло после того, как Китай на прошлой неделе одобрил выпуск государственных облигаций на сумму 1 триллион юаней и принял законопроект, позволяющий местным органам власти выделить часть своих квот на облигации на 2024 год для поддержки своей экономики.
По мнению аналитиков, хорошие фундаментальные показатели также поддержали добычу железной руды.
По данным консалтинговой компании Mysteel, среднесуточный объем производства чугуна среди опрошенных заводов по-прежнему значительно превышал 2,4 миллиона тонн, несмотря на недельное падение на 0,55%, что указывает на устойчивый спрос в краткосрочной перспективе.
Однако аналитики Everbright Futures подчеркнули риски снижения цен, связанные с возможным усилением мониторинга цен со стороны властей и более масштабным сокращением производства сталелитейных компаний.
Акции других сталелитейных ингредиентов выросли почти до месячного максимума: коксующийся уголь и кокс на DCE выросли на 4,45% и 3,96% соответственно.
Индексы стали на Шанхайской фьючерсной бирже также зафиксировали рост на фоне роста цен на сырье.
Акции на арматуру подорожали на 1,15%, на горячекатаный рулон - на 1,12%, катанку - на 0,65%, а на нержавеющую сталь - на 1,15%.
Как сообщает агентство Platts, шведский стартап H2Green Steel, подписал соглашение о поставке до 35 000 тонн стали с практически нулевым уровнем выбросов в год автопроизводителю Porsche с 2026 года, говорится в заявлении компании от 31 октября.
H2 Green Steel планирует начать производство стали, выбросы CO2 которой будут на 95% ниже, чем при производстве обычной стали с использованием коксующегося угля, на своем заводе в Бодене, Швеция, с конца 2025 года.
«Размещение заказа на сталь с практически нулевым уровнем выбросов Porsche — это настоящий стимул как для нас как компании, так и для трансформации сталелитейной промышленности, которая во многом обусловлена спросом со стороны автомобильной промышленности», — заявил представитель H2 Green Steel. Об этом заявил генеральный директор Хенрик Хенрикссон.
Данное соглашение является вторым контрактом между H2 Green Steel и компанией Volkswagen Group после контракта, подписанного со Scania ранее в 2023 году.
«Porsche работает над достижением углеродно-нейтрального баланса по всей цепочке создания стоимости своих автомобилей к 2030 году. Сталь с низким уровнем выбросов CO2 играет ключевую роль в нашей стратегии устойчивого развития», — сказала Барбара Френкель, член исполнительного совета по закупкам Porsche. «С помощью стали H2 Green Steel мы стремимся еще больше снизить выбросы CO2, вызванные этим важным материалом», — добавила она.
Доля стали в автомобилях Porsche в последние годы сократилась из-за увеличения использования алюминия для облегчения конструкции, но сталь остается одним из ключевых элементов в автомобилестроении. В прошлом году компания Porsche использовала 220 000 тонн стали при производстве своих автомобилей.
Platts, входящая в S&P Global Commodity Insights, оценила горячекатаный прокат в Северо-Западной Европе с учетом выбросов углекислого газа на €5/т в день на уровне €720/т ($763,63/т) с завода в Руре 30 октября.
Оценка была рассчитана на основе суммы ежедневных оценок Platts за углеродосодержащую сталь (CASP) и ежедневных оценок Platts цен на горячекатаный рулон в Северо-Западной Европе.
Торговая стоимость материала с содержанием CO2 ниже 1 тонны в рамках категорий 1-3 была оценена с надбавкой в размере €50-€100/тонну.
Как сообщает ценовое агентство Argus,заявление Tata Steel, которое было отменено в последнюю минуту, предусматривало в ближайшие месяцы остановку стана горячей прокатки, а также доменных печей.
В случае остановки полосового стана Tata останется импортером горячекатаного рулона , возможно, от его индийской материнской компании, который будет далее перерабатываться в продукцию в Великобритании.
На телефонной конференции, на которой были объявлены последние результаты, компания Tata заявила, что импортирует 2,5-2,6 млн тонн, чтобы обеспечить стабильную цепочку поставок для своего перерабатывающего подразделения.
Это повлечет за собой изменение мер защиты стали в Великобритании: без внутреннего производства г/к рулона больше не будет включен в список и его можно будет беспошлинно импортировать из всех регионов без демпинговых/субсидирующих пошлин.
Источники в профсоюзе сообщили, что этот план повлечет за собой потерю 3000 рабочих мест, хотя Tata это не подтвердила. Высокопоставленные профсоюзные деятели, приглашенные на встречу с Tata, заявили компании, что будут голосовать за забастовку, если такой план будет.
«Мы никогда не примем план Tata и правительства закрыть наши предприятия по производству железа и стали и снабжать наши заводы иностранной сталью, сколько бы лет они ни потратили на строительство ЭДП», - заявил генеральный секретарь профсоюза местных сообществ Рой Рикхус.
Совет директоров Tata теперь, вероятно, оценит отчет Syndex о потенциальных альтернативах своему плану, прежде чем сделать еще одно заявление.