Холдинг «Металлоинвест» запустил металлургический завод Hamriyah Steel в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), сообщает пресс-служба российской компании. Предприятие выпустило первую партию стальной арматуры. К концу текущего года завод планирует выйти на полную мощность в 1 млн т арматуры в год. Инвестиции в проект составили около $150 млн. «Одной из ключевых целей проекта строительства комбината в ОАЭ было обеспечение выхода холдинга «Металлоинвест» на рынок Ближнего Востока и создание условий для расширения и диверсификации деятельности в данном регионе», – отмечается в сообщении. Hamriyah Steel FZC является совместным предприятием, доля российской стороны составляет 80%. Со стороны ОАЭ соглашение о создании СП подписано главой правления наследного принца Абу-Даби шейхом Султаном Бин Халифой Аль Нахьяном. В состав холдинга «Металлоинвест» входят предприятия горнодобывающей и металлургической отраслей России: ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уральская сталь». Акционерами компании являются Алишер Усманов (50%), фонд Андрея Скоча (30%), Василий Анисимов (20%).
Рессора Чусовского металлургического завода вновь подтвердила высокое качество: продукцией ОАО «ЧМЗ» (Пермский край, входит в состав Объединенной металлургической компании, ЗАО «ОМК») укомплектованы автомобили КамАЗ, победившие в супермарафоне «Дакар». Владимир Чагин, выступавший за команду «КамАЗ-Мастер», в шестой раз стал победителем ралли. Для участия в ралли команда «КАМАЗ-Мастер» создает гоночную модель внедорожника КамАЗ-4911. Свой вклад в этот грандиозный проект вносят чусовские рессорщики. По техническому заданию камских автомобилестроителей они создают новую конструкцию, а затем опытную партию рессоры. В это году впервые спортивные машины команды «КамАЗ-Мастер» были укомплектованы малолистовой (параболической) рессорой. «Мы сумели выполнить техническое задание наших партнеров благодаря профессиональному коллективу и активной модернизации производства, – рассказывает Алексей Феофилов, главный технолог рессорного производства Чусовского металлургического завода. – Современное оборудование, установленное в цехе в течение трех прошедших лет, позволило улучшить чистоту поверхности рессорных листов, повысить точность геометрических размеров, что в конечном итоге заметно улучшило качество рессорной продукции». КамАЗ – самый крупный потребитель чусовской рессоры. В настоящее время ЧМЗ производит для Камского автозавода более 30 видов рессоры, в том числе малолистовую, а также рессору, обработанную методом объемно-поверхностной закалки. Объединенная металлургическая компания (ОМК) – один из крупнейших отечественных производителей труб, железнодорожных колес и другой металлопродукции для энергетических, транспортных и промышленных компаний. В составе ОМК – 7 крупных предприятий металлургической отрасли. Трубный комплекс ОМК включает Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (Республика Татарстан) и завод «Трубодеталь» (Челябинская область). Металлургический комплекс ОМК включает Чусовской металлургический завод и «Губахинский кокс» (Пермский край), Щелковский металлургический завод (Московская область) и Литейно-прокатный комплекс (Нижегородская область). В 2008 г. ОМК обеспечила свыше 16% российского потребления труб, в том числе 35% труб большого диаметра, 63% российского потребления железнодорожных колес и около 80% потребления автомобильных рессор. В 2008 г. предприятия ОМК произвели более 1,5 млн т трубной продукции различного сортамента, а также 783 тыс. железнодорожных колес. Среди основных потребителей продукции ОМК – ведущие российские и зарубежные компании: «Газпром», «Российские железные дороги», «ЛУКойл», «АК Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «ТНК-ВР», ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, General Electric, Samsung. Продукция ОМК поставляется в 20 стран мира.
Объединенная металлургическая компания (ЗАО «ОМК») стала единственным российским поставщиком труб для строительства второй нитки газопровода Nord Stream, который пройдет из России в Германию по дну Балтийского моря. Как мы уже сообщали, на долю ОМК придется 25% стоимости контракта. Остальная часть распределена между европейской компанией Europipe (65%) и японской Sumitomo (10%). Начало поставок труб по данному проекту ожидается в мае 2010 г. «Мы удовлетворены результатами тендера, – говорит президент ОМК Владимир Маркин. – Они свидетельствуют о том, что ОМК закрепилась в мировом элитном клубе поставщиков трубной продукции высочайшего качества». Для справки: ОМК участвовала в поставках труб для первой нитки Nord Stream. С мая 2008 г. по ноябрь 2009 г. Выксунский металлургический завод (ОАО «ВМЗ», Нижегородская область, входит в состав ОМК) отгрузил более 260 тыс. т труб большого диаметра производства (ТБД), произведенных в соответствии с международным стандартом норвежской компании Det Norske Veritas (DNV) для морских газопроводов и с дополнительными требованиями спецификации заказчика. В рамках поставок для первой нитки газопровода ОМК произвела партию труб с толщиной стенки 41 мм из стали класса прочности х70. Эта труба выдерживает давление 220 атмосфер. Сочетание таких характеристик в одном продукте – уникально для труб такого диаметра и групп прочности.
Китайские цены на молибденовый концентрат на последней неделе января снова снизились – уже вторую неделю подряд – на фоне слабой торговли, поскольку производители и трейдеры ждут, пока сталелитейные предприятия выставят новые заказы на ферромолибден. Молибденовый концентрат продается по 2100–2150 юаней ($307–314) за 1% вещества в тонне по сравнению с 2200–2250 юаней за 1% вещества в тонне на предыдущей неделе.
Китайские цены на ферросилиций застопорились на предпоследней неделе января из-за ограниченного спроса и слабой деловой активности. Цены на стандартный 75%-й ферросилиций на последней неделе января находятся на уровне 6000–6200 юаней ($876–905) за т, без изменений с предыдущей недели. Цены на китайском экспортном рынке номинально составляют $1280–1300 за т 75%-го материала FOB, при этом на предыдущей неделе сделок почти не было заключено. Китай, ранее бывший крупнейшим мировым экспортером ферросилиция, анонсировал лишь 415,285 тыс. т, экспортированных в 2009 г., что на 66,7% ниже 1,246 млн т, экспортированных в 2008 г.
Американские спотовые цены на феррованадий снова подпрыгнули на последней неделе января в связи с дефицитом поставок, при этом ферромолибден приостановил рост, а оксид молибдена сдает позиции после значительного подъема, длившегося последние недели. Американские цены на феррованадий поднялись и расширили диапазон до $12,00–13,00 за фунт по сравнению с предыдущим уровнем $11,50–12,00 за фунт. Спотовые цены на ферромолибден на последней неделе января находятся в более узком диапазоне – $16–16,50 за фунт. На предыдущей неделе цены составляли $15,50–16,75 за фунт. Спотовые цены на оксид молибдена снизились до $14,75–15,25 за фунт по сравнению с $15,20–15,50 за фунт неделей ранее.
Олег Ковтонюк назначен исполнительным директором ОАО «Днепрометиз» – украинского предприятия группы «Северсталь-метиз». Назначение нового топ-менеджера связано с решением Дмитрия Сергеева, в течение 4 лет руководившего предприятием, в ближайшей перспективе оставить пост генерального директора. Представляя коллективу украинского предприятия Олега Ковтонюка, ранее занимавшего пост заместителя коммерческого директора группы предприятий «Северсталь-метиз», Олег Ветер, глава «Северсталь-метиза», сказал: «Сегодня перед компанией стоят задачи, требующие повышения эффективности и клиентоориентированности низкоуглеродистого бизнеса и всех проектов в его рамках. Опыт работы Олега Викторовича в коммерческих структурах, в выстраивании взаимовыгодных отношений с партнерами, совершенствовании бизнес-процессов самым благоприятным образом будет способствовать их решению». Кандидатура Олега Ковтонюка будет представлена на ближайшем собрании акционеров ОАО «Днепрометиз» для утверждения на должность генерального директора предприятия. Для справки: Олег Ковтонюк родился в 1965 г. в Винницкой области (Украина). Окончил Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, Академию народного хозяйства при правительстве РФ (Институт бизнеса и делового администрирования). Женат, имеет дочь. В июле 1988 г. направлен для прохождения службы в ГСВГ (Группа советских войск в Германии). В марте 1994 г. уволен в запас. С марта 1994 г. по сентябрь 1995 г. служил на Вологодской таможне. С сентября 1995 г. по август 2000 г. работал в ОАО «Северсталь». Среди занимаемых должностей – начальник транспортного отдела, начальник отдела планирования и оптимизации перевозок. В августе 2000 г. приглашен в ОАО «ЧСПЗ» в качестве заместителя коммерческого директора по обеспечению перевозок. С 2005 по апрель 2008 г. занимал пост директора по логистике ОАО «Северсталь-метиз». С апреля 2008 по январь 2010 г. работал в должности заместителя коммерческого директора группы предприятий «Северсталь-метиз».
Согласно предварительным оценкам американского Министерства торговли, импорт стали в США в декабре прошлого года вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 5,7% (с устранением сезонных колебаний), до 1,266 млн т. По сравнению с декабрем 2008 г. американский стальной импорт упал на 32,5% (составил в декабре 2008 г. 1,875 млн т. В частности, импорт стали из Японии составил в декабре 93,2 тыс. т (+2,55% по сравнению с 90,9 тыс. т в ноябре), из Кореи – 94,3 тыс. т (-1,3% к 95,6 тыс. т в ноябре), из Бразилии – 79,1 тыс. т (-23,2% против 103 тыс. т в ноябре). Разбивка по странам дана без устранения сезонных колебаний.
Канадская компания Vale Inco планирует возобновить производство никеля на медно-никелевом проекте Voisey's Bay. Об этом заявили представители компании, сообщает Bloomberg. Предполагается, что на разработках будут работать шахтеры, которые не принимают участия в забастовках, продолжающихся более 6 месяцев. Решение о возобновлении работ на Voisey's Bay было принято после того, как руководство компании не смогло договориться о новом трудовом контракте с местным профсоюзом работников сталелитейной отрасли United Steelworkers (USW). Как известно, около 250 из 420 рабочих Voisey's Bay принимают участие в забастовках, из-за которых работы на участке были прекращены. Проекты компании, охваченные забастовкой, в том числе и Voisey's Bay, имеют совокупную мощность около 159 тыс. т никеля. Это составляет до 10% его мирового производства по состоянию на 2008 г.
Цены на паравольфрамат аммония снова повысились на последней неделе января на волне роста цен на концентрат вольфрама и довольно ограниченного выпуска паравольфрамата аммония. Паравольфрамат аммония 88,5% продается по цене 112–115 тыс. юаней ($16,352–16,79 тыс.) за т, при этом неделю назад цены находились в диапазоне 111–114 тыс. юаней за т. «В силу ограниченных поставок концентрата вольфрама мы в состоянии производить только 100 т APT в месяц, а доставка материала будет осуществлена только после весенних праздников», – сообщил производитель из провинции Хунань. Как бы то ни было, экспортный рынок по-прежнему тих, цены застыли в диапазоне $193–198 за 1% содержания вещества в тонне, хотя многие поставщики предлагают материал по ценам $195–200 за 1% содержания вещества в тонне.
Во вторник, 26 января обеспокоенность трейдеров китайской монетарной политикой и сильным американским долларом привела к снижению цен цветных металлов на LME. Впрочем, к середине дня ситуация стабилизировалась, а впоследствии цены получили поддержку от данных по потребительскому доверию в США, которое растет вот уже третий месяц подряд.
Вместе с тем трейдеры предупредили, что цветные металлы по-прежнему уязвимы в случае дальнейшего укрепления доллара, ужесточения Китаем монетарной политики или же углубления долговых проблем в Европе.
«Цветные металлы «болтает» в фарватере финансовых рынков и по мере нашего продвижения к китайскому Новому году мы ожидаем усиления этой тенденции», – говорит аналитик Standard Bank Вальтер де Вет. Он также добавляет, что рост цен на этом может и прекратиться, так как доминирующей стратегией инвесторов становится осторожность. По его наблюдениям, «ближние» цены находятся под давлением, хотя стоимость «более дальних» контрактов стабильна. «Это может означать наличие потенциала для новой волны роста «ближних» цен при стабилизации рынков, однако мы не ожидаем этого в ближайшей перспективе», – констатирует аналитик. Barclays Capital отмечает: «Основные базовые сырьевые индексы находятся пока на негативной территории и серьезно уступают другим классам активов».
Аналитик Дэвид Туртелл из Citi полагает, что уровень поддержки для меди расположен вблизи отметки $6500 за т. Специалисты Capital Economics Ltd, однако, предрекают падение цен на сырьевые товары на треть ближе к середине года. По их прогнозам, стоимость меди упадет до $5000 за т, а золото просядет ниже $1000 за тройскую унцию.
Торги 27 января азиатские трейдеры характеризовали как «бесцельный дрейф» в ожидании новостей из США и Европы. «Инвесторы существенно снизили активность. Все понимают, что китайское правительство не ставит задачу остановить рост экономики, следовательно, какой-то спрос сохранится. Но в остальном мире ситуация со спросом гораздо хуже, и поэтому всех волнует размер китайского сокращения», – говорит токийский трейдер. Оперативная сводка сайта Metaltorg.ru по ценам металлов на ведущих мировых биржах в 10:41 моск.вр. 27.01.10 г.:
на LME (cash): алюминий – $2195.5 за т, медь – $7336.5 за т, свинец – $2161 за т, никель – $17987 за т, олово – $17938 за т, цинк – $2283.5 за т;
на LME (3-мес. контракт): алюминий – $2224.5 за т, медь – $7363.5 за т, свинец – $2185 за т, никель – $18050 за т, олово – $17970 за т, цинк – $2305.5 за т;
на ShFE (поставка февраль 2010 г.): алюминий – $2453 за т, медь – $8727.5 за т, цинк – $2799.5 за т (включая 17% НДС);
на ShFE (поставка апрель 2010 г.): алюминий – $2491 за т, медь – $8723 за т, цинк – $2822.5 за т (включая 17% НДС);
на NYMEX (поставка январь 2010 г.): медь – $7339 за т;
на NYMEX (поставка март 2010 г.): медь – $7362.5 за т.
Рынок триоксида сурьмы продолжает набирать обороты на последней неделе января наравне с ростом цен на основное сырье – сурьму. Как сообщают производители, цены на 99,5%-й триоксид сурьмы поднялись до 39,5–40,5 тыс. юаней ($5767–5913) за т в начале последней недели января, в то время как в конце предыдущей недели материал продавался по цене 39–40 тыс. юаней. Представитель производителя из провинции Юньнань сообщил, что еще в понедельник компания продавала материал по 40 тыс. юаней ($5857) за т, а в среду предлагает его по 40,5 тыс. юаней ($5930) за т. В то же время очевидное улучшение наблюдается на экспортном рынке триоксида сурьмы: цены возросли до $6000–6100 за т FOB на последней неделе января по сравнению с уровнем $5950–6050 за т FOB в конце предыдущей недели.
За 2009 г., согласно таможенной статистике, экспорт продукции российской металлургии (чугун, ферросплавы, стальной прокат, трубы) в Иран составил 4,75 млн т. По сравнению с 2008 г. объемы поставок выросли в на 38,8%. Таким образом, доля Ирана во всем российском экспорте этой продукции выросла с 9,2% в 2008 г. до 13,1% в 2009 г. При этом поставки чугуна немного превысили уровень 2008 г (+2,9%; 40,8 тыс. т). То же самое относится и к поставкам стальной заготовки и полуфабрикатов (+3,7%; 2,17 млн т). Вместе с тем в минувшем году значительно вырос экспорт плоского нелегированного стального проката – в 3,2 раза, до 1,55 млн т. В 2,8 раза, до 59,5 тыс. т увеличился экспорт стальных труб. Также заметно вырос и экспорт сортового проката (+39,5%; до 800 тыс. т). Для справки: на ведущие роли в качестве торгового партнера российских металлургов Иран начал выдвигаться в последние несколько лет. Если в 2006 г. по объемам поставок российских черных металлов Иран занимал только 4-е место, то в 2007 г. он вышел на 1-е место, опередив Италию. В 2008 г. эта страна заняла 2-е место, уступив лидерство Италии и опередив Турцию. В минувшем году Иран после Италии – снова на 2-м месте, опередив на этот раз Китай.
Как сообщает ИА Dow Jones, средиземноморский фьючерсный контракт на Лондонской бирже металлов (LME) в конце предпоследней недели января достиг рекордного уровня заинтересованности трейдеров. Сумма открытых позиций по контракту выросла 22 января до 1626 лотов против 1134 в начале месяца. В октябре 2009 г. их объем составил 233 лота. Аналитики рассматривают данный показатель в качестве измерительного средства, показывающего, сколько денег пройдет через рынок. По мнению коммерческого директора LME Лиз Милан, рост суммы открытых позиций по данному опциону свидетельствует о том, что данный вид контракта начинает получать поддержку, особенно после того, как LME заявила о слиянии дальневосточного и средиземноморского стальных контрактов в единый мировой контракт к концу апреля. «Это показывает, что мы получаем позитивную обратную связь от участников рынка, которые в прошлом году могли не проявлять желания вкладываться в сталь», – подчеркнула г-жа Милан.
Вице-президент Aluminium Corp. of China (Chinalco) Лу Юцин заявил о том, что государственная компания занимается изучением мировых медных ресурсов, чтобы найти наиболее благоприятные для последующих инвестиций. «Медь является нашей следующей основной производственной целью», – сообщил г-н Лу в интервью агентству Reuters, указывая на золото-медный проект в Монголии, принадлежащий канадской Ivanhoe Mines, как на потенциальный объект разработки. Цены на медь выросли на 130% с начала 2009 г., и такая оптимистичная тенденция подтолкнула Chinalco к созданию в 2009 г. филиала – China Copper Company. Сейчас этот филиал обладает имуществом на 60 млрд юаней ($8,7 млрд), однако перевод этого бизнеса в ранг самостоятельного в планах Chinalco пока не значится, заявил г-н Лу.
Китайские цены на глинозем на внутреннем рынке вторую неделю подряд не меняются, поскольку объем продаж сократился из-за высокого уровня уже накопленных запасов на алюминиевых заводах, сообщают участники рынка. Глинозем по-прежнему стоит 2950–3050 юаней ($430–445) за т – наивысший уровень цен с февраля прошлого года. Производители начали закупки материала в начале декабря, ожидая повышения цен. Второй круг закупок стартовал в январе, после того как Aluminium Corp. of China (Chalco), крупнейший производитель алюминия в стране, подняла цены на глинозем до 3000 юаней ($438) за т.
Индийская Binani Zinc планирует увеличение объема производства на 22%, примерно до 36 тыс. т за финансовый год, заканчивающийся 31 марта. Основания предполагать такой рост производства дает тот факт, что предприятие работает практически на полную мощность, заявил исполнительный директор Roy Kurian. В прошлом финансовом году компания, расположенная рядом с Cochin в штате Kerala, произвела 29,4 тыс. т цинка. По заявлению директора, если планы по выпуску осуществятся, Binani Zinc не только удвоит мощность производства в Kerala, но также построит завод мощностью 50 тыс. т в год в штате Раджастхан.
Цены на свинец в Китае могут вырасти в I квартале текущего года, к этому их подталкивают растущие цены на импортируемое сырье, заявил Фэн Цзюньцун, главный аналитик Beijing Antaike Information Co. «Объем выпуска свинца в Китае, особенно в провинции Хенань, в I квартале снизится, поскольку импорт свинцового концентрата становится невыгодным», – также добавил он. Спотовые цены на свинец в Китае в декабре уже выросли примерно на 6%, до 16,4–16,7 тыс. юаней ($2394–2438) за т в Шанхае.
Попытка «Атомредметзолота» (АРМЗ) поглотить Khan Resources почти сорвалась. Канадская компания нашла другого партнера – правительство Монголии. Холдинг АРМЗ еще в ноябре предложил акционерам Khan продать бумаги по $0,65 за штуку ($35 млн за всю компанию). Тогда это было почти вдвое дороже биржевой цены. Но совет директоров Khan счел эту оценку заниженной и рекомендовал акционерам отказаться от предложения. АРМЗ заинтересовал главный актив Khan – крупнейшее в Монголии месторождение урана Дорнод (запасы – 22 тыс. т). У канадской компании 58% в проекте, у АРМЗ и правительства Монголии – по 21%. Но лицензия на разработку Дорнода приостановлена – Монголия хотела получить контроль в проекте (так положено по новому закону страны). 26 января Khan объявила, что договорилась с властями о принципах разработки проекта. Если соглашение будет выполнено, именно Монголия станет крупнейшим акционером Khan. План такой: канадская компания и государственный «Монатом» создадут СП, которое будет владеть их долями в проекте Дорнод, а также геологоразведочной компанией Khan Mongolia. Как будут распределены доли в СП, не сказано, но впоследствии «Монатом» обменяет часть акций СП на 17% новых бумаг Khan и даст гарантию приобрести еще 2,9%. В итоге доля Khan в СП вырастет до 65%. После этого Khan будет стоить $135,99 млн, подсчитала компания. 26 января она подорожала на 20%, до $42 млн. Окончательные соглашения с Монголией будут подписаны в конце марта, сообщает Khan. «Монатом» доволен договоренностями, ценит опыт канадцев и c нетерпением ждет скорейшего начала разработки Дорнода, передает Khan слова гендиректора монгольской корпорации Рагча Бадамдамдина. Для АРМЗ сообщение Khan стало неожиданностью, компания изучает ситуацию, заявил представитель холдинга. Дело в том, что в августе АРМЗ и «Монатом» тоже создали СП для разработки Дорнода. Получив долю в Khan, АРМЗ планировало внести ее в это СП. После того как Khan сняла риск отзыва лицензии на Дорнод, предложение АРМЗ (действует до 1 февраля) вряд ли кто-то примет, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Марина Алексеенкова, если актив по-прежнему интересен российской компании, ей придется платить больше.
По словам Лу Пина, вице-президента Бюро по вопросам золотодобычи Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в регионе в 2010 г. будет произведено 10,1 т золота, поскольку уже более 50 золотоносных шахт находятся в разработке и вводятся в эксплуатацию. По данным статистики, регион Синьцзян произвел 9153,733 кг золота в 2009 г., что на 11,46% больше по сравнению с 2008 г.
Федеральная программа по льготной утилизации автомобилей только готовится к старту, а в Нижегородской области местная программа уже действует полгода. И направлена она исключительно на стимулирование спроса на продукцию ГАЗа. Условия утилизации федеральные и нижегородские примерно одинаковы. Документ распространяется на автомобили, выпущенные до 1 января 2003 г. (по федеральной программе возраст авто должен быть не менее 10 лет) в любой стране мира. Обладатель подержанной машины вправе обменять ее на новую, произведенную в регионе. Причем новый автомобиль может быть приобретен только у официальных дилеров заводов-изготовителей, находящихся в регионе. Во-вторых, размер компенсационной выплаты при обмене составляет 10% от стоимости авто на момент заключения договора, но не более 50 тыс. руб. Никаких ограничений, связанных с комплектацией старого автомобиля или сроком владения им последним хозяином, нет. Однако на конец 2009 г. участие в программе смогли реально принять лишь 80 человек, которые получили более 3,6 млн руб. компенсации. Одна из причин – возможность покупки автомобилей только местного производства. Тем не менее количество заявок растет. Сейчас в правительстве области обсуждается вопрос, как будут соотноситься между собой региональная и федеральная программы. Главное их отличие в том, что первый документ предоставляет право решать судьбу автохлама дилерам. По федеральной программе старое авто обязательно должно быть утилизировано.
По данным, опубликованным национальным бюро статистики Китая, в декабре 2009 г. в стране было произведено 21,271 тыс. т никеля, что на 1,5% меньше, чем в ноябре (21,606 тыс. т), но на 5,4% больше, чем в декабре 2008 г. За весь 2009 г. Китай произвел 216,363 тыс. т никеля, что на 15,8% больше, чем в 2008 г. Кроме того, в декабре 2009 г. объем выпуска молибдена в Китае вырос на 1,7% с ноябрьских 22,28 тыс. т, до 22,66 тыс. т, что на 65% больше, чем показатели за декабрь 2008 г. За весь 2009 г. Китай произвел 215,579 тыс. т молибдена, т. е. на 17,5% больше, чем за 2008 г.
Китайская Baosteel запустила в работу завод по производству 660 тыс. т штрипсов из х/к нержавейки в год, увеличив, таким образом, суммарную мощность производства х/к нержавейки до 1,5 млн т в год, заявляет компания. Новый завод будет производить рулоны шириной 730–1600 мм и толщиной 0,5–5 мм. Baosteel также имеет 54% акций Ningbo Baoxin Stainless Steel, обладающей мощностью производства 600 тыс. т х/к листовой нержавейки в год.
Торги акциями UC Rusal в Гонконге и GDR (20 акций в расписке) в Париже начнутся 27 января. Но трейдеры уже выставляют котировки на них. Западные брокеры последние дни котировали акции UC Rusal по 10,15/10,65 гонконгского доллара ($1,31/$1,37) и €18,5–19,5 за GDR, рассказали «Ведомостям» несколько трейдеров. Это на 2,4–6% ниже цены размещения – 10,8 гонконгского доллара ($1,39) за акцию, что соответствует капитализации в $21,05 млрд. Это индикативные цифры – инвестбанкам запретили совершать внебиржевые сделки, говорит трейдер одного из организаторов размещения. Тем не менее торги бумагами UC Rusal откроются ниже цены размещения, уверены опрошенные «Ведомостями» участники рынка. На 3–4%, уточняет трейдер одного из организаторов размещения, поскольку с момента IPO рынок упал. Индикативные котировки акций могут не совпадать с ценой официальных торгов, замечает сотрудник банка, готовившего IPO. Например, акции ВТБ на индикативных торгах после IPO выросли в цене на 13% и продолжили рост на официальных торгах, но бумаги «Роснефти» на внебиржевом рынке подорожали на 0,6%, а со стартом официальных торгов упали на 2%. Открыться в плюсе UC Rusal может только при поддержке кого-то из банков – организаторов IPO, считает один из инвесторов, купивших бумаги холдинга. При текущем состоянии рынка на удержание цены размещения нужно потратить не менее $500 млн, что бессмысленно, полагает источник, близкий к UC Rusal. В числе акционеров компании много хедж-фондов, купивших акции для перепродажи, так что, если рынки не пойдут вверх, падение неизбежно, добавляет он. От MetalTorg.Ru добавим, что торги акциями «Русала» 27 января на Гонконгской бирже начались с падения котировок до 9,7 гонконгского доллара ($1,25), т. е. на 10%, но к середине дня (по местному времени) цена стабилизировались вблизи 9,9 гонконгского доллара ($1,27) за акцию, т. е. падение по итогам первой половины дня составило порядка 8%.
Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина обнародовал данные по работе в 2009 г., включая период августа–декабря, когда единственное металлургическое предприятие Новосибирска перешло под управление металлотрейдинговой компании «Металлсервис». Как сообщили в пресс-службе НМЗК, если в сентябре производство труб выросло более чем в 1,4 раза, то в IV квартале – более чем в 2,4 раза по сравнению с 2008 г. «К началу осени ситуацию удалось стабилизировать. Уже с сентября среднемесячные объемы производства труб на НМЗК стали превышать итоги 2008 г.: 14,8 тыс. т, что на 43% выше показателя сентября 2008 г. (10,4 тыс. т), – заявили в пресс-службе завода. – В IV квартале тенденция сохранилась, несмотря на работу в сходных по сложности экономических условиях: объем производства сварных труб составил около 40 тыс. т, что в 2,4 раза больше аналогичного периода 2008 г.». В пресс-службе предприятия признали, что объем производства металлопродукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизился до 88,3 тыс. т, но объяснили это «общемировой экономической ситуацией, в частности уменьшением платежеспособного спроса со стороны потребителей металлопроката», а также простоем НМЗК в первом полугодии прошлого года «до прихода новой управляющей компании». «На 1 июля 2009 г. ассортимент НМЗК насчитывал 64 вида проката, – заявили в пресс-службе. – С июля по декабрь завод освоил производство еще 26 видов продукции, включая гнутый швеллер и горячекатаную полосу, расширив свой сортамент почти в 1,5 раза». В пресс-службе завода отметили, что компания «Металлсервис» инвестировала в июле–ноябре 2009 г. «в ремонт, восстановление и модернизацию агрегатов завода около 28 млн руб.». Сейчас идет восстановление трубного стана-10–40, демонтированного в 2008 г., в установку которого было вложено 20 млн руб.
Чистая прибыль крупнейшего в Индии производителя алюминия Hindalco Industries Ltd в III финансовом квартале (октябрь–декабрь 2009 г.) снизилась на 22%, до 4,27 млрд рупий ($93 млн) по сравнению с 5,45 млрд рупий за аналогичный период 2008 г. Как сообщает агентство Bloomberg, прибыль сократилась, в частности, из-за снижения прибыли от переплавки меди и увеличения расходов на электроэнергию. Средний прогноз опрошенных агентством аналитиков составлял 4,5 млрд рупий ($97 млн). Выручка Hindalco в III финквартале выросла на 30%, до 52,9 млрд рупий ($1,14 млрд). Стоимость акций компании упала на торгах в Мумбаи 25 января на 1,3%. По итогам минувшего года стоимость акций компании выросла почти в 4 раза, в то время как национальный индекс Sensitive поднялся на 93%.
Финская компания Nordic Hall завершила строительство здания завода по нанесению бетонного покрытия на газопроводные трубы большого диаметра, в частности для проекта Nord Stream. Заказчик строительства – Eupec Pipe Coatings Finland Oy. Общая стоимость проекта составила около €20 млн. Общая площадь построенного цеха – 26,197 тыс. кв. м. Трубы подводных газопроводов покрывают слоем бетона в 10 см. Длина каждой трубы – порядка 12 м, диаметр трубы – около 1150 мм. Масса трубы до покрытия составляет около 12 т, с покрытием – около 24 т. Компания Eupec обеспечивает обетонирование труб для обеих веток газопровода Nord Stream, а также промежуточную транспортировку, погрузку, отгрузку и хранение труб на различных площадках на побережье Балтийского моря. Именно для этих целей начато строительство нескольких производственных площадок по нанесению бетонного покрытия на трубы в Котке, в Мукране (Германия), в Швеции (в портах Слите и Карлскруна), а также в финском порту Ханко. В начале 2010 г. на этих логистических площадках на побережье Балтийского моря должна находиться одна треть обетонированных труб, необходимых для строительства 1220 км газопровода по дну Балтийского моря. 25% труб на первую очередь поставляется российским Выксунским металлургическим заводом. По завершении проекта по обетонированию труб здание в Котке планируется использовать под другой логистический проект.
По оценкам Китайской ассоциации золота, в 2009 г. потребление металла в стране превысило 450 т и было на 13,7% больше, чем в предыдущем году (395,6 т), сообщает Guardian. Стремительно растущий спрос китайцев специалисты рассматривают как один из факторов роста мировых цен на золото. Если в январе 2009 г. оно стоило около $750 за тройскую унцию, то 3 декабря установило рекорд – $1226. И хотя сейчас цена опустилась до $1095, она все равно намного выше уровня последних нескольких лет. В III квартале 2009 г. спрос на золото в КНР вырос на 12,2% по сравнению с тем же периодом 2008 г. и достиг рекордных 120,3 т. Если во всем мире спрос на драгоценности из золота упал на 30%, то в КНР он вырос на 8%. Одновременно практически на треть увеличились инвестиции в золото физических лиц. Аналитики отмечают, что отношение китайцев к золоту отличается от отношения ближайших соседей – индийцев, турков и жителей Ближнего Востока. Если последние сократили закупки драгоценностей из-за роста цен, то в КНР удорожание золота рассматривается как стимул для приобретения.
Согласно статистическим данным Национального бюро по статистке КНР, в минувшем году цветная металлургия Китая произвела 4,25 млн т меди, что на 9,6% больше, нежели в 2008 г. При этом в декабре было выпущено 418 тыс. т меди, что на 0,7% меньше уровня ноября 2009 г., но зато на 28,1% выше результата, отмеченного в декабре 2008 г.
Крупнейший в мире производитель стали – компания ArcelorMittal – подал в суд на своих конкурентов, обвиняя их в нарушении патента на технологию обработки металлопроката, который используется при производстве кузовов автомобилей. Иск был подан подразделением компании ArcelorMittal – ArcelorMittal France – против трех компаний США: Severstal Dearborn, AK Steel и Wheeling-Nisshin. Пресс-секретарь Severstal Dearborn Бетти Ковач подтвердила, что иск был подан в Федеральный суд округа Делавэр в Вильмингтоне 22 января. ArcelorMittal требует от конкурентов компенсации и прекращения использования их технологий химической и термической обработки металла, которая позволяет добиться большей прочности деталей автомобиля. Оспариваемый патент был выдан в 2001 г. компании Usinor, которая позже объединилась с компаниями Aceralia и Arbed, создав компанию Arcelor. Severstal Dearborn (ранее Rouge Steel), расположенная в штате Мичиган, является дочерней компанией ОАО «Северсталь» в США.
За 2009 г., согласно таможенной статистике, отгрузки российских ферросплавов на экспорт составили 773,4 тыс. т, что на 2,8% выше, чем в 2008 г. В минувшем году пик поставок (93,5 тыс. т) пришелся на сентябрь и стал рекордным показателем за последние 3 года. При этом отгрузки в первой половине года сначала заметно уступили уровню 6 месяцев 2008 г. (-13,7%), а затем начали нарастать и во второй половине года они превзошли как итоговые показатели полугодия (+20%), так и 2008 г. в целом. В структуре экспорта в минувшем году заметно возросли поставки в Нидерланды – на 15,4%, до 313,4 тыс. т. Еще более значительно вырос экспорт в Южную Корею – в 2,4 раза и Германию – в 3,8 раза. Однако объемы поставок в эти страны – всего 104,1 тыс. и 40,4 тыс. т соответственно. Следует отметить также значительное сокращение поставок в Японию (-33,6%; до 58,7 тыс. т) и Турцию (-16%; 44,1 тыс. т).
Усинский федеральный суд (Республика Коми) при участии государственного обвинителя Печорской транспортной прокуратуры приговорил предпринимателя Георгия Попова к штрафу в 300 тыс. руб. Об этом сообщает пресс-служба Северо-Западной транспортной прокуратуры. По мнению обвинения, генеральный директор ООО «Технотранс» Георгий Попов заключил договоры купли-продажи лома черных металлов с МУП «Усинское жилищное хозяйство», Усинским МУП «Жилкомхоз», ОАО «Водоканал» и ООО «Енисей». Купленный металлолом был переработан и реализован нескольким организациям. При этом лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных металлов Попов не имел. От указанной деятельности ООО «Технотранс» незаконно получило доход в размере 5,004 млн руб. Суд признал бизнесмена виновным по п. «б» ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ («Незаконное предпринимательство без специального разрешения (лицензии), сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере»).
Октябрьская железная дорога сообщила, что более 7600 вагонов простаивает в ожидании выгрузки на припортовых станциях Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в том числе порядка 4700 – на подходах к Петербургскому порту. В частности, как рассказали в ОЖД, на подходах к ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» стоят вагоны с черными и цветными металлами, углем и контейнерами. В Большом порту Санкт-Петербурга, в свою очередь, заявили о том, что накопление составов с черными и цветными металлами в январе текущего года произошло по причине экстремальных метеоусловий: сильных заморозков и снегопадов и вызванных в связи с этим затруднений разгрузки вагонов.
В 2009 г. объем грузоперевозок ООО «ММК-Транс» превысил 20 млн т, что на 5% больше, чем в 2008 г. Основной объем пришелся на внутренние перевозки: компания обеспечила перевозку сырья и вывоз готовой продукции для своего основного клиента – Магнитогорского металлургического комбината. Обслуживание ММК составило почти 99% всего грузооборота компании за год (20,038 млн т). Из этого объема около 15,7 млн т грузов было перевезено для внутреннего рынка и 4200 т черных металлов – на экспорт (в основном через порт Владивосток, южные порты России и Украины, а также порты Мурманска и Санкт-Петербурга). Ключевыми грузами для компании в 2009 г. стало железорудное сырье (8,9 млн т), черные металлы (6,3 млн т) и уголь (4,2 млн т). Таким образом, в 2009 г. парк компании, насчитывающий 3400 вагонов, позволил перевезти около 2% общего грузооборота сети ОАО «РЖД». «Поскольку наша компания является основным перевозчиком продукции ОАО «ММК», количество подвижного состава, приобретаемого в собственность, увеличение грузооборота и маршруты перевозок будут зависеть от объемов погрузки и планов комбината», – сказал «Гудку» гендиректор «ММК-Транс» Юрий Чмелев, отвечая на вопрос о планах на 2010 г. Как сообщил руководитель пресс-службы ММК Евгений Ковтунов, в 2010 г. Магнитка планирует произвести 11,2 млн т продукции. «Это больше, чем в прошлом году, когда ММК произвел около 10,9 млн т, но меньше, чем в 2007 г. (рекордный для ММК год – тогда было произведено 12,2 млн т черных металлов)», – пояснил он. По предварительным данным, в 2009 г. компания выпустила 10,9 млн т продукции. В текущем году большей частью прирост будет обеспечен продукцией стана-5000 – толстым листом, который будет направляться в основном в адрес трубных компаний – Челябинского и Волжского трубопрокатных заводов и других предприятий. Рост выпуска продукции стана-5000 может благотворно повлиять на грузооборот «ММК-Транс». Этот вид листового проката возится в дорогостоящем типе подвижного состава – штрипсовозах, которых у «ММК-Транс» 132 единицы. Вместе с тем в 2009 г. «ММК-Транс» был не единственным оператором, обслуживающим ММК. По данным «Гудка», в обслуживании предприятия в 2009 г. участвовали Новая перевозочная компания и Первая грузовая компания. Все три предприятия будут перевозить сырье и продукцию для ММК и в 2010 г.
За 2009 г., согласно таможенной статистике, экспорт продукции российской металлургии (чугун, стальной прокат) в Республику Вьетнам составил 1,53 млн т. По сравнению с 2008 г. объемы поставок выросли в 2,7 раза и стали шестыми по этому показателю среди основных стран – потребителей российских черных металлов. Годом ранее эта страна занимала в соответствующем списке всего лишь 15-е место. Отметим также, что в 2009 г. доля поставок в эту страну составила 4,2% от всего российского экспорта черных металлов. В минувшем году в структуре экспорта поставки чугуна выросли в 4,3 раза, до 30,4 тыс. т, стальной нелегированной заготовки – в 1,7 раза, до 677,5 тыс. т, сортового проката – в 2,8 раза, до 77,8 тыс. т. Особенно значительно (в 6,5 раз) увеличились поставки стального нелегированного плоского проката. В минувшем году они достигли 730,6 тыс. т.
Канадский золотодобытчик Yamana Gold Inc. планирует затратить на строительство бразильского проекта Ernesto/Pau-a-pique около $116 млн, сообщает ИА Dow Jones. Более ранние оценки сметы стоимости проекта давали значение $86 млн. Рост ожидаемых инвестиций отражает подорожание национальной валюты Бразилии и затраты на покупку горного оборудования. Решение по проекту утверждено компанией по результатам проведенного анализа технической осуществимости и ввиду ожидаемого обновления оценок минеральных запасов на участке в результате выполнения программы более глубокого бурения рудного тела. Первоначальный срок жизни Ernesto определен приблизительно в 7 лет, и в настоящее время его запасы золота оцениваются в 710 тыс. унций золота (предполагаемые запасы составляют 854 тыс. унций золота). Yamana прогнозирует годовое производство золота на проекте на уровне 100 тыс. унций в год в течение срока жизни рудника (на протяжении первых 2 лет его работы – 120 тыс. унций в год). Ожидая окончания разрешительных процедур, Yamana планирует начать строительство на объекте в середине текущего года. Производство должно стартовать в конце 2012 г. Кроме того, компания также сообщила о реализации дополнительных инициатив по оптимизации работы проекта по добыче меди, золота, серебра и молибдена Agua Rica в Аргентине, что создаст потенциал для его «существенного роста». Согласно исследованиям компании, Agua Rica сможет в течение своего срока жизни, определенного в 26,5 лет, произвести около 12,5 млн т золотого и медного концентрата и 357,75 тыс. т молибденового концентрата. «Адекватные» капитальные затраты на проект Agua Rica должны составить, согласно оценкам Yamana, около $2,1 млрд. Компания планирует принять формальное решение о строительстве на Agua Rica до конца 2011 г., опираясь на полный пересмотр результатов анализа технической осуществимости проекта от 2006 г. Золотодобытчик также изучает выгоды от возможного стратегического партнерства в рамках проекта.
Согласно данным, опубликованным 26 января Международным институтом алюминия (IAI), мировые запасы алюминия в декабре 2009 г. выросли на 2%, или на 43 тыс. т, до 2,227 млн т, по сравнению с 2,184 млн т запасов в ноябре. В декабре 2008 г. запасы алюминия в мире были на уровне 2,959 млн т. Таким образом, декабрьский прирост запасов алюминия составил 732 тыс. т, или 25%. В странах Северной Америки запасы алюминия в декабре были на уровне 552 тыс. т по сравнению с 500 тыс. т в ноябре (в декабре 2008 г. – 668 тыс. т). В латиноамериканских странах запасы алюминия составили в декабре 178 тыс. т по сравнению со 171 тыс. т в ноябре (в декабре 2008 г. – 237 тыс. т). Запасы алюминия в странах Азии в декабре составили 336 тыс. т по сравнению с 324 тыс. т в ноябре (в декабре 2008 г. – 394 тыс. т). В Европе запасы алюминия в декабре 2009 г. были на уровне 1,004 млн т по сравнению с 1,01 млн т в ноябре (в декабре 2008 г. – 1,442 млн т).
Как сообщает агентство Reuters, 25 января Европейская комиссия анонсировала открытие картельного расследования, согласно ст. 101 соглашения о функционировании ЕС (TFEU), о воздействии на рынок совместного железорудного предприятия, предложенного компаниями BHP Billiton и Rio Tinto. «Мы горячо приветствуем решение комиссии, – отметил Гордон Моффат, директор Eurofer . – Мы остаемся убеждены, что совместное предприятие создаст недопустимую концентрацию, которая значительно нарушит условия конкуренции свободного рынка железной руды». Eurofer считает, что совместное предприятие мало отличается от идеи слияния компаний, предложенной в 2008 г., в плане их влияния на конкуренцию рынка железной руды. Стальная ассоциация ЕС считает, что такое объединение существенно снизит конкуренцию и создаст дуополию игроков на рынке. Как известно, рыночные доли компаний BHP Billiton и Rio Tinto соответственно 17 и 19%, в то время как бразильская Vale контролирует 33% рынка.
Как сообщает Dow Jones Neswires, прибыль американской компании Nucor Corp. за IV квартал 2009 г. снизилась более чем на ожидаемые 44%. Но компания отчиталась о первой прибыли за 2009 г. Компания ожидает, что восстановление рынка будет идти медленно, и поставки в I квартале 2010 г. вырастут на 5%. Nucor отчиталась о прибыли в IV квартале в размере $58,9 млн, или 18 центов на акцию, по сравнению с показателями годичной давности – $105,9 млн, или 34 цента на акцию. Доходы компании снизились на 29%, до $2,94 млрд. Средние цены на сталь компании упали на 35% по сравнению с IV кварталом 2008 г., но выросли на 4% по сравнению с III кварталом 2009 г.
Как сообщает MetalBiz, на предпоследней неделе января индийские экспортные цены на железную руду с доставкой в Китай продолжали снижаться: предложение было на уровне $128–130 за т CFR, что на $5 ниже уровня предыдущей недели ($133–135). Хотя индийские поставщики сырья сократили цены, но покупатели пока в ожидании, предчувствуя падение цен перед празднованием китайского Нового года. Как утверждают аналитики, в ближайшее время цены на индийское сырье продолжат снижаться.
Как сообщает агентство Reuters, американская компания AK Steel Corp. анонсировала, что в IV квартале 2009 г. компания вернулась по финансовым показателям «в черное», но в целом по итогам года имеет финансовые потери в размере $74,6 млн, или 68 центов на акцию, по сравнению с чистой прибылью $4 млн за 2008 г. За IV квартал компания получила чистую прибыль в размере $39,8 млн, или 36 центов на акцию, по сравнению с убытком $430,6 млн за IV квартал 2008 г. «AK Steel встретила суровейший финансовый кризис 2008–2009 гг. во всеоружии и проявила себя как устойчивая компания, – отмечает Джим Уэйнскотт, президент и исполнительный директор AK Steel. – Наши быстрые действия и постоянный фокус на фундаментальных основах нашего бизнеса в 2009 г. дали нам возможность вернуться к прибыли, и мы ожидаем большего успеха в 2010 г.». Чистые продажи компании за квартал выросли до $1,32 млн и 1,368 млн т по сравнению с показателями годичной давности – $1,458,7 млн и 1,074 млн т. Чистые продажи компании за 2009 г. снизились до $4,077 млн и 3,936 млн т по сравнению с $7,644 млн и 5,866 млн т годом ранее. Средние цены на продукцию AK Steel в 2009 г. составляли $1,036 за т по сравнению с $1,303 за т за 2008 г., что на 20% ниже.
Как сообщает агентство Reuters, компания US Steel Corp. анонсировала финансовые результаты за IV квартал и сообщила о 4-м подряд квартале с финансовыми потерями. Компания также сообщила, что ожидает убытки и в I квартале 2010 г. Акции компании могут снизиться более чем на 5%. На 25 января акции компании на New York Stock Exchange снизились до $52,99. «Мы ожидаем, что наши финансовые потери в I квартале 2010 г. будут в линии с IV кварталом 2009 г., поскольку основательно поправить условия бизнеса пока не представляется возможным», – отмечает исполнительный директор и председатель компании Джон Сурма. Чистые потери за IV квартал 2009 г. составили $267 млн, или $1,86 на акцию, по сравнению с $290 млн, или $2,50 на акцию, годом ранее. Доходы компании снизились до $3,4 млрд по сравнению с $4,5 млрд в IV квартале 2008 г. Г-н Сурма отметил, что «результаты IV квартала демонстрируют некоторое улучшение по сравнению с III кварталом. Так, например, чистые продажи компании выросли на 19%. Улучшение было в основном обеспечено ростом цен на сталь, увеличением поставок и ростом использования производственных мощностей».
Как сообщает агентство Reuters, компания Hyundai Steel планирует повысить цены на стальную продукцию для февральских поставок на 7,2%. Компания отмечает, что такое повышение связано с ростом цен на сырьевые материалы. Теперь цены на арматуру от Hyundai Steel вырастут на 50 тыс. вон ($43), до 741 тыс. вон ($638) за т, а цены на стальные секции – на 40 тыс. вон ($34), до 860 тыс. вон ($741) за т. Цены вырастут впервые после октябрьского повышения.