Кражи металла – проблема, остро стоящая на объектах транспорта. Поэтому сотрудники правоохранительных органов регулярно проводят оперативные мероприятия и задерживают похитителей металла. Среди них – люди различного социального статуса. В начале июня за один день сотрудники транспортной милиции задержали 6 человек. Об этом говорится в сообщении на сайте РИА «Сибирь» (Новосибирск). Как сообщили РИА в пресс-службе Западно-Сибирского УВД на транспорте, в Новосибирской области на перегоне Чаны – Озеро Карачинское сотрудники транспортной милиции задержали двух молодых людей, воровавших с опор контактной сети алюминиевые провода группового заземления, которые служат для отвода из сети блуждающих токов, в том числе возникающего в результате короткого замыкания. Эти токи должны беспрепятственно уходить в землю. А, значит, неисправность на линии может быть чревата серьезными авариями, вплоть до выхода приборов локомотива из строя и поражения электротоком бригады машинистов. Задержанных передали в уголовный розыск ЛОВД на станции Татарская. Бывшие детдомовцы похитили 182 м троса весом более 90 кг, причиненный ущерб составил около 10 тыс. руб. В начале мая выявили мужчину, похитившего более 10 пролетов троса. Нанесенный им ущерб составил более 60 тыс. руб. Его ждет наказание по решению суда. Кражи алюминиевых тросов сопровождаются для самих воров большой опасностью. Такие жулики часто не знают, что в этих проводах периодически появляется блуждающий ток напряжением 3000 вольт, который может убить собирателя металла. В этом случае охотником за металлом оказался сам работник транспорта – железной дороги. Он попытался вывезти на своем автомобиле два метровых отреза медного кабеля и один метровый силовой кабель. Сотрудники отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ) ЛОВД на станции Инская задержали мужчину на выезде из участка. Выяснилось, что обрезки кабеля предназначались для ремонта электропоездов, поэтому хранились здесь же в вагонах. Для предотвращения неоднократных хищений данного оборудования оперуполномоченные ОБППГ провели оперативное мероприятие, в результате и был задержан вор-железнодорожник. Металл воруют не только на железнодорожном, но и на водном транспорте. Так, сотрудники ЛОВД в порту Омск задержали трех молодых людей, похитивших металл с недействующих кораблей. Три сообщника, один из которых учащийся производственного училища, второй безработный, а третий наркоман, заранее сговорились о походе за металлом. Они тщательно выбирали путь проникновения на территорию временного хранения кораблей. На тот момент, когда фигуранты отправились на «дело», сыщики имели информацию об их преступных намерениях. В одну из ночей работники службы безопасности порта задержали группу похитителей и передали их сотрудникам транспортной милиции. Молодые люди украли 1800 кг, вынося куски металла по частям, чтобы потом увезти на машине.
Грузооборот ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) за 5 месяцев 2008 г. составил 2,663 млн т грузов, что выше показателей 2007 г. на 64%. Рост показателей произошел прежде всего за счет увеличения грузопереработки контейнеров и металлопродукции. Как говорится в сообщении на сайте ИА PortNews, основной номенклатурой грузов, перерабатываемых портом, продолжают оставаться контейнеры – 99,042 тыс. TEU, (+31,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.), импортные автомобили и специализированная техника – 99,846 тыс. единиц (+3%). За отчетный период перевалка экспортных грузов составила 1,516 млн т, (рост более чем в 2 раза по сравнению с январем–маем 2007 г.). Наибольшую долю в структуре экспорта по-прежнему составляют металлы и метизы – 1,095 млн т. Перевалка этих видов грузов увеличена более чем в 4,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая тенденция сохраняется с конца 2007 г. и связана с возросшим спросом на стальную заготовку российского производства в странах Юго-Восточной Азии. Также в сравнении с январем–маем 2007 г. на 38% (до 38,24 тыс. TEU) порт увеличил экспорт контейнеров. В январе–мае портом переработано 702,1 тыс. т импортных грузов, что на 22% превышает результат аналогичного периода 2007 г. Основной долей импортных грузов являются контейнеры – 33,101 тыс. TEU, рост по сравнению с прошлым годом составил 30%. Также за январь–май 2008 г. было переработано 445,2 тыс. т каботажных грузов. Это на 29% больше, чем в январе–мае прошлого года. В каботажном направлении на первом месте по переработке, также как в импортном, находятся контейнеры – 27,701 тыс. TEU, рост составил 25%. На втором месте остаются нефтепродукты наливом – 160,4 тыс. т. Их перевалка увеличена более чем в 1,7 раза. За отчетный период Владивостокский морской торговый порт обработал 1400 судов и 33,146 тыс. единиц вагонов.
Акционеры «Макси-Групп» на годовом собрании 20 июня намерены одобрить сделку с ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК). Об этом сообщается в официальных материалах «Макси-Групп» к годовому собранию. Как говорится в сообщении на сайте Dkvartal.ru , планируется одобрить договора займа между компаниями на сумму 7,33 млрд руб. Срок договора займа – 12 месяцев, ставка составит 12% годовых. Дивиденды, согласно рекомендациям совета директоров, выплачивать не планируется. В планах НЛМК увеличить выпуск сортового и трубного проката на площадках «Макси-Групп» до 5,9 млн т. В частности, на производственной площадке в г. Нижние Серьги в 2008 г. будет выпущено 1,4 млн т высокопрочной арматуры и катанки. В г. Березовский в середине 2008 г. НЛМК введет в эксплуатацию мощности по производству 1 млн т катанки и арматуры. Также планируется увеличить сбор металлолома на площадках НЛМК и «Макси-Групп» с 2,1 млн т в 2007 г. до 7 млн т в 2015 г.
Производитель алюминия из провинции Henan сообщил, что он поднял цены на алюминий до 18,59 тыс. юаней ($2686) за т, примерно на 90 юаней ($13) больше, чем в предыдущий день. «Cегодня мы продали некоторые запасы металла и не держим никаких запасов под рукой», – сказал источник, добавляя, что их завод работает с ежегодной производительностью 200 тыс. т. Согласно прогнозу этого источника, цена на алюминий будут держаться устойчивой в пределах 18,5–19 тыс. юаней ($2673–2746) за т в ближайшее время. Источник из Guangxi сообщил, что он предложил металл по цене 18,6 тыс. юаней ($2688) за т. «Наш завод работает на полную мощность (150 тыс. т в год) и мы не держим запасов», – сказал источник. Кроме того, он утверждает, что реализовал 70–80% продукции, выполняя долгосрочные контракты, т. е. в первой декаде июня объем продаж достаточно стабилен. Заглядывая в будущее, источник ожидает, что стоимость алюминия может повыситься, поскольку восстановительные работы в пострадавших от землетрясения областях Китая могут активизировать спрос на металл в ближайшем будущем.
Многие производители глинозема в КНР в последние дни снижали цены: торговец из Shandong сообщил, что они уменьшили цену на глинозем с 3550 юаней ($513) до 3400 юаней ($491) за т. «Продажи глинозема остались устойчивыми», – сказал источник и добавил, что он держит немного запасов. Другой торговец из Shandong сказал, что он предлагает глинозем по цене 3400–3500 юаней ($491–506) за т, что на 50–150 юаней меньше, чем в предыдущие дни. «Мы продали большую часть глинозема, выполняя долгосрочные контракты», – сказал источник, отмечая, что продажи остаются устойчивыми, и он не держит никаких запасов. Согласно последнему источнику, они могут снизить цену на глинозем в ближайшем будущем. В этом году планируется запуск множества новых проектов, что может привести к избытку глинозема на рынке, считает он.
По данным из Шанхая от 10 июня, в июне Yunnan Aluminium начинает строительство глиноземной рафинировочной фабрики мощностью 800 тыс. т в год на базе своего филиала Wenshan Aluminium в округе Wenshan провинции Юннань. Yunnan Aluminium также рассматривает варианты строительства алюминиевого завода и завода по производству полуфабрикатов на базе глиноземного проекта Wenshan Aluminium, но конкретные сроки пока не называются. Yunnan Aluminium – один из крупнейших производителей алюминия в КНР. По данным за прошлый год, было произведено 404 тыс. т первичного алюминия. Компания развивает проект по производству тонкого алюминиевого листа и полосы мощностью 80 тыс. т в год и производство прутка из алюминиевого сплава мощностью 40 тыс. т в год.
По данным из Софии (Болгария) от 10 июня, мировой дефицит медного концентрата удвоится до более чем 1 млн т в будущем году по сравнению с 500 тыс. т в году текущем. Впоследствии, по прогнозам CRU, он сохранится вплоть до 2013 г. Экономист из Bloomsbury Minerals Economics Ltd Крис Уэлч полагает, что в текущем году дефицит медного концентрата составит 59 тыс. т, что значительно меньше показателя прошлого года – 177 тыс. т. Он также отмечает все новые задержки в производстве, связанные с проблемами в Чили, острым дефицитом квалифицированного персонала, резким ростом издержек на развитие, затрат на экологию и энергию. В противовес прогнозу CRU, в Bloomsbury полагают, что в 2009 г. на рынке меди сформируется избыток концентрата порядка 91 тыс. т.
По данным из Лондона от 10 июня, европейские цены на ферромарганец и силикомарганец в основном держались стабильно на фоне активной торговли. Китайцы повышали цены предложения, спрос держался высоко, ситуация на рынке была довольно напряженной. Цены на силикомарганец составляют порядка €1600–1700 за т (с доставкой), что соответствует повышению на €50 у «потолка» диапазона. На рынок оказывает влияние низкое качество индийского материала, например, 60/14 (60% Mn 14% C). Впрочем, спотовые цены на марганцевую руду в КНР повысились из-за слухов о новом повышении цен от иностранных поставщиков. Высокий сорт (Mn 45% минимум) австралийской кусковой руды предлагался по 135 юаней ($19,5) за т, некоторые предложения достигали 140 юаней ($20,2), что соответствует повышению на 8% за две последние недели. Цены на среднеуглеродистый ферромарганец составляют порядка €2600 за т, т. е. практически не изменились, в то время как высокоуглеродистый материал раздвинул диапазон на €50, до €1900–2100 за т. Европейский рынок получил толчок в связи с пошлинами, введенными в конце февраля на импорт ферросилиция. ENRC и российский ЧерМК подали апелляцию против высоких пошлин, следующих по величине после пошлин на продукцию Казахстана и КНР (22,7%). С момента введения пошлин на цены также оказывали повышательное давление проблемы с производством в КНР, в связи с чем европейские цены быстро набирают высоту и уже перешли рекордную отметку в €1650 за т.
По данным из Шанхая от 10 июня, компания Aba Aluminium, сильно пострадавшая от землетрясения в Сычуани в мае, вынуждена отложить запуск алюминиевого завода мощностью 100 тыс. т в год еще на один год. Производство Aba, которое оказалось близ эпицентра землетрясения, пострадало сильнее других предприятий КНР. 16 рабочих погибли, примерно о 12 до сих пор отсутствует информация. По оценкам компании, землетрясения могло причинить ущерб более 500 млн юаней ($72 млн).
По данным Metal Pages от 10 июня, производитель марганцевой руды OM Holdings (OMH) заявил, что производство на австралийской шахте Bootu Creek выходит на рекордный уровень годового производства на фоне высоких цен. Bootu Creek расположена в 110 км к северу от Tennant Creek. Производительность шахты составляет 700 тыс. т. Производство было запущено в 2006 г., плановая производственная мощность составляла 550 тыс. т. Срок службы шахты оценивается в 8,5 лет. За этот период цены на марганец поднялись на 54%. Компания прогнозирует, что нетто-прибыль составит в ближайшие шесть месяцев, по меньшей мере, $80 млн.
По данным Metal Pages, на второй неделе июня рынок кобальта продолжает снижаться по причине отсутствия покупательского интереса и тревог по поводу избыточного притока кобальтовых химикатов из КНР. По данным от участников рынка, цены на высокий сорт составляют $43–45 за фунт против цен предыдущей недели – $45–46 за фунт. Цены на российскую продукцию практически не изменились – $44–45,50 за фунт. На второй неделе июня «Норильский никель» продал 6 т материала по $45,71 за фунт по сравнению с продажей 10,5 т по цене $46,17 на предыдущей неделе. BHP Billiton понизила цену предложения до $45,50 за фунт против цены предыдущей недели – $46,80. По мнению одного из европейских потребителей, рынок, похоже, утрачивает почву под ногами. Материал предлагают на регулярной основе по очень низким ценам, в диапазоне $43–45 за фунт. «Мы бы купили материал по этой цене, но мы все еще хорошо затоварены и все еще надеемся на дальнейшее снижение цен», – сообщил источник.
По данным Metal Pages от 10 июня, рынок висмута еще больше просел ввиду замершей торговли. Участники рынка сообщают, что цены варьируются в пределах $11,50–12,50 за фунт. «Цены скользят вниз, на рынке полное затишье, люди продают, но покупателей мало. Производители уже закупили материал и теперь расходуют запасы. Китайцы сбрасывают цены предложения. Впрочем, полагаю, ценовое «дно» составит $10 за фунт». По сведениям от европейского производителя, «рынок уходит в «боковые коридоры» и в итоге пойдет на снижение». Обычно в это время года на рынке тихо и спроса нет. Он также напомнил, что в январе текущего года рынок достиг «дна» на уровне $10,5 за фунт, ниже которого никто не желал отдавать товар.
По данным Metal Pages от 10 июня, Вьетнам повысит экспортные тарифы на природные минералы, такие как марганец, до 20% уже в июне. Правительство нацелено на сокращение экспорта и расширение внутренней переработки полезных ископаемых. 20%-й налог также распространится на экспорт свинца, серебра, урановой руды и вступит в силу с 16 июня.
Как сообщает Chosun.com, на продолжающихся ценовых переговорах по железной руде австралийские сырьевые компании Rio Tinto и BHP Billiton требуют 100%-го повышения цен от азиатских покупателей, включая такие компании, как Posco, Nippon Steel и Baoshan Iron & Steel. Австралийские компании требуют включения в цену фрахтовой премии, как компенсации за более дешевый транспорт из Австралии в Азию по сравнению с бразильскими доставками. Как известно, разница в расходах на транспортные издержки составляет примерно $60. По данным китайской прессы, австралийские сырьевики требуют увеличить цены на железную руду на $20 больше, чем это уже было согласовано с бразильской Vale. Как отмечают представители Posco, «если мы согласимся на требования австралийской стороны, Vale будет протестовать. Это дилемма, поскольку переговоры длятся слишком долго и должны закончиться».
Как сообщает агентство Reuters, мелкие китайские стальные компании и трейдеры намерены согласовать 95%-е повышение цен на железную руду для 2008 контрактного года с австралийской компанией Rio Tinto. Однако крупные металлургические китайские компании, включая Baosteel, все еще надеются согласовать более приемлемые цены на железную руду. «Мелкие китайские компании согласуют 95%-е повышение цены с Rio.Они в реальности не имеют никаких шансов противостоять сырьевым гигантам», – отмечает один из промышленных аналитиков. «Но Baosteel не хочет делать это и не может, так как находится под большим давлением правительства». Один из трейдеров высказал мнение, что «крупные компании согласятся на 85%-е повышение цены».
Как сообщает агентство Reuters, компания ArcelorMittal планирует удвоить производственные мощности на Temirtau Steel в Казахстане, т. е. довести их до 10 млн т. Проект будет длиться 5–9 лет и будет включать расширение стальных мощностей, а также линий по производству железной руды и угля. Инвестиции в новый проект составят около $1,2 млрд.
Как сообщает China Securities Journal, спотовые цены на железную руду показали тенденцию к снижению вопреки росту стальных цен во II квартале. В первой декаде июня цены на индийское сырье с содержанием Fe 63,5% находятся на уровне $180–182 за т, что на 6–7% ниже по сравнению с маем. В то же время железорудное сырье с низким содержанием Fe уменьшилось в цене на 10%. На спотовом рынке, как отмечают трейдеры, сейчас очень мало предложений, хотя для краткосрочных контрактов спотовые поставки все еще имеют преимущества. Продолжающиеся ценовые переговоры с австралийскими поставщиками заставляют стальные компании в спешном порядке закупать спотовое сырье, поэтому китайские порты сейчас так загружены. И хотя правительство призвало производителей и трейдеров освободить склады в портах от сырья, пока еще запасы очень велики.
Как сообщает австралийская газета The Age, расследование Европейской комиссии по предложению BHP Billiton для слияния с Rio Tinto было изменено после анализа цен на железную руду. Комиссия проголосовала за расширение расследования, теперь и в области алюминия, который также может создать угрозу монополии на рынке в случае слияния BHP–Rio. Отраслевые обозреватели выражают мнение, что работа комиссии будет сфокусирована сейчас на негативных последствиях от будущего слияния двух сырьевых компаний.
Как сообщает агентство Reuters, бразильская стальная компания CSN 10 июня подписала долгосрочный контракт на поставки железной руды компании Gulf Industrial Investment Co., расположенной в Бахрейне. Как сообщает CSN, контракт подписан на срок 25 лет, с началом поставок в 2009 г. Эта сделка подразумевает поставку как минимум 183,3 млн т железной руды.
Как сообщает агентство Bloomberg, бразильская сырьевая компания Vale планирует инвестиции в размере $1 млрд в строительство производства железорудных окатышей в Юго-Восточной Азии в следующие два года. Новый проект рассматривается как часть стратегии компании – отвечать растущему спросу на железорудное сырье в Азиатском регионе. Производственные мощности нового проекта составят 7 млн т окатышей, он будет предназначен для поставок сырья в Индию, Китай, Тайвань, Корею, отметил Renato Hendriksen, специалист по маркетингу CVRD International в Сингапуре. Возможные места для проекта могут быть в Малайзии, Таиланде или Вьетнаме. «Мы больше склонны развивать возможности Малайзии, – продолжил Hendriksen. – Главная причина выбора места будет заключаться в близости глубоководного порта и энергетических поставок».
Как сообщает Steelguru.com, американские производители стальных труб повысили цены на продукцию на $110 за т и собираются увеличить цены еще раз в ближайшем будущем. После последнего повышения на 23 мая 2008 г., цены на стальные трубы A500 сорта А и Б выросли соответственно до $1609 и $1603 за т. По сообщениям трейдеров, цены не будут останавливаться, а продолжат расти на фоне устойчивого спроса. Как ожидается, в июне и июле текущего года цены вырастут еще на $110 за т. Только после этого аналитики прогнозируют стабилизацию цен, поскольку к концу лета многие проекты будут замедлены или закрыты.