Согласно данным таможенной статистики, импорт готовой стальной продукции (сортовой и плоский прокат, трубы, рельсы и пр.) за 11 месяцев 2007 г. достиг 7,1 млн т., что на 33,8% выше соответствующего показателя годичной давности. При этом, региональная структура потребления импортной стальной продукции в 2007 г. практически не претерпела изменений. Первые два места с долями примерно в 21% от всех объемов импорта каждая занимают Ростовская и Белгородская области, в которых значительная часть потоков продукции, в основном украинского происхождения, подвергается таможенной очистке, а затем отправляется потребителям в различные регионы РФ. Третье место занимает Москва, доля потребления импорта которой составляет примерно 12%. Далее следуют Нижегородская область (8,3%) и г. Санкт-Петербург (7,6%). Наилучшая динамика роста объемов импорта по отношению к 2006 г. наблюдается у Москвы (+60,5%). Поставки в Санкт-Петербург за этот период времени выросли на 51,5%. Рост объемов импорта у Белгородской и Ростовской областей 39,5% и 30,6% соответственно.
Sichuan Mingda Ferroalloy – один из крупнейших частных производителей феррохрома в Китае – предполагает в апреле 2008 г. увеличить мощность производств на 150 тыс. т в год после окончания строительства двух печей мощностью 16500 кВА. В ноябре 2007 г. компания заключила стратегическое трехлетнее соглашение с Baosteel, которым гарантировала себе реализацию высокоуглеродистого феррохрома, полученного от новых мощностей. Цена будет обговариваться 1–2 раза в месяц. Представитель компании сообщил, что цены на феррохром на китайском рынке довольно стабильные, однако перспектива для производителей нержавеющей стали довольно пессимистическая из-за слабого потребления и падающих цен. «Я не могу сказать, что цены на внутреннем рынке стабильны, что есть сложности с поставкой или сильный спрос. Я только что вернулся из поездки, в которой побывал у нескольких производителей нержавеющей стали, и ни один из них не получает прибыль в существующих рыночных условиях» – сказал он. Однако ввиду укрепления рынков руды железа и хрома, он ожидает, что падения цен на феррохром в ближайшее время не будет. Преобладающая цена высокоуглеродистого феррохрома на свободном рынке, как сообщают, составляет порядка 9,6–9,8 тыс. юаней ($1,31–1,33 тыс.) за т с поставкой на склад покупателя ($1,18–1,21 за фунт) за материал с содержанием хрома 50%.
20 декабря 2007 г. «УкрФА» выступила с сообщением, что при формировании индикативных цен ферросплавов на январь 2008 г. Министерство экономики Украины не учло мнение производителей, и установило цены на уровне, грозящем потерей присутствия украинских ферросплавных предприятий на международном рынке. При этом сообщалось, что по данным «УкрФА», в декабре 2007 г. цены на мировом ферросплавном рынке находятся на уровне: силикомарганец в Европе – €1100 за т, практически на уровне ноября 2007 г, на силикомарганец в Китае – $1450 за т, причем в декабре наблюдалось незначительное повышение по сравнению с ноябрем. В конце декабря 2007 г. цены на ферросилиций на ключевом для украинского экспорта рынке Европы оставались практически без изменений и находились на уровне €950–970 за т. Однако, «несмотря на представленную Украинской ассоциацией производителей ферросплавов информацию, представители власти значительно увеличили экспортные цены, не поддержав отечественного производителя», – заявила «УкрФА». В то же время в интервью Metal Pages 24 декабря руководитель Ассоциации Сергей Кудрявцев сообщил, что Министерство экономики Украины снизило минимальные экспортные цены для ферросилиция 75% с поставкой в ЕС до €950 за т, для поставок в страны СНГ цена осталась неизменной – $850 за т FOB. На $100 повысились индикативные цены для силикомарганца, экспортируемого в ЕС (в декабре – $800–940 за т в зависимости от содержания углерода), хотя «УкрФА» настаивала на том, что рост цен на рынке за месяц не превышал $50. Для поставок силикомарганца на азиатские рынки минимальные цены установлены на уровне $1100, хотя «УкрФА» выступала за $1050 за т FOB (в декабре – $985–1000 за т FOB). По данным Metaltorg.ru, на конец декабря 2007 г. стоимость ферросилиция 75% на рынке ЕС составляла $975 за т, силикомарганца 65–70% – €1150 за т, силикомарганца в КНР – $1475 за т.
За 11 месяцев 2007 г. железнодорожные поставки проката черных металлов от меткомбинатов и по импорту непосредственно металлотрейдерам достигли 8,4 млн т. Это на 9,8% выше соответствующего показателя 2006 г.
Лидером по объемам поступлений является ЗАО «Сталепромышленная компания» (890,4 тыс. т). На втором месте находится ОАО «Металлсервис» (735,0 тыс. т). Далее следуют ООО ПКФ «Дипос» (617,6 тыс. т), ОАО «Инпром» (567,9 тыс. т), а также ОАО «Комтех» (537,7 тыс. т).
Однако наилучшие относительные показатели к уровню 2006 г. у ОАО «Комтех» (+23,4%). Рост поставок ЗАО «Сталепромышленной компании» составляет 20,6%. ОАО «Металлсервис» увеличил объемы на 15,9%.
Среди самостоятельных предприятий следует отметить ТД «Брок-инвест-сервис и К» (307,3 тыс. т, +10,1%), ЗАО «Белгородметаллоснаб» – (274,35, +42,4%), складской комплекс «Храпуново» (70 тыс т, +30%) и ООО «Металлглавснаб» (67,4% +22,1%).
Что касается импорта, то лидером по ввозу продукции является ЗАО «Белгородметаллоснаб». Объемы поставок за сравниваемый период у этой организации достигли 267,9 тыс. т. По сравнению с периодом 2006 г. рост составил 44,1%. Второе место среди импортеров у ОАО «ИНПРОМ» (148,9%, -4,0%). ЗАО «Сталепромышленная компания» увеличила поставки на 63,3%, до 120,8 тыс. т. ОАО «Комтех» очень значительно (в 3,3 раза) увеличило ввоз импортного проката, однако объемы ж/д поступлений составляют всего лишь 32,8 тыс. т.
По информации дирекции по производству ОАО «Владивостокский морской торговый порт», 21 декабря 2007 г. на припортовой железнодорожной станции Владивосток стоят 1484 вагона. Из них 115 – готовые к отправке вагоны с импортным грузом, 284 вагона с экспортными грузами, остальные 791 – порожние. Такое количество порожних вагонов на припортовой станции недопустимо, поскольку норма общего рабочего парка станции – 980. В период действия конвенции ВМТП ежедневно обрабатывает в среднем 150 вагонов, в том числе 120 единиц вагонов с экспортными металлами. При ежесуточной заявке порта – 254 вагона на выгрузку, порт простаивает около 10 часов в ожидании производства маневровых работ по причине нехватки тепловозов и заблокированности станции порожними вагонами. За последние 2 месяца это уже второй конвенционный запрет. Напомним, что первый был в середине ноября 2007 г. Тогда ДВЖД в течение 5 суток ограничивало перевозки металлопродукции по железной дороге в адрес ВМТП. Руководство железной дороги объясняет свои действия желанием уменьшить количество «брошенных» порожних вагонов на Дальневосточной железной дороге. Но ни первый запрет, ни действующий в настоящее время не принесли желаемых результатов. Конвенционный запрет как инструмент борьбы с непреодолимыми обстоятельствами (военные действия, блокада, эпидемия) в руках руководства ДВЖД перестает являться экстренной мерой и превращается в регулярную практику, с помощью которой железнодорожники пытаются решать собственную проблему «брошенных поездов». Мощности Владивостокского морского торгового порта вновь простаивают из-за конвенционного запрета ДВЖД на отгрузку металлов, действующего с 15 декабря. Прежде всего не отгружается стальная продукция производства Магнитогорского металлургического комбината и Челябинского металлургического комбината. Отгрузка металлов этих предприятий была запрещена на основании 29-й статьи устава железнодорожного транспорта, которая предусматривает «ограничение погрузки и перевозки грузов в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями». Однако Владивостокский морской торговый порт, выступая в данной ситуации грузополучателем, с полной ответственностью заявляет, что имеет достаточные мощности для выгрузки составов, простаивающих в ожидании окончания конвенционного запрета.
ОАО «Святогор» (предприятие металлургического комплекса «УГМК») за 11 меяцев с начала 2007 г. произвело черновой меди 68 тыс. т (109,6% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.). За январь–ноябрь 2007 г. предприятие получило медного концентрата 168 тыс. т (127,5%), в нем меди – 30 091 т (124,3%). Производство серной кислоты составило 290 тыс. т (112,4%), кирпича строительного – 9,999 млн штук (105,5%), щебня – 576 тыс. куб. м (106,5%). Всего в 2007 г. ОАО «Святогор» планирует выпустить более 74 тыс. т черновой меди. Рост по сравнению с 2006 г. составит 108%.
На ВСЖД 26 декабря 2007 г. состоялось торжественное открытие железнодорожной ветки, которая ведет к богатейшим месторождениям металлов на севере Читинской области. На ее реконструкцию было потрачено более 100 млн руб. Напомним, дорога протяженностью 42 км строилась на протяжении более восьми лет. Необходимость ее вызвана проектом создания крупного ГОКа по обогащению полиметаллических руд. Как отметил исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Забайкалстальинвест» Ахмет Шихшаидов, сегодня несколькими научно-исследовательскими организациями ведется разработка технико-экономического обоснования строительства горно-обогатительного комбината на станции Чина. Ожидается, что его конечным продуктом будут два концентрата: медный и железо-титано-ванадиевый.
В промзоне г. Сланцы (Ленинградская область) планируется построить завод по переработке отработанных аккумуляторных батарей, сообщила пресс-служба областной администрации. Реализацией этого проекта займется компания «Экорусметалл». Схема переработки лома отработанных аккумуляторов предусматривает регенерацию чистого свинца на основе технологии итальянской Engitec Technlogies S.p.A. Завод будет простроен на площадке 3 га и будет введен в эксплуатацию в конце 2008 г. Объем инвестиций в проект составляет около 700 млн руб. Его производственная мощность – переработка более 30 тыс. т автоаккумуляторов и производство до 17,5 тыс. т свинца и свинцовых сплавов в год.
Российская группа «Синтез» приобрела 85% акций намибийской частной компании, владеющей четырьмя лицензиями на поиск и разведку цветных, редких и благородных металлов в районе Каоколенд в северо-западной части Намибии (юг Африки). Как говорится в сообщении российской группы, общая площадь участков составляет 2880 кв. км. Разработка проекта проведения поисково-оценочных работ, который планируется запустить в I квартале 2008 г., уже началась. Лицензии на площади выданы сроком на 3 года с правом последующего продления до 4 лет. В соответствии с законодательством Намибии, в случае открытия месторождений компании будет предоставлено приоритетное право на получение лицензии на добычу полезных ископаемых в пределах данных участков. С 2006 г. «Синтезнефтегаз-Намибия», входящая в группу «Синтез», ведет работы по поиску углеводородов на севере шельфа Намибии. В I квартале 2008 г. компания планирует приступить к бурению первой поисково-разведочной скважины на структуре Кунене. В конце ноября 2007 г. компания приобрела пять лицензий на геологическое изучение и разведку площадей, содержащих россыпные алмазы. Напомним, группа «Синтез» – российская компания, в которую входит ряд финансовых и промышленных компаний, работающих в нефтегазовой промышленности, энергетике, в смежных с ТЭК отраслях и строительстве. Группа «Синтез» ведет свою деятельность по шести основным направлениям: электроэнергетика, геологоразведка, добыча нефти и газа, нефтепереработка и реализация, ремонт скважин, оказание транспортных услуг. В настоящее время группа «Синтез» включает шесть многопрофильных предприятий: ЗАО «Синтезнефтегаз» (добыча и геологоразведка), ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» (освоение участков шельфа Баренцева моря), ОАО «Негуснефть» (добыча нефти и газа), ЗАО «Синтез Петролеум» (переработка и реализация нефти и нефтепродуктов), ЗАО «Нижневартовский капитальный ремонт скважин» (сервисное обслуживание), ЗАО «Сибирьтранссервис» (транспортные услуги).
Цена на природный газ для крупных промышленных предприятий Украины, приобретающих топливо у ЗАО «УкрГаз-Энерго», в 2008 г. превысит $2521 тыс. куб. м, пишет «Интерфакс-Украина» ссылаясь на «участников рынка». Собеседники отмечают, что в случае повышения Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины тарифов на транспортировку природного газа по магистральным и распределительным газопроводам цены будет еще выше. Как известно, компания RosUkrEnergo AG (Швейцария), единственный поставщик природного газа на Украину, с 1 января 2008 г. повысит цену на поставляемое в страну топливо на 38,1%, с нынешних $130 до $179,5 за 1 тыс. куб. м на украинской границе. «УкрГаз-Энерго», единственный импортер природного газа на Украину, в 2007 г. поставляет газ промышленным предприятиям и приравненным к ним потребителям по 708 гривен за 1 тыс. куб. м на украинской границе (без учета НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку, а также собственных расходов на хранение газа в подземных хранилищах). Правительство Украины установило, что цена на природный газ для промышленных предприятий и приравненных к ним потребителей с 1 января 2008 г. не может превышать 934,7 гривен за 1 тыс. куб. м на украинской границе (без учета НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку и поставку). Цены на газ для населения планируется не увеличивать.
Совет директоров ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ, Нижегородская область, входит в «Объединенную металлургическую компанию», ОМК) принял решение созвать внеочередное общее собрание акционеров предприятия 26 февраля, говорится в официальном сообщении компании. Согласно информации, акционеры утвердят новую редакцию устава, внутренние документы, нового аудитора общества и одобрят ряд сделок. ОМК – один из крупнейших российских производителей труб, железнодорожных колес и другой продукции из металла для энергетических, транспортных и промышленных компаний. В составе ОМК 6 крупных предприятий металлургической отрасли. Трубный комплекс ОМК включает в себя Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (республика Татарстан) и завод «Трубодеталь» (Челябинская область). Металлургический комплекс ОМК включает в себя Чусовской металлургический завод и «Губахинский кокс» (Пермский край), а также Щелковский металлургический завод (Московская область). В 2006 г. ОМК обеспечивала до 20% российского потребления труб, в том числе 41% труб большого диаметра, 63% российского потребления железнодорожных колес и более 70% потребления автомобильных рессор. В 2006 г. предприятия ОМК произвели 1,65 млн. т трубной продукции различного сортамента, а также свыше 400 тыс. т металлопроката и 805 тыс. железнодорожных колес. Выручка ОМК за 2006 г. составила около 3 млрд.
В Кыргызстане увеличилось производство сурьмы, передает «Кабар». Об этом сообщил замдиректора государственного агентства по геологии Наби Бекназаров. В 2007 г. «Кадамжайский сурьмяной комбинат» произвел продукции в объеме 2 тыс. т на сумму 370 млн сомов. В 2008 г. ОАО «Кадамжайский сурьмяной комбинат» планирует дополнительно производить сурьмяную продукцию за счет введения в строй комплекса по переработке накопленных отходов металлургического производства, что позволит дополнительно получить 4 тыс. т сурьмы и ее соединений. Ранее это предприятие было крупнейшим в СССР по производству сурьмы. С 2005 по 2006 г. комбинат простаивал.
Сайт Ruslom.ru сообщает, что по информации от отдельных турецких трейдеров, есть готовность к заключению контрактов по ценам свыше $400 на лом 3А и его зарубежные аналоги на условиях C&F. Резкий рост цен на арматуру на мировых рынках привел к существенному увеличению цен на лом черных металлов. Рост мировых цен на лом неизбежно отразится на российском рынке: в последнее время разница российских и турецких цен на лом составляла $40–60 за т, иными словами, при некотором увеличении разницы российских и турецких цен для металлургических заводов с небольшим зимним запасом можно прогнозировать рост цен до уровня 7,8–8,2 тыс. руб. за т.
Объем производства стали в Германии в 2008 г. может практически сохраниться на уровне 2007 г., прогнозирует президент Германской ассоциации стали Дитер Амелинг, сообщило ИА Bloomberg со ссылкой на Deutsche Press Agentur. Стагнация производства в отрасли вызвана уменьшением спроса на сталь, что является следствием кредитного кризиса и ослабления доллара. Производство необработанной стали в Германии может снизиться в 2008 г. на 100 тыс. т (0,2%), до 48,5 млн т. По данным Международного института железа и стали (IISI, International Iron and Steel Institute), Германия за 11 месяцев 2007 г. произвела 44,8 млн т стали, что на 3,3% больше, чем за аналогичный период 2006 г.
Журнал «Власть» опубликовал традиционный рейтинг упоминаемости российских компаний в мировой прессе. Рейтинг составлялся, исходя из количества публикаций, отражающих интерес зарубежных СМИ к деятельности ведущих предприятий страны. В ходе исследования было проанализировано 100 газет и журналов Австралии, Великобритании, Германии, Индии. Индонезии, Испании, Италии, Малайзии, Новой Зеландии, Канады, Сингапура, США, Франции и Японии. В первую десятку списка вошли компании, представляющие нефтегазовую и энергетическую отрасль, банковский сектор, авиацию и металлургию. Самой упоминаемой металлургической компанией России признана ГМК «Норильский никель». Число публикаций, посвященных этой компании, в мировой прессе значительно возросло и составило 3128. Как отмечают разработчики рейтинга, интерес иностранцев к «Норильскому никелю» обусловлен как зарубежными приобретениями компании в этом году, так и процессом выделения непрофильных энергетических активов и изменением структуры собственников.
ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова» (предприятие металлургического комплекса «УГМК») за 11 месяцев с начала 2007 г. произвел стали 666 тыс. т (110,2% в сравнении с аналогичным периодом 2006 г.). Выпуск чугуна составил 335 тыс. т (100,1%), проката – 502 тыс. т (107,3%), калиброванной стали – 78 тыс. т (на уровне аналогичного периода 2006 г.).
По словам начальника управления продаж металлургического завода им. А. К. Серова Эдуарда Туктарева, тенденция роста объемов производства сохранится и в 2008 г. «С вводом современного оборудования на металлургическом заводе не только расширяется сортамент продукции, но и улучшается качество выпускаемого металла. Это результат реконструкции производственных мощностей, внедрения системы менеджмента качества и сбалансированной сбытовой политики завода», – отмечает Эдуард Туктарев.