Напряженность на рынке родия сохраняется, но новых рекордов уже не будет?
На рынке родия сохраняется заметная напряжённость, отмечает представитель аналитической компании СРМ Group, специализирующейся на исследованиях рынков драгметаллов. Около 80% добывающих мощностей по получения родиевого сырья сосредоточены в Южной Африке. Поставки из этого региона всё ещё в процессе восстановления после приостановки работы многих добывающих объектов. Традиционны для ЮАР периодические ограничения на потребление электроэнергии, которые вводятся государственной компанией Eskom, вырабатывающей и распределяющей электроэнергию – они также вносят «вклад» в перебои в поставках родиевого сырья. На долю Eskom приходится почти 95% вырабатываемой в ЮАР электроэнергии. Напряжённая ситуация со снабжением электроэнергией в ЮАР в последние годы является уже «историческим фактором», влияющим на рынки практически всех видов продукции, связанных с горнодобывающими и металлургическими предприятиями.
В феврале на отраслевой конференции Нил Фроунман, исполнительный директор Sibanye-Stillwater, крупнейшего в мире «первичного» производителя платины и родия, заявил, что отсутствие гарантированной безопасности поставок электроэнергии в ЮАР является самым важным фактором риска для всей горнодобывающей отрасли Южной Африки.
Напряжённости способствует также некоторая активность закупок до традиционно сильного периода спроса, который обычно приходится на последний квартал уходящего и первый квартал начинающегося года, отмечает представитель СРМ Group Рохит Савант. В итоге утром 17 сентября цены на родий компании Johnson Matthey достигали $14500 за унцию.
Около 80% спроса на родий приходится мировое автомобилестроение, в котором родий используется в автомобильных катализаторах-конверторах для ограничения вредных выбросов и загрязнений воздуха. В этой связи Рохит Савант отметил сохраняющийся во всём мире весьма слабый текущий спрос на пассажирские авто и допустил вероятность сохранения такой ситуации – в Европе количество регистраций новых авто в августе снизилось на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июле аналогичное снижение этого показателя было «всего лишь» 6%, а всего с начала года количество регистраций новых авто в Европе оказалось меньше на 32% по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о сохраняющемся отставании европейского рынка от США и Китая.
Очевидным негативным фактором для мирового автомобилестроения является провал продаж авто в Китае – слишком уж значительным стало падение автомобильного рынка в Китае в самый острый период распространения пандемии. Даже несмотря на постепенное восстановление темпов продаж автомобилей в Китае с мая за первые восемь месяцев этого года продажи авто в стране снизились на 15% по сравнению с прошлым годом.
«Маловероятно, что текущий рост продаж в Китае сможет компенсировать катастрофическое снижение спроса за первые четыре месяца. Полагают, что позитивный эффект на китайский автомобильный рынок окажет появление вакцины от коронавируса – потребительские настроения это точно улучшит, а в сочетании с предельно низкими учётными ставками в Китае в будущем году вполне может повыситься спрос на автомобили, что позитивно отразится и на рынке родия», - полагает г-н Савант. Он добавил, что ожидает ощутимой волатильности цены на родий в ближайшие месяцы. «Считаю, что свежие рекордные высоты, достигнутые родием недавно, надо исключить из рассмотрения. Сразу представляется возможным не менее резкий ценовой откат. Но с другой стороны, я уверен, что у родия есть хорошая текущая ценовая поддержка на уровне около $9000 за унцию», - резюмировал г-н Савант.
Внимание!!! Воспроизведение, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделе "Новости рынка металлов" и имеющих подпись MetalTorg.Ru, возможна только при указании прямой (без редиректа) гиперссылки на https://www.metaltorg.ru.