РЖД: с 2010 года идёт нарастание числа дефектных по вине металлургов рельсов
Новые технологии диагностики инфраструктуры позволят сократить эксплуатационные расходы железных дорог, пишет "Гудок".
ОАО «РЖД» делает ставку на автоматизацию процесса контроля и мониторинга состояния объектов инфраструктуры. Это стратегическое направление развития систем диагностики и неразрушающего контроля.
«Его важность подтверждает ряд знаковых проектов, реализованных в этом году, – отметил на заседании Координационно-технического совета ОАО «РЖД» старший вице-президент Валентин Гапанович. – Среди них – встроенный диагностический комплекс на борту «Сапсана», который способен делать съём информации о геометрических параметрах рельсовой колеи на скоростях до 250 км/ч. На базе тепловоза 2ТЭ116 создана не имеющая аналогов в мире многофункциональная диагностическая лаборатория, которая способна контролировать большой набор параметров состояния объектов инфраструктуры на скоростях до 100 км/ч».
К этому можно добавить, что создан высокоскоростной вагон-дефектоскоп «Спринтер». Опровергая старые представления о том, что дефектоскопы не работают на скоростях выше 40 км/ч, конструкторы установили рабочую скорость до 140 км/ч. Эксплуатационные расходы на контроль одного километра пути новым диагностическим комплексом снижены почти в 2 раза. Он не требует отдельного локомотива и своей «нитки» графика и заменяет до 40 съёмных дефектоскопов с обслуживающим персоналом до 200 человек. Если учесть, что парк средств неразрушающего контроля на сети дорог составляет свыше 500 единиц и в рельсовой дефектоскопии задействовано более 20 тыс. человек, то можно оценить перспективы внедрения таких «Спринтеров» с точки зрения экономики.
Для испытания мобильных средств дефектоскопии и путеизмерения при различных скоростях движения на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке построена первая очередь опытного полигона – участка пути с 46-ю искусственными дефектами – по 23 в каждой «нитке». Тем самым положено начало разработке новой технологии испытаний современных средств контроля и дефектоскопии. Именно там и испытывался «Спринтер».
Новые технические средства и технологии позволяют снизить трудоёмкость процесса контроля и в два раза сократить эксплуатационные расходы по сравнению с использованием традиционных мобильных средств диагностики и дефектоскопии. Поэтому применение их будет расширено. В планах компании – установка систем мониторинга инфраструктуры на «Ласточках» и пассажирском локомотиве ЭП2К, который будет обращаться на полигонах в тысячи километров и производить замер параметров инфраструктуры в режиме онлайн.
Но контроль должен быть жёстким не только в эксплуатации, но и при производстве рельсовой продукции.
Между тем по данным, которые привёл заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Максим Штайгер, с 2010 года идёт нарастание числа дефектных рельсов на сети дорог. В 2014 году из-за дефектов металлургического характера было изъято 58 тыс. рельсов, что соизмеримо с полуторамесячной работой одного металлургического предприятия.
Причиной замены рельсов, не выдержавших гарантийной наработки, стали нарушения заводами-изготовителями технологии разливки стали и отсутствие действенного неразрушающего контроля. Основная ответственность за выявление поверхностных дефектов по-прежнему лежит на ОТК и приёмщиках предприятий – от визуального контроля. Хотя уже давно существуют автоматизированные системы выходного контроля, соблюдения техпроцесса, контроля геометрии выпускаемых рельсов. Но, к сожалению, современный арсенал новых методов контроля остаточных напряжений, возможности роботизированных комплексов, таких как «ТехноВотум», автоматических видеокамер и других остаётся невостребованным на металлургических предприятиях.
Хотя металлурги прекрасно знают, что перед РЖД стоит задача к 2030 году повысить ресурс рельсов до 2,5 млрд тонн брутто. Это одна из ключевых задач в путевом комплексе, от этого показателя напрямую зависят сроки ремонтов пути, он влияет и на стоимость текущего содержания.
Чтобы сломать сложившуюся практику, Валентин Гапанович предложил пойти по европейскому пути и запустить пилотный проект: на одном из рельсосварочных предприятий попробовать убрать все участки дефектоскопии. Также категорически он высказался против инспекторов и приёмщиков, содержание которых входит в конечную стоимость продукции. Всё это Валентин Гапанович характеризовал как «топтание на месте, когда десятки людей бродят по рельсам, визуально контролируя дефекты».
Необходимо вместе с представителями путевого комплекса отработать технологию аудита производства, предусмотрев гарантии и предъявление штрафных санкций. И пусть не сегодня и не завтра перейдём на новую практику, но рано или поздно система заработает. Отвечать за качество рельсов должен тот, кто их выпускает.
Внимание!!! Воспроизведение, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделе "Новости рынка металлов" и имеющих подпись MetalTorg.Ru, возможна только при указании прямой (без редиректа) гиперссылки на https://www.metaltorg.ru.