Экспортеры лома через Ростовскую таможню обратились с открытым письмом к Президенту РФ
Президенту Российской Федерации г-ну Медведеву Д.А.
ОБРАЩЕНИЕ
организаций-экспортеров лома черных металлов, осуществляющих свою деятельность через Ростовскую таможню
Просим принять меры по пресечению противоправных действий должностных лиц Ростовской таможни в отношении организаций-экспортеров лома черных металлов, выражающихся в:
- незаконных требованиях внесения обеспечение уплаты таможенных платежей для выполнения условия выпуска временных грузовых таможенных деклараций (ГТД);
- принятии незаконных решений о корректировке таможенной стоимости товара по постоянным ГТД;
- необоснованных запросов большого количества документов, не имеющих отношения к внешнеэкономической деятельности.
Наши организации осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность через Ростовскую таможню. Органом выезда является таможенный пост «Речной порт Ростов-на-Дону».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2000г. №351, экспортируемые отходы и лом черных металлов облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1000 кг.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ), таможенная стоимость товаров определяется и заявляется в таможенный орган декларантом. Также декларантом, по требованию таможенного органа, представляются последнему дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения декларантом таможенной стоимости товаров, либо обнаружения признаков того, что предоставленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе* принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода (п.5 ст. 323 ТКРФ). При этом предусматриваются консультации сторон по выбору метода Определения таможенной стоимости.
Вопреки этому, должностные лица таможенного поста, без обсуждений, выдают декларанту Уведомление стандартного вида, в котором без какого-либо анализа голословно утверждается, что «заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными».
На основании такого Уведомления, таможенным органом выдвигается требование в указанный срок внести обеспечение уплаты таможенных платежей согласно прилагаемого расчета. Расчет же производится исходя из произвольно назначенной таможенным органом таможенной стоимости существенно превышающей (до двух раз) цены, действующие на ранке в данный момент. При этом таможенный орган не дает никаких пояснений по обоснованию назначенной таможенной стоимости. Никаких консультаций при этом не проводится.
Экспортеры вынуждены вносить назначенное таможенным органом обеспечение уплаты таможенных платежей, так как без этого таможенным постом не подписывается Поручение на отгрузку экспортных товаров и, соответственно, невозможно начать погрузку судна.
В соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №500 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.2006 №616, от 02.10.2009 №772) (далее Правила), «таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения». При этом п.8 Правил как основной принцип определено, что таможенная стоимость определяется методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами и только, если таким методом определить ее нельзя, применяется другой метод. Именно таким образом и происходит определение таможенной стоимости товаров на других таможенных постах.
Однако, таможенный пост «Речной порт Ростов-на-Дону» по определенным и, скорее всего, корыстным причинам склонен самостоятельно выбирать метод определения и по нему назначать таможенную стоимость, причем значительно выше как контрактной цены, так и максимальной в стране назначения товара. Этим он нарушает и другой принцип определения таможенной стоимости, гласящий, что «процедура определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть общеприменимой».
Целями таких действий таможенного органа, по нашему мнению, являются повышение показателя взыскаемости таможенных платежей и получение соответствующих премий сотрудниками.
Помимо этого, на каждую грузовую таможенную декларацию Ростовской таможней делается Запрос о представлении многочисленных дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости. Причем практически все они касаются закупки лома на внутреннем рынке. Представление таких документов при наличии в контракте фиксированной цены является необоснованным, поскольку цена товара определяется его стоимостью в стране назначения и мало зависима от цены его закупки на внутреннем рынке. Приложение к ответу на запрос таможни только по одной ГТД содержит до 340 листов приложения. Поэтому подобные требования можно объяснить либо имитацией деятельности по изучению большого объема документов штатом таможенного органа, либо как намеренное издевательство над экспортером.
Обеспечение уплаты таможенных платежей по одной ГТД на судовую партию около 3000 тонн может превышать 1,6 млн. рублей. При этом, Ростовская таможня рассматривает запрошенные документы в течение 3-5 месяцев и только после этого выпускает полную ГТД. Соответственно, до этого момента экспортер не имеет возможности обратиться в арбитражный суд для признания действий таможни по удержанию суммы обеспечения незаконными. Таким образом, значительные средства выводятся из оборота предприятия на 9 и более месяцев, что наносит ущерб экономической деятельности наших организаций.
Подобные действия таможенного поста «Речной порт Ростов-на-Дону» и Ростовской таможни привели к тому, что ряд экспортеров в Ростове-на-Дону решили прекратить вывоз лома черных металлов на экспорт, дабы не обанкротиться вовсе.
Подобная практика незаконного выжимания средств из участников внешнеэкономической деятельности является, по-видимому, инициативой Ростовской таможни, своеобразно истолковавшей указание Президента РФ не кошмарить бизнес.
Мы считаем, что возможность выставлять или не выставлять подобные требования, а также возможность самостоятельно определять указанные в них суммы платежей способствует увеличению коррупционной составляющей в действиях таможни, что противоречит всем установкам Президента и Правительства Российской Федерации.
По нашему мнению, взыскание вывозной таможенной пошлины приняло бы однозначный характер при назначении ее в виде постоянной величины, вне зависимости от таможенной стоимости. Это полностью исключило бы возможность злоупотреблений как с одной, так и со второй стороны. Величина же пошлины могла бы меняться периодически, например раз в квартал.
Наше обращение на столь высокий уровень обусловлено невозможностью добиться результата другими путями: наши неоднократные обращения в различные таможенные органы не дали никаких результатов.
Организации-экспортеры лома черных металлов
ООО "Аргус"
ООО "Стройимпорт"
ООО "Вторсплав"
ООО "Мост-Чермет"
Внимание!!! Воспроизведение, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделе "Новости рынка металлов" и имеющих подпись MetalTorg.Ru, возможна только при указании прямой (без редиректа) гиперссылки на https://www.metaltorg.ru.