Первоапрельский черный лом
Развитие ситуации на мировом рынке черного лома в начале 2008 г. превысило все ожидания экспертов и аналитиков. Конъюнктура этого рынка оказалась много напряженнее, чем в 2007 г. Цены на лом продолжили расти как на внешних рынках, так и на рынке России, причем рекордными темпами и до рекордных величин.
К примеру, российские потребители, ожидая весеннего роста ломозаготовки и снижения цен на металлолом, некоторое время «притормаживали» свои закупки. Однако они дождались противоположного эффекта – много больших цен. Спрос на рынке стального лома превосходит предложение и явно способствует продавцам данной продукции.
Каковы же причины столь резких ценовых изменений на рынке черного лома в начале 2008 г.? Каковы перспективы цен на металлолом в мире и России? Это два основных вопроса для данной статьи.
Мировой рынок
Мировой рынок лома за первые 3 месяца 2008 г. ощутил на себе небывалый рост цен. Так, с начала текущего года до марта средние мировые котировки черного лома выросли на 40%, до среднего уровня около $472 за т на условиях FOB/EXW в зависимости от места сбыта. При этом российские средние цены выросли на 35%, до уровня $392 за т. Однако за год (с марта 2007 г.) прирост составил 38% в мире, при этом в России – уже 49% (рис. 1).
Отметим, что зачастую в марте цены на лом на мировом рынке идут вниз благодаря увеличению сборов и расширению экспорта из-за наступления теплого времени года. Однако в этом году ситуация совершенно иная, цены растут и растут до рекордных значений, причем в Азии – уверенно превышая $500 за т.
Основными причинами резкого увеличения мировых цен на металлолом в начале текущего года стало стечение сразу нескольких обстоятельств:
• рост спроса со стороны производителей стали (в частности, производство электростали в мире за январь–февраль 2008 г. выросло на 5,1%, до 70,3 млн т, по оценке IISI);
• дефицит предложения металлолома (учитывая сезонный фактор);
• рост цен на стальную продукцию (за январь–март текущего года, по данным CRUspi, на 26%);
• значительное удорожание других видов металлургического сырья (железной руды – на 65–71% с апреля этого года, кокса – более чем на 100%);
• сокращение российских поставок из-за транспортных проблем в южных портах;
• падение курса доллара США.
Кроме того, Китай с января 2008 г. ввел 25%-ю пошлину на экспорт стальных полуфабрикатов, что блокировало их поставки и спровоцировало дефицит заготовки на мировом рынке. В итоге мировой спрос на альтернативный металлолом еще больше возрос.
В результате мировые цены на черный лом начали резко повышаться с декабря 2007 г. (перед католическим Рождеством) по сей день. Причем, как показывают фьючерсные контракты на апрель–май, предел роста стоимости лома еще не достигнут.
Рассмотрим ценовые тенденции в основных регионах, главным образом влияющих на мировую торговлю металлоломом.
США – крупнейший в мире экспортер металлургического лома, доля которого в 2007 г. составила около 17,5% от общего объема мировой торговли.
В начале января 2008 г. внутренние цены на американский металлолом HMS №1 выросли на $50–80, до $320–330 за длинную тонну (1016 кг) с доставкой, а в конце месяца они уже составляли $340–343 за т.
В феврале металлолом в США на внутреннем рынке чуть подешевел – в среднем на $15 за т по сравнению с предыдущим месяцем, однако почти не коснулся экспортеров. В марте американские цены на HMS №1 вновь выросли до $345–355 за длинную тонну с доставкой в штатах Среднего Запада и до $375 за длинную тонну на северо-востоке. В Чикаго цены на дробленый лом вернулись на январскую высоту – $397 за т, а цены на индустриальные пакеты достигли $420 за т.
Сообщается, что рост американских цен стал результатом рекордно высоких затрат на заготовку и доставку лома внутри страны, а также устойчивого спроса со стороны американских стальных компаний и высоких экспортных цен на черный лом.
Некоторые метзаводы США в последнее время даже жаловались на нехватку сырья для внутреннего потребления, потому что большие объемы материала в последние месяцы ушли на экспорт.
В апреле, по мнению многих аналитиков, цены на лом снова возрастут, главным образом благодаря существенному внутреннему спросу. Мы добавим к этому и сохранение экспортного спроса на американский лом.
Япония – четвертый (после США, РФ и Германии) крупнейший поставщик лома на внешний рынок. В 2007 г. эта страна экспортировала 6,45 млн т металлолома. Основные поставки лома из Японии идут в Тайвань и другие азиатские страны, причем по более высоким ценам, чем внутри страны.
На японском рынке с начала года наблюдается резкое и неуклонное увеличение стоимости лома. Так, внутренние цены на марку HMS №2 взлетели с $356 за т с доставкой в январе до $506 за т в Kanto, $486 за т в средней части страны и $493 за т в Kansai в конце марта 2008 г. То есть рост японских цен за первые 3 месяца 2008 г. составил около 40%. Сообщается, что он был вызван острым дефицитом металлолома на внутреннем рынке и высокой конкуренцией местных меткомпаний с экспортерами лома.
Кроме того, данный подъем цен совпал с падением курса доллара (относительно японской иены), стоимость которого впервые с 1995 г. опустилась до величин менее 100 иен за доллар.
Турция, как известно, является крупнейшим импортером стального лома в мире (более 16 млн т лома в 2007 г., что составляет около 17% от мирового импорта). В этой стране 70% стали производится в электросталеплавильном производстве именно из черного лома. Основными поставщиками металлолома в Турцию являются США, Европа и Россия.
Стоимость американского лома HMS №1&2 (80:20) на рынке Турции в январе текущего года выросла с $430–440 за т C&F до $450–465 за т C&F. При этом лом 3А из СНГ продавался по $440–450 за т C&F, а европейские трейдеры предлагали материал HMS №1&2 (60:40) по $445–460 за т C&F.
В феврале турецкие компании пытались снизить стоимость лома путем отказа от новых закупок. Частично это им удалось, цена на лом уменьшилась на $15–30 за т. Однако уровень запасов у сталелитейных компаний также снизился, что на фоне активизации спроса породило новую волну роста цен в марте: американский материал HMS №1&2 (80:20) и российский А3 теперь достигают $520–550 за т C&F.
Южная Корея и Тайваньявляются ведущими импортерами лома в Азии. Стоимость импортного лома для данного региона самая высокая. Основными поставщиками лома на рынок Восточной Азии являются США и Япония.
В январе цена на сорт HMS №1&2 (80:20) для корейских и тайванских покупателей составляла $435–450 за т с доставкой. Некоторые американские компании предлагали HMS №1 по $490–500 за т C&F. В феврале цены на металлолом выросли до $460–475 за т с доставкой, при этом японский лом Н2 подорожал до $475–480 за т C&F.
В марте 2008 г. японский лом обходится тайванским металлургам уже по $540 за т с доставкой и более. Потребители считают эту цену слишком высокой и стараются закупать американский материал HMS №1&2 (80:20) по $500–510 за т C&F.
Высокие цены в Восточной Азии объясняются новыми крупными закупками со стороны корейских и тайванских компаний, а также активной деятельностью вьетнамских металлургов, пострадавших от действия экспортных пошлин на китайскую заготовку.
Таким образом, мировые цены на лом достигли очередного нового максимума. Наиболее высоки они на данный момент в странах Восточной Азии, где падение курса доллара в отношении иены резко удорожило японский материал.
При этом высокие мартовские цены – это только «цветочки». «Ягодки» ожидаются уже в апреле–мае. Так, корейская компания Hyundai Steel на тендере, проведенном в середине марта, была вынуждена согласиться на подорожание сорта Р2 до $524 за т FOB. Впрочем, примерно в то же время корейцам пришлось заплатить по $579 за т C&F при покупке американского лома HMS №1 с поставкой в мае. Есть информация, что в регионе пошли обсуждения первых контрактов на уровне цен лома порядка $600 за т…
Специалисты уверенно ожидают дальнейшее повышение цен на металлолом на внутренних рынках стран ЕС, Японии и США, т. е. всех экспортеров.
Когда же прекратится рост мировых цен на лом черных металлов? Вопрос остается открытым.
Российский рынок
Неохотно, с опозданием из-за новогодних каникул, российский рынок лома черных металлов в январе–марте 2008 г. вынужден был последовать мировой тенденции. Даже при том, что уровень цен на российское сырье при поставках на экспорт на $22,5–30 за т был ниже американских и европейских котировок.
Помогли металлургам традиционные зимой проблемы погоды и традиционные «пробки» в портах Черного и Азовского морей, препятствующие оттоку лома. По данным экспортера TYOR Commercial, «в первые 2,5 месяца 2008 г. мы наблюдали введение беспрецедентных ограничений по возрасту судов, заходящих в порты южного региона России. Суда старше 30 лет не принимались в портах Черного и Азовского морей. А поскольку новые суда под металлолом отдают очень неохотно, то вывоз лома в течение первых 2 месяцев 2008 г. с юга России был практически прекращен».
Проблемы с экспортом и удорожание перевозок позволили металлургическим комбинатам РФ держать весьма комфортные закупочные цены. В 2008 г. разница между внутренними закупочными и экспортными ценами в России составляет порядка $75–105 за т.
Однако темпы роста российских цен при поставках на внутренний и экспортный рынок практически совпадают. Так, с начала текущего года по конец марта внутренние закупочные цены разных металлургических комбинатов выросли на 34–41%, до $377,5–402,5 за т тяжелого лома, а экспортные котировки – на 31–43%, до $397,5–455 за т FOB/EXW (в зависимости от направления сбыта). Годовой прирост цен (с марта 2007 г.) внутри РФ составил 42–54%, а экспортных цен российских поставщиков – 33–50% (рис. 2, 3).
Опережающий рост экспортных цен (перед внутренними котировками) спровоцировал увеличение экспорта российского лома на 27,4% за первые 2 месяца 2008 г. до 1,112 млн т, причем отгрузка ж/д транспортом (преимущественно в азиатские страны) подскочила на 48,5%, до 317,2 тыс. т.
Поставки лома отечественным металлургам в январе–феврале текущего года снизились на 7%, до 1,9 млн т, притом что российский выпуск стали вырос на 5%.
Однако доля сбыта российского лома на внутренний рынок остается очень значительной – около 70%, или 2,535 млн т (таблица 1).
Тем те менее общероссийская ломозаготовка от потребностей металлургии в этом году отстает.
Лидером по объемам получения лома среди металлургических заводов России в начале 2008 г. стал Нижнесергинский ММЗ, который за 2 месяца нарастил сбор лома на 19,4%, до 375,5 тыс. т.
Таким образом, НСММЗ обошел таких стальных гигантов, как Магнитогорский МК (снизивший ломозаготовку в январе–феврале на 26,4%), Череповецкий МК («Северсталь», снижение – 21,6%) и Западно-Сибирский МК («Евраз-Групп», рост на 48,7%) (таблица 2).
При этом самые высокие закупочные цены на лом среди российских металлургов в 2008 г. остаются у НСММЗ и Магнитки. Сейчас для поставок лома из Центрального региона РФ они достигают 10,5 тыс. руб. за т марки 3A с НДС и доставкой, т. е. около $445 за т. Причем рубеж в 10 тыс. руб. в закупочных ценах преодолевает все больше российских металлургических заводов.
Закупочные цены Турции сейчас на $100 выше. Ее спрос, как и азиатский ажиотаж, в скором времени приведет к росту не только экспортных, но и внутренних российских цен в Южном ФО, Центральном и Северо-Западном ФО, а также на Дальнем Востоке РФ.
Отметим, что напряжению на экспортном рынке российского лома будут способствовать высокая стоимость фрахта (например, выросшая до $50–60 за т до основных портов Турции), рост ж/д тарифов (на 20%), а также недостаток мощностей и наличия современных (не старше 30 лет) судов в портах страны. Также ситуация в портах России характеризуется ростом ставок на обработку грузов (примерно на 20% по сравнению с прошлым годом) и жесткой конкуренцией за внутрипортовые мощности с другими видами грузов (цемент, стальной прокат и пр.).
Таким образом, в России ожидается вплоть до лета дальнейшее повышение цен на лом черных металлов. При этом ввиду большей привлекательности экспортных отгрузок российские металлурги будут вынуждены бороться за объемы поставок лома, что приведет к меньшей разнице внутренних и экспортных цен в стране.
Выводы
Рост цен на лом черных металлов как в мире, так и в России вызван высоким спросом со стороны производителей стали на фоне дефицита предложения металлолома, увеличением цен на альтернативное сырье (железную руду, кокс), повышением транспортных расходов (ж/д тарифов и фрахта), а также падением курса доллара США.
Ожидаемого экспертами и аналитиками снижения цен на стальной лом в марте не произошло. Напротив, котировки его выросли до рекордных величин. Более того, ожидается, что рост цен в ближайшем будущем не прекратится. Огромные первоапрельские цены – не шутка, но еще не рекорд. Бурный рост цен на лом продлится как минимум до мая текущего года.
|