Рынок лома: раннее пробуждение
Перспективы стального рынка
Ситуация у потребителей лома – металлургов этой зимой прогнозировалась более чем стабильная. Рождественская неделя, далее - российские новогодние каникулы, далее (с 28 января) - китайский новый год, давали экспертам все основания для прогнозов о застое мирового стального рынка вплоть до февраля 2006 года.
Погода тоже «помогла» таким оценкам. Морозы и снегопады, накрывшие в январе огромную территорию от Европы и Ближнего Востока до Японии, снизили активность в строительном секторе – заметном потребителе металла. Естественно, что эти морозы (и эти тенденции) не миновали Россию, однако большой неожиданностью стала их продолжительность.
«Оживление» спроса на стальной прокат чаще всего прогнозировалось на весну 2006 года. В целом на год прогнозы по стальному рынку оказались противоречивы. По мнению аналитиков MEPS, динамика металлургического производства в Китае значительно спадет в 2006 году, ввиду продолжающихся мер властей по ограничению этого роста. Однако ситуация перепроизводства и экспортного «давления» недорогой китайской стали сохранится. Это не позволит заметно вырасти стальным ценам, но сохранит хорошую динамику роста регионального потребления металлопроката.
По большинству прогнозов в 2006 году ожидается устойчивый рост экономики США, который вызовет как рост инвестиций в индустрию, так и рост спроса на сталь. По мнению аналитика Platts Роберта Бергера, стальные цены в 2006 году в США будут стабильны - на уровне $500-550 за тонну. В то же время, по мнению аналитиков MEPS, цены США и Канады будут испытывать «эрозию», т. е. снижение под давлением недорогого стального импорта.
Объявленное рядом компаний ЕС и США повышение цен на некоторые виды стальной продукции (на $5-25 за т) с 1 февраля или со II кв. 2006 г. рынок принял весьма негативно. Спотовые цены и цены импорта общей тенденции роста не поддерживают. Только в Евросоюзе, под защитой таможенных пошлин и квот, возможен переход на чуть более высокий уровень цен.
Другой точкой роста стальных цен неожиданно стала Турция. Имея большие заказы на строительный металлопрокат от группы нефтедобывающих стран, в январе турецкая металлургия столкнулась (из-за морозов) с ограничениями по газу, электроэнергии и сырью. Результат – быстрый рост цен на турецкий стальной прокат. К примеру, контрактные цены на арматуру выросли с январского уровня $380- $400 за тонну (FOB Iskenderun) до $410- $430 к 10 февраля. Отметим, однако, что специалисты чаще оценивают этот скачок турецких цен как региональный и временный.
Кроме явного тяготения к стабилизации, дальнейшие тенденции стальных цен связывают с переговорами по новым мировым ценам на железную руду. Экспертами прогнозируется их завершение в марте и рост цен ЖРС ориентировочно на 15%. Считается, что мировой рынок лома вполне может отследить это подорожание альтернативных видов металлургического сырья.
Состояние мирового рынка лома
Рынок лома Турции
Аномально морозный январь 2006 года отразился на турецком рынке лома сильнее, чем на металлургии. Сразу после местных праздников (с 9 по 15 января) форс-мажор по ряду контрактов на отгрузку лома в Турцию объявил ряд украинских и российских поставщиков. Ближе к 20 января холода начали накрывать и эту страну. В восточных регионах были зафиксированы рекордные морозы до –30 гр. С, а в центральной и западной части Турции – снегопады и штормовые ветры. В течение нескольких дней были парализованы погрузочно-разгрузочные работы во многих портах и движение судов через проливы. В пик похолодания (23-24 января) сообщалось о затруднениях транспортного сообщения в стране вообще.
Нехватку металлолома при этом ощутили только 4-5 турецких металлургических производств, не имевших достаточных запасов сырья. Однако этого оказалось достаточно, чтобы на рынке возник дефицит. Уже с 10 января контрактные цены на лом медленно пошли вверх. К 20-м числам января этот процесс ускорился. К примеру, судовая поставка лома HMS1&2 (в смеси 80:20) из Великобритании в Турцию была продана по $222 за тонну CFR, что на $10 выше, чем две недели назад. Судно с грузом лома А3 с частичным содержанием материала бонус-качества было продано в Турции также по $222 за тонну CFR.
Тем не менее, задержки многих поставок из России и Украины продолжались, поэтому турецкие покупатели лома заметно расширили географию своих закупок. По оценкам, за три недели с 16 января суммарные поставки лома в Турцию составили около 1,5 млн тонн. Порядка 15-20 судов было поставлено из США, столько же - из Европы; из СПб - порядка 5-6 судов и около 10 судов из южных портов России и Украины. Однако морозы затруднили их разгрузку и доставку лома непосредственно на металлургические предприятия.
В феврале текущие турецкие цены достигли $225-230 за тонну лома 3A/HMS1 на условиях CIF, обеспечив рост на $20 по отношению к декабрю 2005 года. А наличие большого пакета контрактов на поставки турецкой стальной продукции гарантирует, как минимум, их устойчивость.
Благодаря этим контрактам, ожидают эксперты, дальнейшее повышение цен на лом продолжится, но, скорее всего, в марте. Цены могут подрасти еще на $5-10, до $235-245 за тонну CIF Турция. Благодаря этому поток металлолома в направлении Турции сохранится и произойдет укрепление цен на лом на других рынках.
Текущие ставки фрахта до Турции с Черноморского побережья РФ находятся на уровне $20-25 за тонну. Российские экспортеры имеют цены на лом 3А порядка $200-210 на условиях FOB в портах Черного/Азовского морей с перспективой дальнейшего роста в пределах $5-10.
Напомним, что Турция сохраняет позиции первого в мире импортера лома (12,8 млн тонн в 2004 г.), поэтому влияние ее на мировые рынки лома (включая российский) остается значительным.
Рынок лома ЕС
На рост активности турецких потребителей практически незамедлительно, но сдержанно отреагировали европейские покупатели. При этом наибольшая активность наблюдалась на испанском рынке лома. Цены на севере Испании в начале февраля поднялись до декабрьского уровня. Текущая цена достигла уровня 180-190 евро (около $220) за тонну лома на условиях CIF, что выше уровня начала января на 10-15 евро. На лом высокого качества (шредрированый или рельсовый) цена несколько выше, и в ближайшее время достигнет уровня 195-200 евро за тонну ($235) на том же базисе.
Рост цен в крупнейшем ломоперевалочном центре Европы – Роттердаме - также не заставил себя ждать. Постоянно публикуемые Metal Bulletin средние цены на этом базисе традиционно считались главным индикатором европейского рынка. Их рост в начале февраля составил $15-20, что находится в относительном балансе с испанским и турецким ростом цен. Текущий уровень цен на базисе FOB Роттердам составляет $208-213 за тонну HMS1 (3А), и если учесть, что ставка фрахта до Турции на большие суда (20-30 тыс. тонн) составляет $18-20 за тонну, мы получим текущий рыночный уровень цен. Можно сказать, что турки сформировали европейский уровень цен если не в январе, то к началу февраля.
Рынок лома США
Активность на американском рынке лома с конца декабря была невысокой. Большинство покупателей и поставщиков находились в новогодних отпусках, что способствовало стабильному состоянию цен.
Однако к концу января американский рынок металлолома вынужден был реагировать на изменение мировой и внутренней конъюнктуры. Отток металлолома на турецкий рынок привел к росту традиционного индикатора - экспортных цен на восточном побережье США. Его традиционная ориентация на поставки лома в Китай ситуацию не поменяла. По данным трейдеров, во второй половине января с восточного побережья США было законтрактовано 15-20 судов (всего более 0,5 млн т лома) турецкими покупателями, что подтолкнуло к росту и внутренний рынок США.
Другой традиционный индикатор рынка США – цены аукционов по продаже пакетированного автолома. Они в конце января отреагировали на рост спроса еще сильнее. Прибавка составила около $35 за «длинную» тонну. Цена на поставки пакетов автолома с начала февраля составляет $280 за тонну. Это только на $4-5 ниже, чем в декабре прошлого года. Через месяц американский рынок автолома практически отыграл свои позиции, утраченные на фоне спада активности в начале января.
На фоне роста цен на автолом, естественно, подтянулись цены и на другие сорта лома, однако (по шредированному и тяжелому лому) только на $15-20 за тонну. Это очень походит на рост цен, обусловленный спросом со стороны турецких покупателей.
Внутренний рынок США, кто бы не утверждал иное, оказался вполне зависим от внешних факторов.
Азиатский рынок лома
Прежде всего в АТР речь идет о рынке лома Китая, стабильно являющемся мировым импортером №2 (10,6 млн т в 2004 г.). На азиатском рынке в течение декабря-января наблюдались разнонаправленные изменения, о чем мы сообщали на сайте MetalTorg.ru как в новостях, так и в сводке цен. Внутренние цены на лом в различных провинциях КНР плавно сползали вниз, однако их общее падение за несколько месяцев не превысило $5 за тонну. Сейчас (на 13 февраля) их уровень составляет $225-255 за тонну.
Уровень цен на экспортный лом HMS1 (3А) в течение нескольких месяцев был относительно стабилен и в среднем находился в пределах $220-245 за тонну на условиях CIF. Для качественного лома из Японии и США (в порту Шанхая) эта цена находилась в пределах $240-260 на том же базисе. Для российских и казахских ж/д поставок на погранпереходе Alashankou цена долгое время находилась на уровне $215, а в феврале снизилась до $213 за тонну.
Китай, фактически, не смог оказать заметного влияния на общие мировые тенденции рынка лома. К тому же пик роста турецкого рынка пришелся на начало китайского нового года (29 января), т. е. на традиционные китайские каникулы. Обратного влияния - мирового рынка на китайский - также не произошло.
После каникул, в феврале, китайские покупатели выглядели не слишком активными, а их настрой станет ясен позднее.
Напомним, что в связи с дефицитом лома на внутреннем рынке Японии цены на аукционах в Канто существенно подросли в начале февраля. Кроме того есть информация о зимних ж/д припортовых «пробках» и затруднениях с поставками российского лома в азиатский регион.
Китай сейчас «окружен со всех сторон» регионами с тем или иным ростом цен на лом. Удастся ли ему противостоять давлению поставщиков – покажет время. Цены внутреннего рынка металлопродукции в КНР не только крайне низки, но и стабильны. Их рост на $5 в феврале никак не достаточен, чтобы металлурги позволили себе более дорогое сырье. Специалисты считают, что конъюнктура китайского рынка лома может заметно измениться только в марте, когда станет ясно ситуация с мировыми ценами на железную руду. Напомним, что КНР производит из лома менее 5% стальной продукции, поэтому цены здесь диктует классическая металлургия полного цикла.
Внутренний российский рынок
Потребление лома в металлургии
Во-первых, несколько слов об итогах прошедшего года. По данным ОАО «РЖД», за 2005 год перевозки черного лома в России выросли на 4% и достигли 27,2 млн т. Поскольку через ж/д траспортировку проходит около 95% российского лома, то это позволяет оценить общий объем рынка в 28,6 млн т. При этом оценка российской заготовки лома «Макси-Групп» (26,7 млн т) кажется нам заниженной, а Rusmet (30,5 млн т ) – несколько завышенной.
По данным, ГТК РФ на экспорт за 12 мес. отгружено около 13,5 млн т черного лома, т. е. на 4,6% меньше, чем в 2004 году. Это означает значительный (на 2,1 млн т за 2005 год) рост внутреннего потребления металлолома за счет роста его заготовки и снижения экспорта. Интерес российских металлургов к лому быстро и обоснованно растет.
Однако в 2006 году снижение январских поставок лома на металлургические заводы России оказалось масштабным и очень резким. Первым последствия затяжных холодов начал ощущать на себе Урал, далее – практически вся металлургия и все экспортеры. Зимние каникулы, далее - сильные морозы сократили поставки лома на металлургические заводы до минимума. Времена, когда ММК мог позволить себе выбирать лучшие сорта лома и условия поставки, остались позади. Впрочем, первыми начали ощущать его нехватку средние и малые металлургические заводы, имевшие сравнительно небольшие запасы сырья.
В понедельник 16 января движение закупочных цен на лом в России еще было разнонаправленным. К примеру, Волжский ТЗ и МЗ «Красный октябрь» еще снижали цены. Однако на ЧМК ("Мечел") их уже стали повышать на 200-300 рублей за тонну.
Рост цен "Магнитки", имевшей 1,5-2 месячные запасы лома был обманчивым. Запасы сырья позволили ММК выбирать более качественный материал. Так, на комбинате выделили лом 2А в отдельную группу и немного приподняли на него цену, т. е. комбинат, по мнению поставщиков, «решил снять сливки с рынка». Однако все это было временным. Через неделю о росте закупочных цен объявили практически все металлургические заводы. К примеру, цены на лом 3AО «Северстали» выросли с уровня 4100-4200 рублей до 4400-4500 руб/т, а к февралю - до уровня 4700-4800 руб/т. С февраля к новому уровню цен присоединилась и "Магнитка". Цены на лом вернулись на ноябрьский уровень 2005 года, а наша металлургия с конца января была вынуждена конкурировать за лом с экспортерами.
В целом, такая ситуация была прогнозируема, вполне ожидаема участниками рынка и особых сюрпризов рост цен не принес. Однако он пришел раньше и стал более значительным, чем ожидалось во всех прогнозах.
Текущие (на 14 февраля 2006 г.) закупочные цены российских металлургических заводов приведены в таблице 1.
Экспортные поставки
На южном направлении, невзирая на ажиотажный турецкий спрос, поставщики лома с января не всегда могли выполнить экспортные контракты. По данным ОАО «РЖД», с января в пробках возле портов южного направления скопились сотни вагонов с металлоломом. Тем не менее, исключая Новороссийск, отгрузки лома из портов Черного и Азовского морей, хотя и в небольших количествах, но продолжались.
Конкурируя с экспортерами, Тагмет был вынужден особенно гибко реагировать на изменение цен на лом в Турции. Во второй половине января – начале февраля Тагмет дважды поднимал цены. На качественный металлолом, такой как 5АЖ1 и 2А, в начале февраля на заводе давали самую высокую цену в России, 5300 рублей и 5400 рублей за тонну соответственно. Такая ситуация достаточно закономерна, потому как цены закупок лома в южных портах РФ росли аналогично турецкому рынку. К началу февраля на юге России можно было говорить о цене $200-210 за тонну FOB, что соответствует закупочным ценам в $185-190 по внутренним контрактам. Азовское море сковано льдами в 6-й раз за всю историю наблюдений, причем эта ледовая обстановка и проблемы проводки судов сохраняются до сих пор.
Специалисты считают, что возможен дальнейший рост цен этого региона на черный лом.
На западном направлении экспортеры Санкт-Петербурга (так же, как Северсталь и НЛМК) немного запаздывали с повышением закупочных цен, относительно юга России и Урала. Они легче прогнозировали ситуацию и регулировали цены. С первого февраля практически синхронно все три упомянутых покупателя (и конкурента за лом) подняли свои цены до сравнимых уровней. В СПб за тонну лома 3А стали предлагать минимум $170-175 за тонну (3АР – $175-180 ) с перспективой дальнейшего повышения к середине-концу февраля.
Однако, в отличие от большинства металлургических заводов, не планирующих дальнейшего повышения цен до конца февраля, экспортеры Санкт-Петербурга ожидают их дальнейший рост. По их прогнозам состоится дальнейшее плавное повышение закупочных цен до конца месяца на $5-10 за тонну. В результате цена на условиях FOB СПб поднимется с текущих $185-195 до $200-205 за тонну лома 3А.
На восточном экспортном направлении роста закупочных цен лома не ожидается как в портах, так и на ж/д переходах в КНР. Основная причина в том, при экспорте в Китай российский лом традиционно конкурирует не только с дорогим ломом из Японии и США, но и с недорогими поставками из Казахстана, Киргизии и т. п. Всего, по итоговой сводке 2005 года, КНР получает лом из 64 стран. В конечном итоге это позволяет китайским импортерам сдерживать закупочные цены на лом.
В целом, как 2005 год, так и январь 2006 года, показал рост интереса российских металлургов к использованию металлолома в производстве. Результат – большая, чем год назад, конкуренция с экспортными поставками российского лома.
Металлургическим холдингам России по-прежнему удается диктовать многочисленной армии ломозаготовителей и поставщиков выгодные закупочные цены. Однако возможности эти плавно снижаются.
Если в начале 2005 года разница мировых и российских цен достигала 90-95 $/т, то сейчас она снизилась до 45-50 $/т. Процесс этот будет медленно, но неуклонно продолжаться, однако до определенных пределов. Растущие ж/д тарифы (с января выросшие на 12,8%) сохранят более низкие цены российского лома. Металлургия РФ будет и далее иметь весьма выгодное сырье, вносящее заметный вклад в ее конкурентоспособность.
Касаясь текущей ситуации февраля-марта, сообщим свое мнение. В отличие от большинства аналитиков считаем, что лом досрочно и неожиданно быстро «выбрал» практически весь допустимый для металлургии прирост цен. Сейчас, в феврале, пройдет некоторая коррекция цен (по максимуму) между его покупателями и экспортерами. Дальнейший рост цен на лом весной 2006 года будет незначительным.
|