По ком ударит картельный сговор? |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
22.04.2004
По ком ударит картельный сговор?
Уже второй год подряд рост цен на продукцию металлургических предприятий в несколько раз превышает инфляцию. И этот факт стал причиной расследования Федеральной антимонопольной службы.
Но крупнейшие производители металла оставили этот факт без внимания. Более того, пользуясь тем, что мировые цены на их продукцию превышают внутренние, меткомбинаты наращивали объемы продаж зарубежным партнерам. А российские потребители уже вынуждены просить Правительство увеличить квоты на закупку труб в других странах, в частности в Украине.
С начала 2004 года рост цен на металлургическую продукцию составил 33 процента. Это обстоятельство неминуемо влечет за собой повышение цен на горючее в период подготовки страны к посевным работам. В связи с этим нефтяники и газовики обратились к премьеру с предложением рассмотреть вопрос о снижении или полной отмене таможенных пошлин на трубы, закупаемые по импорту. Например, для "Газпрома" рост цен на продукцию металлургов приведет к потерям, исчисляемым сотнями миллионов долларов, а "Транснефть" начинает сомневаться в экономической обоснованности таких стратегических проектов, как Балтийская трубопроводная система и нефтепровод из Восточной Сибири до Тихого океана.
Следом возмутились представители автопрома. Подобный рост цен на продукцию металлургической отрасли сводит на нет все попытки вывести автозаводы из кризиса. В нынешней ситуации, когда в себестоимости машины металл составляет 30 - 35 процентов, автозаводы будут вынуждены сокращать производство. Между тем, по данным Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, сокращение экспорта продукции черной металлургии на 1 миллион рублей обернется увеличением конечной продукции машиностроения на 8 миллионов рублей.
Глава Департамента тарифного регулирования Минэкономразвития Андрей Кушнеренко считает, что урегулировать проблему проще всего, установив экспортную пошлину на вывоз некоторых видов металлопродукции. Предлагается увеличивать пошлину пропорционально росту объемов экспортируемого товара, то есть схема, аналогичная той, которую придумали для изъятия сверхприбылей у нефтяников.
Но металлургов эти предложения вовсе не смущают. Государство, сказал один из представителей отрасли, введет экспортную пошлину, а мы вместо 50 процентов будем поставлять на внешний рынок 80 процентов, поскольку такой объем экспорта восполнит потери от экспортной пошлины.
Такая позиция металлургов ведет к тому, что огромная часть их продукции идет на экспорт, за счет чего существенно снижается объем передельной продукции, поэтому некоторые трубные и метизные заводы, относящиеся к градообразующим, простаивают без сырья. И эта позиция полностью противоречит избранному курсу сделать Россию не сырьевым придатком, а страной, производящей собственную продукцию из собственного же сырья.
Металлурги наступают на своих потребителей единым фронтом. И это немудрено: рынок металлопродукции полностью структурирован, конкуренция между российскими метпредприятиями на внутреннем рынке практически отсутствует. На Западе подобные попытки монополизации рынка приводили в последнее время к крупным антидемпинговым разбирательствам. У нас же структуры, монополизировавшие те или иные отрасли рынка, чувствуют себя пока безнаказанно. И сделать с ситуацией пока никто ничего не может.
С парламентским запросом к премьеру Фрадкову обратились 379 депутатов Госдумы, руководители некоторых регионов, директора ведущих предприятий автопрома, станкостроители, трубники, мэр Москвы Юрий Лужков... Всех интересует один и тот же вопрос: на каком основании металлурги поднимают цены на свою продукцию?
Металлурги в свою очередь задействовали лоббистские механизмы борьбы со своими потребителями - в нарушение всех думских процедур в течение двух дней были инициированы парламентские слушания, где будет рассмотрена ситуация на рынке продукции черной металлургии.
А пока у государства нет механизмов для обуздания монополистов, мнение по этому вопросу меняется с завидной регулярностью. Так, в одном письме, направленном из Минэкономразвития в Правительство, содержатся предложения по целому комплексу мер, направленному на урегулирование ситуации. Но буквально через неделю вдогонку первому летит другое письмо, где сказано, что ничего страшного в сложившейся ситуации, в общем-то, нет. Это вдвойне печально, поскольку ситуация напрямую негативно повлияет на рост ВВП, существенно увеличит безработицу и серьезно ударит по металлозависимым отраслям.
В результате почти двукратного за период 2003-2004 годов роста цен на черные металлы российский ВВП по итогам 2004 года сократится примерно на 8,1 процента. Таким образом, экономика окажется отброшенной на 2 года назад и об удвоении ВВП можно забыть.
Но крупнейшие производители металла оставили этот факт без внимания. Более того, пользуясь тем, что мировые цены на их продукцию превышают внутренние, меткомбинаты наращивали объемы продаж зарубежным партнерам. А российские потребители уже вынуждены просить Правительство увеличить квоты на закупку труб в других странах, в частности в Украине.
С начала 2004 года рост цен на металлургическую продукцию составил 33 процента. Это обстоятельство неминуемо влечет за собой повышение цен на горючее в период подготовки страны к посевным работам. В связи с этим нефтяники и газовики обратились к премьеру с предложением рассмотреть вопрос о снижении или полной отмене таможенных пошлин на трубы, закупаемые по импорту. Например, для "Газпрома" рост цен на продукцию металлургов приведет к потерям, исчисляемым сотнями миллионов долларов, а "Транснефть" начинает сомневаться в экономической обоснованности таких стратегических проектов, как Балтийская трубопроводная система и нефтепровод из Восточной Сибири до Тихого океана.
Следом возмутились представители автопрома. Подобный рост цен на продукцию металлургической отрасли сводит на нет все попытки вывести автозаводы из кризиса. В нынешней ситуации, когда в себестоимости машины металл составляет 30 - 35 процентов, автозаводы будут вынуждены сокращать производство. Между тем, по данным Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, сокращение экспорта продукции черной металлургии на 1 миллион рублей обернется увеличением конечной продукции машиностроения на 8 миллионов рублей.
Глава Департамента тарифного регулирования Минэкономразвития Андрей Кушнеренко считает, что урегулировать проблему проще всего, установив экспортную пошлину на вывоз некоторых видов металлопродукции. Предлагается увеличивать пошлину пропорционально росту объемов экспортируемого товара, то есть схема, аналогичная той, которую придумали для изъятия сверхприбылей у нефтяников.
Но металлургов эти предложения вовсе не смущают. Государство, сказал один из представителей отрасли, введет экспортную пошлину, а мы вместо 50 процентов будем поставлять на внешний рынок 80 процентов, поскольку такой объем экспорта восполнит потери от экспортной пошлины.
Такая позиция металлургов ведет к тому, что огромная часть их продукции идет на экспорт, за счет чего существенно снижается объем передельной продукции, поэтому некоторые трубные и метизные заводы, относящиеся к градообразующим, простаивают без сырья. И эта позиция полностью противоречит избранному курсу сделать Россию не сырьевым придатком, а страной, производящей собственную продукцию из собственного же сырья.
Металлурги наступают на своих потребителей единым фронтом. И это немудрено: рынок металлопродукции полностью структурирован, конкуренция между российскими метпредприятиями на внутреннем рынке практически отсутствует. На Западе подобные попытки монополизации рынка приводили в последнее время к крупным антидемпинговым разбирательствам. У нас же структуры, монополизировавшие те или иные отрасли рынка, чувствуют себя пока безнаказанно. И сделать с ситуацией пока никто ничего не может.
С парламентским запросом к премьеру Фрадкову обратились 379 депутатов Госдумы, руководители некоторых регионов, директора ведущих предприятий автопрома, станкостроители, трубники, мэр Москвы Юрий Лужков... Всех интересует один и тот же вопрос: на каком основании металлурги поднимают цены на свою продукцию?
Металлурги в свою очередь задействовали лоббистские механизмы борьбы со своими потребителями - в нарушение всех думских процедур в течение двух дней были инициированы парламентские слушания, где будет рассмотрена ситуация на рынке продукции черной металлургии.
А пока у государства нет механизмов для обуздания монополистов, мнение по этому вопросу меняется с завидной регулярностью. Так, в одном письме, направленном из Минэкономразвития в Правительство, содержатся предложения по целому комплексу мер, направленному на урегулирование ситуации. Но буквально через неделю вдогонку первому летит другое письмо, где сказано, что ничего страшного в сложившейся ситуации, в общем-то, нет. Это вдвойне печально, поскольку ситуация напрямую негативно повлияет на рост ВВП, существенно увеличит безработицу и серьезно ударит по металлозависимым отраслям.
В результате почти двукратного за период 2003-2004 годов роста цен на черные металлы российский ВВП по итогам 2004 года сократится примерно на 8,1 процента. Таким образом, экономика окажется отброшенной на 2 года назад и об удвоении ВВП можно забыть.