Холдингам проще (Они развиваются интенсивнее, чем "одиночные" предприятия) |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
06.12.2002
Холдингам проще (Они развиваются интенсивнее, чем "одиночные" предприятия)
Уже три месяца российская промышленность в целом не растет, а у крупных холдингов все в порядке. Они быстрее наращивают производство и меньше жалуются на слабый спрос. И хотя они занимаются инновациями и пытаются реанимировать промышленность, усиление холдингов может представлять угрозу для экономики.
В этом году бизнес финансово-промышленных групп рос быстрее, чем промышленность в целом. Согласно опросу 11 центральных и 75 дочерних компаний ФПГ, проведенному Центром экономической конъюнктуры при правительстве, хозяйственные показатели холдингов быстро улучшаются.
ЦЭК называет лишь четыре компании, принимавшие участие в опросе: КрАЗ, НЛМК, ОАО "Российская электроника" и КамАЗ. Кроме промышленных в подборку ЦЭК вошли финансовые, строительные и транспортные компании. 60% предприятий заявили о росте выпуска основной продукции по сравнению с 2001 г. (баланс, т. е. разница между положительными и отрицательными ответами, составил +38% ); 34% отметили рост спроса (баланс +13% ); 42% - увеличение загрузки мощностей (+21% ); 33% - повышение конкурентоспособности (+10% ); 40% - рост инвестиций в оборудование (+28% ); 46% - рост прибыли (+20% ).
По словам начальника управления анализа деловой активности ЦЭК Федора Глисина, превосходство холдингов над одиночками заметнее всего в финансовой сфере. В то время как "обычные" предприятия месяц от месяца докладывают ЦЭК об ухудшении финансового состояния, входящие в ФПГ компании наращивают прибыль, обеспеченность собственными и заемными средствами. Половина холдинговых компаний успешно, по их оценке, осваивают новые технологии; 63% внедряют свои научные разработки. Одиночные предприятия о подобном и мечтать не могут.
Аналитик Brunswick UBS Warburg Денис Родионов указывает, что холдинги первыми в России познакомились с западными методами ведения бизнеса и наняли лучших профессионалов. Правда, их успехи зависят от цен на мировом рынке, ведь "большинство холдингов сидят на сырьевых ресурсах".
Превосходство холдинговых компаний в первую очередь обеспечивается организацией сбыта, считает сотрудник "Северсталь-ресурсы" Андрей Овчаров. Второй фактор - затраты. Например, сократив посредников "Кузбассугля", холдинг, по словам Овчарова, добился 30% -ной экономии.
Алюминиевый рынок вообще устроен так, что "выжить там могут только холдинги", считает руководитель департамента корпоративных отношений "СУАЛ-Холдинга" Алексей Гончаров. Ведь конечный продукт (алюминий) получается только на третьей стадии переработки. Главным плюсом холдингов Гончаров считает единую производственную и инвестиционную политику.
Пресс-секретарь холдинга "Новое содружество" Александр Савостьянов (в него входят "Ростсельмаш" и лакокрасочные производства) отмечает, что сокращать издержки проще всего в рамках холдинга. Кроме того, возможен переток инвестиций. Так, "флагман комбайностроения" долго развивался только за счет инвестиций из других предприятий холдинга.
Однако директор по финансовому консалтингу IBS Георгий Чкареули видит в этом и потенциальную опасность: "Нередко такие решения принимаются на самом верху и без должного анализа". Результат, по его словам, - неэффективные вложения в очень широкий спектр бизнесов. Для экономики это хорошо ( "Кто еще поднимет лежачие автозаводы? ") , но для самих холдингов - плохо, резюмирует Чкареули.
Нередко холдингам вообще не удается достичь "эффекта синергии", говорит директор московского представительства AT Kearney Руслан Корж. "Менеджеры часто заявляют, что холдинг создан для лучшего управления активами, а на самом деле просто прибрали к рукам активы, а уже потом для контроля над ними формируют холдинг ", - замечает консультант.
По мнению ректора Академии народного хозяйства при правительстве Владимира Мау, проблема в том, чтобы холдинги не "приватизировали прибыль экономики, национализировав при этом издержки". Альтернатива "чеболизации", говорит Мау, одна - это либерализация внешней торговли. Холдинги могут "победить" своих конкурентов внутри страны, но нельзя защищать их от международной конкуренции.
В этом году бизнес финансово-промышленных групп рос быстрее, чем промышленность в целом. Согласно опросу 11 центральных и 75 дочерних компаний ФПГ, проведенному Центром экономической конъюнктуры при правительстве, хозяйственные показатели холдингов быстро улучшаются.
ЦЭК называет лишь четыре компании, принимавшие участие в опросе: КрАЗ, НЛМК, ОАО "Российская электроника" и КамАЗ. Кроме промышленных в подборку ЦЭК вошли финансовые, строительные и транспортные компании. 60% предприятий заявили о росте выпуска основной продукции по сравнению с 2001 г. (баланс, т. е. разница между положительными и отрицательными ответами, составил +38% ); 34% отметили рост спроса (баланс +13% ); 42% - увеличение загрузки мощностей (+21% ); 33% - повышение конкурентоспособности (+10% ); 40% - рост инвестиций в оборудование (+28% ); 46% - рост прибыли (+20% ).
По словам начальника управления анализа деловой активности ЦЭК Федора Глисина, превосходство холдингов над одиночками заметнее всего в финансовой сфере. В то время как "обычные" предприятия месяц от месяца докладывают ЦЭК об ухудшении финансового состояния, входящие в ФПГ компании наращивают прибыль, обеспеченность собственными и заемными средствами. Половина холдинговых компаний успешно, по их оценке, осваивают новые технологии; 63% внедряют свои научные разработки. Одиночные предприятия о подобном и мечтать не могут.
Аналитик Brunswick UBS Warburg Денис Родионов указывает, что холдинги первыми в России познакомились с западными методами ведения бизнеса и наняли лучших профессионалов. Правда, их успехи зависят от цен на мировом рынке, ведь "большинство холдингов сидят на сырьевых ресурсах".
Превосходство холдинговых компаний в первую очередь обеспечивается организацией сбыта, считает сотрудник "Северсталь-ресурсы" Андрей Овчаров. Второй фактор - затраты. Например, сократив посредников "Кузбассугля", холдинг, по словам Овчарова, добился 30% -ной экономии.
Алюминиевый рынок вообще устроен так, что "выжить там могут только холдинги", считает руководитель департамента корпоративных отношений "СУАЛ-Холдинга" Алексей Гончаров. Ведь конечный продукт (алюминий) получается только на третьей стадии переработки. Главным плюсом холдингов Гончаров считает единую производственную и инвестиционную политику.
Пресс-секретарь холдинга "Новое содружество" Александр Савостьянов (в него входят "Ростсельмаш" и лакокрасочные производства) отмечает, что сокращать издержки проще всего в рамках холдинга. Кроме того, возможен переток инвестиций. Так, "флагман комбайностроения" долго развивался только за счет инвестиций из других предприятий холдинга.
Однако директор по финансовому консалтингу IBS Георгий Чкареули видит в этом и потенциальную опасность: "Нередко такие решения принимаются на самом верху и без должного анализа". Результат, по его словам, - неэффективные вложения в очень широкий спектр бизнесов. Для экономики это хорошо ( "Кто еще поднимет лежачие автозаводы? ") , но для самих холдингов - плохо, резюмирует Чкареули.
Нередко холдингам вообще не удается достичь "эффекта синергии", говорит директор московского представительства AT Kearney Руслан Корж. "Менеджеры часто заявляют, что холдинг создан для лучшего управления активами, а на самом деле просто прибрали к рукам активы, а уже потом для контроля над ними формируют холдинг ", - замечает консультант.
По мнению ректора Академии народного хозяйства при правительстве Владимира Мау, проблема в том, чтобы холдинги не "приватизировали прибыль экономики, национализировав при этом издержки". Альтернатива "чеболизации", говорит Мау, одна - это либерализация внешней торговли. Холдинги могут "победить" своих конкурентов внутри страны, но нельзя защищать их от международной конкуренции.