Приватизация по-польски: ченстоховский вариант |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
01.03.2004
Приватизация по-польски: ченстоховский вариант
Последний крупный приватизационный конкурс в Польше перед вступлением страны в Евросоюз завершается грандиозным скандалом. Из двух участников приватизации металлургического комбината в Ченстохове чиновники вытягивают не того, кто предложил лучшие условия. Однако поскольку при этом на второй план вытесняют украинского участника приватизации — «Индустриальный союз Донбасса», то происходящее непосредственно задевает и Киев.
Тем более что четко видно: лучшие условия предложил именно ИСД. Но группа польских чиновников собирается назначить победителем его конкурента — LNM Group. Собственно говоря, последняя уж заявила о своей победе — только непонятно, в чем. По условиям конкурса LNM Group явно проиграла…
Конкурс по относительно небольшому (7,5% выплавки стали в Польше) заводу в Ченстохове длится уже более семи месяцев, непрерывно обрастая все новыми проблемами. Условия менялись несколько раз, сроки подведения итогов бесконечно переносились и проч. На каком-то этапе происходящее стало до изумления напоминать лучшие образцы украинской приватизации типа «Ривнеазота» и ЗАлКа.
Более того, за время проведения этого конкурса Польша успела провести продажу фактического монополиста в своей металлургической отрасли — Polskie Huty Stali (PHS) в Катовице, выплавляющего до 70% металла в стране. Объект купила та же LNM. А ченстоховский конкурс все тянулся и тянулся, фактически превратившись в дуэль предложений между дончанами и LNM.
Отсеять украинцев «относительно честным способом» так и не удалось. Они последовательно поднимали ставки, начав с анонсирования инвестиций в предприятие в 83 млн. долл. и в итоге подняв уровень предложения до 118 млн. евро (148 млн. долл.). То, что это предложение осталось лучшим, было единогласно признано 2 февраля 2004 года тендерной комиссией.
Собственно говоря, на этом конкурс мог считаться завершенным, и в течение примерно десяти дней ожидалось официальное объявление его итогов. Фактически этого не произошло. Сработали столь знакомые нам особенности переходного периода, которые, как оказалось, вполне применимы к без двух минут члену Евросоюза.
Через неделю после решения тендерной комиссии LNM отправила письмо одному из вице-премьеров республики Польша с предложением «модифицировать» свои предложения так, чтобы «финансовые условия были как минимум равными условиям других претендентов». Принятие этих условий означало, что конкурс превращался в игру в поддавки, где для одного из участников правила уже не действовали.
Чуть позже курирующий тендер заместитель министра государственного имущества Анджей Шараварский заявил, что принятие решения о победителе конкурса перешло на уровень премьер-министра и президента Республики Польша. А затем ряд польских чиновников начали вторить ему в том смысле, что вопрос продажи активов утратил свой чисто экономический статус. Речь пошла о «политическом решении».
Такая постановка была уже крайне интересной для Украины. Польша у нас значится в стратегических партнерах, более того, как раз в период подведения итогов ченстоховского конкурса начался Год Польши в Украине. На этом фоне возможное «политическое решение» по отсечению нашего участника выглядело на редкость скользко.
Курьез ситуации состоит именно в том, что LNM — вполне космополитичная организация, представляющая себя, любимую. Юридически это вообще нидерландская оффшорная компания с Малых Антильских островов, собственниками которой являются выходцы из Индии. В общем, меняю украинскую компанию на оффшор, можно со скидкой.
Официально группа LNM не раскрывает своих предложений, но из сообщений польской прессы следует, что даже последнее, улучшенное, предусматривает 350 млн. злотых (72,5 млн. евро) финансовых вложений, что заметно меньше предложения украинцев.
Для Украины приобретение завода означает дополнительную возможность выхода на европейский рынок стали не с полуфабрикатами, а с готовой продукцией. Это сулит совсем другие, значительно более высокие цены. В результате ИСД был готов купить пакет дорого, а также планировал за три года увеличить производство стали с 0,5 до 1,4 млн. тонн, сохранив при этом минимум на пять лет нынешний уровень занятости.
Тем не менее 20 февраля с.г. министр приватизационного ведомства Польши заявил, что переговоры о стратегическом партнерстве с заводом будут вестись именно с LNM.
Дальше стало еще интересней: фактически Украину обвинили в том, что ее предложение слишком хорошее. По мнению уже упоминавшегося Анджея Шараварского, украинская инвестиционная программа предусматривает расширение существующих мощностей, что не является возможным с точки зрения вступления в Евросоюз.
Мягко говоря, это несколько не так. ЕС ограничивает развитие только тех мощностей, которые дотируются государством, что к Huta Czestochowa не относится. Зато касается Polskie Huty Stali, купленной LNM.
Впрочем, ряд экспертов, и не только украинских, считают, что г-н Шараварский очень близко озаботился «правильным» решением конкурса. В этом случае оговорка очень симптоматична. Забавно, но в самом ЕС наличие каких-то ограничений относительно Huta Czestochowa не подтверждают. Да и сама LNM заявляет об увеличении производства металлопродукции, только в меньших размерах.
Вообще польские чиновники от приватизации оказались в щекотливой ситуации. Внятные аргументы, подтверждающие выбор покупателя, так и не последовали.
Учитывая, что на конец марта планируется ответный визит президента Польши Александра Квасьневского в Украину (причем в одном из вариантов программы предусматривается посещение Донбасса), происшедшее, мягко говоря, не облегчает украинско-польский диалог. Отсюда и появившиеся сообщения о том, что решено продлить консультации о продаже до конца марта, т.е. окончательный вердикт перенесли на «послевизитный» период.
Очевидно, что расчет делается также и на время, которое все сгладит. А там потихонечку назначим покупателем кого надо.
Правда, карты смешала и сама компания LNM, бодро заявившая о предоставлении ей эксклюзивных прав на проведение переговоров о судьбе комбината. LNM можно понять: коль победить корректно не удалось, приходится демонстрировать другой свой козырь — максимальную агрессивность. Хотя радоваться победе в общем-то рановато. Привычки выступать в роли мальчика для битья за ИСД особо не замечалось. Тем более в ситуации, когда дончане чувствуют свою правоту и вполне способны за себя постоять.
Причем проблема не в LNM. С ней как раз все понятно: компания стремится выиграть, ну а насчет методов... Привычки переплачивать за LNM никогда не замечалось. К примеру, не успев закрепиться на Polskie Huty Stali (PHS), она уже начала ставить свои условия местным поставщикам огнеупоров. Кстати, получив PHS очень недорого, фактически в счет будущих инвестиций, LNM уже готова внести его в уставный фонд нового предприятия. Взамен полякам предполагается отдать фактически даром несколько угольных шахт…
А вот к Польше и особенно к ряду лиц, принимавших решения по ченстоховскому комбинату, есть вопросы, на которые хотелось бы получить внятные ответы. Особенно сейчас, когда Варшава претендует на роль форпоста Евросоюза на Востоке. Очевидно, что это предполагает и некоторые обязательства. В частности, о прозрачности механизма принятия решений.
Происходящее вызвало на редкость однозначную оценку в Украине — безосновательная дискриминация украинского участника конкурса. МИД уже получило поручение от президента разобраться в ситуации.
Следует четко понимать, что если допустить такое обхождение сейчас, то в будущем мы будем «пролетать» везде и всегда.
Посольство Украины в Республике Польша уже обратилось к ее МИДу с просьбой дать официальное разъяснение о результатах приватизационного конкурса по металлургическому комбинату. Очень важно не дать спустить этот вопрос на тормозах, а добиться его открытого рассмотрения на всех уровнях. Если Польша — член Евросоюза, то и приватизация там должна отвечать евростандартам.
В конце концов, есть и другие примеры. Только что завершился конкурс по меткомбинату в Венгрии, где ИСД выиграл у той же LNM и российской «Северстали». Безусловно, что там тоже присутствовали политические моменты и ситуацию взвешивали от и до. Но о предпочтительности политических мотивов никто (во всяком случае вслух) не говорил. В итоге конкурс прошел вполне нормально. Его результаты никто не рвется оспаривать.
Может, в Будапеште несколько больше европейцев, чем в Варшаве?..
Забавно, но вскоре мы вполне можем увидеть наших «малоантильских» друзей и на территории Украины. Сейчас они намерены приобрести Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР). LNM позарез нужно сырье для своих восточноевропейских комбинатов. С учетом того, что пока что КГОКОР собираются отдавать не просто даром, а с параллельным созданием внутренней оффшорной зоны на тридцать лет, нам есть чем порадовать главу LNM г-на Лакшми.
Интересно, после происшедшего в Ченстохове проголосует ли наш парламент за законопроект о достройке КГОКОРа? Очень уж трогательно будет выглядеть эшелон с окатышами, уходящий из внутриукраинского оффшора на принадлежащий другому оффшору комбинат, фактически отобранный у украинской фирмы…
Христианское смирение — вещь несомненно полезная, но иногда стоит и зубы показывать. Стоит поучиться этому у Штатов. Ни одному чиновнику в Польше и в голову не пришло бы в аналогичной ситуации (при лучших условиях тендерного предложения) дискриминировать американскую компанию.
В Украине таких защитных рефлексов пока нет, а неплохо бы выработать. Нужно не просто считать себя европейцами, но и требовать к себе достойного отношения.
Тем более что четко видно: лучшие условия предложил именно ИСД. Но группа польских чиновников собирается назначить победителем его конкурента — LNM Group. Собственно говоря, последняя уж заявила о своей победе — только непонятно, в чем. По условиям конкурса LNM Group явно проиграла…
Конкурс по относительно небольшому (7,5% выплавки стали в Польше) заводу в Ченстохове длится уже более семи месяцев, непрерывно обрастая все новыми проблемами. Условия менялись несколько раз, сроки подведения итогов бесконечно переносились и проч. На каком-то этапе происходящее стало до изумления напоминать лучшие образцы украинской приватизации типа «Ривнеазота» и ЗАлКа.
Более того, за время проведения этого конкурса Польша успела провести продажу фактического монополиста в своей металлургической отрасли — Polskie Huty Stali (PHS) в Катовице, выплавляющего до 70% металла в стране. Объект купила та же LNM. А ченстоховский конкурс все тянулся и тянулся, фактически превратившись в дуэль предложений между дончанами и LNM.
Отсеять украинцев «относительно честным способом» так и не удалось. Они последовательно поднимали ставки, начав с анонсирования инвестиций в предприятие в 83 млн. долл. и в итоге подняв уровень предложения до 118 млн. евро (148 млн. долл.). То, что это предложение осталось лучшим, было единогласно признано 2 февраля 2004 года тендерной комиссией.
Собственно говоря, на этом конкурс мог считаться завершенным, и в течение примерно десяти дней ожидалось официальное объявление его итогов. Фактически этого не произошло. Сработали столь знакомые нам особенности переходного периода, которые, как оказалось, вполне применимы к без двух минут члену Евросоюза.
Через неделю после решения тендерной комиссии LNM отправила письмо одному из вице-премьеров республики Польша с предложением «модифицировать» свои предложения так, чтобы «финансовые условия были как минимум равными условиям других претендентов». Принятие этих условий означало, что конкурс превращался в игру в поддавки, где для одного из участников правила уже не действовали.
Чуть позже курирующий тендер заместитель министра государственного имущества Анджей Шараварский заявил, что принятие решения о победителе конкурса перешло на уровень премьер-министра и президента Республики Польша. А затем ряд польских чиновников начали вторить ему в том смысле, что вопрос продажи активов утратил свой чисто экономический статус. Речь пошла о «политическом решении».
Такая постановка была уже крайне интересной для Украины. Польша у нас значится в стратегических партнерах, более того, как раз в период подведения итогов ченстоховского конкурса начался Год Польши в Украине. На этом фоне возможное «политическое решение» по отсечению нашего участника выглядело на редкость скользко.
Курьез ситуации состоит именно в том, что LNM — вполне космополитичная организация, представляющая себя, любимую. Юридически это вообще нидерландская оффшорная компания с Малых Антильских островов, собственниками которой являются выходцы из Индии. В общем, меняю украинскую компанию на оффшор, можно со скидкой.
Официально группа LNM не раскрывает своих предложений, но из сообщений польской прессы следует, что даже последнее, улучшенное, предусматривает 350 млн. злотых (72,5 млн. евро) финансовых вложений, что заметно меньше предложения украинцев.
Для Украины приобретение завода означает дополнительную возможность выхода на европейский рынок стали не с полуфабрикатами, а с готовой продукцией. Это сулит совсем другие, значительно более высокие цены. В результате ИСД был готов купить пакет дорого, а также планировал за три года увеличить производство стали с 0,5 до 1,4 млн. тонн, сохранив при этом минимум на пять лет нынешний уровень занятости.
Тем не менее 20 февраля с.г. министр приватизационного ведомства Польши заявил, что переговоры о стратегическом партнерстве с заводом будут вестись именно с LNM.
Дальше стало еще интересней: фактически Украину обвинили в том, что ее предложение слишком хорошее. По мнению уже упоминавшегося Анджея Шараварского, украинская инвестиционная программа предусматривает расширение существующих мощностей, что не является возможным с точки зрения вступления в Евросоюз.
Мягко говоря, это несколько не так. ЕС ограничивает развитие только тех мощностей, которые дотируются государством, что к Huta Czestochowa не относится. Зато касается Polskie Huty Stali, купленной LNM.
Впрочем, ряд экспертов, и не только украинских, считают, что г-н Шараварский очень близко озаботился «правильным» решением конкурса. В этом случае оговорка очень симптоматична. Забавно, но в самом ЕС наличие каких-то ограничений относительно Huta Czestochowa не подтверждают. Да и сама LNM заявляет об увеличении производства металлопродукции, только в меньших размерах.
Вообще польские чиновники от приватизации оказались в щекотливой ситуации. Внятные аргументы, подтверждающие выбор покупателя, так и не последовали.
Учитывая, что на конец марта планируется ответный визит президента Польши Александра Квасьневского в Украину (причем в одном из вариантов программы предусматривается посещение Донбасса), происшедшее, мягко говоря, не облегчает украинско-польский диалог. Отсюда и появившиеся сообщения о том, что решено продлить консультации о продаже до конца марта, т.е. окончательный вердикт перенесли на «послевизитный» период.
Очевидно, что расчет делается также и на время, которое все сгладит. А там потихонечку назначим покупателем кого надо.
Правда, карты смешала и сама компания LNM, бодро заявившая о предоставлении ей эксклюзивных прав на проведение переговоров о судьбе комбината. LNM можно понять: коль победить корректно не удалось, приходится демонстрировать другой свой козырь — максимальную агрессивность. Хотя радоваться победе в общем-то рановато. Привычки выступать в роли мальчика для битья за ИСД особо не замечалось. Тем более в ситуации, когда дончане чувствуют свою правоту и вполне способны за себя постоять.
Причем проблема не в LNM. С ней как раз все понятно: компания стремится выиграть, ну а насчет методов... Привычки переплачивать за LNM никогда не замечалось. К примеру, не успев закрепиться на Polskie Huty Stali (PHS), она уже начала ставить свои условия местным поставщикам огнеупоров. Кстати, получив PHS очень недорого, фактически в счет будущих инвестиций, LNM уже готова внести его в уставный фонд нового предприятия. Взамен полякам предполагается отдать фактически даром несколько угольных шахт…
А вот к Польше и особенно к ряду лиц, принимавших решения по ченстоховскому комбинату, есть вопросы, на которые хотелось бы получить внятные ответы. Особенно сейчас, когда Варшава претендует на роль форпоста Евросоюза на Востоке. Очевидно, что это предполагает и некоторые обязательства. В частности, о прозрачности механизма принятия решений.
Происходящее вызвало на редкость однозначную оценку в Украине — безосновательная дискриминация украинского участника конкурса. МИД уже получило поручение от президента разобраться в ситуации.
Следует четко понимать, что если допустить такое обхождение сейчас, то в будущем мы будем «пролетать» везде и всегда.
Посольство Украины в Республике Польша уже обратилось к ее МИДу с просьбой дать официальное разъяснение о результатах приватизационного конкурса по металлургическому комбинату. Очень важно не дать спустить этот вопрос на тормозах, а добиться его открытого рассмотрения на всех уровнях. Если Польша — член Евросоюза, то и приватизация там должна отвечать евростандартам.
В конце концов, есть и другие примеры. Только что завершился конкурс по меткомбинату в Венгрии, где ИСД выиграл у той же LNM и российской «Северстали». Безусловно, что там тоже присутствовали политические моменты и ситуацию взвешивали от и до. Но о предпочтительности политических мотивов никто (во всяком случае вслух) не говорил. В итоге конкурс прошел вполне нормально. Его результаты никто не рвется оспаривать.
Может, в Будапеште несколько больше европейцев, чем в Варшаве?..
Забавно, но вскоре мы вполне можем увидеть наших «малоантильских» друзей и на территории Украины. Сейчас они намерены приобрести Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР). LNM позарез нужно сырье для своих восточноевропейских комбинатов. С учетом того, что пока что КГОКОР собираются отдавать не просто даром, а с параллельным созданием внутренней оффшорной зоны на тридцать лет, нам есть чем порадовать главу LNM г-на Лакшми.
Интересно, после происшедшего в Ченстохове проголосует ли наш парламент за законопроект о достройке КГОКОРа? Очень уж трогательно будет выглядеть эшелон с окатышами, уходящий из внутриукраинского оффшора на принадлежащий другому оффшору комбинат, фактически отобранный у украинской фирмы…
Христианское смирение — вещь несомненно полезная, но иногда стоит и зубы показывать. Стоит поучиться этому у Штатов. Ни одному чиновнику в Польше и в голову не пришло бы в аналогичной ситуации (при лучших условиях тендерного предложения) дискриминировать американскую компанию.
В Украине таких защитных рефлексов пока нет, а неплохо бы выработать. Нужно не просто считать себя европейцами, но и требовать к себе достойного отношения.