«Мечел» пришел на помощь СУЭК
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.03.2004
«Мечел» пришел на помощь СУЭК
Сырьевые гиганты объединят усилия по развитию небольшого порта в Приморье

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) – крупнейшее в России угольное объединение – наконец-то нашла партнера для эксплуатации принадлежащего ей порта Посьет в Приморском крае. Им стала «Стальная группа «Мечел» – пятый производитель стали в стране. Как сообщили в ОАО «Торговый порт Посьет», на днях «Мечел» выкупил у СУЭК часть акций порта. Для «Мечела» данное приобретение является весьма актуальным: на сегодняшний день это единственная крупная металлургическая компания, которая не имеет собственных перевалочных мощностей. Не остался в накладе и СУЭК: из-за сложившейся конъюнктуры на рынке угля поставки компании в восточном направлении не позволяли полностью загрузить порт, поэтому появление нового инвестора оказалось как нельзя кстати. Впрочем, как отмечают специалисты, «Стальной группе «Мечел» пришлось довольствоваться не самым лучшим активом, так как все крупные порты уже давно раскуплены.

Морской торговый порт Посьет – четвертый по мощности порт Приморского края. Основу грузооборота порта составляют навалочные грузы: уголь, ферросплавы, клинкер (используется при производстве цемента). Осуществляется перегрузка цветных металлов, металлопродукции, контейнеров, оборудования, пиломатериалов и круглого леса. В общей сложности порт способен осуществлять перевалку до 1,5 млн тонн грузов в год. В сентябре прошлого года контрольный пакет акций порта приобрела Сибирская угольная энергетическая компания, производящая около 35% угля в стране (один из ее акционеров – Группа «МДМ»). Мощности порта использовались СУЭК для перевалки угля, поставляемого в Японию. В настоящее время на СУЭК приходится 64% грузооборота порта, 13% – на ОАО «Кузнецкие ферросплавы» (Кемеровская область). По данным на 1 января 2004 г. СУЭК принадлежало 68,69% акций ОАО «Торговый порт Посьет», 13,33% – Государственному комитету РФ по управлению имуществом и еще 11,34% находилось в собственности транспортно-экспедиторской компании ООО «Ферротранс» (входит в группу компаний Вентспилсскоготоргового порта, Латвия). Грузооборот порта Посьет в прошлом году увеличился на 37,4% по сравнению с 2002 г. и составил 845 тыс. тонн. В текущем году порт планирует обработать около 1 млн тонн грузов. Выручка порта в 2003 г., по официальным данным, составила 85 млн руб.

На днях часть акций ОАО «Торговый порт Посьет» выкупил у СУЭК угольно-металлургический холдинг «Стальная группа «Мечел». Холдинг был создан весной прошлого года и владеет, в частности, 80% акций ОАО «Челябинский металлургический комбинат» («Мечел») и 100% акций кемеровской угольной компании «Южный Кузбасс». О том, сколько точно акций порта было выкуплено стальной группой, пока не сообщается. Однако известно, что СУЭК оставила за собой блокирующий пакет и право на перевалку собственных грузов через порт Посьет как минимум на текущий год. Решение о вхождении в совет директоров ОАО «Торговый порт Посьет» представителей группы «Мечел» будет принято на предстоящем этой весной годовом собрании акционеров. В пресс-службе СУЭК RBC daily не стали опровергать информацию о продаже акций порта, однако какие-либо комментарии на эту тему давать отказались. Не стал ничего комментировать и руководитель пресс-службы «Стальной группы «Мечел» Алексей Сотсков. Позицию невмешательства заняли и другие акционеры порта. Гендиректор ООО «Ферротранс» Олег Замора сказал RBC daily, что «это дело СУЭК», которая вправе распоряжаться своими активами по собственному усмотрению.

Несмотря на нежелание сторон что-либо пояснять по данной сделке, опрошенные RBC daily аналитики ничего неожиданного в продаже акций порта не видят. «По всей видимости, «Мечел» планирует использовать мощности порта для перевалки своих металлургических грузов. Порт Посьет для металлургического холдинга – своеобразная отправная «точка», откуда будет вестись экспорт в Китай и другие азиатские страны. Возможно, со временем «Мечел» сделает Посьет своим приоритетным экспортным портом», – сказал RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев.Действительно, до настоящего времени среди крупных металлургических компаний собственных портовых мощностей не имели только ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и «Мечел». Но не так давно НЛМК решил купить два причала в порту Санкт-Петербург. Как стало известно RBC daily, официально объявлено о сделке будет в марте, сейчас идут переговоры. И, скорее всего, «Мечел» решил не оставаться «белой вороной».

Между тем появление в порту Посьет «Мечела» – удача не только для самого порта, куда приходит новый инвестор, но и для СУЭК. С момента покупки порта СУЭК не скрывала, что предполагает использовать его мощности исключительно для обработки собственных грузов. В частности, уже сейчас для отправки своих углей японским потребителям порт использует кемеровская угольная компания «Междуречье». Возможно, именно поэтому СУЭК решила взять «Мечел» в партнеры по развитию порта. «Сейчас отгрузки металла в восточном направлении растут. Основные его потребители – Китай и страны Юго-Восточной Азии. Поэтому «Мечел», как ориентированная на экспорт компания, выкупает перевалочные мощности, чтобы отгружать непосредственно азиатским потребителям, – сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. – Уголь же, наоборот, в страны Азии морем практически не идет, в Китай его везут по железной дороге. Все больше увеличиваются его поставки в Европу через балтийские порты. К тому же энергоносители в России продолжают дорожать, и, можно предположить, СУЭК становится выгодно реализовывать уголь на территории России». Однако хотя текущая конъюнктура рынка не позволяет СУЭК экспортировать много угля в восточном направлении, ситуация может измениться, и поэтому полностью отказываться от порта в долгосрочной перспективе угольной компании не имеет смысла.

Впрочем, по мнению экспертов, продажа акций такого небольшого порта, как Посьет, говорит о том, что, несмотря на огромную потребность в перевалочных мощностях, покупатьметаллургическим холдингам становится нечего. «Был период, когда металлургические предприятия перестали интересоваться транспортными подразделениями. Маржа была большая, и величина транспортных расходов не имела ключевого значения, – поясняет сложившуюся ситуацию Рубен Тертерян. – Однако после укрепления рубля в прошлом году издержки у металлургов внутри России растут гораздо быстрее, чем цены на внешнем рынке. Соответственно, реальная маржа падает и приходится сокращать издержки по всей цепочке, все более важной становится полная вертикальная интеграция компаний. Поэтому вновь появился интерес к транспортной составляющей – морским портам». Однако практически все крупные порты уже завязаны на различные металлургические структуры, поэтому купить порт становится не так-то просто. И в итоге «Стальной группе «Мечел» приходится довольствоваться тем, что осталось.

RBC Daily Евгения Гаврилюк

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: