Металлурги задушат машиностроение |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
04.02.2004
Металлурги задушат машиностроение
Высокие внутрироссийские цены на готовый прокат могут оказать негативное воздействие на развитие машиностроения, но пока позволяют металлургическим компаниям получать сверхприбыль
Вчера на международной конференции «Сталь СНГ и Восточной Европы» первый замминистра Минпромнауки Андрей Свинаренко не без гордости рапортовал об отличных результатах деятельности российской черной металлургии в 2003 г. По его данным, рост в отрасли составил 9,5%, что на два процентных пункта больше, чем по всей промышленности в целом. В присутствии иностранной публики замминистра, правда, не стал пенять отечественным сталеварам на то, что столь выдающиеся результаты достигнуты ими на фоне значительного роста внутрироссийских цен на металл, хотя и отметил, что их рост в прошлом году составил 28-30%. За счет высоких цен на внутреннем рынке некоторым меткомбинатам удается достигать рентабельности в 40%. Между тем высокие цены на готовый прокат могут оказать негативное влияние на развитие многих отраслей машиностроения, особенно металлоемких. Поэтому в ближайшее время можно ожидать, что на металлургические компании в МАП России будут жаловаться не только потребители труб, но и другие потребители металла – судостроители, вагоностроители, автопроизводители, а также их клиенты.
По данным Госкомстата России, в 2003 г. в черной металлургии наблюдался значительный рост производства всех основных видов продукции. Производство готового проката выросло на 5,2% – до 51,1 млн тонн, стальных труб – на 18,2%, до 6,1 млн тонн, листа и жести с покрытием – на 22,3%, до 2,1 млн тонн. Финансовые результаты деятельности впечатляют еще больше. По данным корпорации производителей черных металлов «Чермет», за 11 месяцев прошлого года совокупная выручка 9 основных производителей стали в России возросла на 46,3% (до 614 млрд руб.), а доналоговая прибыль – в 2,7 раза (до 84 млрд руб.). Лидер отрасли по рентабельности – Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) показал чудеса эффективности: 42%-ную рентабельность продаж по российским стандартам бухучета (за 9 месяцев 2003 г.).
Столь великолепные показатели деятельности металлургов – во многом результат проводимой ими ценовой политики. В течение 2003 г. средние цены на металл в России почти все время превышали уровень цен, сложившийся в Европе, и совсем чуть-чуть не дотягивали до «черной дыры» мировой металлургии – Китая, где огромный неудовлетворенный спрос на металл держит на него максимальные цены. Если в начале прошлого года средние цены на горячекатаную и холоднокатаную сталь в России были даже ниже, чем в Европе (на 19,5% и 17,8% соответственно), то с весны они выросли более чем на 30-35%. В результате в декабре 2003 г. стоимость тонны горячекатаного листа в России превысила 360 долл. (в Европе 338 долл.), а холоднокатаного – 460 долл. (430 долл.), практически сравнявшись с ценами китайского рынка (350 долл. и 430 долл. соответственно). Цена на оцинкованный прокат (свыше 600 долл. за тонну в течение всего года) является в России самой высокой из смежных рынков (Европа – 486 долл., Китай – 570 долл. за тонну в декабре 2003 г.). Аналогичная ситуация складывается и с ценами на другие виды металлопродукции (арматуру, штрипс – см. RBC daily от 31 октября 2003 г.).
Российские металлурги традиционно открещиваются от того факта, что держат цены на внутреннем рынке на готовый прокат выше, чем на мировом. Но итоги деятельности НЛМК за 9 месяцев 2003 г., размещенные на сайте компании, говорят об обратном. Реализовав в России около 20% выпускаемой продукции, НЛМК получил 41% выручки и свыше половины всей прибыли. Аналогичная ситуация и у другого лидера отрасли – «Северстали»: после реализации на внешнем и внутреннем рынке в 2002 г. приблизительно по 4,3 млн тонн проката выручка компании на российском рынке превысила поступления от экспорта более чем на 300 млн долл. Все это свидетельствует о том, что цены на внутреннем рынке значительно выше цен на мировом рынке.
Дмитрий Парфенов, руководитель аналитического центра «Национальная металлургия», считает, что высокие цены на металл в России сформировались еще в 2002 г. «Металлургические компании установили высокие цены для внутреннего рынка, поддерживали на нем небольшой дефицит, а основную часть продукции отправляли на экспорт, – отмечает эксперт. – Обратная тенденция – снижения цен – маловероятна, но то, что их рост приостановился, вполне возможно». Как отмечает г-н Парфенов, расследование МАП России в отношении ценового сговора, а главное, его положительные результаты достаточно сильно напугали металлургов, и сейчас они вряд ли будут продолжать ту же ценовую политику. «На это, в частности, указывает и тот факт, что на мировом рынке в январе произошел 10-20%-ный рост цен на основные виды проката, а в России этого не произошло, – продолжает Дмитрий Парфенов. – Возможно, что металлурги заняли выжидательную позицию и в ущерб своей рентабельности будут дожидаться того момента, когда мировые цены на металл сравняются с внутрироссийскими. Потом опережающий рост может продолжиться».
Между тем высокие цены на металл внутри России могут негативно сказаться на развитии машиностроения, особенно его металлоемких отраслей. Это, в свою очередь, может побудить потребителей металла пойти по пути «Газпрома» и «Транснефти» и подать жалобы в МАП России с требованием провести расследование в отношении ценового сговора по плоскому прокату. Правда, ни ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (производит вагоны) и ОАО «АвтоВАЗ» – одни из крупнейших потребителей металла в России –– не захотели комментировать ситуацию с ценами на металл. В МАП России RBC daily сообщили, что пока никаких новых заявлений по поводу цен на металл внутри страны в министерство от компаний-потребителей не поступало.
Отдел компаний.
Вчера на международной конференции «Сталь СНГ и Восточной Европы» первый замминистра Минпромнауки Андрей Свинаренко не без гордости рапортовал об отличных результатах деятельности российской черной металлургии в 2003 г. По его данным, рост в отрасли составил 9,5%, что на два процентных пункта больше, чем по всей промышленности в целом. В присутствии иностранной публики замминистра, правда, не стал пенять отечественным сталеварам на то, что столь выдающиеся результаты достигнуты ими на фоне значительного роста внутрироссийских цен на металл, хотя и отметил, что их рост в прошлом году составил 28-30%. За счет высоких цен на внутреннем рынке некоторым меткомбинатам удается достигать рентабельности в 40%. Между тем высокие цены на готовый прокат могут оказать негативное влияние на развитие многих отраслей машиностроения, особенно металлоемких. Поэтому в ближайшее время можно ожидать, что на металлургические компании в МАП России будут жаловаться не только потребители труб, но и другие потребители металла – судостроители, вагоностроители, автопроизводители, а также их клиенты.
По данным Госкомстата России, в 2003 г. в черной металлургии наблюдался значительный рост производства всех основных видов продукции. Производство готового проката выросло на 5,2% – до 51,1 млн тонн, стальных труб – на 18,2%, до 6,1 млн тонн, листа и жести с покрытием – на 22,3%, до 2,1 млн тонн. Финансовые результаты деятельности впечатляют еще больше. По данным корпорации производителей черных металлов «Чермет», за 11 месяцев прошлого года совокупная выручка 9 основных производителей стали в России возросла на 46,3% (до 614 млрд руб.), а доналоговая прибыль – в 2,7 раза (до 84 млрд руб.). Лидер отрасли по рентабельности – Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) показал чудеса эффективности: 42%-ную рентабельность продаж по российским стандартам бухучета (за 9 месяцев 2003 г.).
Столь великолепные показатели деятельности металлургов – во многом результат проводимой ими ценовой политики. В течение 2003 г. средние цены на металл в России почти все время превышали уровень цен, сложившийся в Европе, и совсем чуть-чуть не дотягивали до «черной дыры» мировой металлургии – Китая, где огромный неудовлетворенный спрос на металл держит на него максимальные цены. Если в начале прошлого года средние цены на горячекатаную и холоднокатаную сталь в России были даже ниже, чем в Европе (на 19,5% и 17,8% соответственно), то с весны они выросли более чем на 30-35%. В результате в декабре 2003 г. стоимость тонны горячекатаного листа в России превысила 360 долл. (в Европе 338 долл.), а холоднокатаного – 460 долл. (430 долл.), практически сравнявшись с ценами китайского рынка (350 долл. и 430 долл. соответственно). Цена на оцинкованный прокат (свыше 600 долл. за тонну в течение всего года) является в России самой высокой из смежных рынков (Европа – 486 долл., Китай – 570 долл. за тонну в декабре 2003 г.). Аналогичная ситуация складывается и с ценами на другие виды металлопродукции (арматуру, штрипс – см. RBC daily от 31 октября 2003 г.).
Российские металлурги традиционно открещиваются от того факта, что держат цены на внутреннем рынке на готовый прокат выше, чем на мировом. Но итоги деятельности НЛМК за 9 месяцев 2003 г., размещенные на сайте компании, говорят об обратном. Реализовав в России около 20% выпускаемой продукции, НЛМК получил 41% выручки и свыше половины всей прибыли. Аналогичная ситуация и у другого лидера отрасли – «Северстали»: после реализации на внешнем и внутреннем рынке в 2002 г. приблизительно по 4,3 млн тонн проката выручка компании на российском рынке превысила поступления от экспорта более чем на 300 млн долл. Все это свидетельствует о том, что цены на внутреннем рынке значительно выше цен на мировом рынке.
Дмитрий Парфенов, руководитель аналитического центра «Национальная металлургия», считает, что высокие цены на металл в России сформировались еще в 2002 г. «Металлургические компании установили высокие цены для внутреннего рынка, поддерживали на нем небольшой дефицит, а основную часть продукции отправляли на экспорт, – отмечает эксперт. – Обратная тенденция – снижения цен – маловероятна, но то, что их рост приостановился, вполне возможно». Как отмечает г-н Парфенов, расследование МАП России в отношении ценового сговора, а главное, его положительные результаты достаточно сильно напугали металлургов, и сейчас они вряд ли будут продолжать ту же ценовую политику. «На это, в частности, указывает и тот факт, что на мировом рынке в январе произошел 10-20%-ный рост цен на основные виды проката, а в России этого не произошло, – продолжает Дмитрий Парфенов. – Возможно, что металлурги заняли выжидательную позицию и в ущерб своей рентабельности будут дожидаться того момента, когда мировые цены на металл сравняются с внутрироссийскими. Потом опережающий рост может продолжиться».
Между тем высокие цены на металл внутри России могут негативно сказаться на развитии машиностроения, особенно его металлоемких отраслей. Это, в свою очередь, может побудить потребителей металла пойти по пути «Газпрома» и «Транснефти» и подать жалобы в МАП России с требованием провести расследование в отношении ценового сговора по плоскому прокату. Правда, ни ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (производит вагоны) и ОАО «АвтоВАЗ» – одни из крупнейших потребителей металла в России –– не захотели комментировать ситуацию с ценами на металл. В МАП России RBC daily сообщили, что пока никаких новых заявлений по поводу цен на металл внутри страны в министерство от компаний-потребителей не поступало.
Отдел компаний.