Транспортники обещают молочные реки |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
13.01.2004
Транспортники обещают молочные реки
Транспортная стратегия РФ предусматривает увеличение объема перевозок внутренним водным транспортом к 2015 году в два раза. Однако, по мнению речников, никаких причин для роста перевозок в отрасли в ближайшие годы не существует
По итогам 2003 года общий объем перевозок речным транспортом вырос на 3%, сообщил на днях руководитель Государственной службы речного флота Николай Смирнов. Несмотря на столь скромные показатели, чиновники Росречфлота уверены, что внутренний водный транспорт в России имеет хорошие перспективы для роста. Так, по словам г-на Смирнова, исходя из утвержденной правительством концепции развития внутреннего водного транспорта, ожидается, что объем перевозок грузов к 2015 году увеличится в два раза и достигнет 230 млн тонн. Эксперты полагают, что достичь таких показателей роста российский речной флот может лишь при условии интеграции в международную транспортную систему и активного участия в обслуживании транспортного коридора «Север – Юг». Однако для этого необходимо завершить создание единой глубоководной системы, улучшить условия судоходства на Городецком и Кочетовском гидроузлах, а также увеличить пропускную способность Волго-Балтийского водного пути. Правда, сами речники считают прогнозы чиновников слишком завышенными и полагают, что никаких причин для роста перевозок в отрасли с ближайшие годы не существует.
По информации Министерства транспорта РФ, доля внутреннего водного транспорта в общем объеме грузовых перевозок на настоящий момент составляет около 4,1%. Основные виды грузов, транспортируемые речными судами, – это строительные материалы (песок, щебень и т. д.) – 27,1%, лесные грузы – 14,7%, а также зерно, удобрения, черные металлы, нефть и нефтепродукты. Судя по предварительным результатам работы речного флота в 2003 г., общий объем перевозок вырос всего на 3% по сравнению с предыдущим годом. Как сообщил RBC daily Николай Смирнов, наиболее интенсивно в этом году развивались пассажирские туристические перевозки, объем же перевезенных грузов остался на прошлогоднем уровне (около 118 млн т). Однако, несмотря на невысокую динамику роста, чиновники Росречфлота уверены, что у внутреннего водного транспорта есть «большой потенциал для развития». Его основные конкурентные преимущества – более низкие по сравнению с другими видами транспорта тарифы, а также высокая экологичность речных судов. «Тарифы на речные перевозки в 2003 г. выросли только на 10% – это гораздо меньше, чем по всем другим видам транспорта, – утверждает г-н Смирнов. – Кроме того, речной транспорт – самый экологичный из всех: его доля загрязнения составляет всего 1,5%. Для сравнения: уровень загрязнения окружающей среды только по грузовым перевозкам автомобильным транспортом достигает 62,7%, железнодорожным – 27,7%, а воздушным – 4,5%».
По замыслу чиновников Минтранса, через 12 лет общий объем перевозок на внутреннем водном транспорте России должен увеличиться в два раза. «Наша задача – выйти к 2015 году на объем перевозок 230 млн т (для сравнения: в 1989 г. объем перевозок речным флотом достигал 582 млн т. – Прим. RBC daily)», – обещает Николай Смирнов. Однако чтобы достичь таких показателей, по словам руководителя Росречфлота, необходимо в ближайшие годы решить несколько проблем. Первая – это создание на европейской территории России единой глубоководной системы, которая должна обеспечить единую глубину (4 метра) на протяжении всего водного пути, соединяющего Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Астрахань и Ростов-на-Дону. По замыслу специалистов Минтранса, единая глубоководная система должна стать частью транспортного коридора из Европы в Азию.
По мнению большинства экспертов, достичь запланированного Минтрансом роста объема речных перевозок можно только с помощью активного участия России в обслуживании транспортного коридора «Север – Юг» и развития контейнерных перевозок судами типа «река-море». Одна из основных проблем, сдерживающая развитие этого направления перевозок, – неоднородность глубины Волги на разных ее участках. «Сегодня у нас есть два участка, где не обеспечивается нужная глубина, – это Нижний Дон и гидроузел на Волге в районе города Городец Нижегородской области, – говорит Николай Смирнов, – это приводит к фактическому разделению Волги на два транспортных потока – Верхняя и Нижняя Волга». Решить эти проблемы специалисты Росречфлота собираются с помощью строительства второй нитки шлюза на Кочетовском гидроузле на реке Дон, а также путем создания около Городца низконапорной плотины, совмещенной с мостовым переходом на автодороге Нижний Новгород – Киров. Оба этих объекта значатся в числе приоритетных в общей концепции развития транспорта. По словам г-на Смирнова, сейчас завершается разработка технико-экономического обоснования строительства Городецкого гидроузла, общая стоимость которого оценивается в 10 млрд руб.
Еще один серьезный сдерживающий фактор, по словам Николая Смирнова, – это практически исчерпанная пропускная способность Волго-Балтийского водного пути, который является главной воднотранспортной магистралью Северо-Запада России. «На сегодняшний день Волго-Балтийский водный путь исчерпал свои пропускные возможности, – говорит г-н Смирнов. – На 2004 год объем финансирования на модернизацию этого пути увеличен на 50 млн руб. Сам Волго-Балтийский канал не укреплен; первое, что нам необходимо сделать, – это укрепить его берега, расширить судовые ходы, для того чтобы не было на канале участков, запрещенных к расхождению судов». По мнению руководителя Росречфлота, реализация проекта модернизации Волго-Балтийского канала, которую планируется завершить к 2006 году, позволит увеличить его пропускную способность на 20%.
Помимо улучшения условий судоходства и модернизации водных путей, обеспечить заданный правительством рост объема перевозок, по мнению г-на Смирнова, можно с помощью развития туристического речного судоходства, которое сейчас является одним из наиболее перспективных направлений внутреннего водного транспорта. На данный момент на территории России существует более 150 речных маршрутов, основная часть которых проходит по европейской части России. «Одно из самых популярных речных туристических направлений сегодня – это круиз Москва – Санкт-Петербург, – сказал RBC daily менеджер туристической компании «Атолл Трэвел», занимающейся организацией речных круизов. – Единственное, что замедляет развитие туристических речных круизов, – это острый недостаток комфортабельных пассажирских судов, с которым сталкиваются судоходные компании». По словам президента компании «Морское речное пароходство» Романа Троценко, между судоходными компаниями идет жесткая борьба за комфортабельный пассажирский флот. Так, работать с зарубежными туристами в России готово всего 51 судно: 48 в европейской части страны, одно на Енисее и два на Лене. Невелико и количество судов, работающих в сегменте внутреннего водного туризма (на данный момент их около 50), причем большинство из них требуют серьезной модернизации.
Что касается самих речников, то прогнозы роста объемов речных перевозок, представленные Минтрансом, они считают слишком завышенными. По мнению Романа Троценко, данный прогноз значительно отличается от возможностей отрасли на сегодняшний день. «В ближайшее время никаких причин для значительного увеличения объема перевозок в отрасли нет, – говорит Роман Троценко. – Во-первых, мы каждый год наблюдаем сокращение тоннажа речного флота на 6,5-7% в связи с его физическим выбытием и списанием. Второе – повышение среднего возраста людей, занятых на речном флоте, и отсутствие притока молодежи на флот. Кроме того, в отрасли до сих пор не созданы условия для расширенного воспроизводства, практически все судоходные компании осуществляют перевозки с минимальной рентабельностью и учитывают в себестоимости не восстановительную стоимость судов, а ее балансовую стоимость, которая не имеет ничего общего с реалиями судостроительства. То есть при попытке построить судно по его остаточной стоимости судовладелец убеждается, что его реальная стоимость в 10-15 раз выше. Эта тенденция в ближайшее время будет сохраняться». Исходя из этого, по прогнозам президента Московского речного пароходства, к 2010 году будет наблюдаться «абсолютный низ» объемов перевозок речного флота, которые сократятся до 70 млн т. Однако с 2012 года, по мнению г-на Троценко, возникнут «объективные условия» для нового судостроения, и к 2015 году объем перевозок внутренним водным транспортом составит 110-120 млн т.
По итогам 2003 года общий объем перевозок речным транспортом вырос на 3%, сообщил на днях руководитель Государственной службы речного флота Николай Смирнов. Несмотря на столь скромные показатели, чиновники Росречфлота уверены, что внутренний водный транспорт в России имеет хорошие перспективы для роста. Так, по словам г-на Смирнова, исходя из утвержденной правительством концепции развития внутреннего водного транспорта, ожидается, что объем перевозок грузов к 2015 году увеличится в два раза и достигнет 230 млн тонн. Эксперты полагают, что достичь таких показателей роста российский речной флот может лишь при условии интеграции в международную транспортную систему и активного участия в обслуживании транспортного коридора «Север – Юг». Однако для этого необходимо завершить создание единой глубоководной системы, улучшить условия судоходства на Городецком и Кочетовском гидроузлах, а также увеличить пропускную способность Волго-Балтийского водного пути. Правда, сами речники считают прогнозы чиновников слишком завышенными и полагают, что никаких причин для роста перевозок в отрасли с ближайшие годы не существует.
По информации Министерства транспорта РФ, доля внутреннего водного транспорта в общем объеме грузовых перевозок на настоящий момент составляет около 4,1%. Основные виды грузов, транспортируемые речными судами, – это строительные материалы (песок, щебень и т. д.) – 27,1%, лесные грузы – 14,7%, а также зерно, удобрения, черные металлы, нефть и нефтепродукты. Судя по предварительным результатам работы речного флота в 2003 г., общий объем перевозок вырос всего на 3% по сравнению с предыдущим годом. Как сообщил RBC daily Николай Смирнов, наиболее интенсивно в этом году развивались пассажирские туристические перевозки, объем же перевезенных грузов остался на прошлогоднем уровне (около 118 млн т). Однако, несмотря на невысокую динамику роста, чиновники Росречфлота уверены, что у внутреннего водного транспорта есть «большой потенциал для развития». Его основные конкурентные преимущества – более низкие по сравнению с другими видами транспорта тарифы, а также высокая экологичность речных судов. «Тарифы на речные перевозки в 2003 г. выросли только на 10% – это гораздо меньше, чем по всем другим видам транспорта, – утверждает г-н Смирнов. – Кроме того, речной транспорт – самый экологичный из всех: его доля загрязнения составляет всего 1,5%. Для сравнения: уровень загрязнения окружающей среды только по грузовым перевозкам автомобильным транспортом достигает 62,7%, железнодорожным – 27,7%, а воздушным – 4,5%».
По замыслу чиновников Минтранса, через 12 лет общий объем перевозок на внутреннем водном транспорте России должен увеличиться в два раза. «Наша задача – выйти к 2015 году на объем перевозок 230 млн т (для сравнения: в 1989 г. объем перевозок речным флотом достигал 582 млн т. – Прим. RBC daily)», – обещает Николай Смирнов. Однако чтобы достичь таких показателей, по словам руководителя Росречфлота, необходимо в ближайшие годы решить несколько проблем. Первая – это создание на европейской территории России единой глубоководной системы, которая должна обеспечить единую глубину (4 метра) на протяжении всего водного пути, соединяющего Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Астрахань и Ростов-на-Дону. По замыслу специалистов Минтранса, единая глубоководная система должна стать частью транспортного коридора из Европы в Азию.
По мнению большинства экспертов, достичь запланированного Минтрансом роста объема речных перевозок можно только с помощью активного участия России в обслуживании транспортного коридора «Север – Юг» и развития контейнерных перевозок судами типа «река-море». Одна из основных проблем, сдерживающая развитие этого направления перевозок, – неоднородность глубины Волги на разных ее участках. «Сегодня у нас есть два участка, где не обеспечивается нужная глубина, – это Нижний Дон и гидроузел на Волге в районе города Городец Нижегородской области, – говорит Николай Смирнов, – это приводит к фактическому разделению Волги на два транспортных потока – Верхняя и Нижняя Волга». Решить эти проблемы специалисты Росречфлота собираются с помощью строительства второй нитки шлюза на Кочетовском гидроузле на реке Дон, а также путем создания около Городца низконапорной плотины, совмещенной с мостовым переходом на автодороге Нижний Новгород – Киров. Оба этих объекта значатся в числе приоритетных в общей концепции развития транспорта. По словам г-на Смирнова, сейчас завершается разработка технико-экономического обоснования строительства Городецкого гидроузла, общая стоимость которого оценивается в 10 млрд руб.
Еще один серьезный сдерживающий фактор, по словам Николая Смирнова, – это практически исчерпанная пропускная способность Волго-Балтийского водного пути, который является главной воднотранспортной магистралью Северо-Запада России. «На сегодняшний день Волго-Балтийский водный путь исчерпал свои пропускные возможности, – говорит г-н Смирнов. – На 2004 год объем финансирования на модернизацию этого пути увеличен на 50 млн руб. Сам Волго-Балтийский канал не укреплен; первое, что нам необходимо сделать, – это укрепить его берега, расширить судовые ходы, для того чтобы не было на канале участков, запрещенных к расхождению судов». По мнению руководителя Росречфлота, реализация проекта модернизации Волго-Балтийского канала, которую планируется завершить к 2006 году, позволит увеличить его пропускную способность на 20%.
Помимо улучшения условий судоходства и модернизации водных путей, обеспечить заданный правительством рост объема перевозок, по мнению г-на Смирнова, можно с помощью развития туристического речного судоходства, которое сейчас является одним из наиболее перспективных направлений внутреннего водного транспорта. На данный момент на территории России существует более 150 речных маршрутов, основная часть которых проходит по европейской части России. «Одно из самых популярных речных туристических направлений сегодня – это круиз Москва – Санкт-Петербург, – сказал RBC daily менеджер туристической компании «Атолл Трэвел», занимающейся организацией речных круизов. – Единственное, что замедляет развитие туристических речных круизов, – это острый недостаток комфортабельных пассажирских судов, с которым сталкиваются судоходные компании». По словам президента компании «Морское речное пароходство» Романа Троценко, между судоходными компаниями идет жесткая борьба за комфортабельный пассажирский флот. Так, работать с зарубежными туристами в России готово всего 51 судно: 48 в европейской части страны, одно на Енисее и два на Лене. Невелико и количество судов, работающих в сегменте внутреннего водного туризма (на данный момент их около 50), причем большинство из них требуют серьезной модернизации.
Что касается самих речников, то прогнозы роста объемов речных перевозок, представленные Минтрансом, они считают слишком завышенными. По мнению Романа Троценко, данный прогноз значительно отличается от возможностей отрасли на сегодняшний день. «В ближайшее время никаких причин для значительного увеличения объема перевозок в отрасли нет, – говорит Роман Троценко. – Во-первых, мы каждый год наблюдаем сокращение тоннажа речного флота на 6,5-7% в связи с его физическим выбытием и списанием. Второе – повышение среднего возраста людей, занятых на речном флоте, и отсутствие притока молодежи на флот. Кроме того, в отрасли до сих пор не созданы условия для расширенного воспроизводства, практически все судоходные компании осуществляют перевозки с минимальной рентабельностью и учитывают в себестоимости не восстановительную стоимость судов, а ее балансовую стоимость, которая не имеет ничего общего с реалиями судостроительства. То есть при попытке построить судно по его остаточной стоимости судовладелец убеждается, что его реальная стоимость в 10-15 раз выше. Эта тенденция в ближайшее время будет сохраняться». Исходя из этого, по прогнозам президента Московского речного пароходства, к 2010 году будет наблюдаться «абсолютный низ» объемов перевозок речного флота, которые сократятся до 70 млн т. Однако с 2012 года, по мнению г-на Троценко, возникнут «объективные условия» для нового судостроения, и к 2015 году объем перевозок внутренним водным транспортом составит 110-120 млн т.