На металлургическом рынке обнаружили сговор |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
31.10.2003
На металлургическом рынке обнаружили сговор
Трубные компании в очередной раз обратились в МАП России с жалобой на металлургические, обвиняя их в ценовом сговоре с целью завышения цен на горячекатаный прокат. К этому их подтолкнуло резкое снижение собственной рентабельности
За 10 месяцев 2003 г. внутренние цены на горячекатаный прокат, используемый при производстве сварных труб, возросли на 38% – с 300 долл. за тонну в январе до 414 долл. в конце октября. На мировом рынке наблюдалась противоположная тенденция, и за 9 месяцев, по данным Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон», они снизились в среднем на 7,4% и в настоящее время колеблются на уровне 300 долл. за тонну. Возможно, что именно это стало причиной обращения трубных компаний в Министерство по антимонопольной политике (МАП) России с жалобой на «Северсталь», ММК, НЛМК и «НОСТА». Производители труб обвиняют металлургические компании в ценовом сговоре с целью завышения цен на горячекатаный прокат на внутреннем рынке. Однако в МАП России считают, что доказать факт ценового сговора практически невозможно, а аналитики полагают, что его не было вовсе.
Данная жалоба трубных компаний далеко не первая, но по всем предыдущим ни им, ни госорганам не удалось собрать доказательств, уличающих металлургические компании в ценовом сговоре. Так, в октябре-ноябре 2002 г. цены на горячекатаный прокат возросли на 9% (в среднем с 275 до 300 долл. за тонну), но тогда, по словам руководителя пресс-службы МАП России Ларисы Булгаковой, «все экономические расчеты показали, что рост цен был оправдан мировой конъюнктурой [мировая цена составляла 315 долл.]». В марте крупнейшие металлургические компании снова подняли цены на горячекатаный металл (в среднем на 19%, до 370 долл.), аргументировав это ростом издержек на транспорт и электроэнергию. В результате этого повышения внутренние цены на штрипс (вид горячекатаного проката, представляющий собой стальную полосу шириной 30-400 мм и толщиной 1,75-10 мм, используемую в качестве заготовки при производстве сварных труб) превысили мировые. Тогда трубные компании обратились в Правительство РФ с просьбой разобраться в ситуации, но «расследование» так и не состоялось. Вплоть до настоящего времени разрыв внутренних и мировых цен только увеличивался, поскольку начиная с июня внутрироссийская цена на штрипс еженедельно возрастала на 1-2 долл., тогда как мировые цены в середине лета имели тенденцию к снижению.
Ни в одной из крупных трубных компаний RBC daily не признались в том, что выступили инициатором жалобы в МАП России. Так, пресс-секретарь Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Жеглов заявил RBC daily, что «компания участия в данном процессе не принимала», а в пресс-службах ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ) и ОАО «Объединенные металлургические заводы» пока воздержались от комментариев. В Фонде развития трубной промышленности, выступавшем инициатором весеннего обращения в правительство, также открестились от жалобы в МАП России.
Между тем представитель МАП России подтвердил RBC daily, что производители труб обратились в министерство с жалобой на действия металлургических компаний. «Решение о возбуждении административного расследования еще не принято», - заявила RBC daily руководитель пресс-службы МАП России Лариса Булгакова. При этом госпожа Булгакова сомневается, что расследование сможет установить факт ценового сговора. «Факт ценового сговора доказать очень сложно, - считает Лариса Булгакова. - Нужны доказательства, а временное поднятие цен не может служить основным доказательством ценового сговора, нужна какая-та фактура». Аналитик журнала «Металлургический бюллетень» Наталия Шафоростова также считает, что трубным компаниям вряд ли удастся доказать факт ценового сговора между металлургическими компаниями. «Результаты весны четко показали, что металлургическое лобби в государственных структурах сильнее трубного», - сказала RBC daily г-жа Шафоростова. Однако, по ее словам, трубные компании имеют все основания для беспокойства. «Производители труб работают по долгосрочным контрактам, тогда как металл они покупают по спотовым ценам, - рассказывает Наталия Шафоростова. – В результате роста цен выполнение контрактов становится все менее выгодным, а общая рентабельность бизнеса снижается».
Мнение эксперта подтверждает и отчетность компаний за первое полугодие 2003 г. Так, рентабельность продаж (отношение операционной прибыли к выручке) «большой металлургической тройки» («Северсталь», ММК и НЛМК) по итогам 6 месяцев текущего года в среднем в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года, - 36% против 18,8%. Напротив, рентабельность продаж трубных предприятий снизилась, также приблизительно вдвое (например, для «Тагмета» и ЧТПЗ – 7,6% против 11,3%).
Впрочем, некоторые отраслевые аналитики считают, что ценового сговора между металлургами нет: они просто пользуются благоприятной конъюнктурой рынка. «Металлургические компании действуют по простому принципу: можно продать подороже, они и продают подороже, - считает руководитель аналитического центра «Национальная металлургия» Дмитрий Парфенов. – Если бы потребитель перестал покупать металл, то производители сразу бы снизили цену, как, например, было два года назад. Поэтому стоит говорить не о ценовом сговоре, а о том, что у металлургических компаний хорошо работают службы маркетинга. Когда служба маркетинга работает эффективно, в ценовом сговоре просто отпадает необходимость». Обратная ситуация, по словам г-на Парфенова, была в 2000-2001 гг., когда на внешнем рынке была плохая конъюнктура на черные металлы и у трубных компаний не возникало подобных проблем. «Они устраивали тендеры среди поставщиков и меткомбинаты бились между собой за то, чтобы продать им металл, - говорит Дмитрий Парфенов. – Теперь, когда появилась очередная жалоба трубных компаний, металлурги могут расценить ее как сигнал рынка, указывающий на то, что пора снижать цены».
За 10 месяцев 2003 г. внутренние цены на горячекатаный прокат, используемый при производстве сварных труб, возросли на 38% – с 300 долл. за тонну в январе до 414 долл. в конце октября. На мировом рынке наблюдалась противоположная тенденция, и за 9 месяцев, по данным Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон», они снизились в среднем на 7,4% и в настоящее время колеблются на уровне 300 долл. за тонну. Возможно, что именно это стало причиной обращения трубных компаний в Министерство по антимонопольной политике (МАП) России с жалобой на «Северсталь», ММК, НЛМК и «НОСТА». Производители труб обвиняют металлургические компании в ценовом сговоре с целью завышения цен на горячекатаный прокат на внутреннем рынке. Однако в МАП России считают, что доказать факт ценового сговора практически невозможно, а аналитики полагают, что его не было вовсе.
Данная жалоба трубных компаний далеко не первая, но по всем предыдущим ни им, ни госорганам не удалось собрать доказательств, уличающих металлургические компании в ценовом сговоре. Так, в октябре-ноябре 2002 г. цены на горячекатаный прокат возросли на 9% (в среднем с 275 до 300 долл. за тонну), но тогда, по словам руководителя пресс-службы МАП России Ларисы Булгаковой, «все экономические расчеты показали, что рост цен был оправдан мировой конъюнктурой [мировая цена составляла 315 долл.]». В марте крупнейшие металлургические компании снова подняли цены на горячекатаный металл (в среднем на 19%, до 370 долл.), аргументировав это ростом издержек на транспорт и электроэнергию. В результате этого повышения внутренние цены на штрипс (вид горячекатаного проката, представляющий собой стальную полосу шириной 30-400 мм и толщиной 1,75-10 мм, используемую в качестве заготовки при производстве сварных труб) превысили мировые. Тогда трубные компании обратились в Правительство РФ с просьбой разобраться в ситуации, но «расследование» так и не состоялось. Вплоть до настоящего времени разрыв внутренних и мировых цен только увеличивался, поскольку начиная с июня внутрироссийская цена на штрипс еженедельно возрастала на 1-2 долл., тогда как мировые цены в середине лета имели тенденцию к снижению.
Ни в одной из крупных трубных компаний RBC daily не признались в том, что выступили инициатором жалобы в МАП России. Так, пресс-секретарь Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрий Жеглов заявил RBC daily, что «компания участия в данном процессе не принимала», а в пресс-службах ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ) и ОАО «Объединенные металлургические заводы» пока воздержались от комментариев. В Фонде развития трубной промышленности, выступавшем инициатором весеннего обращения в правительство, также открестились от жалобы в МАП России.
Между тем представитель МАП России подтвердил RBC daily, что производители труб обратились в министерство с жалобой на действия металлургических компаний. «Решение о возбуждении административного расследования еще не принято», - заявила RBC daily руководитель пресс-службы МАП России Лариса Булгакова. При этом госпожа Булгакова сомневается, что расследование сможет установить факт ценового сговора. «Факт ценового сговора доказать очень сложно, - считает Лариса Булгакова. - Нужны доказательства, а временное поднятие цен не может служить основным доказательством ценового сговора, нужна какая-та фактура». Аналитик журнала «Металлургический бюллетень» Наталия Шафоростова также считает, что трубным компаниям вряд ли удастся доказать факт ценового сговора между металлургическими компаниями. «Результаты весны четко показали, что металлургическое лобби в государственных структурах сильнее трубного», - сказала RBC daily г-жа Шафоростова. Однако, по ее словам, трубные компании имеют все основания для беспокойства. «Производители труб работают по долгосрочным контрактам, тогда как металл они покупают по спотовым ценам, - рассказывает Наталия Шафоростова. – В результате роста цен выполнение контрактов становится все менее выгодным, а общая рентабельность бизнеса снижается».
Мнение эксперта подтверждает и отчетность компаний за первое полугодие 2003 г. Так, рентабельность продаж (отношение операционной прибыли к выручке) «большой металлургической тройки» («Северсталь», ММК и НЛМК) по итогам 6 месяцев текущего года в среднем в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года, - 36% против 18,8%. Напротив, рентабельность продаж трубных предприятий снизилась, также приблизительно вдвое (например, для «Тагмета» и ЧТПЗ – 7,6% против 11,3%).
Впрочем, некоторые отраслевые аналитики считают, что ценового сговора между металлургами нет: они просто пользуются благоприятной конъюнктурой рынка. «Металлургические компании действуют по простому принципу: можно продать подороже, они и продают подороже, - считает руководитель аналитического центра «Национальная металлургия» Дмитрий Парфенов. – Если бы потребитель перестал покупать металл, то производители сразу бы снизили цену, как, например, было два года назад. Поэтому стоит говорить не о ценовом сговоре, а о том, что у металлургических компаний хорошо работают службы маркетинга. Когда служба маркетинга работает эффективно, в ценовом сговоре просто отпадает необходимость». Обратная ситуация, по словам г-на Парфенова, была в 2000-2001 гг., когда на внешнем рынке была плохая конъюнктура на черные металлы и у трубных компаний не возникало подобных проблем. «Они устраивали тендеры среди поставщиков и меткомбинаты бились между собой за то, чтобы продать им металл, - говорит Дмитрий Парфенов. – Теперь, когда появилась очередная жалоба трубных компаний, металлурги могут расценить ее как сигнал рынка, указывающий на то, что пора снижать цены».