Стальной рынок: 17 - 21 июня |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
25.06.2024
Стальной рынок: 17 - 21 июня
На товарных рынках тренд предыдущей недели продолжился – металлы падают, нефть растёт. «Чёрное золото» выросло на 3% за неделю и пробило уровень $85/барр.
Китайский рынок железной руды на прошлой неделе замер – котировки почти не двигались с места, торгуясь около $107/т. Инвесторы не могли определиться с дальнейшим направлением цен, однако последние новости, включая разговоры о сокращении выплавки стали в КНР, говорят явно не в пользу железорудного сырья. Дальнейшее падение цен предотвращают лишь сохраняющиеся надежды об улучшении спроса на сталь во второй половине года в результате государственных программ.
Фьючерсы на арматуру в Китае также показали отрицательную динамику за неделю, снизившись на 0,8%. На физическом рынке г/к лист упал на 1% до $510/т, а арматура – на 0,5% до $480/т, до минимума за 2,5 месяца. Сюрпризом стали майские цифры по выплавке стали в стране, которые показали рост, вопреки ожиданиям и предварительным данным. Производство за месяц составило 93 млн т, продемонстрировав рост в годовом выражении на 2,7%, а по сравнению с апрелем – на целых 8,0%. Более того, в первые 10 дней июня выплавка у крупных и средних заводов выросла по сравнению с последними 10 днями мая на 3,3%, при том что страна вступила в фазу сезонного ослабления спроса. Если же говорить про цифры за январь-май, то выпуск стали снизился лишь на 1,4%.
Из-за слабого спроса избыточные объёмы уходят либо на экспорт, либо на склады: согласно данным Китайской ассоциации чугуна и стали, запасы стали у ключевых китайских производителей выросли в начале июня до 16 млн т, что на целых 10,4% выше по сравнению с концом мая и на 1,8% выше в годовом выражении.
Проблемы же со спросом в Поднебесной пока никуда не уходят. По данным государственной статистики за январь-май 2024 г., инвестиции в недвижимость сократились на 10,1% в годовом выражении – против 9,8% за январь-апрель. Новые площади, отданные под строительство, упали в первые 5 месяцев года аж на 24%.
Неудивительно, что производство арматуры в КНР в январе-мае упало на 12,6%, а катанки – на 4,1%.
Плоский прокат в меньшей степени ориентирован на строительство и его гораздо легче экспортировать. По данным Mysteel, к середине июня динамика выпуска г/к листа у китайских производителей была максимальной за последние два года.
Сектора потребления плоского проката находятся в лучшем положении, чем стройка. Так, продажи автомобилей в Поднебесной в январе-мае текущего года выросли в годовом выражении на 8,3% до 11,5 млн единиц. В мае продажи увеличились на 1,5% в годовом выражении и на 2,5% - в месячном. Продажи же электромобилей подскочили в первые 5 месяцев года на 32,5%. Китайская ассоциация пассажирских автомобилей прогнозирует, что в июне общие продажи автомобилей вырастут ещё на 2,3% по сравнению с маем.
Китайский бум автопроизводства в значительной степени зиждется на продажах за рубеж. К примеру, в 2023 г. в Поднебесной было произведено около 30 млн автомобилей, а продано за рубеж 5,3 млн штук, т.е. 18%. В прошлом году Китай впервые стал крупнейшим автоэкспортёром в мире. Однако многие автоконцерны в стране, особенно производящие электромобили, субсидируются в той или иной мере государством, что помогает держать низкие цены и выдавливать с рынков традиционных поставщиков. Это особенно беспокоит страны с развитой автоиндустрией, которые в этом году начали вводить или поднимать пошлины на китайские машины. В мае 100-процентные барьеры ввели США, хотя Китай почти не экспортировал электромобили туда. А вот в Европу наплыв электромобилей из Поднебесной весьма значительный и на прошлой неделе Евросоюз поднял пошлины на них до 17-38%. Пекин грозится принять ответные меры против европейских автомобилей.
Насколько же значим европейский рынок для китайского автопрома? В 2023 г. в Европе было продано 353 тыс. автомобилей китайских марок. Иными словами, лишь 7% от общего экспорта и 1% от всего производства. Можно сделать вывод, что даже полная потеря европейского рынка автомобилей не стала бы для Китая катастрофой, что позволяет производителям плоского проката в Китае быть в лучшем положении, чем производителям сорта, сильнее страдающим от строительного кризиса.
Если говорить про Россию, то здесь на прошлой неделе наблюдалась долгожданная коррекция цен – сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе снизился на 0,26% или 2,64 пункта. Снижение произошло почти по большинству позиций, а г/к прокат упал на 0,8% до 70 913 руб./т.
Между тем в российской экономике наблюдаются сигналы перегрева, связанные как с ростом в отдельных отраслях, так и с увеличением издержек, инфляции и нехваткой рабочего персонала. Экономисты ждут шагов ЦБ по дальнейшему увеличению ставок (возможно, даже выше 18%), что должно обуздать рост цен. Ряд экспертов предполагает, что лишь ужесточение кредитных условий сможет вернуть экономику в норму, хотя сделать это без рецессии, возможно, не удастся.
Одним из главных факторов, ограничивающих деловую активность, остаются сложности с проведением расчётов за импорт. И сложности эти продолжают нарастать после санкций против Мосбиржи, а также решением одного из ключевого банка Китая – Bank of China – приостановить операции с российскими санкционными банками. На банк приходилась существенная часть платежей между РФ и КНР в юанях. Неудивительно в связи с этим, что российский экспорт стали продолжает снижаться: по данным Ассоциации морских торговых портов, за январь-май текущего года перевалка чёрных металлов упала на 11,9% в годовом выражении до 8,3 млн т.
Из новостей компаний хотелось бы остановиться на опубликованном проекте «Металлоинвеста» по строительству фабрики по переработке окисленных железистых кварцитов на Михайловском ГОКе. Проект стоимостью 210 млрд рублей предполагается запустить в 2028 г. с мощностью по железорудному концентрату 7 млн т и возможностью дальнейшего увеличения объемов. Полученный концентрат позволит производить окатыши премиум-качества с содержанием железа до 68%, востребованные в производстве стали по «зеленым» технологиям.
"Металлоинвест", который является мировым лидером в производстве товарного горячебрикетированного железа и вторым крупнейшим в мире производителем окатышей, не планирует сдавать свои позиции. Ограничения ЕС на поставки железорудного сырья из России компания планирует преодолеть растущими продажами на внутреннем рынке, а также на рынках дружественных стран, имеющих дефицит сырья.
Отметим, что и «Северсталь» в недавно опубликованной стратегии обозначила солидные планы по наращиванию производства железорудной продукции к 2028 г.: на 1,6 млн т по аглоруде, на 1,9 млн т по концентрату и на 10 млн т по окатышам.
При этом надо заметить, что соответствующий экспорт становится все меньше: по данным зарубежных таможенных органов, российское железорудное сырье в заметных объемах на протяжении первых месяцев 2024 года поставлялось в Турцию и Китай в соотношении 1:19. Поэтому даже рост турецких отгрузок на 4% не компенсировал 16%-го спада поставок в Поднебесную. А значит, предложение на российском рынке продолжит расти.
Сдерживающим фактором может стать принятый на неделе Госдумой в первом чтении законопроект, предусматривающий повышение НДПИ на ряд полезных ископаемых. Среди них рост налога на добычу железной руды (с 4,8% до 6,7%), который обойдется производителям в 23 млрд рублей в год.
Китайский рынок железной руды на прошлой неделе замер – котировки почти не двигались с места, торгуясь около $107/т. Инвесторы не могли определиться с дальнейшим направлением цен, однако последние новости, включая разговоры о сокращении выплавки стали в КНР, говорят явно не в пользу железорудного сырья. Дальнейшее падение цен предотвращают лишь сохраняющиеся надежды об улучшении спроса на сталь во второй половине года в результате государственных программ.
Фьючерсы на арматуру в Китае также показали отрицательную динамику за неделю, снизившись на 0,8%. На физическом рынке г/к лист упал на 1% до $510/т, а арматура – на 0,5% до $480/т, до минимума за 2,5 месяца. Сюрпризом стали майские цифры по выплавке стали в стране, которые показали рост, вопреки ожиданиям и предварительным данным. Производство за месяц составило 93 млн т, продемонстрировав рост в годовом выражении на 2,7%, а по сравнению с апрелем – на целых 8,0%. Более того, в первые 10 дней июня выплавка у крупных и средних заводов выросла по сравнению с последними 10 днями мая на 3,3%, при том что страна вступила в фазу сезонного ослабления спроса. Если же говорить про цифры за январь-май, то выпуск стали снизился лишь на 1,4%.
Из-за слабого спроса избыточные объёмы уходят либо на экспорт, либо на склады: согласно данным Китайской ассоциации чугуна и стали, запасы стали у ключевых китайских производителей выросли в начале июня до 16 млн т, что на целых 10,4% выше по сравнению с концом мая и на 1,8% выше в годовом выражении.
Проблемы же со спросом в Поднебесной пока никуда не уходят. По данным государственной статистики за январь-май 2024 г., инвестиции в недвижимость сократились на 10,1% в годовом выражении – против 9,8% за январь-апрель. Новые площади, отданные под строительство, упали в первые 5 месяцев года аж на 24%.
Неудивительно, что производство арматуры в КНР в январе-мае упало на 12,6%, а катанки – на 4,1%.
Плоский прокат в меньшей степени ориентирован на строительство и его гораздо легче экспортировать. По данным Mysteel, к середине июня динамика выпуска г/к листа у китайских производителей была максимальной за последние два года.
Сектора потребления плоского проката находятся в лучшем положении, чем стройка. Так, продажи автомобилей в Поднебесной в январе-мае текущего года выросли в годовом выражении на 8,3% до 11,5 млн единиц. В мае продажи увеличились на 1,5% в годовом выражении и на 2,5% - в месячном. Продажи же электромобилей подскочили в первые 5 месяцев года на 32,5%. Китайская ассоциация пассажирских автомобилей прогнозирует, что в июне общие продажи автомобилей вырастут ещё на 2,3% по сравнению с маем.
Китайский бум автопроизводства в значительной степени зиждется на продажах за рубеж. К примеру, в 2023 г. в Поднебесной было произведено около 30 млн автомобилей, а продано за рубеж 5,3 млн штук, т.е. 18%. В прошлом году Китай впервые стал крупнейшим автоэкспортёром в мире. Однако многие автоконцерны в стране, особенно производящие электромобили, субсидируются в той или иной мере государством, что помогает держать низкие цены и выдавливать с рынков традиционных поставщиков. Это особенно беспокоит страны с развитой автоиндустрией, которые в этом году начали вводить или поднимать пошлины на китайские машины. В мае 100-процентные барьеры ввели США, хотя Китай почти не экспортировал электромобили туда. А вот в Европу наплыв электромобилей из Поднебесной весьма значительный и на прошлой неделе Евросоюз поднял пошлины на них до 17-38%. Пекин грозится принять ответные меры против европейских автомобилей.
Насколько же значим европейский рынок для китайского автопрома? В 2023 г. в Европе было продано 353 тыс. автомобилей китайских марок. Иными словами, лишь 7% от общего экспорта и 1% от всего производства. Можно сделать вывод, что даже полная потеря европейского рынка автомобилей не стала бы для Китая катастрофой, что позволяет производителям плоского проката в Китае быть в лучшем положении, чем производителям сорта, сильнее страдающим от строительного кризиса.
Если говорить про Россию, то здесь на прошлой неделе наблюдалась долгожданная коррекция цен – сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе снизился на 0,26% или 2,64 пункта. Снижение произошло почти по большинству позиций, а г/к прокат упал на 0,8% до 70 913 руб./т.
Между тем в российской экономике наблюдаются сигналы перегрева, связанные как с ростом в отдельных отраслях, так и с увеличением издержек, инфляции и нехваткой рабочего персонала. Экономисты ждут шагов ЦБ по дальнейшему увеличению ставок (возможно, даже выше 18%), что должно обуздать рост цен. Ряд экспертов предполагает, что лишь ужесточение кредитных условий сможет вернуть экономику в норму, хотя сделать это без рецессии, возможно, не удастся.
Одним из главных факторов, ограничивающих деловую активность, остаются сложности с проведением расчётов за импорт. И сложности эти продолжают нарастать после санкций против Мосбиржи, а также решением одного из ключевого банка Китая – Bank of China – приостановить операции с российскими санкционными банками. На банк приходилась существенная часть платежей между РФ и КНР в юанях. Неудивительно в связи с этим, что российский экспорт стали продолжает снижаться: по данным Ассоциации морских торговых портов, за январь-май текущего года перевалка чёрных металлов упала на 11,9% в годовом выражении до 8,3 млн т.
Из новостей компаний хотелось бы остановиться на опубликованном проекте «Металлоинвеста» по строительству фабрики по переработке окисленных железистых кварцитов на Михайловском ГОКе. Проект стоимостью 210 млрд рублей предполагается запустить в 2028 г. с мощностью по железорудному концентрату 7 млн т и возможностью дальнейшего увеличения объемов. Полученный концентрат позволит производить окатыши премиум-качества с содержанием железа до 68%, востребованные в производстве стали по «зеленым» технологиям.
"Металлоинвест", который является мировым лидером в производстве товарного горячебрикетированного железа и вторым крупнейшим в мире производителем окатышей, не планирует сдавать свои позиции. Ограничения ЕС на поставки железорудного сырья из России компания планирует преодолеть растущими продажами на внутреннем рынке, а также на рынках дружественных стран, имеющих дефицит сырья.
Отметим, что и «Северсталь» в недавно опубликованной стратегии обозначила солидные планы по наращиванию производства железорудной продукции к 2028 г.: на 1,6 млн т по аглоруде, на 1,9 млн т по концентрату и на 10 млн т по окатышам.
При этом надо заметить, что соответствующий экспорт становится все меньше: по данным зарубежных таможенных органов, российское железорудное сырье в заметных объемах на протяжении первых месяцев 2024 года поставлялось в Турцию и Китай в соотношении 1:19. Поэтому даже рост турецких отгрузок на 4% не компенсировал 16%-го спада поставок в Поднебесную. А значит, предложение на российском рынке продолжит расти.
Сдерживающим фактором может стать принятый на неделе Госдумой в первом чтении законопроект, предусматривающий повышение НДПИ на ряд полезных ископаемых. Среди них рост налога на добычу железной руды (с 4,8% до 6,7%), который обойдется производителям в 23 млрд рублей в год.