Платиноиды пытаются разглядеть признаки "светлого будущего" |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
19.01.2022
Платиноиды пытаются разглядеть признаки "светлого будущего"
Слабый спрос в автомобильной отрасли, «подпитываемый» нехваткой полупроводниковых компонентов, в 2022 г. с большой вероятностью будет продолжать давление на цены металлов платиновой группы (PGM, platinum group metals). Эти металлы применяются в автомобильных катализаторах, и очевидно, что возможное снижение производства автомобилей беспокоит рынок.
Во втором полугодии 2021 г. цены на PGM достаточно быстро снижались, после чего в ноябре-декабре вышли на некоторое плато. Ослабление цен на PGM стало негативным эффектом очевидной и весьма долгой нехватки электронных компонентов для пассажирских транспортных средств. За период с 1 октября по 10 декабря цены на платину сдрейфовали вниз на 2% с $972 до $954 за унцию, цены на палладий с $1904 до $1813 за унцию, «траектория» цен на родий было такой же. К сожалению, сохранение подобного тренда в 2022 г. весьма вероятно – т.к. несмотря на периодически появляющиеся сообщения о восстановлении производства пассажирских автомобилей, с уверенностью об этом говорить пока рано. Более того, существует вероятность сокращения производства авто, если дефицит электронных компонентов сохранится.
Согласно прогнозам WPIC (World Platinum Investment Council, Мировой совет по инвестициям в платину) использование данного металла в 2021 г. могло составить 7,3 млн. унций (1 унция равна 31,10347 грамм), из этого объёма 2,7 млн. унций, или около 36%, приходилось на сектор автомобилестроения. Доля спроса на родий в этом секторе заметно выше – по оценке известнейшего немецкого производителя тонкой химической продукции компании Heraeus при общем спросе на родий в 2021 г. около 1,06 млн. унций его потребление в автомобильных катализаторах, вероятно, составит, не менее 89% от общего объёма.
Как отмечается в текущем обзоре Heraeus дефицит полупроводниковых электронных компонентов может повлиять в мировом масштабе на производство примерно 9,6 млн. лёгких транспортных средств. Прежние прогнозы были намного более пессимистичны, но, несмотря на незначительное улучшение ситуации в отрасли в целом, и в секторе производства автомобильной электроники в частности, до второго полугодия 2022 г. перебои в этом секторе сохранятся, и маловероятно, что до 2023 г. удастся «прикрыть пробелы» поставок этих компонентов.
По уточнённым данным Вольво в третьем квартале прошедшего года компании пришлось сократить производство авто на 50 тыс., а по предварительным оценкам Фольксваген в 2021 г. по причине нехватки полупроводниковых компонентов годовое производство транспортных средств «недосчитается» как минимум 1 млн. авто.
Недопроизводство в автомобильной отрасли приводит к очевидному смягчению мирового спроса на металлы платиновой группы, и, как следствие, к снижению спроса на них у частных инвесторов. В начале глобального распространения COVID-19 многие торговцы сочли инвестиции в рынок драгоценных металлов «островком безопасности» по сравнению с традиционными активами, но с развитием кризисной ситуации в 2021 г. по оценкам WPIC инвестиционный спрос на металлы платиновой группы упал на 86%.
Несмотря на такую непростую ситуацию, в 2022 г. вероятен рост поставок этих металлов, все ведущие производители прогнозируют рост добывающего и рафинирующего производства. Южноафриканская Tharisa, производитель и хрома, и PGM, планирует повысить производство всех драгметаллов на 7%, а Impala Platinum ожидает настоящего взлёта общего производства на 44%, в т.ч. и на рафинированную законченную продукцию. Anglo American Platinum также повысила прогноз производства в 2022 г. такой продукции с первоначальных 4,8-5,0 млн. унций до 5,0-5,1 млн. унций.
Ожидаемое на какой-то период дальнейшее ослабление спроса на металлы платиновой группы в автомобилестроении может быть компенсировано ростом спроса на них в средне- или долгосрочной перспективе с развитием многообещающей «водородной» экономики, особенно перспективным выглядит спрос на иридий и платину. Оба металла используются в катализаторных устройствах в водородных топливных элементах, при современных технологиях иридий и платина жизненно важны для таких элементов. В США оба металлы были внесены в так называемый список минералов критического для страны значения (critical minerals list), что подчёркивает их роль в доктрине будущей энергетики.
По данным Международного энергетического агентства катализаторы в электролизерах с мембранами протонного обмена (proton-exchange membrane electrolyser, PEM) требуют около 1 т платины и иридия на каждый «совокупный» гигаватт мощности. К 2030 г. спрос на водород может достигнуть 105 млн. тонн – к этому времени, если бы всё электролизёры использовали вышеупомянутые мембраны, спрос на металлы платиновой группы увеличился бы до 63 тыс. тонн в год. В настоящее время PEM-технология применяется только в 31% электролизёрных устройств, 61% составляют щелочные электролизёры, использующие никель вместо металлы платиновой группы.
Во втором полугодии 2021 г. цены на PGM достаточно быстро снижались, после чего в ноябре-декабре вышли на некоторое плато. Ослабление цен на PGM стало негативным эффектом очевидной и весьма долгой нехватки электронных компонентов для пассажирских транспортных средств. За период с 1 октября по 10 декабря цены на платину сдрейфовали вниз на 2% с $972 до $954 за унцию, цены на палладий с $1904 до $1813 за унцию, «траектория» цен на родий было такой же. К сожалению, сохранение подобного тренда в 2022 г. весьма вероятно – т.к. несмотря на периодически появляющиеся сообщения о восстановлении производства пассажирских автомобилей, с уверенностью об этом говорить пока рано. Более того, существует вероятность сокращения производства авто, если дефицит электронных компонентов сохранится.
Согласно прогнозам WPIC (World Platinum Investment Council, Мировой совет по инвестициям в платину) использование данного металла в 2021 г. могло составить 7,3 млн. унций (1 унция равна 31,10347 грамм), из этого объёма 2,7 млн. унций, или около 36%, приходилось на сектор автомобилестроения. Доля спроса на родий в этом секторе заметно выше – по оценке известнейшего немецкого производителя тонкой химической продукции компании Heraeus при общем спросе на родий в 2021 г. около 1,06 млн. унций его потребление в автомобильных катализаторах, вероятно, составит, не менее 89% от общего объёма.
Как отмечается в текущем обзоре Heraeus дефицит полупроводниковых электронных компонентов может повлиять в мировом масштабе на производство примерно 9,6 млн. лёгких транспортных средств. Прежние прогнозы были намного более пессимистичны, но, несмотря на незначительное улучшение ситуации в отрасли в целом, и в секторе производства автомобильной электроники в частности, до второго полугодия 2022 г. перебои в этом секторе сохранятся, и маловероятно, что до 2023 г. удастся «прикрыть пробелы» поставок этих компонентов.
По уточнённым данным Вольво в третьем квартале прошедшего года компании пришлось сократить производство авто на 50 тыс., а по предварительным оценкам Фольксваген в 2021 г. по причине нехватки полупроводниковых компонентов годовое производство транспортных средств «недосчитается» как минимум 1 млн. авто.
Недопроизводство в автомобильной отрасли приводит к очевидному смягчению мирового спроса на металлы платиновой группы, и, как следствие, к снижению спроса на них у частных инвесторов. В начале глобального распространения COVID-19 многие торговцы сочли инвестиции в рынок драгоценных металлов «островком безопасности» по сравнению с традиционными активами, но с развитием кризисной ситуации в 2021 г. по оценкам WPIC инвестиционный спрос на металлы платиновой группы упал на 86%.
Несмотря на такую непростую ситуацию, в 2022 г. вероятен рост поставок этих металлов, все ведущие производители прогнозируют рост добывающего и рафинирующего производства. Южноафриканская Tharisa, производитель и хрома, и PGM, планирует повысить производство всех драгметаллов на 7%, а Impala Platinum ожидает настоящего взлёта общего производства на 44%, в т.ч. и на рафинированную законченную продукцию. Anglo American Platinum также повысила прогноз производства в 2022 г. такой продукции с первоначальных 4,8-5,0 млн. унций до 5,0-5,1 млн. унций.
Ожидаемое на какой-то период дальнейшее ослабление спроса на металлы платиновой группы в автомобилестроении может быть компенсировано ростом спроса на них в средне- или долгосрочной перспективе с развитием многообещающей «водородной» экономики, особенно перспективным выглядит спрос на иридий и платину. Оба металла используются в катализаторных устройствах в водородных топливных элементах, при современных технологиях иридий и платина жизненно важны для таких элементов. В США оба металлы были внесены в так называемый список минералов критического для страны значения (critical minerals list), что подчёркивает их роль в доктрине будущей энергетики.
По данным Международного энергетического агентства катализаторы в электролизерах с мембранами протонного обмена (proton-exchange membrane electrolyser, PEM) требуют около 1 т платины и иридия на каждый «совокупный» гигаватт мощности. К 2030 г. спрос на водород может достигнуть 105 млн. тонн – к этому времени, если бы всё электролизёры использовали вышеупомянутые мембраны, спрос на металлы платиновой группы увеличился бы до 63 тыс. тонн в год. В настоящее время PEM-технология применяется только в 31% электролизёрных устройств, 61% составляют щелочные электролизёры, использующие никель вместо металлы платиновой группы.