Дмитрий Пумпянский рассказал на Конгрессе РАН о вызовах будущего для машиностроения и металлургии |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
17.12.2021
Дмитрий Пумпянский рассказал на Конгрессе РАН о вызовах будущего для машиностроения и металлургии
Председатель Совета директоров Трубной Металлургической Компании (ТМК), президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский выступил на Российском научно-техническом конгрессе «Направления национального научно-технологического прорыва 2030», который провела Российская академия наук (РАН). Он представил основные технологические вызовы, которые стоят перед железнодорожным машиностроением и металлургией, в том числе трубной отраслью, а также обозначил пути скорейшего создания и вывода на рынок новых разработок.
Одним из основных направлений развития железнодорожного транспорта является создание высокоскоростных магистралей и поездов. Дмитрий Пумпянский отметил, что для бесперебойного функционирования высокоскоростного сообщения необходимо обеспечить систему безопасности и передачи данных, которыми будут обмениваться «умные» технические средства. Также требуется соответствующая инфраструктура, технологические решения для создания нового подвижного состава и усовершенствование классической схемы колесо-рельс, чтобы обеспечить комфортное и безопасное движение на скорости свыше 400 км/ч. «Предстоит также повысить надежность и безопасность подвижного состава, построить действительно «умную» сеть железных дорог, разработать новые виды движителей», — сказал Дмитрий Пумпянский.
Он напомнил, что в Научно-техническом центре (НТЦ) ТМК и Группы Синара идет разработка российского высокоскоростного электропоезда, который будет производиться на заводе «Уральские локомотивы» — совместном предприятии Группы Синара и компании «Сименс» в Свердловской области. «Сейчас идет реализация этапа эскизного проекта разработки, он будет закончен в 2022 году. Выход первого поезда планируется в 2027 году, а его испытания и сертификация — в 2028 году. Технологическим партнером в этом проекте выступает компания «Сименс», а вся интеллектуальная собственность будет принадлежать предприятиям Российской Федерации, в том числе РЖД», — заявил Дмитрий Пумпянский.
Перед металлургией и трубной отраслью, в свою очередь, стоят задачи по снижению энергопотребления, сокращению углеродного следа и уменьшению удельного воздействия на окружающую среду. Дмитрий Пумпянский отметил, что эти цели могут быть достигнуты одновременно с созданием новых материалов и продуктов с принципиально новыми характеристиками.
Он напомнил, что на протяжении последних десяти лет ТМК развивала технологии трубного производства для обеспечения импортозамещения, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Были разработаны и внедрены технологии производства высококачественных стальных труб — как сварных, так и бесшовных — для эксплуатации в экстремальных климатических условиях, агрессивных средах, при высоких температурах и давлении. В ТМК работа по созданию таких продуктов сосредоточена в корпоративных научных центрах — Русском научно-исследовательском институте трубной промышленности (РусНИТИ) в Челябинске и НТЦ ТМК в «Сколково».
Для создания инновационной продукции и модернизации производства компания активно внедряет сквозные цифровые технологии, в том числе алгоритмы искусственного интеллекта и большие данные, которые используются в рамках цифровой трансформации производства ТМК. На предприятиях также применяются алгоритмы компьютерного зрения и глубокого обучения для решения задач, связанных с производственными процессами и системами дополнительного контроля. Эти технологии позволяют решать задачи по детекции и классификации объектов на изображении, контролировать качество сырья и распознавать в нем опасные объекты.
«Эффект от внедрения таких проектов сложно переоценить, поскольку помимо влияния непосредственно на экономику это оказывает позитивное воздействие на безопасность труда и в значительной мере автоматизирует производство. Мы прогнозируем потенциальный эффект в размере от полумиллиарда рублей в 2022 году с утроением этого эффекта к концу 2023 года», — сказал Дмитрий Пумпянский.
Он отметил, что для реализации научно-технологического прорыва на национальном уровне необходимо повысить скорость внедрения и вывода на рынок инновационных разработок. Для этого требуется концентрация цепочки создания новых продуктов в научно-производственных комплексах, а также сотрудничество с научной средой. Так, ТМК решает задачи по созданию инновационной продукции во взаимодействии с фундаментальной наукой — институтами РАН, научно-исследовательскими и проектными институтами металлургической и нефтяной отраслей, ключевыми технологическими вузами страны. Среди партнеров компании — Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова и ряд институтов Уральского отделения РАН (Институт физики металлов имени М.Н. Михеева, Институт металлургии).
«С учеными РАН мы успешно начали работу по анализу технологии выплавки и внепечной обработки нержавеющих сталей на Волжском трубном заводе, входящем в ТМК, — этот новый для нас вид продукции очень важен для нас. Впереди разработка и освоение самого современного и крупного в России производства стали и плоского проката из широчайшего спектра нержавеющих марок стали по российским и международным стандартам на вновь создаваемых мощностях Русской нержавеющей компании», — подчеркнул Дмитрий Пумпянский.
При этом он отметил, что компания считает необходимым более активными темпами развивать сотрудничество промышленности и науки. «Комплексные и сложные задачи в промышленности невозможно решить только лишь силами корпоративной науки. Масштабные промышленные проекты реализуются благодаря совместной работе многих научно-исследовательских организаций и производителей», — сказал Дмитрий Пумпянский.
Одним из основных направлений развития железнодорожного транспорта является создание высокоскоростных магистралей и поездов. Дмитрий Пумпянский отметил, что для бесперебойного функционирования высокоскоростного сообщения необходимо обеспечить систему безопасности и передачи данных, которыми будут обмениваться «умные» технические средства. Также требуется соответствующая инфраструктура, технологические решения для создания нового подвижного состава и усовершенствование классической схемы колесо-рельс, чтобы обеспечить комфортное и безопасное движение на скорости свыше 400 км/ч. «Предстоит также повысить надежность и безопасность подвижного состава, построить действительно «умную» сеть железных дорог, разработать новые виды движителей», — сказал Дмитрий Пумпянский.
Он напомнил, что в Научно-техническом центре (НТЦ) ТМК и Группы Синара идет разработка российского высокоскоростного электропоезда, который будет производиться на заводе «Уральские локомотивы» — совместном предприятии Группы Синара и компании «Сименс» в Свердловской области. «Сейчас идет реализация этапа эскизного проекта разработки, он будет закончен в 2022 году. Выход первого поезда планируется в 2027 году, а его испытания и сертификация — в 2028 году. Технологическим партнером в этом проекте выступает компания «Сименс», а вся интеллектуальная собственность будет принадлежать предприятиям Российской Федерации, в том числе РЖД», — заявил Дмитрий Пумпянский.
Перед металлургией и трубной отраслью, в свою очередь, стоят задачи по снижению энергопотребления, сокращению углеродного следа и уменьшению удельного воздействия на окружающую среду. Дмитрий Пумпянский отметил, что эти цели могут быть достигнуты одновременно с созданием новых материалов и продуктов с принципиально новыми характеристиками.
Он напомнил, что на протяжении последних десяти лет ТМК развивала технологии трубного производства для обеспечения импортозамещения, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Были разработаны и внедрены технологии производства высококачественных стальных труб — как сварных, так и бесшовных — для эксплуатации в экстремальных климатических условиях, агрессивных средах, при высоких температурах и давлении. В ТМК работа по созданию таких продуктов сосредоточена в корпоративных научных центрах — Русском научно-исследовательском институте трубной промышленности (РусНИТИ) в Челябинске и НТЦ ТМК в «Сколково».
Для создания инновационной продукции и модернизации производства компания активно внедряет сквозные цифровые технологии, в том числе алгоритмы искусственного интеллекта и большие данные, которые используются в рамках цифровой трансформации производства ТМК. На предприятиях также применяются алгоритмы компьютерного зрения и глубокого обучения для решения задач, связанных с производственными процессами и системами дополнительного контроля. Эти технологии позволяют решать задачи по детекции и классификации объектов на изображении, контролировать качество сырья и распознавать в нем опасные объекты.
«Эффект от внедрения таких проектов сложно переоценить, поскольку помимо влияния непосредственно на экономику это оказывает позитивное воздействие на безопасность труда и в значительной мере автоматизирует производство. Мы прогнозируем потенциальный эффект в размере от полумиллиарда рублей в 2022 году с утроением этого эффекта к концу 2023 года», — сказал Дмитрий Пумпянский.
Он отметил, что для реализации научно-технологического прорыва на национальном уровне необходимо повысить скорость внедрения и вывода на рынок инновационных разработок. Для этого требуется концентрация цепочки создания новых продуктов в научно-производственных комплексах, а также сотрудничество с научной средой. Так, ТМК решает задачи по созданию инновационной продукции во взаимодействии с фундаментальной наукой — институтами РАН, научно-исследовательскими и проектными институтами металлургической и нефтяной отраслей, ключевыми технологическими вузами страны. Среди партнеров компании — Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова и ряд институтов Уральского отделения РАН (Институт физики металлов имени М.Н. Михеева, Институт металлургии).
«С учеными РАН мы успешно начали работу по анализу технологии выплавки и внепечной обработки нержавеющих сталей на Волжском трубном заводе, входящем в ТМК, — этот новый для нас вид продукции очень важен для нас. Впереди разработка и освоение самого современного и крупного в России производства стали и плоского проката из широчайшего спектра нержавеющих марок стали по российским и международным стандартам на вновь создаваемых мощностях Русской нержавеющей компании», — подчеркнул Дмитрий Пумпянский.
При этом он отметил, что компания считает необходимым более активными темпами развивать сотрудничество промышленности и науки. «Комплексные и сложные задачи в промышленности невозможно решить только лишь силами корпоративной науки. Масштабные промышленные проекты реализуются благодаря совместной работе многих научно-исследовательских организаций и производителей», — сказал Дмитрий Пумпянский.