Казахстан – Россия: лом раздора |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
18.09.2020
Казахстан – Россия: лом раздора
Запрет на экспорт металлического лома, введенный властями Казахстана в июне текущего года, привел к дефициту сырья на российских металлургических заводах. Особенно сильно пострадал Магнитогорский металлургический комбинат, который из Казахстана получает треть сырья. Россия подала жалобу в Евразийскую экономическую комиссию. Как следует из письма Минэкономразвития РФ, действия Казахстана нарушают договоренности между странами в рамках ЕАЭС и «негативно сказываются на статусе союза как интеграционного объединения с эффективно действующими механизмами оперативного разрешения проблемных ситуаций».
Официальный Нур-Султан заявил об отсутствии каких-либо ограничений, за исключением действующего с 2018 года и заканчивающегося в октябре текущего года запрета на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов автомобильным транспортом. Тем не менее «дочка» «Казахстанских железных дорог» «КТЖ-Грузовые перевозки» издала приказ, с 10 июня запрещающий на неопределенный срок прием к перевозке вагонов с отправляемым на экспорт, в том числе в Россию, металлическим ломом.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК пояснили, что «с учетом складывающейся ситуации пандемии коронавирусной инфекции, которая оказала крайне негативное влияние на экономику страны, важным для нас является поддержать отечественные металлургические предприятия в обеспечении их сырьем в виде лома и отходов черных и цветных металлов и минимизировать технологические простои».
По данным Минэкономразвития, в 2019 году доля Казахстана в российском импорте лома составила более 90% (972,54 тыс. тонн). В первые пять месяцев 2020 года объёмы поставок оставались на прежнем уровне, но в мае упали в 3 раза. В июне, согласно таможенной статистике, общий экспорт лома черных металлов из Казахстана составил всего 12,6 тыс. тонн, из которых 9,2 тыс. тонн – в Россию. По отношению к маю объемы поставок снизились на 60%, а в годовом исчислении – на 85%. Финансовые потери оказались еще более катастрофическими. Так, если в первом полугодии 2019 года экспорт лома принес Казахстану 125,4 млн долларов, то в аналогичном периоде текущего года всего 45,4 млн.
Отметим, что крупные металлургические предприятия лоббируют введение запрета на экспорт металлолома из Казахстана уже более 15 лет, мотивируя его критической нехваткой. Так, в начале 2005 года владеющий АО «АрселорМиттал Темиртау» Лакшми Миттал обратился к президенту Нурсултану Назарбаеву с жалобой на то, что ему приходится импортировать металлолом, поскольку казахстанские заготовители вывозят его за границу. Однако проведенное расследование не только не подтвердило наличие «ломового» дефицита, но и вскрыло факты как скупки лома Карагандинским металлургическим комбинатом у отечественных предпринимателей по заниженным ценам, так и многомесячных задержек расчетов.
После ряда безуспешных попыток в декабре 2013 года – опять же с подачи металлургических предприятий, которые эмоционально заявляли, что они испытывают острый дефицит лома черных металлов и это ставит под угрозу их производство, – был введен первый временный мораторий на вывоз черного лома. В 2018 году запрет на экспорт был снят, но признан нелегальным вывоз лома автомобильным транспортом.
Последствия таких правительственных решений, как и полагали в ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии», оказались более чем серьезны – отрасль заготовки лома оказалась практически разрушена. В частности, поскольку полноценных локальных потребителей лома в западных и северо-западных регионах Казахстана нет и ломосборка ориентирована на экспорт либо в Иран через порт Актау, либо автомобильным транспортом в сопредельные области России, то ломозаготовители столкнулись с проблемой сбыта.
Каждый год в РК образуется около 5 млн тонн металлического лома: в утиль идут старые машины, станки, стальные конструкции и т. д. В ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» утверждают, что «лома в стране существенно больше, чем необходимо металлургическим предприятиям, их потребности полностью закрывались. Другими словами, оснований для запрета экспорта нет».
Объемы собираемого в республике металлолома оцениваются в 3,5 млн т в год. При этом максимальное внутреннее потребление в 2011 г. составило около 1,7 млн тонн, объемы экспорта достигали 2 млн тонн в год. Между тем в 2012 году было переработано 1,37 млн тонн, в 2013-м – 0,83 млн тонн, в 2014-м – 0,95 млн тонн. А ведь в 2015 году планировалось переработать 5,9 млн тонн лома.
В правительстве полагали, что запрет на экспорт лома стимулирует развитие перерабатывающих мощностей и весь лом будут перерабатывать исключительно в Казахстане. В Мининдустрии даже подсчитали, что за экспорт изготовленных из лома изделий государство получит как минимум в четыре раза больше прибыли. Необходимо лишь наладить в стране промышленную переработку металлолома, построив новые заводы, поскольку действующие с имеющимся объемом лома не справляются.
По факту упали не только цены на черный металлолом, ухудшилось качество лома, снизились его закупки, прекратились инвестиции в новые мощности по переработке лома, закрылись десятки заготовительных компаний, заработка лишились тысячи первичных сборщиков лома. При этом затраты металлургов на производство стали из лома выросли, объемы ее производства сократились. Так, уже через два года после введения запрета металлурги вдвое снизили производство, а KSP Steel – основной лоббист запрета – уменьшил производство в три раза! Если до запретов в 2011 году он переработал около 1 млн тонн, то в 2015 году – только 300 тыс. тонн.
В 2017 году возглавлявший тогда МИИР Женис Касымбек принял решение отменить запрет и пообещал, что больше его вводить не будут. Увы… Едва министр покинул пост, как в ведомстве снова заговорили о запрете экспорта лома. Ломозаготовители уверены в том, что произошел перекос в сторону поддержки крупных металлургических предприятий – потребителей лома, а они сами получили только негативный эффект: сужение рынка, закрытие предприятий, растущую монополизацию отрасли. При сохранении такой тенденции, оставшись без сырья, пострадают и сами металлурги.
Необходимо понимать, что лом ржавеет, содержащиеся в нем вредные вещества, попадая в грунтовые воды, наносят вред экологии. Поэтому его нужно собирать как можно больше и, обеспечив через долгосрочные контракты с ломозаготовительными компаниями стабильную и бесперебойную работу отечественных металлургических предприятий, продавать куда угодно. При этом следует принять подзаконные акты для максимальной легализации теневого сектора рынка лома, чтобы он стал приносить прибыль экономике страны.
Запрет – не рыночная мера, он только тормозит и ничего не улучшает. В последнем случае он вызван стремлением поддержать ряд крупных металлургических компаний – потребителей лома (таких как АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «KSP Steel», ТОО «Ferrum-Vtor», ТОО «Кастинг»), которые и придумали дефицит лома, чтобы ввести запрет. И это понятно. Пролоббированное ими закрытие границы роняет цены на лом. Металлургические предприятия стали получить дешевый лом, поскольку, пользуясь монопольным положением, могут навязывать свои закупочные цены, попутно выдавливая с рынка мелких и средних его участников.
Однако цена должна быть рыночной, а ломозаготовители иметь возможность продавать излишки на внешние рынки. В числе других спасательных мер для металлозаготовки эксперты предлагают снижение экспортной пошлины и отмену НДС на импорт.
Эксперты сомневаются в доведении конфликта России и Казахстана до экономического суда ЕАЭС и полагают, что вопрос будет решен либо на двухсторонних переговорах, либо на коллегии ЕЭК. Безусловно, легче договориться с Россией, чем выходить на Иран, Украину, Турцию.
Точка в затянувшемся споре между сборщиками лома и его потребителями пока не поставлена. Главное, ломозаготовителям и металлургам нужно научиться конкурировать за счет своих ресурсов, грамотной маркетинговой политики и менеджмента. Металлургическим же компаниям осознать, что закупать лом на свободном рынке гораздо выгоднее, чем иметь свою заготовительную сеть.
Сергей СМИРНОВ
Официальный Нур-Султан заявил об отсутствии каких-либо ограничений, за исключением действующего с 2018 года и заканчивающегося в октябре текущего года запрета на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов автомобильным транспортом. Тем не менее «дочка» «Казахстанских железных дорог» «КТЖ-Грузовые перевозки» издала приказ, с 10 июня запрещающий на неопределенный срок прием к перевозке вагонов с отправляемым на экспорт, в том числе в Россию, металлическим ломом.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК пояснили, что «с учетом складывающейся ситуации пандемии коронавирусной инфекции, которая оказала крайне негативное влияние на экономику страны, важным для нас является поддержать отечественные металлургические предприятия в обеспечении их сырьем в виде лома и отходов черных и цветных металлов и минимизировать технологические простои».
По данным Минэкономразвития, в 2019 году доля Казахстана в российском импорте лома составила более 90% (972,54 тыс. тонн). В первые пять месяцев 2020 года объёмы поставок оставались на прежнем уровне, но в мае упали в 3 раза. В июне, согласно таможенной статистике, общий экспорт лома черных металлов из Казахстана составил всего 12,6 тыс. тонн, из которых 9,2 тыс. тонн – в Россию. По отношению к маю объемы поставок снизились на 60%, а в годовом исчислении – на 85%. Финансовые потери оказались еще более катастрофическими. Так, если в первом полугодии 2019 года экспорт лома принес Казахстану 125,4 млн долларов, то в аналогичном периоде текущего года всего 45,4 млн.
Отметим, что крупные металлургические предприятия лоббируют введение запрета на экспорт металлолома из Казахстана уже более 15 лет, мотивируя его критической нехваткой. Так, в начале 2005 года владеющий АО «АрселорМиттал Темиртау» Лакшми Миттал обратился к президенту Нурсултану Назарбаеву с жалобой на то, что ему приходится импортировать металлолом, поскольку казахстанские заготовители вывозят его за границу. Однако проведенное расследование не только не подтвердило наличие «ломового» дефицита, но и вскрыло факты как скупки лома Карагандинским металлургическим комбинатом у отечественных предпринимателей по заниженным ценам, так и многомесячных задержек расчетов.
После ряда безуспешных попыток в декабре 2013 года – опять же с подачи металлургических предприятий, которые эмоционально заявляли, что они испытывают острый дефицит лома черных металлов и это ставит под угрозу их производство, – был введен первый временный мораторий на вывоз черного лома. В 2018 году запрет на экспорт был снят, но признан нелегальным вывоз лома автомобильным транспортом.
Последствия таких правительственных решений, как и полагали в ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии», оказались более чем серьезны – отрасль заготовки лома оказалась практически разрушена. В частности, поскольку полноценных локальных потребителей лома в западных и северо-западных регионах Казахстана нет и ломосборка ориентирована на экспорт либо в Иран через порт Актау, либо автомобильным транспортом в сопредельные области России, то ломозаготовители столкнулись с проблемой сбыта.
Каждый год в РК образуется около 5 млн тонн металлического лома: в утиль идут старые машины, станки, стальные конструкции и т. д. В ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» утверждают, что «лома в стране существенно больше, чем необходимо металлургическим предприятиям, их потребности полностью закрывались. Другими словами, оснований для запрета экспорта нет».
Объемы собираемого в республике металлолома оцениваются в 3,5 млн т в год. При этом максимальное внутреннее потребление в 2011 г. составило около 1,7 млн тонн, объемы экспорта достигали 2 млн тонн в год. Между тем в 2012 году было переработано 1,37 млн тонн, в 2013-м – 0,83 млн тонн, в 2014-м – 0,95 млн тонн. А ведь в 2015 году планировалось переработать 5,9 млн тонн лома.
В правительстве полагали, что запрет на экспорт лома стимулирует развитие перерабатывающих мощностей и весь лом будут перерабатывать исключительно в Казахстане. В Мининдустрии даже подсчитали, что за экспорт изготовленных из лома изделий государство получит как минимум в четыре раза больше прибыли. Необходимо лишь наладить в стране промышленную переработку металлолома, построив новые заводы, поскольку действующие с имеющимся объемом лома не справляются.
По факту упали не только цены на черный металлолом, ухудшилось качество лома, снизились его закупки, прекратились инвестиции в новые мощности по переработке лома, закрылись десятки заготовительных компаний, заработка лишились тысячи первичных сборщиков лома. При этом затраты металлургов на производство стали из лома выросли, объемы ее производства сократились. Так, уже через два года после введения запрета металлурги вдвое снизили производство, а KSP Steel – основной лоббист запрета – уменьшил производство в три раза! Если до запретов в 2011 году он переработал около 1 млн тонн, то в 2015 году – только 300 тыс. тонн.
В 2017 году возглавлявший тогда МИИР Женис Касымбек принял решение отменить запрет и пообещал, что больше его вводить не будут. Увы… Едва министр покинул пост, как в ведомстве снова заговорили о запрете экспорта лома. Ломозаготовители уверены в том, что произошел перекос в сторону поддержки крупных металлургических предприятий – потребителей лома, а они сами получили только негативный эффект: сужение рынка, закрытие предприятий, растущую монополизацию отрасли. При сохранении такой тенденции, оставшись без сырья, пострадают и сами металлурги.
Необходимо понимать, что лом ржавеет, содержащиеся в нем вредные вещества, попадая в грунтовые воды, наносят вред экологии. Поэтому его нужно собирать как можно больше и, обеспечив через долгосрочные контракты с ломозаготовительными компаниями стабильную и бесперебойную работу отечественных металлургических предприятий, продавать куда угодно. При этом следует принять подзаконные акты для максимальной легализации теневого сектора рынка лома, чтобы он стал приносить прибыль экономике страны.
Запрет – не рыночная мера, он только тормозит и ничего не улучшает. В последнем случае он вызван стремлением поддержать ряд крупных металлургических компаний – потребителей лома (таких как АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «KSP Steel», ТОО «Ferrum-Vtor», ТОО «Кастинг»), которые и придумали дефицит лома, чтобы ввести запрет. И это понятно. Пролоббированное ими закрытие границы роняет цены на лом. Металлургические предприятия стали получить дешевый лом, поскольку, пользуясь монопольным положением, могут навязывать свои закупочные цены, попутно выдавливая с рынка мелких и средних его участников.
Однако цена должна быть рыночной, а ломозаготовители иметь возможность продавать излишки на внешние рынки. В числе других спасательных мер для металлозаготовки эксперты предлагают снижение экспортной пошлины и отмену НДС на импорт.
Эксперты сомневаются в доведении конфликта России и Казахстана до экономического суда ЕАЭС и полагают, что вопрос будет решен либо на двухсторонних переговорах, либо на коллегии ЕЭК. Безусловно, легче договориться с Россией, чем выходить на Иран, Украину, Турцию.
Точка в затянувшемся споре между сборщиками лома и его потребителями пока не поставлена. Главное, ломозаготовителям и металлургам нужно научиться конкурировать за счет своих ресурсов, грамотной маркетинговой политики и менеджмента. Металлургическим же компаниям осознать, что закупать лом на свободном рынке гораздо выгоднее, чем иметь свою заготовительную сеть.
Сергей СМИРНОВ