Транспортные проблемы тормозят добычу металлургического угля |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
24.05.2019
Транспортные проблемы тормозят добычу металлургического угля
Из квартальных отчетов выяснилось, что ряд угольщиков, в том числе «Мечел» и «Распадская», снижали добычу в начале года, чтобы разгрузить заполненные склады. «Мечел», сокративший добычу на 19% в январе—марте, объяснил заполнение складов дефицитом полувагонов в конце 2018 года. По мнению участников рынка и аналитиков, ситуация с полувагонами нормализовалась, сохранился лишь фактор их дороговизны, но и цена предоставления понемногу снижается. В ОАО РЖД отмечают рост объемов погрузки угля и разгрузку прирельсовых складов — они сейчас заполнены лишь на 53%.
«Мечел» сократил добычу угля на 19% в первом квартале в связи с необходимостью сокращения складских запасов, к концу года выросших до 1 млн тонн из-за дефицита полувагонов в Кузбассе и на южно-якутских производственных площадках, говорится в квартальном отчете компании. С начала года ритмичность отгрузок продукции восстановилась. «Мечел» обеспечивает 40% своих потребностей собственным парком в 10,8 тыс. полувагонов, остальные закрывает за счет привлечения парка, уточнил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
О заполненных складах ранее сообщала «Распадская»: в ее квартальном отчете говорилось, что это связано с рекордной добычей угля марки ГЖ. Добыча в первом квартале снизилась на 11% в «рамках установленного бюджетного плана». У СУЭК дефицит полувагонов привел к росту ставок аренды и проблемам с выполнением планов отгрузки угля, говорилось в ее годовом отчете.
В Промышленно-металлургическом холдинге заявили “Ъ”, что накопление складских запасов связано с тяжелой ситуацией на экспортном рынке.
«Ее усугубляет нежелание собственников подвижного состава ориентироваться на проблемы грузоотправителей, сокращать тарифы на перевозку угля»,— заявили “Ъ” в компании. Дефицит вагонов, полагают там, не является актуальной проблемой, «наоборот, наблюдаем пусть и локальный, но профицит». В «Сибантраците» отказались от комментариев, в КТК и Evraz не ответили на запрос “Ъ”. В январе в ОАО РЖД сообщали, что в декабре на складах у угольщиков скопилось 9,5 млн тонн угля, что равно девятидневному объему погрузки угля по всей сети (см. “Ъ” от 23 января).
Как угольные компании добиваются от ОАО РЖД скидок на перевозки
По словам Максима Худалова из АКРА, «Мечелу» могло не хватить вагонов, так как объем экспорта в восточном направлении существенно вырос. Кроме того, в четвертом квартале всегда образуется пробка в дальневосточных портах в связи с погодными условиями. «С другой стороны, разгрузка складских запасов — это позитивная история, поскольку влечет заморозку рабочего капитала и снижает риск пожара. Важно, что на фоне снижения добычи удалось незначительно нарастить реализацию угля внешним клиентам»,— подчеркнул эксперт.
Интерес грузоотправителей к поставкам в восточном направлении растет под влиянием сохранения благоприятной конъюнктуры угля на рынках АТР и ухудшением ее на европейских рынках.
Но инфраструктурные ограничения на БАМе и Транссибе, усугубляющиеся постоянным притоком вагонов на сеть, мешают вести отгрузку в желаемом темпе. ОАО РЖД еще в конце года предупредило угольщиков, что из-за интенсивных работ по инвестпрограмме закладывает в планы по погрузке угля на 2019 год рост на 3,5%, при этом на восточном направлении погрузку удастся нарастить лишь на 1,2%.
Почему РЖД ищет альтернативные пути экспорта угля
По оценкам господина Бурмистрова, дефицит парка полувагонов был нивелирован после закупки 39,2 тыс. единиц в прошлом году и более 14 тыс.— в этом. В результате грузоотправители, в том числе «Мечел», нормализовали ритмичность отгрузок и разгрузили склады. К концу второго квартала ставки предоставления полувагонов при перевозках угля из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока и Балтики начинают снижаться, есть предпосылки дальнейшего уменьшения, говорит эксперт.
В ОАО РЖД при этом говорят, что сейчас по Кузбасскому региону отмечают рост погрузки угля. «В частности, по итогам 22 дней мая кузбасскими грузоотправителями погружено 14,2 млн тонн с ростом к уровню мая прошлого года на 3,2%»,— говорят в компании. Наличие высокого спроса, обеспеченного достаточным количеством погрузочных ресурсов, подтверждается данными о снижении запасов готовой к вывозу продукции с прирельсовых складов, добавляют в ОАО РЖД. По состоянию на 22 мая остатки угля на прирельсовых складах снижены на 2,9% к уровню 1 мая и составляют 53% от их вместимости.
«Мечел» сократил добычу угля на 19% в первом квартале в связи с необходимостью сокращения складских запасов, к концу года выросших до 1 млн тонн из-за дефицита полувагонов в Кузбассе и на южно-якутских производственных площадках, говорится в квартальном отчете компании. С начала года ритмичность отгрузок продукции восстановилась. «Мечел» обеспечивает 40% своих потребностей собственным парком в 10,8 тыс. полувагонов, остальные закрывает за счет привлечения парка, уточнил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
О заполненных складах ранее сообщала «Распадская»: в ее квартальном отчете говорилось, что это связано с рекордной добычей угля марки ГЖ. Добыча в первом квартале снизилась на 11% в «рамках установленного бюджетного плана». У СУЭК дефицит полувагонов привел к росту ставок аренды и проблемам с выполнением планов отгрузки угля, говорилось в ее годовом отчете.
В Промышленно-металлургическом холдинге заявили “Ъ”, что накопление складских запасов связано с тяжелой ситуацией на экспортном рынке.
«Ее усугубляет нежелание собственников подвижного состава ориентироваться на проблемы грузоотправителей, сокращать тарифы на перевозку угля»,— заявили “Ъ” в компании. Дефицит вагонов, полагают там, не является актуальной проблемой, «наоборот, наблюдаем пусть и локальный, но профицит». В «Сибантраците» отказались от комментариев, в КТК и Evraz не ответили на запрос “Ъ”. В январе в ОАО РЖД сообщали, что в декабре на складах у угольщиков скопилось 9,5 млн тонн угля, что равно девятидневному объему погрузки угля по всей сети (см. “Ъ” от 23 января).
Как угольные компании добиваются от ОАО РЖД скидок на перевозки
По словам Максима Худалова из АКРА, «Мечелу» могло не хватить вагонов, так как объем экспорта в восточном направлении существенно вырос. Кроме того, в четвертом квартале всегда образуется пробка в дальневосточных портах в связи с погодными условиями. «С другой стороны, разгрузка складских запасов — это позитивная история, поскольку влечет заморозку рабочего капитала и снижает риск пожара. Важно, что на фоне снижения добычи удалось незначительно нарастить реализацию угля внешним клиентам»,— подчеркнул эксперт.
Интерес грузоотправителей к поставкам в восточном направлении растет под влиянием сохранения благоприятной конъюнктуры угля на рынках АТР и ухудшением ее на европейских рынках.
Но инфраструктурные ограничения на БАМе и Транссибе, усугубляющиеся постоянным притоком вагонов на сеть, мешают вести отгрузку в желаемом темпе. ОАО РЖД еще в конце года предупредило угольщиков, что из-за интенсивных работ по инвестпрограмме закладывает в планы по погрузке угля на 2019 год рост на 3,5%, при этом на восточном направлении погрузку удастся нарастить лишь на 1,2%.
Почему РЖД ищет альтернативные пути экспорта угля
По оценкам господина Бурмистрова, дефицит парка полувагонов был нивелирован после закупки 39,2 тыс. единиц в прошлом году и более 14 тыс.— в этом. В результате грузоотправители, в том числе «Мечел», нормализовали ритмичность отгрузок и разгрузили склады. К концу второго квартала ставки предоставления полувагонов при перевозках угля из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока и Балтики начинают снижаться, есть предпосылки дальнейшего уменьшения, говорит эксперт.
В ОАО РЖД при этом говорят, что сейчас по Кузбасскому региону отмечают рост погрузки угля. «В частности, по итогам 22 дней мая кузбасскими грузоотправителями погружено 14,2 млн тонн с ростом к уровню мая прошлого года на 3,2%»,— говорят в компании. Наличие высокого спроса, обеспеченного достаточным количеством погрузочных ресурсов, подтверждается данными о снижении запасов готовой к вывозу продукции с прирельсовых складов, добавляют в ОАО РЖД. По состоянию на 22 мая остатки угля на прирельсовых складах снижены на 2,9% к уровню 1 мая и составляют 53% от их вместимости.