Палладию обещают дальнейший рост цен |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
26.03.2019
Палладию обещают дальнейший рост цен
За прошедший календарный 2018 год дефицит палладия на мировом рынке значительно сузился. Поставки увеличились за счет продаж из запасов производителей, и вторичного предложения — от переработки ломов и отходов, а продолжающаяся массированная ликвидация активов ETF сдерживала спрос, следует из анализа Johnson Matthey (JM).
При этом, в текущем году дефицит может резко увеличится, а цена — вырасти до 2000 долларов за унцию, считают эксперты.
в 2018 году инвестиционный спрос сократился на 555 тысяч унций,
в 2017 году — на 386 тысяч унций,
в 2016 году — на 646 тысяч унций.
На конец прошлого года запасы в ETF оценивались в 730 тысяч унций.
Тем не менее, сохраняется основное долгосрочное несоответствие между добычей металла и промышленным потреблением. Спрос на автокатализаторы достиг рекордного уровня, а химическая промышленность показала исключительно высокую активность.
"Рынок приблизился к балансу в 2018 году. Однако, движения цен и доступность физического металла указывают на то, что рынок находится в структурном дефиците", — отмечают эксперты JM.
Продажи металла из РФ "Норникелем" выросли на 18%, включая продажи из Global Palladium Fund, которые компания произвела в 2017 году. При этом, JM пока основывается на предварительных данных и оценивает продажи из фонда в 160 тысяч унций.
Поставки палладия из ЮАР выросли в 2018 году за счет увеличения производства на месторождении Mogalakwena.
В Северной Америке производство попутного палладия с никелевых заводов было низким, но это достаточно компенсировали — запуск проекта Blitz компанией Stillwater, и увеличение производства на месторождении Lac des Iles компанией North American Palladium.
Поставки вторичного металла выросли на 10% по сравнению с 2017 годом, так как переработка автокатализаторов опять показала двузначный рост.
Автомобильный спрос на палладий в 2018 году опять поставил очередной исторический рекорд в 8,66 млн унций. Основной спрос для автопрома пришёлся на Китай — 2,117 млн унций, Северную Америку — 2,041 млн унций и Европу — 1,883 млн унций, против 2,179 млн унций, 2,053 млн унций, и 1,7 млн унций годом ранее соответственно.
Общий брутто-спрос на палладий по итогам года вырос на 1% до 10,12 млн унций, так как отток из ETF фондов был компенсирован увеличенным спросом в химической и автомобильной промышленностях.
Анализ данных о торговле по-прежнему поддерживает мнение, что профицит, созданный на рынке российским правительством в 1990-х и начале 2000-х годов, практически иссяк. Только с 2007 года, по оценкам JM, из запасов Швейцарии и Великобритании было продано около 11,5 млн унций (357,7 тонны) палладия.
"Несмотря на то, что мы уверены в существовании еще некоторых остаточных запасов металла, в том числе произведенных в советские годы и находящихся в Центральном банке РФ, трудно угадать, когда эти запасы будут представлены рынку", — отмечается в отчете.
По мнению экспертов JM, в 2019 году дефицит палладия может резко увеличиться. Основная причина, — сокращение запасов ETF в конце прошлого года, у фондов уже не осталось достаточно металла, чтобы преодолеть разрыв между промышленным спросом и предложением.
В текущем году ожидаются более жесткие законодательные меры, регулирующие вредные выбросы, которые будут стимулировать дальнейший рост спроса со стороны европейских и китайских автопроизводителей.
Несмотря на то, что извлечение палладия из лома автокатализаторов должно опять увеличиться, общее вторичное производство ожидается ниже, чем в 2018 году. При этом первичные поставки (добыча) останутся на прежнем уровне.
ЦЕНА
С конца прошлого года цена на палладий продолжает уверенно галопировать, и побила уже все мыслимые и немыслимые исторические рекорды. В ходе торгов 19 марта спотовая цена пробила плану в 1600 долларов за тройскую унцию, всего лишь месяц ранее она была 1500 долларов.
Новости из России поддерживают цену металла. В этом марте Минпромторг РФ сообщил о планах провести ряд совещаний с металлургами на тему ввода эмбарго на экспорт лома и отходов с содержанием драгоценных металлов.
"Динамика цен на палладий сейчас носит, скорее, спекулятивный характер", —уверен главный аналитик Промсвязьбанка Роман Антонов. По его мнению, скачку цен способствовало снижение физических запасов в ETF-фондах, что привело к росту фьючерсных цен над спотовыми. А вырасти до 1600 долларов помогли разговоры о том, что РФ может запретить экспорт лома драгметаллов.
В тоже время, продолжает Антонов, если обратить внимание на статистику начала 2019 года по продажам автомобилей в Китае, то ситуация не такая радужная: продажи в феврале упали на 13,8% г/г, а январе — на 15,8% г/г (в 2018 году было первое падение за последние 20 лет — на 5,8%). Слабо выглядят Европа и США, что ставит под сомнение тезис о сохраняющемся спросе.
"На мой взгляд, рынок палладия сейчас не учитывает макроэкономическую статистику и внешние факторы, поэтому не исключено, что цены поднимутся к 2000 долл/унция. Однако, чем выше будет цена, тем сильнее будет коррекционное падение, которое непременно наступит", — отметил Антонов.
В начале 2000-х годов мы уже наблюдали подобную картину, когда палладий стоил дороже платины и золота. Ценам потребовался год, чтобы вернутся к экономически обоснованным уровням. Сейчас для этого может потребоваться больше времени, так как растущие потребности металла в производстве электромобилей — долгосрочная перспектива, а добывающие компании, хоть и намерены увеличивать инвестиции в разработку новых месторождений, но ожидаемый эффект наступит только через 4-5 лет.
Однако в любом случае, в среднесрочной перспективе цены вернутся, если не ниже, то на сопоставимые с ценами на золото уровни.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что золото и палладий имеют шанс встретиться, но в долгосрочной перспективе, так как золото, скорее всего, продолжит расти в цене на увеличении спроса в период замедления развития мировой экономики.
К снижению цен на палладий может привести ослабление спроса на металл в автомобильной промышленности на фоне того же замедления развития мировой экономики. "Дальнейший рост цен будут сдерживать опасения по поводу возможной переориентации автопроизводителей на платину из-за дороговизны палладия. Впрочем, ниже 1000 долларов за унцию металл вряд ли упадет", — добавляет Соснова.
С начала 2019 года цены на палладий уже выросли на 30% — с 1200 долл/унция до 1570 долл/унция, в то время как золото подорожало лишь на 2% до 1310 долларов за унцию.
При этом, в текущем году дефицит может резко увеличится, а цена — вырасти до 2000 долларов за унцию, считают эксперты.
в 2018 году инвестиционный спрос сократился на 555 тысяч унций,
в 2017 году — на 386 тысяч унций,
в 2016 году — на 646 тысяч унций.
На конец прошлого года запасы в ETF оценивались в 730 тысяч унций.
Тем не менее, сохраняется основное долгосрочное несоответствие между добычей металла и промышленным потреблением. Спрос на автокатализаторы достиг рекордного уровня, а химическая промышленность показала исключительно высокую активность.
"Рынок приблизился к балансу в 2018 году. Однако, движения цен и доступность физического металла указывают на то, что рынок находится в структурном дефиците", — отмечают эксперты JM.
Продажи металла из РФ "Норникелем" выросли на 18%, включая продажи из Global Palladium Fund, которые компания произвела в 2017 году. При этом, JM пока основывается на предварительных данных и оценивает продажи из фонда в 160 тысяч унций.
Поставки палладия из ЮАР выросли в 2018 году за счет увеличения производства на месторождении Mogalakwena.
В Северной Америке производство попутного палладия с никелевых заводов было низким, но это достаточно компенсировали — запуск проекта Blitz компанией Stillwater, и увеличение производства на месторождении Lac des Iles компанией North American Palladium.
Поставки вторичного металла выросли на 10% по сравнению с 2017 годом, так как переработка автокатализаторов опять показала двузначный рост.
Автомобильный спрос на палладий в 2018 году опять поставил очередной исторический рекорд в 8,66 млн унций. Основной спрос для автопрома пришёлся на Китай — 2,117 млн унций, Северную Америку — 2,041 млн унций и Европу — 1,883 млн унций, против 2,179 млн унций, 2,053 млн унций, и 1,7 млн унций годом ранее соответственно.
Общий брутто-спрос на палладий по итогам года вырос на 1% до 10,12 млн унций, так как отток из ETF фондов был компенсирован увеличенным спросом в химической и автомобильной промышленностях.
Анализ данных о торговле по-прежнему поддерживает мнение, что профицит, созданный на рынке российским правительством в 1990-х и начале 2000-х годов, практически иссяк. Только с 2007 года, по оценкам JM, из запасов Швейцарии и Великобритании было продано около 11,5 млн унций (357,7 тонны) палладия.
"Несмотря на то, что мы уверены в существовании еще некоторых остаточных запасов металла, в том числе произведенных в советские годы и находящихся в Центральном банке РФ, трудно угадать, когда эти запасы будут представлены рынку", — отмечается в отчете.
По мнению экспертов JM, в 2019 году дефицит палладия может резко увеличиться. Основная причина, — сокращение запасов ETF в конце прошлого года, у фондов уже не осталось достаточно металла, чтобы преодолеть разрыв между промышленным спросом и предложением.
В текущем году ожидаются более жесткие законодательные меры, регулирующие вредные выбросы, которые будут стимулировать дальнейший рост спроса со стороны европейских и китайских автопроизводителей.
Несмотря на то, что извлечение палладия из лома автокатализаторов должно опять увеличиться, общее вторичное производство ожидается ниже, чем в 2018 году. При этом первичные поставки (добыча) останутся на прежнем уровне.
ЦЕНА
С конца прошлого года цена на палладий продолжает уверенно галопировать, и побила уже все мыслимые и немыслимые исторические рекорды. В ходе торгов 19 марта спотовая цена пробила плану в 1600 долларов за тройскую унцию, всего лишь месяц ранее она была 1500 долларов.
Новости из России поддерживают цену металла. В этом марте Минпромторг РФ сообщил о планах провести ряд совещаний с металлургами на тему ввода эмбарго на экспорт лома и отходов с содержанием драгоценных металлов.
"Динамика цен на палладий сейчас носит, скорее, спекулятивный характер", —уверен главный аналитик Промсвязьбанка Роман Антонов. По его мнению, скачку цен способствовало снижение физических запасов в ETF-фондах, что привело к росту фьючерсных цен над спотовыми. А вырасти до 1600 долларов помогли разговоры о том, что РФ может запретить экспорт лома драгметаллов.
В тоже время, продолжает Антонов, если обратить внимание на статистику начала 2019 года по продажам автомобилей в Китае, то ситуация не такая радужная: продажи в феврале упали на 13,8% г/г, а январе — на 15,8% г/г (в 2018 году было первое падение за последние 20 лет — на 5,8%). Слабо выглядят Европа и США, что ставит под сомнение тезис о сохраняющемся спросе.
"На мой взгляд, рынок палладия сейчас не учитывает макроэкономическую статистику и внешние факторы, поэтому не исключено, что цены поднимутся к 2000 долл/унция. Однако, чем выше будет цена, тем сильнее будет коррекционное падение, которое непременно наступит", — отметил Антонов.
В начале 2000-х годов мы уже наблюдали подобную картину, когда палладий стоил дороже платины и золота. Ценам потребовался год, чтобы вернутся к экономически обоснованным уровням. Сейчас для этого может потребоваться больше времени, так как растущие потребности металла в производстве электромобилей — долгосрочная перспектива, а добывающие компании, хоть и намерены увеличивать инвестиции в разработку новых месторождений, но ожидаемый эффект наступит только через 4-5 лет.
Однако в любом случае, в среднесрочной перспективе цены вернутся, если не ниже, то на сопоставимые с ценами на золото уровни.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что золото и палладий имеют шанс встретиться, но в долгосрочной перспективе, так как золото, скорее всего, продолжит расти в цене на увеличении спроса в период замедления развития мировой экономики.
К снижению цен на палладий может привести ослабление спроса на металл в автомобильной промышленности на фоне того же замедления развития мировой экономики. "Дальнейший рост цен будут сдерживать опасения по поводу возможной переориентации автопроизводителей на платину из-за дороговизны палладия. Впрочем, ниже 1000 долларов за унцию металл вряд ли упадет", — добавляет Соснова.
С начала 2019 года цены на палладий уже выросли на 30% — с 1200 долл/унция до 1570 долл/унция, в то время как золото подорожало лишь на 2% до 1310 долларов за унцию.