О налогах "Северстали" в Карелии и многом другом |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
13.01.2014
О налогах "Северстали" в Карелии и многом другом
Развенчивая мифы: Костомукшский ГОК, Карелия и налоги
Интервью с начальником Налогового управления Генеральной дирекции ОАО «Северсталь» О. Вагановой по теме консолидированной группы налогоплательщиков
Сегодня в общественном мнении Республики Карелия сложилось убеждение, что закон о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) – главная причина всех бед Карелии. В частности, якобы вступление в КГН «Карельского окатыша» лишило республику существенной части налога на прибыль, поступавшего от этого предприятия. Ваше мнение, каков смысл этого закона, почему он был принят?
С 1 января 2012 года в российской налоговой системе создан новый механизм налогообложения холдинговых структур, допускающий возможность консолидации взаимозависимых налогоплательщиков с целью уплаты налога на прибыль. В связи с этим, взаимозависимые участники «Северстали» на добровольной основе приняли решение о создании такой консолидированной группы налогоплательщиков.
Сразу уточню, что новые поправки к Налоговому кодексу выгодны, прежде всего, государству, поскольку они упрощают налоговое администрирование в отношении крупных российских компаний, имеющих большое количество «дочек». Налоговые органы стали рассматривать в качестве налогоплательщика компанию в целом, что намного проще и прозрачнее, и федеральные власти заинтересованы в этом. Среди представителей российского крупного бизнеса, создавших КГН, помимо «Северстали» числятся «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», ЛУКОЙЛ, «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «МегаФон», НЛМК, «Мечел» и многие другие.
Выгодно это и самому бизнесу. Для «Северстали» создание КГН в 2012 году и расширение Группы в 2013 году до 22 участников позволило повысить эффективность внутренних операций, снизить трудозатраты и сократить расходы на обоснование применения цен в сделках между участниками. Мы объединили и централизовали процедуры налогового администрирования, применяемые к участникам КГН, оптимизировали методики прогнозирования налога на прибыль.
Однако главный обоюдный плюс при формировании КГН для государства и для нас как крупной компании заключается в кардинальном улучшении прозрачности уплаты налога на прибыль в регионах присутствия предприятий «Северстали». При использовании механизма платежей КГН к нам в принципе не может быть вопросов со стороны налоговых органов на тему того, что мы якобы умышленно переплачиваем одним регионам за счет недоплаты другим.
В этом году мы действительно наблюдаем временное снижение выплат от Карельского окатыша в доходную часть бюджета Республики Карелия. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, сейчас в целом в России в металлургической отрасли кризисная ситуация, цены на стальную продукцию очень нестабильны, а на руду и коксующийся уголь продолжают падать. По окатышам, например, прогноз следующего года говорит о том, что цена может снизиться на 12-15%, а чем ниже цены, тем меньше прибыль Карельского Окатыша. Однако, если говорить о будущих поступлениях в Карельский региональный бюджет со стороны «Северстали», то они будут гораздо в меньшей степени зависеть от рыночных колебаний цен на окатыши. Отчисления по налогу на прибыль в рамках КГН распределяются между региональными бюджетами в зависимости от численности их сотрудников и стоимости основных фондов. Поэтому даже в ситуации, когда, например, цены на железорудное сырье или другую продукцию не позволяют получать доход конкретному предприятию, налог на прибыль в региональный бюджет все равно поступает за счет прибыли, получаемой всеми компаниями «Северстали». Говоря о Карелии, это, конечно, очень важно, поскольку наша компания является одним из крупнейших налогоплательщиков республики и одним из немногих предприятий, которое в настоящее время находится на плаву.
Во-вторых, сильное негативное влияние на прибыль «Северстали» в этом году оказали курсовые разницы. Значительная часть наших кредитов - в иностранной валюте, и, поскольку курс евро и доллара с начала года вырос, произошли переоценки в учете, который ведется в рублях. Поэтому у нас резко уменьшилась общая налогооблагаемая база. Если бы не было столь ощутимых курсовых разниц, прибыль нашей КГН была бы существенно выше.
Таким образом, винить во всем закон о КГН неправильно, это явно популистская позиция, которая не основывается на реальных финансово-экономических и рыночных факторах, влияющих на формирование прибыли, с которой предприятие уплачивает налог.
Если закон дает возможность самим крупным компаниям решать, создавать или нет КГН, то могла ли «Северсталь», учитывая серьезное положение в Республике Карелия, отказаться от создания консолидированной группы?
По закону компания сама решает, когда создавать КГН и какие компании включать в КГН, и в 2012 году, отказавшись от включения «Карельского окатыша» в КГН, мы как раз предоставили возможность Республике Карелия научиться бюджетировать свои расходы с учетом влияния КГН.
При этом в качестве альтернативы КГН мы рассматривали переход «Северстали» к одному единственному юридическому лицу. Однако и в этом случае компания платила бы налог на прибыль так же, как в КГН, то есть пропорционально численности сотрудников и стоимости основных фондов в соответствующем обособленном подразделении юридического лица. И уплата налога на прибыль была бы в точности аналогичной КГН.
Система КГН в России не уникальна, она действует во многих странах и признается оптимальной с точки зрения принципа распределения налоговых платежей.
По закону о КГН часть отчислений от консолидированной прибыли должна возвращаться в республику. Почему нет поступлений от КГН Северстали?
Вступив в КГН, «Карельский окатыш» остается одним из крупнейших и надежных налогоплательщиков в Карелии: с января по ноябрь 2013 года предприятие перечислило более 860 млн рублей налоговых платежей в консолидированный бюджет республики, в том числе более 112 млн рублей налога на прибыль от КГН «Северстали». Недавно проведенная выездная налоговая проверка деятельности предприятия не выявила существенных нарушений налогового законодательства.
В целом, налог на прибыль - это не панацея в условиях кризиса, так как кризис в первую очередь резко снижает прибыльность компаний и, соответственно, отчисления налога на прибыль. Сейчас многие предприятия вообще перестают платить налог на прибыль. При этом забывается, что «Северсталь» платит другие налоги, которые в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры – налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на имущество. И эти налоги Республика полностью получает.
Что касается КГН, то это справедливая организация распределения налогов, поскольку объем налоговых отчислений не зависит от перераспределения прибыли между компаниями «Северстали», вне зависимости от колебаний цен на сырье и конечную продукцию. Раньше у нас часто бывало, что, когда растут цены на сырье, больше зарабатывают предприятия ресурсного дивизиона, а металлурги теряют. Когда же уголь и железная руда дешевеют, ситуация прямо противоположная. А вот после создания КГН определяющее значение имеют результаты всей группы, и «Северсталь» в целом более устойчива к влиянию внешних факторов, чем каждое предприятие в отдельности. Так что в краткосрочной перспективе по налогу на прибыль отдельные регионы могут остаться как в плюсе, так и в минусе от введения КГН, но в долгосрочной выиграют все, получив стабильность: больше рабочих мест в регионе – больше налогов, меньше рабочих мест – меньше налогов.
Как бы Вы прокомментировали заявления о том, что Северсталь уводит прибыль в офшоры?
Эти заявления полностью не обоснованы и не соответствуют действительности. ОАО «Северсталь» зарегистрировано в Российской Федерации, в городе Череповец Вологодской области. Прибыль, которую компания зарабатывает на территории Российской Федерации, в полном объеме включается в налогооблагаемую базу КГН, с которой исчисляется налог на прибыль. В условиях действующего налогового законодательства, предусматривающего обязанность налогоплательщика по обоснованию цен по сделкам с лицами из офшорных юрисдикций, искусственно выводить прибыль на офшоры в принципе невозможно. Кроме того, «Северсталь» как публичная компания, операции которой подлежат аудиту по международным стандартам финансовой отчетности, не может допустить фиктивные сделки с лицами из офшоров.
Какова сейчас ситуация в металлургической отрасли, на что стоит рассчитывать в ближайшем будущем (2-3 года)?
Ситуация в нашей отрасли в ближайшие годы будет оставаться очень сложной. На фоне общего замедления экономического роста в мире и в России высока конкуренция, много избыточных мощностей. Более половины металлургических компаний в мире фактически убыточны и не могут обойтись без кредитов. Все это требует от участников рынка значительных усилий с точки зрения повышения эффективности и снижения затрат.
Каково положение Северстали по сравнению с конкурентами? Насколько можно быть уверенными, что «Карельский окатыш» не ожидает судьба, которая постигла многие предприятия Карелии?
Наша задача заключается в том, чтобы предприятие, работающее в изначально непростых горно-геологических условиях, выжило в сложной экономической обстановке и не только не снижало объемы производства, но продолжало развиваться, обеспечивая людей, а это около 3 800 сотрудников, работой.
В нынешних рыночных условиях действия компании «Северсталь» направлены на то, чтобы бороться с кризисом, находя самые эффективные пути управления активами и при этом не тратя деньги. На «Карельском окатыше» с этой целью мы реализуем программу «Идеальное предприятие», осуществляем замену дробилок на дробильно-обогатительной фабрике, реализуем проект раздельного обогащения руд, для чего на средства компании приобретаются думпкары и другое дополнительное оборудование, строятся дополнительные перегрузочные станции и складские помещения. Росту эффективности способствует и переход на консолидированную группу налогоплательщиков.
Благодаря КГН мы экономим на финансировании компании, не привлекаем дополнительных денег со стороны банков на обеспечение налоговых перечислений в бюджет. Если бы наши предприятия работали не в КГН, а порознь, на выплаты банкам, в том числе на проценты, тратилось бы гораздо больше. В этой связи КГН - это один из способов, чтобы сохранить предприятие, что жизненно важно для региона, поскольку «Карельский окатыш» является одним из крупнейших налогоплательщиков в Карелии.
Как вы оцениваете позицию руководства Карелии в отношениях между республикой и вашей компанией? Какими бы вы видели эти отношения?
Мы, конечно же, хотели бы конструктивных отношений, то есть когда люди садятся за стол переговоров, совместно обсуждают возникшие вопросы, обмениваются информацией, объясняют что кому нужно и почему, превентивно обсуждают, где расходятся позиции, и находят решение – как можно друг другу помочь, какие действия предпринять. И важно, чтобы это было все просто организовано - по электронной почте, по телефону. То есть обсудили оперативно, потом встречу провели при необходимости.
Поэтому нам необходимо, на мой взгляд, выстроить отношения с региональными властями по аналогии нашему взаимодействию с ФНС в рамках соглашения о горизонтальном мониторинге, заключенного между «Северсталью» и налоговыми органами. Аналогичный подход к организации работы позволил бы нам в оперативном порядке обмениваться информацией с региональными властями Карелии, в том числе предоставлять необходимую финансово-экономическую информацию о нашей компании.
Также, говоря об отношениях между республикой и компанией, я бы сказала, что нам надо учиться больше слушать друг друга, учиться договариваться. И стараться воздерживаться от обвинений. Мы со своей стороны открыты для сотрудничества и готовы вести конструктивный диалог с властями.
Вопросы задавал Георгий Долин
Интервью с начальником Налогового управления Генеральной дирекции ОАО «Северсталь» О. Вагановой по теме консолидированной группы налогоплательщиков
Сегодня в общественном мнении Республики Карелия сложилось убеждение, что закон о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) – главная причина всех бед Карелии. В частности, якобы вступление в КГН «Карельского окатыша» лишило республику существенной части налога на прибыль, поступавшего от этого предприятия. Ваше мнение, каков смысл этого закона, почему он был принят?
С 1 января 2012 года в российской налоговой системе создан новый механизм налогообложения холдинговых структур, допускающий возможность консолидации взаимозависимых налогоплательщиков с целью уплаты налога на прибыль. В связи с этим, взаимозависимые участники «Северстали» на добровольной основе приняли решение о создании такой консолидированной группы налогоплательщиков.
Сразу уточню, что новые поправки к Налоговому кодексу выгодны, прежде всего, государству, поскольку они упрощают налоговое администрирование в отношении крупных российских компаний, имеющих большое количество «дочек». Налоговые органы стали рассматривать в качестве налогоплательщика компанию в целом, что намного проще и прозрачнее, и федеральные власти заинтересованы в этом. Среди представителей российского крупного бизнеса, создавших КГН, помимо «Северстали» числятся «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», ЛУКОЙЛ, «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «МегаФон», НЛМК, «Мечел» и многие другие.
Выгодно это и самому бизнесу. Для «Северстали» создание КГН в 2012 году и расширение Группы в 2013 году до 22 участников позволило повысить эффективность внутренних операций, снизить трудозатраты и сократить расходы на обоснование применения цен в сделках между участниками. Мы объединили и централизовали процедуры налогового администрирования, применяемые к участникам КГН, оптимизировали методики прогнозирования налога на прибыль.
Однако главный обоюдный плюс при формировании КГН для государства и для нас как крупной компании заключается в кардинальном улучшении прозрачности уплаты налога на прибыль в регионах присутствия предприятий «Северстали». При использовании механизма платежей КГН к нам в принципе не может быть вопросов со стороны налоговых органов на тему того, что мы якобы умышленно переплачиваем одним регионам за счет недоплаты другим.
В этом году мы действительно наблюдаем временное снижение выплат от Карельского окатыша в доходную часть бюджета Республики Карелия. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, сейчас в целом в России в металлургической отрасли кризисная ситуация, цены на стальную продукцию очень нестабильны, а на руду и коксующийся уголь продолжают падать. По окатышам, например, прогноз следующего года говорит о том, что цена может снизиться на 12-15%, а чем ниже цены, тем меньше прибыль Карельского Окатыша. Однако, если говорить о будущих поступлениях в Карельский региональный бюджет со стороны «Северстали», то они будут гораздо в меньшей степени зависеть от рыночных колебаний цен на окатыши. Отчисления по налогу на прибыль в рамках КГН распределяются между региональными бюджетами в зависимости от численности их сотрудников и стоимости основных фондов. Поэтому даже в ситуации, когда, например, цены на железорудное сырье или другую продукцию не позволяют получать доход конкретному предприятию, налог на прибыль в региональный бюджет все равно поступает за счет прибыли, получаемой всеми компаниями «Северстали». Говоря о Карелии, это, конечно, очень важно, поскольку наша компания является одним из крупнейших налогоплательщиков республики и одним из немногих предприятий, которое в настоящее время находится на плаву.
Во-вторых, сильное негативное влияние на прибыль «Северстали» в этом году оказали курсовые разницы. Значительная часть наших кредитов - в иностранной валюте, и, поскольку курс евро и доллара с начала года вырос, произошли переоценки в учете, который ведется в рублях. Поэтому у нас резко уменьшилась общая налогооблагаемая база. Если бы не было столь ощутимых курсовых разниц, прибыль нашей КГН была бы существенно выше.
Таким образом, винить во всем закон о КГН неправильно, это явно популистская позиция, которая не основывается на реальных финансово-экономических и рыночных факторах, влияющих на формирование прибыли, с которой предприятие уплачивает налог.
Если закон дает возможность самим крупным компаниям решать, создавать или нет КГН, то могла ли «Северсталь», учитывая серьезное положение в Республике Карелия, отказаться от создания консолидированной группы?
По закону компания сама решает, когда создавать КГН и какие компании включать в КГН, и в 2012 году, отказавшись от включения «Карельского окатыша» в КГН, мы как раз предоставили возможность Республике Карелия научиться бюджетировать свои расходы с учетом влияния КГН.
При этом в качестве альтернативы КГН мы рассматривали переход «Северстали» к одному единственному юридическому лицу. Однако и в этом случае компания платила бы налог на прибыль так же, как в КГН, то есть пропорционально численности сотрудников и стоимости основных фондов в соответствующем обособленном подразделении юридического лица. И уплата налога на прибыль была бы в точности аналогичной КГН.
Система КГН в России не уникальна, она действует во многих странах и признается оптимальной с точки зрения принципа распределения налоговых платежей.
По закону о КГН часть отчислений от консолидированной прибыли должна возвращаться в республику. Почему нет поступлений от КГН Северстали?
Вступив в КГН, «Карельский окатыш» остается одним из крупнейших и надежных налогоплательщиков в Карелии: с января по ноябрь 2013 года предприятие перечислило более 860 млн рублей налоговых платежей в консолидированный бюджет республики, в том числе более 112 млн рублей налога на прибыль от КГН «Северстали». Недавно проведенная выездная налоговая проверка деятельности предприятия не выявила существенных нарушений налогового законодательства.
В целом, налог на прибыль - это не панацея в условиях кризиса, так как кризис в первую очередь резко снижает прибыльность компаний и, соответственно, отчисления налога на прибыль. Сейчас многие предприятия вообще перестают платить налог на прибыль. При этом забывается, что «Северсталь» платит другие налоги, которые в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры – налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на имущество. И эти налоги Республика полностью получает.
Что касается КГН, то это справедливая организация распределения налогов, поскольку объем налоговых отчислений не зависит от перераспределения прибыли между компаниями «Северстали», вне зависимости от колебаний цен на сырье и конечную продукцию. Раньше у нас часто бывало, что, когда растут цены на сырье, больше зарабатывают предприятия ресурсного дивизиона, а металлурги теряют. Когда же уголь и железная руда дешевеют, ситуация прямо противоположная. А вот после создания КГН определяющее значение имеют результаты всей группы, и «Северсталь» в целом более устойчива к влиянию внешних факторов, чем каждое предприятие в отдельности. Так что в краткосрочной перспективе по налогу на прибыль отдельные регионы могут остаться как в плюсе, так и в минусе от введения КГН, но в долгосрочной выиграют все, получив стабильность: больше рабочих мест в регионе – больше налогов, меньше рабочих мест – меньше налогов.
Как бы Вы прокомментировали заявления о том, что Северсталь уводит прибыль в офшоры?
Эти заявления полностью не обоснованы и не соответствуют действительности. ОАО «Северсталь» зарегистрировано в Российской Федерации, в городе Череповец Вологодской области. Прибыль, которую компания зарабатывает на территории Российской Федерации, в полном объеме включается в налогооблагаемую базу КГН, с которой исчисляется налог на прибыль. В условиях действующего налогового законодательства, предусматривающего обязанность налогоплательщика по обоснованию цен по сделкам с лицами из офшорных юрисдикций, искусственно выводить прибыль на офшоры в принципе невозможно. Кроме того, «Северсталь» как публичная компания, операции которой подлежат аудиту по международным стандартам финансовой отчетности, не может допустить фиктивные сделки с лицами из офшоров.
Какова сейчас ситуация в металлургической отрасли, на что стоит рассчитывать в ближайшем будущем (2-3 года)?
Ситуация в нашей отрасли в ближайшие годы будет оставаться очень сложной. На фоне общего замедления экономического роста в мире и в России высока конкуренция, много избыточных мощностей. Более половины металлургических компаний в мире фактически убыточны и не могут обойтись без кредитов. Все это требует от участников рынка значительных усилий с точки зрения повышения эффективности и снижения затрат.
Каково положение Северстали по сравнению с конкурентами? Насколько можно быть уверенными, что «Карельский окатыш» не ожидает судьба, которая постигла многие предприятия Карелии?
Наша задача заключается в том, чтобы предприятие, работающее в изначально непростых горно-геологических условиях, выжило в сложной экономической обстановке и не только не снижало объемы производства, но продолжало развиваться, обеспечивая людей, а это около 3 800 сотрудников, работой.
В нынешних рыночных условиях действия компании «Северсталь» направлены на то, чтобы бороться с кризисом, находя самые эффективные пути управления активами и при этом не тратя деньги. На «Карельском окатыше» с этой целью мы реализуем программу «Идеальное предприятие», осуществляем замену дробилок на дробильно-обогатительной фабрике, реализуем проект раздельного обогащения руд, для чего на средства компании приобретаются думпкары и другое дополнительное оборудование, строятся дополнительные перегрузочные станции и складские помещения. Росту эффективности способствует и переход на консолидированную группу налогоплательщиков.
Благодаря КГН мы экономим на финансировании компании, не привлекаем дополнительных денег со стороны банков на обеспечение налоговых перечислений в бюджет. Если бы наши предприятия работали не в КГН, а порознь, на выплаты банкам, в том числе на проценты, тратилось бы гораздо больше. В этой связи КГН - это один из способов, чтобы сохранить предприятие, что жизненно важно для региона, поскольку «Карельский окатыш» является одним из крупнейших налогоплательщиков в Карелии.
Как вы оцениваете позицию руководства Карелии в отношениях между республикой и вашей компанией? Какими бы вы видели эти отношения?
Мы, конечно же, хотели бы конструктивных отношений, то есть когда люди садятся за стол переговоров, совместно обсуждают возникшие вопросы, обмениваются информацией, объясняют что кому нужно и почему, превентивно обсуждают, где расходятся позиции, и находят решение – как можно друг другу помочь, какие действия предпринять. И важно, чтобы это было все просто организовано - по электронной почте, по телефону. То есть обсудили оперативно, потом встречу провели при необходимости.
Поэтому нам необходимо, на мой взгляд, выстроить отношения с региональными властями по аналогии нашему взаимодействию с ФНС в рамках соглашения о горизонтальном мониторинге, заключенного между «Северсталью» и налоговыми органами. Аналогичный подход к организации работы позволил бы нам в оперативном порядке обмениваться информацией с региональными властями Карелии, в том числе предоставлять необходимую финансово-экономическую информацию о нашей компании.
Также, говоря об отношениях между республикой и компанией, я бы сказала, что нам надо учиться больше слушать друг друга, учиться договариваться. И стараться воздерживаться от обвинений. Мы со своей стороны открыты для сотрудничества и готовы вести конструктивный диалог с властями.
Вопросы задавал Георгий Долин