Металлурги РФ будут протестовать против "замораживания" зарплат? |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
16.12.2013
Металлурги РФ будут протестовать против "замораживания" зарплат?
Крупные промышленные компании сегодня отказались повышать зарплату трудовым коллективам по соглашению с Горно-металлургическим профсоюзом России. Менеджмент гигантов сетует на сложную экономическую ситуацию и предлагает готовиться к заморозке зарплат на весь 2014 год. В ответ на это профорги планируют массовые акции протеста в регионах УрФО, «итальянские» забастовки, что грозит заметным падением и без того незначительной прибыли предприятий. По мнению профсоюзов, отказ руководителей крупных компаний и холдингов от заключения межотраслевого соглашения, которое является основой колдоговоров, развяжет руки бизнесу и приведет к полному нивелированию прав трудовых коллективов в указанных компаниях. Дата первой акции протеста профсоюзами уже определена.
Накануне комиссия Горно-металлургического профсоюза России по инициативе Ассоциации металлургов в пятый раз провела заседание по вопросу подписания межотраслевого соглашения с представителями собственников компаний. Стороны не пришли к общему решению по вопросам повышения оплаты труда в 2014–2016 годах.
«Заседание проходило в закрытом режиме. Работодатели не готовы к подписанию предложенного профсоюзами соглашения. Они говорят о сложной экономической ситуации. Консультации продолжатся. 19 декабря состоится пленум ГМПР, на котором будет принято окончательное решение о заключении соглашения. В случае отказа компаний от его заключения у нас есть представление о последующих действиях профсоюзов», – сообщила «Правде УРФО» заместитель председателя ГМПР Светлана Боева.
В челябинском обкоме ГМПР, предполагая итог сегодняшнего совещания, заявили о проведении 19 декабря протестного митинга в ответ на отказ промышленных гигантов от повышения оплаты труда. Остальные пункты межотраслевого соглашения противоречий между борцами за права трудящихся и топ-менеджментом не вызывали. Как рассказала «Правде УРФО» помощник председателя челябинского обкома профсоюза металлургов Наталья Попова, промышленники предлагали ограничить рост зарплат индексацией на процент официально установленного уровня инфляции, доплаты за труд в ночное время установить на уровне 20%, а тарифную ставку первого разряда рабочих специальностей рассчитывать по коэффициенту 1,4 к региональному минимальному размеру оплаты труда.
Профсоюзы настаивали на поквартальной индексации (за весь 2014 год она составит 6,5%), а также повышении оплаты труда на 8%. Набавки за ночной труд, по версии профоргов, должны составлять 40%, за работу в вечернее время – 20%. Минимальная зарплата – не ниже двойного размера МРОТ.
«Мы ориентируемся на реальный уровень инфляции, поэтому помимо индексации закладываем повышение зарплаты», – поясняет Наталья Попова.
Отраслевое соглашение ложится в основу колдоговоров и призвано поднять уровень оплаты труда, прежде всего, на отстающих по этим показателям предприятиях. Для передовиков оно не столь актуально. Например, в Свердловской области на «Северском трубном заводе» (входит в ОАО «ТМК» Дмитрия Пумпянского) минимальная зарплата достигла уровня двух МРОТ. На «Синарском трубном заводе» доплата за работу в ночное время составляет 70% от тарифной ставки, хотя повышение зарплаты на 2014, включая индексацию, не превысит 10%. На Среднеуральском бокситовом руднике, работники которого не раз проводили массовые акции и голодовку с требованием роста зарплат, проблему индексации решили еще год назад.
«Мы подписали колдоговор и застолбили ситуацию до 2015 года. В одностороннем порядке колдоговор нельзя расторгнуть, поэтому все его пункты останутся в силе. У нас зафиксированы надбавки за труд в вечернее время на 20%, в ночное – на 40%. Самая низкая зарплата – не меньше 10–12 тысяч рублей. В качестве индексации каждый месяц сейчас к зарплате начисляется 960 рублей. Со следующего года эта надбавка входит в тарифную ставку, а ежемесячные доплаты – индексация рассчитываются снова. Средняя зарплата сейчас около 35 тысяч рублей. Основная для нас проблема – это сокращение через год добычи на шахте «Красная шапочка». Нужно к этому времени открыть новую шахту «Черемуховская–Глубокая», чтобы перевести людей», – с гордостью сообщил «Правде УРФО» лидер профсоюза СУБРа Виктор Зайцев.
На других предприятиях «РУСАЛа» в Свердловской области, БАЗе и УАЗе, где закрыты цеха электролиза, вопросы занятости уже сейчас обсуждаются как никогда остро. Рост оплаты труда в соответствии с требованиями профсоюзов также не предвещается. В компании, видимо, считают ее достаточной, сравнивая не со средней по отрасли, а со средней зарплатой конкретных периферийных городов. К тому же добавляют, что в колдоговоры включается широкий перечень социальных льгот: выплата до 6 окладов при выходе на пенсию, дотации на питание, оплата путевок рабочим и их детям в оздоровительные учреждения.
«Средняя зарплата на УАЗе индексируется 2 раза в год и за 11 месяцев 2013 года составила 32 113 рублей (рост за 2013 год на 7,3%), превышая среднегородскую более чем на 6 тысяч рублей и среднероссийскую – на 4 тысячи. Таким образом, в Каменске-Уральском зарплата работников УАЗа остается одной из самых высоких. На БАЗе действует коллективный договор, за ходом исполнения которого следят как профсоюзная организация, так и администрация предприятия. Заработная плата индексируется 2 раза в год. Средняя заработная плата на БАЗе составляет 31 053 руб. (рост на 6,7%) при средней по городу Краснотурьинску в 26 235 рублей. Надбавка за ночной труд на БАЗе составляет 40% от оклада», – привел финансовые показатели для «Правды УРФО» представитель ОК «РУСАЛ» по связям с общественностью в УрФО Роман Лукичев.
По данным свердловского обкома ГМПР, на металлургических предприятиях региона действует 67 профсоюзных ячеек. Несмотря на отсутствие межотраслевого соглашения, примерно половина из них находится в стадии заключения или уже имеет колдоговор на 2014 год.
«У нас заключено соглашение о продлении действующего колдоговора. Надбавка в 40% за ночной труд есть, минимальная зарплата составляет 1,3 МРОТ, индексация будет. Сокращений и простоев в следующем году не планируется. На межотраслевое соглашение после его заключения мы будем ориентироваться в работе», – говорит председатель профсоюза «Серовского металлургического завода» Вера Тилькун.
На челябинских предприятиях до момента подписания соглашения ГМПР и Ассоциации металлургов России от обсуждения перспектив роста зарплат уходят. Отельные компании, как «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ОАО «ЧЭМК», контролируется Александром Аристовым), и вовсе отказываются от принятия социального документа. Крупнейший игрок российского рынка металлургии – «Челябинский меткомбинат» (актив ОАО «Мечел» Игоря Зюзина) – проект колдоговора на 2014 год готовить не спешит. Коллективу предприятие представит данные финансовой отчетности за 2013 год только после подведения итогов. Именно эти показатели станут основным аргументом работодателя в диалоге о задерживании роста зарплат.
«Приемлемость показателей оплаты труда определяется Ассоциацией металлургов России в целом по отрасли и находится в ее компетенции. Коллективный договор продолжит свое действие в первом квартале 2014 года, после чего планируется заключение нового или пролонгация существующего колдоговора», – дополняют в пресс-службе ЧМК.
В профсоюзе предприятия на повышение зарплат смотрят скептически. Основной задачей ставится сохранение существующего уровня оплаты труда с учетом индексации. В этом году за 11 месяцев ее удалось повысить на 9,1%.
«Вопрос сейчас не только в параметрах отраслевого соглашения. Работодателями предлагается отказаться от него и перейти на уровень самих предприятий. Мы против такого подхода. Работодатели таким образом хотят перенести все проблемы на плечи трудового коллектива. Сейчас у нас убыточное предприятие, и оплата труда зависит от объемов производства. В отрасли в целом тяжелая ситуация. Я считаю, что необходима отдельная программа помощи металлургическому комплексу. Поставки предприятий упали. Сейчас все они начнут толкаться на внутреннем рынке. Эта проблема сама не рассосется. Еще полгода–год предприятия смогут продержаться за счет внутренних ресурсов», – считает лидер профсоюза ЧМК Владимир Поносов.
Вопрос проведения 19 декабря акции протеста для метпрофсоюзов Челябинска уже решен. Поддержку им окажет свердловский обком ГМПР, в отдельных первичках которого вопросы роста зарплат приходится решать едва ли не с боем. Так, к акциям протеста в настоящее время готовится профсоюз Качканарского ГОКа «Ванадий» (входит в «Евраз»). На предприятии, проводившем в 2013 году по требованию головной компании сокращение фонда оплаты труда на 10%, была уволена часть сотрудников. Участились случаи необоснованного снижения оплаты труда, говорят профлидеры, сократились доплаты за труд в выходные, за совмещение.
«Профком принял решение рекомендовать работникам работать по правилам. Провести так называемую «итальянскую забастовку» – при исполнении трудовых обязанностей строго и неукоснительно выполнять установленные правила, инструкции и другие руководящие документы, регламентирующие безопасные условия и охрану труда. В 2007 году во время такой акции предприятие снизило производственные мощности примерно на 70%», – рассказал «Правде УРФО» председатель профсоюза КГОКа Анатолий Пьянков.
Качканарский ГОК
К повышению зарплаты у профсоюза «Ванадия» собственные требования: к 2017 году она должна вырасти в среднем с 40 до 60 тысяч рублей. В 2014–2015 годы предусматривалось повышение на 13%, на 2016 год – на 14%.
«Сегодня в связке с НТМК Качканарский ГОК – одно из самых прибыльных предприятий «Евраза». Комбинат рассчитан на добычу 45 миллионов тонн сырой руды, но добывает 58 миллионов тон. За 2010-2012 годы работники принесли прибыли «Евразу» больше 40 миллиардов рублей», – приводит основания для повышенных требований Анатолий Пьянков.
На этой неделе профорг встретится с топ-менеджментом «Евраза», чтобы обсудить перспективы заключения нового колдоговора, условия которого будут не меньше требования ГМПР по соглашению с Ассоциацией металлургов. Иначе будет использован челябинский протестный опыт.
Накануне комиссия Горно-металлургического профсоюза России по инициативе Ассоциации металлургов в пятый раз провела заседание по вопросу подписания межотраслевого соглашения с представителями собственников компаний. Стороны не пришли к общему решению по вопросам повышения оплаты труда в 2014–2016 годах.
«Заседание проходило в закрытом режиме. Работодатели не готовы к подписанию предложенного профсоюзами соглашения. Они говорят о сложной экономической ситуации. Консультации продолжатся. 19 декабря состоится пленум ГМПР, на котором будет принято окончательное решение о заключении соглашения. В случае отказа компаний от его заключения у нас есть представление о последующих действиях профсоюзов», – сообщила «Правде УРФО» заместитель председателя ГМПР Светлана Боева.
В челябинском обкоме ГМПР, предполагая итог сегодняшнего совещания, заявили о проведении 19 декабря протестного митинга в ответ на отказ промышленных гигантов от повышения оплаты труда. Остальные пункты межотраслевого соглашения противоречий между борцами за права трудящихся и топ-менеджментом не вызывали. Как рассказала «Правде УРФО» помощник председателя челябинского обкома профсоюза металлургов Наталья Попова, промышленники предлагали ограничить рост зарплат индексацией на процент официально установленного уровня инфляции, доплаты за труд в ночное время установить на уровне 20%, а тарифную ставку первого разряда рабочих специальностей рассчитывать по коэффициенту 1,4 к региональному минимальному размеру оплаты труда.
Профсоюзы настаивали на поквартальной индексации (за весь 2014 год она составит 6,5%), а также повышении оплаты труда на 8%. Набавки за ночной труд, по версии профоргов, должны составлять 40%, за работу в вечернее время – 20%. Минимальная зарплата – не ниже двойного размера МРОТ.
«Мы ориентируемся на реальный уровень инфляции, поэтому помимо индексации закладываем повышение зарплаты», – поясняет Наталья Попова.
Отраслевое соглашение ложится в основу колдоговоров и призвано поднять уровень оплаты труда, прежде всего, на отстающих по этим показателям предприятиях. Для передовиков оно не столь актуально. Например, в Свердловской области на «Северском трубном заводе» (входит в ОАО «ТМК» Дмитрия Пумпянского) минимальная зарплата достигла уровня двух МРОТ. На «Синарском трубном заводе» доплата за работу в ночное время составляет 70% от тарифной ставки, хотя повышение зарплаты на 2014, включая индексацию, не превысит 10%. На Среднеуральском бокситовом руднике, работники которого не раз проводили массовые акции и голодовку с требованием роста зарплат, проблему индексации решили еще год назад.
«Мы подписали колдоговор и застолбили ситуацию до 2015 года. В одностороннем порядке колдоговор нельзя расторгнуть, поэтому все его пункты останутся в силе. У нас зафиксированы надбавки за труд в вечернее время на 20%, в ночное – на 40%. Самая низкая зарплата – не меньше 10–12 тысяч рублей. В качестве индексации каждый месяц сейчас к зарплате начисляется 960 рублей. Со следующего года эта надбавка входит в тарифную ставку, а ежемесячные доплаты – индексация рассчитываются снова. Средняя зарплата сейчас около 35 тысяч рублей. Основная для нас проблема – это сокращение через год добычи на шахте «Красная шапочка». Нужно к этому времени открыть новую шахту «Черемуховская–Глубокая», чтобы перевести людей», – с гордостью сообщил «Правде УРФО» лидер профсоюза СУБРа Виктор Зайцев.
На других предприятиях «РУСАЛа» в Свердловской области, БАЗе и УАЗе, где закрыты цеха электролиза, вопросы занятости уже сейчас обсуждаются как никогда остро. Рост оплаты труда в соответствии с требованиями профсоюзов также не предвещается. В компании, видимо, считают ее достаточной, сравнивая не со средней по отрасли, а со средней зарплатой конкретных периферийных городов. К тому же добавляют, что в колдоговоры включается широкий перечень социальных льгот: выплата до 6 окладов при выходе на пенсию, дотации на питание, оплата путевок рабочим и их детям в оздоровительные учреждения.
«Средняя зарплата на УАЗе индексируется 2 раза в год и за 11 месяцев 2013 года составила 32 113 рублей (рост за 2013 год на 7,3%), превышая среднегородскую более чем на 6 тысяч рублей и среднероссийскую – на 4 тысячи. Таким образом, в Каменске-Уральском зарплата работников УАЗа остается одной из самых высоких. На БАЗе действует коллективный договор, за ходом исполнения которого следят как профсоюзная организация, так и администрация предприятия. Заработная плата индексируется 2 раза в год. Средняя заработная плата на БАЗе составляет 31 053 руб. (рост на 6,7%) при средней по городу Краснотурьинску в 26 235 рублей. Надбавка за ночной труд на БАЗе составляет 40% от оклада», – привел финансовые показатели для «Правды УРФО» представитель ОК «РУСАЛ» по связям с общественностью в УрФО Роман Лукичев.
По данным свердловского обкома ГМПР, на металлургических предприятиях региона действует 67 профсоюзных ячеек. Несмотря на отсутствие межотраслевого соглашения, примерно половина из них находится в стадии заключения или уже имеет колдоговор на 2014 год.
«У нас заключено соглашение о продлении действующего колдоговора. Надбавка в 40% за ночной труд есть, минимальная зарплата составляет 1,3 МРОТ, индексация будет. Сокращений и простоев в следующем году не планируется. На межотраслевое соглашение после его заключения мы будем ориентироваться в работе», – говорит председатель профсоюза «Серовского металлургического завода» Вера Тилькун.
На челябинских предприятиях до момента подписания соглашения ГМПР и Ассоциации металлургов России от обсуждения перспектив роста зарплат уходят. Отельные компании, как «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ОАО «ЧЭМК», контролируется Александром Аристовым), и вовсе отказываются от принятия социального документа. Крупнейший игрок российского рынка металлургии – «Челябинский меткомбинат» (актив ОАО «Мечел» Игоря Зюзина) – проект колдоговора на 2014 год готовить не спешит. Коллективу предприятие представит данные финансовой отчетности за 2013 год только после подведения итогов. Именно эти показатели станут основным аргументом работодателя в диалоге о задерживании роста зарплат.
«Приемлемость показателей оплаты труда определяется Ассоциацией металлургов России в целом по отрасли и находится в ее компетенции. Коллективный договор продолжит свое действие в первом квартале 2014 года, после чего планируется заключение нового или пролонгация существующего колдоговора», – дополняют в пресс-службе ЧМК.
В профсоюзе предприятия на повышение зарплат смотрят скептически. Основной задачей ставится сохранение существующего уровня оплаты труда с учетом индексации. В этом году за 11 месяцев ее удалось повысить на 9,1%.
«Вопрос сейчас не только в параметрах отраслевого соглашения. Работодателями предлагается отказаться от него и перейти на уровень самих предприятий. Мы против такого подхода. Работодатели таким образом хотят перенести все проблемы на плечи трудового коллектива. Сейчас у нас убыточное предприятие, и оплата труда зависит от объемов производства. В отрасли в целом тяжелая ситуация. Я считаю, что необходима отдельная программа помощи металлургическому комплексу. Поставки предприятий упали. Сейчас все они начнут толкаться на внутреннем рынке. Эта проблема сама не рассосется. Еще полгода–год предприятия смогут продержаться за счет внутренних ресурсов», – считает лидер профсоюза ЧМК Владимир Поносов.
Вопрос проведения 19 декабря акции протеста для метпрофсоюзов Челябинска уже решен. Поддержку им окажет свердловский обком ГМПР, в отдельных первичках которого вопросы роста зарплат приходится решать едва ли не с боем. Так, к акциям протеста в настоящее время готовится профсоюз Качканарского ГОКа «Ванадий» (входит в «Евраз»). На предприятии, проводившем в 2013 году по требованию головной компании сокращение фонда оплаты труда на 10%, была уволена часть сотрудников. Участились случаи необоснованного снижения оплаты труда, говорят профлидеры, сократились доплаты за труд в выходные, за совмещение.
«Профком принял решение рекомендовать работникам работать по правилам. Провести так называемую «итальянскую забастовку» – при исполнении трудовых обязанностей строго и неукоснительно выполнять установленные правила, инструкции и другие руководящие документы, регламентирующие безопасные условия и охрану труда. В 2007 году во время такой акции предприятие снизило производственные мощности примерно на 70%», – рассказал «Правде УРФО» председатель профсоюза КГОКа Анатолий Пьянков.
Качканарский ГОК
К повышению зарплаты у профсоюза «Ванадия» собственные требования: к 2017 году она должна вырасти в среднем с 40 до 60 тысяч рублей. В 2014–2015 годы предусматривалось повышение на 13%, на 2016 год – на 14%.
«Сегодня в связке с НТМК Качканарский ГОК – одно из самых прибыльных предприятий «Евраза». Комбинат рассчитан на добычу 45 миллионов тонн сырой руды, но добывает 58 миллионов тон. За 2010-2012 годы работники принесли прибыли «Евразу» больше 40 миллиардов рублей», – приводит основания для повышенных требований Анатолий Пьянков.
На этой неделе профорг встретится с топ-менеджментом «Евраза», чтобы обсудить перспективы заключения нового колдоговора, условия которого будут не меньше требования ГМПР по соглашению с Ассоциацией металлургов. Иначе будет использован челябинский протестный опыт.