Металлургия не получит особых выгод от вступления России в ВТО |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
15.08.2012
Металлургия не получит особых выгод от вступления России в ВТО
Вообще, мнение о том, что присоединение России к ВТО автоматически может привести к кризису или расцвету той или иной отрасли, является скорее мифом. История мировой торговли знает немало примеров, когда члены ВТО — некоторые красиво и изящно, другие весьма нахально и грубо — защищали своих производителей, несмотря на давление более сильных соседей. Или, наоборот, уступали свои рынки из политических соображений либо в силу отсутствия политической воли. Ярким примером тому может служить Аргентина, которая, являясь членом ВТО, заставила многие крупные корпорации закупать свои товары в обмен на возможность продавать услуги аргентинцам.
Российскую металлургию многие чиновники называют чуть ли не главным победителем в 18-летнем процессе присоединения ко Всемирной торговой организации. Однако далеко не все ее сегменты, как оказалось, получат приз.
В однозначном выигрыше окажется, пожалуй, лишь черная металлургия — да и то лишь та ее часть, которая занимается экспортом горячего проката. Экспортные квоты в Европу будут отменены, что позволит наращивать поставки в ЕС. Возможно, будет снят ряд претензий к металлургам демпингового характера, отметил старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.
Выиграют компании, которые экспортируют свою продукцию за пределы страны в регионы, делающие этот импорт менее выгодным. "Например, в Европе существуют квоты на импорт стали. Со вступлением в организацию эти квоты будут устранены. Выгоду получит, например, Северсталь. НЛМК же подавляющая часть своей продукции использует для собственных прокатных мощностей в Европе и сообщил о том, что, напротив, получит снижение выручки", — отметил аналитик "Инвесткафе" Павел Емельянцев.
Основным же плюсом для российской металлургии от вступления в ВТО, по мнению экспертов, является расширение границ рынков сбыта и, возможно, доступ к новым источникам сырья: ввоз сырья в РФ станет проще, сбыт за пределами страны — доступнее.
В остальном же пока перспективы представляются спорными, полагает аналитик Международного финансового холдинга FIBO Group Анатолий Воронин. Тот факт, что внутренний рынок лишится определенной защиты, является серьезным риском для металлургии в целом. Давление будет испытывать не только переработка, но и машиностроение, что может негативно повлиять на внутренний спрос.
В зоне риска окажутся производство автолиста, грузовых авто и проката для труб — из-за конкуренции зарубежной продукции с нашим машиностроением и трубной отраслью. "Могут также пострадать производители оцинкованного проката от китайского импорта. Сокращение вывозных пошлин на железный лом поставит в трудную ситуацию наши минизавозы, работающие по переработке лома", — отметил Олег Душин.
Аналитик полагает, что трубная отрасль России столкнется с повышением конкуренции с азиатскими и европейскими производителями. Правда, украинская продукция будет облагаться пошлинами, тогда как ранее компания "ИнтерПайп" воозила по 300 тыс. тонн в год в рамках квоты без пошлин.
Одновременно сбыт российских трубников в Европе сдерживают внутриевропейские пошлины, доходящие до 30% — в зависимости от вида продукции. Снижение пошлин увеличит конкурентоспособность наших производителей в Старом Свете, но им придется побороться с европейским металлургическим лобби, активно защищающим свои интересы в антидемпинговых расследованиях против российского товара.
Ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены сразу на 5-10 процентных пунктов, а затем равными долями в течение 3-4 лет до конечных показателей (5%, 7,5% и 10%). Одновременно эти обязательства будут продублированы на территории всего Таможенного союза, что снизит барьеры для входа на общий рынок для продукции из стран дальнего зарубежья и усложнит и без того жесткую конкуренцию.
"ВТО не исключает наличие пошлин и квот. Изменится их характер, постепенно в течение нескольких лет изменятся условия поставок, но ряд пошлин все равно может остаться. ВТО в любом случае – это не жесткая и статичная структура, а система договоров, противовесов и договоренностей", — напомнил Павел Емельянцев.
Точное соотношение потерь и приобретений российской металлургии просчитать пока невозможно. Путин оценил потери от антидемпинговых претензий к металлургам в $1,5-2 млрд. В свою очередь, глава НЛМК Владимир Лисин называл цифру риска внутреннего производства металла, который может быть замещен иностранным, в 22 млн тонн. Это $20 млрд по максимуму, отметил Душин.
Впрочем, Анатолий Воронин уверен, что в целом для металлургического сектора от вступления в ВТО больше плюсов, чем минусов. "Конкуренцию можно будет сдержать антидемпинговыми мерами, как во всем мире, а просторов для развития откроется более чем достаточно. Возможно, вырастет объем сделок M&A в металлургическом секторе", — отметил аналитик.
Российскую металлургию многие чиновники называют чуть ли не главным победителем в 18-летнем процессе присоединения ко Всемирной торговой организации. Однако далеко не все ее сегменты, как оказалось, получат приз.
В однозначном выигрыше окажется, пожалуй, лишь черная металлургия — да и то лишь та ее часть, которая занимается экспортом горячего проката. Экспортные квоты в Европу будут отменены, что позволит наращивать поставки в ЕС. Возможно, будет снят ряд претензий к металлургам демпингового характера, отметил старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин.
Выиграют компании, которые экспортируют свою продукцию за пределы страны в регионы, делающие этот импорт менее выгодным. "Например, в Европе существуют квоты на импорт стали. Со вступлением в организацию эти квоты будут устранены. Выгоду получит, например, Северсталь. НЛМК же подавляющая часть своей продукции использует для собственных прокатных мощностей в Европе и сообщил о том, что, напротив, получит снижение выручки", — отметил аналитик "Инвесткафе" Павел Емельянцев.
Основным же плюсом для российской металлургии от вступления в ВТО, по мнению экспертов, является расширение границ рынков сбыта и, возможно, доступ к новым источникам сырья: ввоз сырья в РФ станет проще, сбыт за пределами страны — доступнее.
В остальном же пока перспективы представляются спорными, полагает аналитик Международного финансового холдинга FIBO Group Анатолий Воронин. Тот факт, что внутренний рынок лишится определенной защиты, является серьезным риском для металлургии в целом. Давление будет испытывать не только переработка, но и машиностроение, что может негативно повлиять на внутренний спрос.
В зоне риска окажутся производство автолиста, грузовых авто и проката для труб — из-за конкуренции зарубежной продукции с нашим машиностроением и трубной отраслью. "Могут также пострадать производители оцинкованного проката от китайского импорта. Сокращение вывозных пошлин на железный лом поставит в трудную ситуацию наши минизавозы, работающие по переработке лома", — отметил Олег Душин.
Аналитик полагает, что трубная отрасль России столкнется с повышением конкуренции с азиатскими и европейскими производителями. Правда, украинская продукция будет облагаться пошлинами, тогда как ранее компания "ИнтерПайп" воозила по 300 тыс. тонн в год в рамках квоты без пошлин.
Одновременно сбыт российских трубников в Европе сдерживают внутриевропейские пошлины, доходящие до 30% — в зависимости от вида продукции. Снижение пошлин увеличит конкурентоспособность наших производителей в Старом Свете, но им придется побороться с европейским металлургическим лобби, активно защищающим свои интересы в антидемпинговых расследованиях против российского товара.
Ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены сразу на 5-10 процентных пунктов, а затем равными долями в течение 3-4 лет до конечных показателей (5%, 7,5% и 10%). Одновременно эти обязательства будут продублированы на территории всего Таможенного союза, что снизит барьеры для входа на общий рынок для продукции из стран дальнего зарубежья и усложнит и без того жесткую конкуренцию.
"ВТО не исключает наличие пошлин и квот. Изменится их характер, постепенно в течение нескольких лет изменятся условия поставок, но ряд пошлин все равно может остаться. ВТО в любом случае – это не жесткая и статичная структура, а система договоров, противовесов и договоренностей", — напомнил Павел Емельянцев.
Точное соотношение потерь и приобретений российской металлургии просчитать пока невозможно. Путин оценил потери от антидемпинговых претензий к металлургам в $1,5-2 млрд. В свою очередь, глава НЛМК Владимир Лисин называл цифру риска внутреннего производства металла, который может быть замещен иностранным, в 22 млн тонн. Это $20 млрд по максимуму, отметил Душин.
Впрочем, Анатолий Воронин уверен, что в целом для металлургического сектора от вступления в ВТО больше плюсов, чем минусов. "Конкуренцию можно будет сдержать антидемпинговыми мерами, как во всем мире, а просторов для развития откроется более чем достаточно. Возможно, вырастет объем сделок M&A в металлургическом секторе", — отметил аналитик.