Рынок металла без дефицита и потрясений |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
28.06.2012
Рынок металла без дефицита и потрясений
Тема металлолома редко освещается на страницах серьезных изданий. Если и появляются статьи, то, как правило, в связи с прогнозируемым дефицитом. Интервью с председателем совета директоров ООО «ИмпэксТрейд» Олегом Цвигуном восполняет информационные пробелы в этой области.
--------------------------------------------------------------------------------
Если выразить в двух словах впечатление от собеседника, то это здравый смысл и простота. Небольшой кабинет в центре Ростова-на-Дону, уютный и без особых излишеств. Сразу бросается в глаза большой портрет Михаила Гуцериева.
Олег, почему именно портрет Гуцериева? Он имеет какое-то отношение к организации? Можете не отвечать, если неудобно.
Давайте договоримся — неудобных вопросов нет. Спрашивайте, постараюсь ответить. Значительная часть моей бизнес-карьеры проходила в структурах, где руководителем был Михаил Сафарбекович Гуцериев. В последние годы я несколько раз встречался с ним и обсуждал ряд проектов. Это человек широчайшей эрудиции в любых направлениях экономики и бизнеса, обаятельный и интересный собеседник, благородный и внимательный к людям. Но, пожалуй, самое замечательное — это колоссальная созидательная энергия Михаила Сафарбековича и фантастическая работоспособность. Этими качествами надолго заряжаешься после общения с ним (это настоящий патриот и человек, который делает и будет делать много ценного для развития промышленности и экономики России). На этих встречах мы обсуждали и тему крупной металлоломной компании, что в дальнейшем подтолкнуло меня к созданию ООО «ИмпэксТрейд».
В прессе активно обсуждается грядущий дефицит лома в России…
Я мало читаю аналитические статьи на тему лома черных металлов и мне трудно судить, насколько это объективная точка зрения. На различных конференциях мне приходилось слышать такое же мнение, особенно из уст представителей аналитических служб крупных металлургических компаний. Но аргументы, которые они приводили, не показались убедительными.
Один из основателей компании Intel, Эндрю Гроув, сказал: «Есть особенно эффективный метод получения информации, неиспользуемый большинством менеджеров. Нужно просто пойти туда, где работают, и посмотреть, что там делается».
Когда говорят о размере ломофонда России, то приводят очень приблизительные цифры. Я слышал и 1 млрд тонн и 1,5 млрд, при этом добавляют, что это без учета военного лома.
Последний раз оценка ломофонда проводилась в 70-х годах. За это время многое изменилось. Тем не менее, по объему ломофонда наша страна занимает одну из лидирующих позиций в мире: такое количество черных металлов находится в зданиях, строениях, коммуникациях, механизмах и машинах. А это, согласитесь, огромная цифра.
Теперь сложим цифры потребления металлолома за последние 15-20 лет на внутреннем рынке, прибавим объемы экспорта за этот же период, а с другой стороны, возьмем объемы металлопродукции, поставленной на внутренний рынок нашими предприятиями и объем металлопродукции, поставленной иностранными компаниями (машины, механизмы, трубы, строительная арматура, балки, швеллера и др.). Я думаю, разница между этими цифрами будет незначительной.
Мы и во времена СССР строили в десятках развивающихся стран колоссальное количество металлоемких сооружений (заводов, фабрик, стадионов, жилых домов и др.), поставляли технику, станки, механизмы и при этом никто не говорил о дефиците сырья для металлургии. Но, как мы теперь знаем, за большую часть продукции и произведенных работ Советский Союз не получил денег, либо закрыл их бартером на экзотические продукты. Сейчас при экспорте лома мы получаем валюту, платим таможенные пошлины и налоги.
Следующий момент, по моему мнению, состоит в том, что модернизация нашей экономики началась только в начале 2000-х и сейчас она продолжается по нарастающей. Это значит, что по нарастающей будет проводиться и обновление основных фондов, а, соответственно, появляться и металлолом. И появляться он будет в больших объемах, чем уходить в виде сырья для производства новых изделий, так как сейчас применяются металлосберегающие технологии. Кроме того, изделия из черных металлов вытесняются аналогичными изделиями из других материалов, в частности, пластмасс. То есть металлоемкие области промышленности сокращают потребление.
По этим причинам я не согласен с тезисом о значительном дефиците металлолома в ближайшее время. У нас принято ссылаться на западный опыт, поэтому давайте посмотрим на Соединенные Штаты. Являясь одним из мировых лидеров по производству и потреблению стали, США при этом еще и один из лидеров по экспорту металлолома. Это нормальный экономический процесс циркуляции сырья и товаров на глобальных рынках, тем более в условиях растущей открытости мировой экономики.
Вы хотите сказать, что темы дефицита вообще не существует?
Мне кажется, в ближайшее время в России нет причин прогнозировать существенный дефицит лома как сырья для металлургии. Можно, наверное, говорить о региональных сложностях с поставкой сырья на отдельные предприятия. На это существует несколько причин.
Во-первых, по регионам ломообразование не совпадает с ломопотреблением, а тарифная политика РЖД унифицирована. Поэтому, скажем, значительные объемы лома находятся на северных территориях, но сегодня демонтаж и вывоз нерентабелен.
Следующая причина связана с отсутствием понятной и долгосрочной политики металлургических комбинатов по отношению к поставщикам. Отсутствие долгосрочных договоров с основными российскими потребителями приводит к тому, что значительную долю на рынке металлолома составляют мелкие и средние организации. У них нет возможности вкладывать значительные средства в увеличение объемов собираемости лома и в технологии по его глубокой переработке. Для появления крупных предприятий нужны прогнозируемые и гарантированные отношения с потребителями сырья.
Кроме того, отсутствуют единые стандарты качества лома. У каждого завода свои нормативные требования. По этим причинам многие организации-заготовители лома, вынуждены развивать и другие направления, чтобы компенсировать периоды, когда комбинаты не закупают сырье.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что причина в комбинатах. Хотя, думаю, периодически появляется искушение решить свои финансовые вопросы за счет входящей цены на сырье. Вопрос здесь, скорее, в длительной сбалансированной государственной политике развития и модернизации областей и макрорегионов. Как раз об этом — в Указе Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике».
Поясню на примере Турции. Она закупает в России, в Украине и Европе металлолом, производит из него изделия (арматуру, уголок, швеллера) и поставляет часть этой продукции обратно. Значит, вопрос не столько в стоимости сырья, а в сбалансированности всех составляющих: затраты на логистику, электроэнергию, себестоимость производства.
Каким Вы видите место вашей компании на рынке лома черных металлов?
ООО «ИмпэксТрейд» — организация довольно молодая, но с большим опытом. Компания создана осенью 2011 года, нам меньше года. Но что касается сотрудников, то это профессионалы самого высокого уровня с большим опытом работы в металлургии.
За столь короткий срок многое удалось сделать: мы стали одним из лидеров на рынке экспорта лома черных металлов на юге России, а также крупным поставщиком металлолома на металлургические комбинаты РФ. У компании хорошая репутация среди поставщиков, надзорных и административных структур региона. Еще с момента создания был взят курс на открытость, максимальную законопослушность и профессионализм.
Оценкой наших достижений в экспортном направлении стало принятие ООО «ИмпэксТрейд» в мае 2012 года в состав Российско-Турецкого делового совета при Торгово-промышленной палате России. Мы видим большой потенциал развития двусторонних торговых отношений между бизнес-сообществами Турецкой Республики и Ростовской области, особенно в контексте вступления нашей страны в ВТО. Об этом, кстати, недавно в интервью агентству «Интерфакс-Юг» говорил губернатор Василий Голубев.
И еще. В первый же день работы мы решили, что будем принимать активное участие в социальной жизни региона. Бизнес должен быть социальным и щедрым по отношению к людям. Нельзя все мерить доходностью, выгодой. В июне приобрели и установили в Красном Сулине современную детскую площадку. Глава района, Николай Альшенко, оказал необходимую помощь в организации мероприятия. Николай Александрович — замечательный человек! Я давно не видел, чтобы должностное лицо так ратовало за развитие района не на словах, а на деле и с душой.
Мы будем и дальше помогать людям, в первую очередь, детям и старикам. Ведь стыдно знать, что мог чем-то помочь, и не сделал этого. Мне всегда очень нравились знаменитые слова Николая Островского: «… чтобы не жег позор за подленькое или мелочное прошлое…» («Как закалялась сталь»).
Начали разговор с металлов. Закончили сталью. Только сталь человеческого характера — крепче любого металла. В работе и в жизни мы стараемся это доказывать.
ООО «ИмпэксТрейд»
344018, Россия, Ростов-на-Дону,
пр-т Буденновский, 80, офис 109 (2а), (2б),
тел. (863) 232-07-48, факс (863) 232-38-81,
e-mail: info@impextrade.su
--------------------------------------------------------------------------------
Если выразить в двух словах впечатление от собеседника, то это здравый смысл и простота. Небольшой кабинет в центре Ростова-на-Дону, уютный и без особых излишеств. Сразу бросается в глаза большой портрет Михаила Гуцериева.
Олег, почему именно портрет Гуцериева? Он имеет какое-то отношение к организации? Можете не отвечать, если неудобно.
Давайте договоримся — неудобных вопросов нет. Спрашивайте, постараюсь ответить. Значительная часть моей бизнес-карьеры проходила в структурах, где руководителем был Михаил Сафарбекович Гуцериев. В последние годы я несколько раз встречался с ним и обсуждал ряд проектов. Это человек широчайшей эрудиции в любых направлениях экономики и бизнеса, обаятельный и интересный собеседник, благородный и внимательный к людям. Но, пожалуй, самое замечательное — это колоссальная созидательная энергия Михаила Сафарбековича и фантастическая работоспособность. Этими качествами надолго заряжаешься после общения с ним (это настоящий патриот и человек, который делает и будет делать много ценного для развития промышленности и экономики России). На этих встречах мы обсуждали и тему крупной металлоломной компании, что в дальнейшем подтолкнуло меня к созданию ООО «ИмпэксТрейд».
В прессе активно обсуждается грядущий дефицит лома в России…
Я мало читаю аналитические статьи на тему лома черных металлов и мне трудно судить, насколько это объективная точка зрения. На различных конференциях мне приходилось слышать такое же мнение, особенно из уст представителей аналитических служб крупных металлургических компаний. Но аргументы, которые они приводили, не показались убедительными.
Один из основателей компании Intel, Эндрю Гроув, сказал: «Есть особенно эффективный метод получения информации, неиспользуемый большинством менеджеров. Нужно просто пойти туда, где работают, и посмотреть, что там делается».
Когда говорят о размере ломофонда России, то приводят очень приблизительные цифры. Я слышал и 1 млрд тонн и 1,5 млрд, при этом добавляют, что это без учета военного лома.
Последний раз оценка ломофонда проводилась в 70-х годах. За это время многое изменилось. Тем не менее, по объему ломофонда наша страна занимает одну из лидирующих позиций в мире: такое количество черных металлов находится в зданиях, строениях, коммуникациях, механизмах и машинах. А это, согласитесь, огромная цифра.
Теперь сложим цифры потребления металлолома за последние 15-20 лет на внутреннем рынке, прибавим объемы экспорта за этот же период, а с другой стороны, возьмем объемы металлопродукции, поставленной на внутренний рынок нашими предприятиями и объем металлопродукции, поставленной иностранными компаниями (машины, механизмы, трубы, строительная арматура, балки, швеллера и др.). Я думаю, разница между этими цифрами будет незначительной.
Мы и во времена СССР строили в десятках развивающихся стран колоссальное количество металлоемких сооружений (заводов, фабрик, стадионов, жилых домов и др.), поставляли технику, станки, механизмы и при этом никто не говорил о дефиците сырья для металлургии. Но, как мы теперь знаем, за большую часть продукции и произведенных работ Советский Союз не получил денег, либо закрыл их бартером на экзотические продукты. Сейчас при экспорте лома мы получаем валюту, платим таможенные пошлины и налоги.
Следующий момент, по моему мнению, состоит в том, что модернизация нашей экономики началась только в начале 2000-х и сейчас она продолжается по нарастающей. Это значит, что по нарастающей будет проводиться и обновление основных фондов, а, соответственно, появляться и металлолом. И появляться он будет в больших объемах, чем уходить в виде сырья для производства новых изделий, так как сейчас применяются металлосберегающие технологии. Кроме того, изделия из черных металлов вытесняются аналогичными изделиями из других материалов, в частности, пластмасс. То есть металлоемкие области промышленности сокращают потребление.
По этим причинам я не согласен с тезисом о значительном дефиците металлолома в ближайшее время. У нас принято ссылаться на западный опыт, поэтому давайте посмотрим на Соединенные Штаты. Являясь одним из мировых лидеров по производству и потреблению стали, США при этом еще и один из лидеров по экспорту металлолома. Это нормальный экономический процесс циркуляции сырья и товаров на глобальных рынках, тем более в условиях растущей открытости мировой экономики.
Вы хотите сказать, что темы дефицита вообще не существует?
Мне кажется, в ближайшее время в России нет причин прогнозировать существенный дефицит лома как сырья для металлургии. Можно, наверное, говорить о региональных сложностях с поставкой сырья на отдельные предприятия. На это существует несколько причин.
Во-первых, по регионам ломообразование не совпадает с ломопотреблением, а тарифная политика РЖД унифицирована. Поэтому, скажем, значительные объемы лома находятся на северных территориях, но сегодня демонтаж и вывоз нерентабелен.
Следующая причина связана с отсутствием понятной и долгосрочной политики металлургических комбинатов по отношению к поставщикам. Отсутствие долгосрочных договоров с основными российскими потребителями приводит к тому, что значительную долю на рынке металлолома составляют мелкие и средние организации. У них нет возможности вкладывать значительные средства в увеличение объемов собираемости лома и в технологии по его глубокой переработке. Для появления крупных предприятий нужны прогнозируемые и гарантированные отношения с потребителями сырья.
Кроме того, отсутствуют единые стандарты качества лома. У каждого завода свои нормативные требования. По этим причинам многие организации-заготовители лома, вынуждены развивать и другие направления, чтобы компенсировать периоды, когда комбинаты не закупают сырье.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что причина в комбинатах. Хотя, думаю, периодически появляется искушение решить свои финансовые вопросы за счет входящей цены на сырье. Вопрос здесь, скорее, в длительной сбалансированной государственной политике развития и модернизации областей и макрорегионов. Как раз об этом — в Указе Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике».
Поясню на примере Турции. Она закупает в России, в Украине и Европе металлолом, производит из него изделия (арматуру, уголок, швеллера) и поставляет часть этой продукции обратно. Значит, вопрос не столько в стоимости сырья, а в сбалансированности всех составляющих: затраты на логистику, электроэнергию, себестоимость производства.
Каким Вы видите место вашей компании на рынке лома черных металлов?
ООО «ИмпэксТрейд» — организация довольно молодая, но с большим опытом. Компания создана осенью 2011 года, нам меньше года. Но что касается сотрудников, то это профессионалы самого высокого уровня с большим опытом работы в металлургии.
За столь короткий срок многое удалось сделать: мы стали одним из лидеров на рынке экспорта лома черных металлов на юге России, а также крупным поставщиком металлолома на металлургические комбинаты РФ. У компании хорошая репутация среди поставщиков, надзорных и административных структур региона. Еще с момента создания был взят курс на открытость, максимальную законопослушность и профессионализм.
Оценкой наших достижений в экспортном направлении стало принятие ООО «ИмпэксТрейд» в мае 2012 года в состав Российско-Турецкого делового совета при Торгово-промышленной палате России. Мы видим большой потенциал развития двусторонних торговых отношений между бизнес-сообществами Турецкой Республики и Ростовской области, особенно в контексте вступления нашей страны в ВТО. Об этом, кстати, недавно в интервью агентству «Интерфакс-Юг» говорил губернатор Василий Голубев.
И еще. В первый же день работы мы решили, что будем принимать активное участие в социальной жизни региона. Бизнес должен быть социальным и щедрым по отношению к людям. Нельзя все мерить доходностью, выгодой. В июне приобрели и установили в Красном Сулине современную детскую площадку. Глава района, Николай Альшенко, оказал необходимую помощь в организации мероприятия. Николай Александрович — замечательный человек! Я давно не видел, чтобы должностное лицо так ратовало за развитие района не на словах, а на деле и с душой.
Мы будем и дальше помогать людям, в первую очередь, детям и старикам. Ведь стыдно знать, что мог чем-то помочь, и не сделал этого. Мне всегда очень нравились знаменитые слова Николая Островского: «… чтобы не жег позор за подленькое или мелочное прошлое…» («Как закалялась сталь»).
Начали разговор с металлов. Закончили сталью. Только сталь человеческого характера — крепче любого металла. В работе и в жизни мы стараемся это доказывать.
ООО «ИмпэксТрейд»
344018, Россия, Ростов-на-Дону,
пр-т Буденновский, 80, офис 109 (2а), (2б),
тел. (863) 232-07-48, факс (863) 232-38-81,
e-mail: info@impextrade.su