Металлургия создала российских олигархов |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
18.05.2012
Металлургия создала российских олигархов
Анатомия проката - налоги
Металлургия названа источником состояния семи из десяти миллиардеров из недавно обновленного списка 200 богатейших бизнесменов России журнала Forbes. Сторонний наблюдатель может на этом основании сделать вывод о том, что металлургия — самая крупная и преуспевающая отрасль в России с наибольшим вкладом поступлений в государственный бюджет. Однако металлурги дают казне лишь 1,5% налогов, и эта доля по объективным причинам в ближайшее время вряд ли возрастет.
Отраслевая статистика
Согласно малоизвестной "отраслевой" статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), от организаций с основным видом деятельности "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" в консолидированный бюджет РФ (то есть в федеральный и региональные бюджеты) в 2011 году поступило 142,9 млрд руб. налогов. Всего в эти бюджеты в прошлом году было собрано 9 734 млрд руб. Таким образом, вклад металлургов в казну РФ — лишь 1,5% налогов, собранных в 2011 году ФНС.
Для сравнения: вклад компаний, занятых "добычей сырой нефти и природного газа, предоставлением услуг в этих областях" — 2 532 млрд руб., или 26% всех налогов 2011 года. Кроме нефтяников и газовиков, по размеру налогового вклада в бюджеты металлургов опережают компании, занятые оптовой (620 млрд руб.) и розничной торговлей (252 млрд руб.); строители (516 млрд руб.); организации, занятые производством, передачей и распределением электрической энергии (198 млрд руб.), и даже производители напитков (252 млрд руб.) и табачных изделий (182 млрд руб.), а также еще целый ряд отраслей.
Это что касается налогов, уплаченных всей отраслью. Интересна и разбивка металлургических компаний по видам деятельности. Из 142,9 млрд руб. уплаченных отраслью налогов 40,9 млрд руб. получено от предприятий цветной металлургии, 22 млрд — от производителей чугунных и стальных труб, 16,4 млрд — по виду деятельности "производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката". Гораздо меньше налогов получено от производства отливок (3,6 млрд руб.) и от производства "прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки" (2,3 млрд руб.).
Наконец, о том, какие именно налоги платят металлурги. Здесь отрасль в уникальном положении. Налог на добавленную стоимость (НДС), составляющий в целом по экономике почти 20% налоговых поступлений в консолидированный бюджет, металлургами фактически не уплачивается. Более того, в статистике ФНС в графе поступлений НДС от этой отрасли в 2011 году значится "минус 20,5 млрд руб.". Это значит, что не компании платили этот налог бюджету, а, наоборот, бюджет платил компаниям. Такая ситуация существует лишь в нескольких отраслях в РФ и связана с возмещением НДС. Дело в том, что значительная часть продукции металлургов поставляется на экспорт — и для стимулирования внешней торговли НДС с этих операций традиционно не взимается (точнее, налог уплачивается по нулевой ставке). При этом компании имеют право на возмещение из бюджета НДС, уплаченного в процессе производства продукции своим поставщикам. Из-за этой двойной льготы и возникает отрицательное сальдо уплаты налога. Примечательно, что так ситуация выглядит не по всем видам металлопродукции. "В минусе" по НДС только производители цветных металлов — минус 31 млрд руб. в 2011 году, а также чугуна, стали, проката — минус 29 млрд. По остальным видам менее экспортно ориентированной продукции НДС в небольших суммах все же уплачивался.
В такой ситуации главный налоговый платеж металлургической отрасли — это налог на прибыль. В 2011 году его было уплачено на 91,7 млрд из, напомним, 142,9 млрд руб. всех поступлений. На втором месте по объему платежей — налог на доходы физических лиц — 42,1 млрд руб. (количество занятых на производствах весьма велико). На третьем — налог на имущество организаций — 16,9 млрд руб. Поступления от остальных налогов менее значительны. (Поясним, что суммарно три названных налога превысили общую цифру поступлений, потому что часть их была зачтена в счет возмещения НДС.)
Справедливости ради отметим, что кроме налогов, администрируемых ФНС, отрасль платит еще экспортные пошлины, собираемые таможенной службой, а также страховые взносы во внебюджетные фонды. Однако эти ведомства отраслевой статистики сборов не раскрывают. Известно лишь, что, по данным Федерального казначейства, в 2011 году по разделу "прочие вывозные пошлины" (в них входят платежи металлургов в бюджет) поступило 57 млрд руб. "Прочие" — кроме пошлин на экспорт нефти, газа и нефтепродуктов. Это немного — в общей сумме экспортных пошлин, собранных в бюджет в 2011 году, "прочие" пошлины составили также 1,5%, так что и по линии таможенной службы вклад металлургов в казну невелик.
Офшоры и толлинг
Налоговая практика металлургов не раз вызывала недовольство властей. Один из самых ярких эпизодов — резкая критика Владимиром Путиным группы "Мечел" в 2008 году: тогда он обещал "прислать доктора" главе группы Игорю Зюзину, чем немало напугал и его, и рынки. Премьер упрекнул компанию в использовании трансфертных цен и уходе от налогов: компания продавала сырье своим швейцарским офшорам по заниженной цене, а те перепродавали его по рыночной. Схема проста, эффективна и используется многими компаниями (не только в металлургической отрасли) до сих пор: при занижении цены сделки с офшором прибыль и, соответственно, налог с нее в России сильно уменьшается. Вторая же сделка — между офшором и конечным покупателем товара — находится уже вне поля зрения российских налоговых органов.
Публичное недовольство налоговой практикой металлургов выражала и ФНС. Ее прежний руководитель Михаил Мокрецов в 2010 заявлял, что на фоне полученной в кризис господдержки в виде ускоренного возмещения НДС и предоставления госгарантий по кредитам "отдельные заводы" платят дивиденды акционерам — хотя при этом заявляют об убытках и, соответственно, не вносят налог на прибыль. После этого налоговая служба взялась за металлургов. Новый глава ФНС Михаил Мишустин в конце 2010 года в интервью "Ъ" говорил об увеличении числа выездных проверок металлургических компаний, о росте доначислений налогов и количестве отказов в возмещении НДС.
Тем не менее убежденность в том, что отрасль платит не так, как другие, у властей сохраняется. На съезде "Деловой России" в конце 2011 года Владимир Путин обратил внимание на дисбалансы в налогообложении секторов экономики: "По производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству — 11,3%, по металлургии — 3,3%",— отметил он. Впрочем, Владимир Путин не столько упрекал высокорентабельные отрасли в нежелании платить налоги, сколько обосновывал этим цифрами необходимость "налогового маневра", который смог бы развернуть инвестиционные потоки в сторону не сырьевого, а высокотехнологичного и производственного бизнеса.
Одна из самых известных претензий к отрасли — использование офшоров для ведения бизнеса. Сама по себе эта практика совершенно законна, но раздражение у российских властей вызывает связанное с ней недопоступление налогов. На деле зарубежные юрисдикции (не обязательно низконалоговые) использует только часть металлургов. К примеру, Polyus Gold Int. (холдинговая компания российского ОАО "Полюс Золото") зарегистрирована на острове Джерси. Там же еще в 2007 году была зарегистрирована UC Rusal, объединившая заводы "Русала", СУАЛа и Glencore. Головной компанией горно-металлургической Evraz Group (зарегистрирована в Люксембурге) является британская Evraz PLC. Такая структура (головная компания — "там", производственные мощности, записанные на дочерние предприятия,— в РФ) позволяет холдингу свободно использовать все возможности зарубежной финансовой системы и развитого корпоративного законодательства и при этом переносить центр прибыли в страну с низкими налогами (на Джерси, к примеру, ставка налога на прибыль 0% против 20% в России).
В марте это года Владимир Путин выдал министерствам поручение "проработать вопрос повышения прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих обществ". Под этим в том числе понимается обязанность российских налоговых резидентов отчитываться о своих зарубежных активах и учитывать при уплате налогов результаты деятельности подконтрольных иностранных компаний. Такая практика существует в развитых странах, конкретных предложений относительно того, как это может быть сделано в РФ, правительство не выработало — этим оно займется уже в новом составе.
Еще одна тема, постоянно возникающая в связи с налоговой,— толлинг. Впрочем, в этом случае речь, как правило, идет не обо всей отрасли, а только о "Русале", который активно использует этот режим. Напомним, толлингом называют переработку зарубежного сырья с последующим его возвращением заказчику. Основные суммы налогов при такой схеме перекладываются на собственников сырья, которыми, как правило, выступают офшоры. Прибыль от операций также концентрируется за рубежом. Счетная палата еще в 2008 году подсчитывала, что государство из-за толлинговых схем недополучает 11,5 млрд руб. ежегодно. Тогда же предлагались изменения в Таможенный кодекс, которые разрешали бы толлинг только собственникам сырья. Никаких решений по этому вопросу принято не было. Правительство фактически признает правоту "Русала" обосновывающего необходимость толлинга нехваткой в РФ сырья (глинозема) для алюминиевого производства. Так что бороться с толлингом продолжает только Счетная палата. Недавно в Госдуме председатель Счетной палаты Сергей Степашин в ответ на претензии одного из депутатов к "Русалу" пообещал взяться за проверку эффективности налоговых преференций этой компании.
Резерв изъятия
Впрочем, несмотря на невысокий (относительно других отраслей) уровень налоговой нагрузки, опасаться ее увеличения металлургам все-таки не стоит. Отвечающий за налоги Минфин чутко реагирует на возникновение "жирка" у отраслей и при появлении сверхприбылей, как правило, выступает с предложениями по их изъятию. Так ранее было с нефтяными компаниями, аналогичная ситуация сложилась сейчас с "Газпромом" — Минфин, как известно, готовит второй этап повышения налогов для газовиков. В отношении же металлургической отрасли подобных планов нет. В правительстве знают о не самом лучшем финансовом положении отрасли и не видят резервов для дополнительных бюджетных изъятий. Напомним, отрасль тяжелее других пережила кризис, выразившийся в резком падении спроса на ее продукцию. Многие компании, кроме того, сейчас обременены значительными долговыми обязательствами.
Вопрос о повышении нагрузки на отрасль не актуален, считает начальник отдела промышленного аудита АКГ "МЭФ-Аудит" Александр Победаш. По его словам, компании сейчас озабочены сохранением объемов производства и ростом рентабельности. Главные задачи — повышение производительности труда, освоение технологий производства продукции с большей добавленной стоимостью и снижение экологической нагрузки на регионы пребывания. "Увеличение же налоговой нагрузки на металлургический сектор повлечет негативные последствия для компаний с высокой долговой нагрузкой — особенно в период финансовой нестабильности на европейском и китайском рынках при отсутствии глобальных металлоемких проектов в РФ",— сказал эксперт "Ъ". По его мнению, к дискуссии об ограничении толлинга для "Русала" можно будет вернуться не раньше, чем цена алюминия превысит $2,5 тыс. за тонну (сейчас она составляет примерно $2,1 тыс.).
Евгений Новичихин из юридической фирмы Sameta полагает, что теоретически у властей есть резервы для повышения бюджетных поступлений от металлургов. Речь идет об использовании опыта развитых стран, которые установили особые правила налогообложения при наличии связей с офшорами. Сделки с ними облагаются так, как если бы они осуществлялись с независимой компанией из "неофшорного" государства. В частности, при выполнении работ или оказании услуг офшорной компании (в том числе и при толлинге) облагаемые доходы могли бы вменяться российской организации исходя из установленного уровня рентабельности для отрасли. При этом, считает эксперт, следует установить препятствия для обхода этих правил через использование организаций-прокладок в "неофшорных" государствах, перепродающих товары, работы или услуги российской организации с минимальной наценкой. По такой схеме российские власти, с одной стороны, не будут вмешиваться в хозяйственные отношения бизнеса, а с другой — найдут возможности повысить налоговые поступления. Впрочем, в ближайшее время их принятия вряд ли стоит ожидать.
Вадим Вислогузов
Металлургия названа источником состояния семи из десяти миллиардеров из недавно обновленного списка 200 богатейших бизнесменов России журнала Forbes. Сторонний наблюдатель может на этом основании сделать вывод о том, что металлургия — самая крупная и преуспевающая отрасль в России с наибольшим вкладом поступлений в государственный бюджет. Однако металлурги дают казне лишь 1,5% налогов, и эта доля по объективным причинам в ближайшее время вряд ли возрастет.
Отраслевая статистика
Согласно малоизвестной "отраслевой" статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), от организаций с основным видом деятельности "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" в консолидированный бюджет РФ (то есть в федеральный и региональные бюджеты) в 2011 году поступило 142,9 млрд руб. налогов. Всего в эти бюджеты в прошлом году было собрано 9 734 млрд руб. Таким образом, вклад металлургов в казну РФ — лишь 1,5% налогов, собранных в 2011 году ФНС.
Для сравнения: вклад компаний, занятых "добычей сырой нефти и природного газа, предоставлением услуг в этих областях" — 2 532 млрд руб., или 26% всех налогов 2011 года. Кроме нефтяников и газовиков, по размеру налогового вклада в бюджеты металлургов опережают компании, занятые оптовой (620 млрд руб.) и розничной торговлей (252 млрд руб.); строители (516 млрд руб.); организации, занятые производством, передачей и распределением электрической энергии (198 млрд руб.), и даже производители напитков (252 млрд руб.) и табачных изделий (182 млрд руб.), а также еще целый ряд отраслей.
Это что касается налогов, уплаченных всей отраслью. Интересна и разбивка металлургических компаний по видам деятельности. Из 142,9 млрд руб. уплаченных отраслью налогов 40,9 млрд руб. получено от предприятий цветной металлургии, 22 млрд — от производителей чугунных и стальных труб, 16,4 млрд — по виду деятельности "производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката". Гораздо меньше налогов получено от производства отливок (3,6 млрд руб.) и от производства "прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки" (2,3 млрд руб.).
Наконец, о том, какие именно налоги платят металлурги. Здесь отрасль в уникальном положении. Налог на добавленную стоимость (НДС), составляющий в целом по экономике почти 20% налоговых поступлений в консолидированный бюджет, металлургами фактически не уплачивается. Более того, в статистике ФНС в графе поступлений НДС от этой отрасли в 2011 году значится "минус 20,5 млрд руб.". Это значит, что не компании платили этот налог бюджету, а, наоборот, бюджет платил компаниям. Такая ситуация существует лишь в нескольких отраслях в РФ и связана с возмещением НДС. Дело в том, что значительная часть продукции металлургов поставляется на экспорт — и для стимулирования внешней торговли НДС с этих операций традиционно не взимается (точнее, налог уплачивается по нулевой ставке). При этом компании имеют право на возмещение из бюджета НДС, уплаченного в процессе производства продукции своим поставщикам. Из-за этой двойной льготы и возникает отрицательное сальдо уплаты налога. Примечательно, что так ситуация выглядит не по всем видам металлопродукции. "В минусе" по НДС только производители цветных металлов — минус 31 млрд руб. в 2011 году, а также чугуна, стали, проката — минус 29 млрд. По остальным видам менее экспортно ориентированной продукции НДС в небольших суммах все же уплачивался.
В такой ситуации главный налоговый платеж металлургической отрасли — это налог на прибыль. В 2011 году его было уплачено на 91,7 млрд из, напомним, 142,9 млрд руб. всех поступлений. На втором месте по объему платежей — налог на доходы физических лиц — 42,1 млрд руб. (количество занятых на производствах весьма велико). На третьем — налог на имущество организаций — 16,9 млрд руб. Поступления от остальных налогов менее значительны. (Поясним, что суммарно три названных налога превысили общую цифру поступлений, потому что часть их была зачтена в счет возмещения НДС.)
Справедливости ради отметим, что кроме налогов, администрируемых ФНС, отрасль платит еще экспортные пошлины, собираемые таможенной службой, а также страховые взносы во внебюджетные фонды. Однако эти ведомства отраслевой статистики сборов не раскрывают. Известно лишь, что, по данным Федерального казначейства, в 2011 году по разделу "прочие вывозные пошлины" (в них входят платежи металлургов в бюджет) поступило 57 млрд руб. "Прочие" — кроме пошлин на экспорт нефти, газа и нефтепродуктов. Это немного — в общей сумме экспортных пошлин, собранных в бюджет в 2011 году, "прочие" пошлины составили также 1,5%, так что и по линии таможенной службы вклад металлургов в казну невелик.
Офшоры и толлинг
Налоговая практика металлургов не раз вызывала недовольство властей. Один из самых ярких эпизодов — резкая критика Владимиром Путиным группы "Мечел" в 2008 году: тогда он обещал "прислать доктора" главе группы Игорю Зюзину, чем немало напугал и его, и рынки. Премьер упрекнул компанию в использовании трансфертных цен и уходе от налогов: компания продавала сырье своим швейцарским офшорам по заниженной цене, а те перепродавали его по рыночной. Схема проста, эффективна и используется многими компаниями (не только в металлургической отрасли) до сих пор: при занижении цены сделки с офшором прибыль и, соответственно, налог с нее в России сильно уменьшается. Вторая же сделка — между офшором и конечным покупателем товара — находится уже вне поля зрения российских налоговых органов.
Публичное недовольство налоговой практикой металлургов выражала и ФНС. Ее прежний руководитель Михаил Мокрецов в 2010 заявлял, что на фоне полученной в кризис господдержки в виде ускоренного возмещения НДС и предоставления госгарантий по кредитам "отдельные заводы" платят дивиденды акционерам — хотя при этом заявляют об убытках и, соответственно, не вносят налог на прибыль. После этого налоговая служба взялась за металлургов. Новый глава ФНС Михаил Мишустин в конце 2010 года в интервью "Ъ" говорил об увеличении числа выездных проверок металлургических компаний, о росте доначислений налогов и количестве отказов в возмещении НДС.
Тем не менее убежденность в том, что отрасль платит не так, как другие, у властей сохраняется. На съезде "Деловой России" в конце 2011 года Владимир Путин обратил внимание на дисбалансы в налогообложении секторов экономики: "По производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству — 11,3%, по металлургии — 3,3%",— отметил он. Впрочем, Владимир Путин не столько упрекал высокорентабельные отрасли в нежелании платить налоги, сколько обосновывал этим цифрами необходимость "налогового маневра", который смог бы развернуть инвестиционные потоки в сторону не сырьевого, а высокотехнологичного и производственного бизнеса.
Одна из самых известных претензий к отрасли — использование офшоров для ведения бизнеса. Сама по себе эта практика совершенно законна, но раздражение у российских властей вызывает связанное с ней недопоступление налогов. На деле зарубежные юрисдикции (не обязательно низконалоговые) использует только часть металлургов. К примеру, Polyus Gold Int. (холдинговая компания российского ОАО "Полюс Золото") зарегистрирована на острове Джерси. Там же еще в 2007 году была зарегистрирована UC Rusal, объединившая заводы "Русала", СУАЛа и Glencore. Головной компанией горно-металлургической Evraz Group (зарегистрирована в Люксембурге) является британская Evraz PLC. Такая структура (головная компания — "там", производственные мощности, записанные на дочерние предприятия,— в РФ) позволяет холдингу свободно использовать все возможности зарубежной финансовой системы и развитого корпоративного законодательства и при этом переносить центр прибыли в страну с низкими налогами (на Джерси, к примеру, ставка налога на прибыль 0% против 20% в России).
В марте это года Владимир Путин выдал министерствам поручение "проработать вопрос повышения прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих обществ". Под этим в том числе понимается обязанность российских налоговых резидентов отчитываться о своих зарубежных активах и учитывать при уплате налогов результаты деятельности подконтрольных иностранных компаний. Такая практика существует в развитых странах, конкретных предложений относительно того, как это может быть сделано в РФ, правительство не выработало — этим оно займется уже в новом составе.
Еще одна тема, постоянно возникающая в связи с налоговой,— толлинг. Впрочем, в этом случае речь, как правило, идет не обо всей отрасли, а только о "Русале", который активно использует этот режим. Напомним, толлингом называют переработку зарубежного сырья с последующим его возвращением заказчику. Основные суммы налогов при такой схеме перекладываются на собственников сырья, которыми, как правило, выступают офшоры. Прибыль от операций также концентрируется за рубежом. Счетная палата еще в 2008 году подсчитывала, что государство из-за толлинговых схем недополучает 11,5 млрд руб. ежегодно. Тогда же предлагались изменения в Таможенный кодекс, которые разрешали бы толлинг только собственникам сырья. Никаких решений по этому вопросу принято не было. Правительство фактически признает правоту "Русала" обосновывающего необходимость толлинга нехваткой в РФ сырья (глинозема) для алюминиевого производства. Так что бороться с толлингом продолжает только Счетная палата. Недавно в Госдуме председатель Счетной палаты Сергей Степашин в ответ на претензии одного из депутатов к "Русалу" пообещал взяться за проверку эффективности налоговых преференций этой компании.
Резерв изъятия
Впрочем, несмотря на невысокий (относительно других отраслей) уровень налоговой нагрузки, опасаться ее увеличения металлургам все-таки не стоит. Отвечающий за налоги Минфин чутко реагирует на возникновение "жирка" у отраслей и при появлении сверхприбылей, как правило, выступает с предложениями по их изъятию. Так ранее было с нефтяными компаниями, аналогичная ситуация сложилась сейчас с "Газпромом" — Минфин, как известно, готовит второй этап повышения налогов для газовиков. В отношении же металлургической отрасли подобных планов нет. В правительстве знают о не самом лучшем финансовом положении отрасли и не видят резервов для дополнительных бюджетных изъятий. Напомним, отрасль тяжелее других пережила кризис, выразившийся в резком падении спроса на ее продукцию. Многие компании, кроме того, сейчас обременены значительными долговыми обязательствами.
Вопрос о повышении нагрузки на отрасль не актуален, считает начальник отдела промышленного аудита АКГ "МЭФ-Аудит" Александр Победаш. По его словам, компании сейчас озабочены сохранением объемов производства и ростом рентабельности. Главные задачи — повышение производительности труда, освоение технологий производства продукции с большей добавленной стоимостью и снижение экологической нагрузки на регионы пребывания. "Увеличение же налоговой нагрузки на металлургический сектор повлечет негативные последствия для компаний с высокой долговой нагрузкой — особенно в период финансовой нестабильности на европейском и китайском рынках при отсутствии глобальных металлоемких проектов в РФ",— сказал эксперт "Ъ". По его мнению, к дискуссии об ограничении толлинга для "Русала" можно будет вернуться не раньше, чем цена алюминия превысит $2,5 тыс. за тонну (сейчас она составляет примерно $2,1 тыс.).
Евгений Новичихин из юридической фирмы Sameta полагает, что теоретически у властей есть резервы для повышения бюджетных поступлений от металлургов. Речь идет об использовании опыта развитых стран, которые установили особые правила налогообложения при наличии связей с офшорами. Сделки с ними облагаются так, как если бы они осуществлялись с независимой компанией из "неофшорного" государства. В частности, при выполнении работ или оказании услуг офшорной компании (в том числе и при толлинге) облагаемые доходы могли бы вменяться российской организации исходя из установленного уровня рентабельности для отрасли. При этом, считает эксперт, следует установить препятствия для обхода этих правил через использование организаций-прокладок в "неофшорных" государствах, перепродающих товары, работы или услуги российской организации с минимальной наценкой. По такой схеме российские власти, с одной стороны, не будут вмешиваться в хозяйственные отношения бизнеса, а с другой — найдут возможности повысить налоговые поступления. Впрочем, в ближайшее время их принятия вряд ли стоит ожидать.
Вадим Вислогузов