Против лома cто приемов |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
24.01.2012
Против лома cто приемов
О системе сбора лома в Белоруссии.
Десять лет назад попыталась сдать в металлолом советскую стиральную машину «Аурика». Как помощница по хозяйству она потеряла смысл, сломалась, но с точки зрения металлического содержимого вполне могла сгодиться в виде вторсырья — тяжелая, вдвоем не поднять. Чего–чего, а железа в СССР не жалели. В начале века, как и сейчас, главный потребитель лома — Белорусский металлургический завод — каждую вторую тонну закупал в России, за валюту, на сотни миллионов долларов в год. Искренне пыталась помочь с сырьем. Но ни один приемный пункт агрегат у меня не забрал. Хотя принимают лом у граждан три самостоятельные структуры: Белкоопсоюз, «Белвтормет» и «Белресурсы». Сотни приемных пунктов по стране. По нескольку в каждом районе. Система. Контроль. Учет. Отчет...
Времени с тех пор утекло немало, но в системе сбора лома не изменилось ничего. Впрочем, нет. Цены. Стали очень привлекательными, по 2.020 рублей дают за килограмм старого чугуна, 1.780 стоит сталь и 1.600 — железная разносортица. Хотя еще год назад килограмм чугунного лома забирали по 460 рублей, стального — 320. Чувствуете разницу? Однако все мои попытки сбыть на сей раз виртуальные чугунную ванну (в городе) и подержанное авто (в деревне) с треском провалились.
Чужие здесь не ходят
...Пункт приема вторсырья ЧУП «Минсккоопвторресурсы» по улице Карастояновой, 47а в Минске найти несложно. Первая встречная дама уверенно махнула рукой в сторону автостоянки: «Вот туда каждый день бомжи макулатуру и всякий лом таскают». Человек восемь что–то грузили и утрамбовывали в небольшой сарайчик, плотно заставленный снаружи чугунными ваннами, мойками, ржавыми трубами. Завидев меня, граждане насторожились.
— Ванну чугунную возьмете?
— Привозите, — отозвался один из них, судя по всему, приемщик. — Машин у нас нет.
— Рассчитаетесь сразу? — уточняю.
— Да. Ванна где–то килограммов сто будет. 100 тысяч получите.
— Как 100? — возмутилась я. — По прейскуранту 2.000 за килограмм!
Приемщик только пожал плечами и потерял ко мне всякий интерес. Потому что конкуренты — по всей видимости, постоянные клиенты — уже волокли навстречу гору лома на санях... Бизнес.
Самовывоз и рассрочка
Виртуальную автомашину «Жигули» 1976 года выпуска я поначалу попыталась пристроить в Смолевичском райпо, где посоветовали автохлам разобрать, снять сиденья, резину и везти в Жодино. «Но деньги будут только через 45 дней», — предупредили в отделе заготовок.
— Это вопиющий случай, — так отреагировала на мой рассказ о предложенной рассрочке 45 дней Татьяна Басуматорова, начальник управления бухучета Белкоопсоюза, немедленно созвонилась с председателем райпо и пообещала: — Ситуация будет исправлена. Деньги сдатчикам выплатят. У заготовителей есть транспорт, любой лом они у гражданина обязаны забрать!
И тут же добавила:
— Хотя, конечно, с оплатой вторсырья у нас большие проблемы. 165 миллиардов рублей задолжал нам «Белвтормет», из них 38 миллиардов рублей — более 45 дней.
Может, мне с машиной просто не повезло? Делаю еще несколько контрольных звонков. В Гатово — на крупнейшую производственную базу ОАО «Белвторчермет». Отказ. С физлицами временно не работают. Минское райпо готово забрать мои «Жигули» только через 2 недели. По словам приемщиков, затарились. Временно не принимают лом и в Любанском райпо. Исключение — Копыльский райпотребсоюз. Чуть не разоблачили меня с «легендой про «Жигули», с ходу спросив адрес, где нужно забрать старое авто. Однако и тут оплата только через 30 — 45 дней. По словам начальника отдела заготовок Анны Мелешко, райпо уже задолжало сдатчикам около 40 миллионов рублей. Сейчас оплачивают ноябрьские поставки. Итак, чугунная ванна и «Жигули» благополучно зависли. Хорошо еще, что виртуальные. Но почему?
Зри в корень
Очевидно, по той же причине, что и 10 лет назад, когда «Аурика» была мной выброшена на свалку. Четко выстроенная, монопольная, жестко контролируемая система сбора лома по–прежнему дает сбои. Напомню вкратце: увидев в лесу или во дворе полуистлевший остов старого авто, не вздумайте его тащить в заготовительный пункт. Собирать металл на дороге гражданам категорически запрещено. Попадетесь — получите штраф до 100 базовых величин (сейчас 3,5 миллиона рублей) и товар конфискуют. На то есть хозяин территории, который обязан лом собрать, и заготовительные организации, уполномоченные его принять. А то, что в приемных пунктах нелегально подрабатывают определенного образа жизни граждане, а сейчас, кстати, уже и просто «предприимчивый» люд, — это уже проблема правоохранительных органов. Впрочем, доказать, что гражданин принес не собственную чугунную мойку, а ту, которую подобрал где–нибудь у подъезда в новостройке, довольно сложно. И к каждому приемщику, который вполне может поиграть на ценах, контролера не приставишь.
Есть объяснение и неплатежам. По словам заместителя генерального директора ОАО «Белвторчермет» Николая Бондаря, его предприятие рассчитывается с заготовителями Белкоопсоюза через 45 дней потому, что покупатели товара, в частности Белорусский металлургический завод, также с рассрочкой платит за лом и немалые суммы задолжал. Иными словами, чтобы эту цепочку разомкнуть и заплатить мне за чугунную ванну сразу, заготовитель, переработчик либо покупатель лома должны или взять кредит под бешеные проценты, или поступиться прибылью.
Чаще всего кредиты приходится брать заготовителям. Это мнение начальника управления заготовок Белкоопсоюза Оксаны Скиндер. Потому что сборщики — на переднем плане, работают непосредственно с людьми. Вот пожаловался человек, как я сейчас, например, — и Смолевичское райпо будет забирать прибыль от торговли, отдавать деньги ломосдатчикам. Тем более когда лома сейчас — хоть пруд пруди. Вот цифры. В 2010 году Белкоопсоюз принял от граждан 294 тысячи тонн черного металла, а в 2011–м — 416 тысяч тонн. Из 1 миллиона 850 тысяч тонн, собранных в целом по стране, в минувшем году треть, по данным Николая Бондаря, принята от граждан. И это неправильно, полагает специалист, потому что свидетельствует либо о процветающем воровстве, либо о расцвете незаконного бизнеса. «Скажите, много ли у вас дома железного лома? — рассуждает Николай Константинович. — Чугунная ванна, старый автомобиль, металлическая дверь, сковородка, кастрюля. Но уже появились люди, которые зарабатывают на металле сотни миллионов рублей».
И что интересно: в то время как граждане активизировали сдачу лома, предприятия сдавать его отнюдь не спешат. К примеру, не так давно Комитет госконтроля Минской области наведался на Молодечненский завод металлоизделий. Обнаружили 10 тонн неучтенного металлолома. Как объяснил директор, план по сдаче вторсырья завод выполнил к сентябрю и на всякий случай подготовил запас на 2012 год. А вдруг план увеличат? Хотя план на 2012–й остался таким же, как и в прошлом, — 1,5 миллиона тонн. Несмотря на рост цен, активизацию частных сдатчиков и огромную потребность в металле наших предприятий.
Кстати
Сегодня на площадках заготовительных организаций Белкоопсоюза скопилось 15 тысяч тонн невостребованного металлолома на 20 млрд. рублей. Это в 5 раз больше, чем год назад.
Аэлита СЮЛЬЖИНА
Десять лет назад попыталась сдать в металлолом советскую стиральную машину «Аурика». Как помощница по хозяйству она потеряла смысл, сломалась, но с точки зрения металлического содержимого вполне могла сгодиться в виде вторсырья — тяжелая, вдвоем не поднять. Чего–чего, а железа в СССР не жалели. В начале века, как и сейчас, главный потребитель лома — Белорусский металлургический завод — каждую вторую тонну закупал в России, за валюту, на сотни миллионов долларов в год. Искренне пыталась помочь с сырьем. Но ни один приемный пункт агрегат у меня не забрал. Хотя принимают лом у граждан три самостоятельные структуры: Белкоопсоюз, «Белвтормет» и «Белресурсы». Сотни приемных пунктов по стране. По нескольку в каждом районе. Система. Контроль. Учет. Отчет...
Времени с тех пор утекло немало, но в системе сбора лома не изменилось ничего. Впрочем, нет. Цены. Стали очень привлекательными, по 2.020 рублей дают за килограмм старого чугуна, 1.780 стоит сталь и 1.600 — железная разносортица. Хотя еще год назад килограмм чугунного лома забирали по 460 рублей, стального — 320. Чувствуете разницу? Однако все мои попытки сбыть на сей раз виртуальные чугунную ванну (в городе) и подержанное авто (в деревне) с треском провалились.
Чужие здесь не ходят
...Пункт приема вторсырья ЧУП «Минсккоопвторресурсы» по улице Карастояновой, 47а в Минске найти несложно. Первая встречная дама уверенно махнула рукой в сторону автостоянки: «Вот туда каждый день бомжи макулатуру и всякий лом таскают». Человек восемь что–то грузили и утрамбовывали в небольшой сарайчик, плотно заставленный снаружи чугунными ваннами, мойками, ржавыми трубами. Завидев меня, граждане насторожились.
— Ванну чугунную возьмете?
— Привозите, — отозвался один из них, судя по всему, приемщик. — Машин у нас нет.
— Рассчитаетесь сразу? — уточняю.
— Да. Ванна где–то килограммов сто будет. 100 тысяч получите.
— Как 100? — возмутилась я. — По прейскуранту 2.000 за килограмм!
Приемщик только пожал плечами и потерял ко мне всякий интерес. Потому что конкуренты — по всей видимости, постоянные клиенты — уже волокли навстречу гору лома на санях... Бизнес.
Самовывоз и рассрочка
Виртуальную автомашину «Жигули» 1976 года выпуска я поначалу попыталась пристроить в Смолевичском райпо, где посоветовали автохлам разобрать, снять сиденья, резину и везти в Жодино. «Но деньги будут только через 45 дней», — предупредили в отделе заготовок.
— Это вопиющий случай, — так отреагировала на мой рассказ о предложенной рассрочке 45 дней Татьяна Басуматорова, начальник управления бухучета Белкоопсоюза, немедленно созвонилась с председателем райпо и пообещала: — Ситуация будет исправлена. Деньги сдатчикам выплатят. У заготовителей есть транспорт, любой лом они у гражданина обязаны забрать!
И тут же добавила:
— Хотя, конечно, с оплатой вторсырья у нас большие проблемы. 165 миллиардов рублей задолжал нам «Белвтормет», из них 38 миллиардов рублей — более 45 дней.
Может, мне с машиной просто не повезло? Делаю еще несколько контрольных звонков. В Гатово — на крупнейшую производственную базу ОАО «Белвторчермет». Отказ. С физлицами временно не работают. Минское райпо готово забрать мои «Жигули» только через 2 недели. По словам приемщиков, затарились. Временно не принимают лом и в Любанском райпо. Исключение — Копыльский райпотребсоюз. Чуть не разоблачили меня с «легендой про «Жигули», с ходу спросив адрес, где нужно забрать старое авто. Однако и тут оплата только через 30 — 45 дней. По словам начальника отдела заготовок Анны Мелешко, райпо уже задолжало сдатчикам около 40 миллионов рублей. Сейчас оплачивают ноябрьские поставки. Итак, чугунная ванна и «Жигули» благополучно зависли. Хорошо еще, что виртуальные. Но почему?
Зри в корень
Очевидно, по той же причине, что и 10 лет назад, когда «Аурика» была мной выброшена на свалку. Четко выстроенная, монопольная, жестко контролируемая система сбора лома по–прежнему дает сбои. Напомню вкратце: увидев в лесу или во дворе полуистлевший остов старого авто, не вздумайте его тащить в заготовительный пункт. Собирать металл на дороге гражданам категорически запрещено. Попадетесь — получите штраф до 100 базовых величин (сейчас 3,5 миллиона рублей) и товар конфискуют. На то есть хозяин территории, который обязан лом собрать, и заготовительные организации, уполномоченные его принять. А то, что в приемных пунктах нелегально подрабатывают определенного образа жизни граждане, а сейчас, кстати, уже и просто «предприимчивый» люд, — это уже проблема правоохранительных органов. Впрочем, доказать, что гражданин принес не собственную чугунную мойку, а ту, которую подобрал где–нибудь у подъезда в новостройке, довольно сложно. И к каждому приемщику, который вполне может поиграть на ценах, контролера не приставишь.
Есть объяснение и неплатежам. По словам заместителя генерального директора ОАО «Белвторчермет» Николая Бондаря, его предприятие рассчитывается с заготовителями Белкоопсоюза через 45 дней потому, что покупатели товара, в частности Белорусский металлургический завод, также с рассрочкой платит за лом и немалые суммы задолжал. Иными словами, чтобы эту цепочку разомкнуть и заплатить мне за чугунную ванну сразу, заготовитель, переработчик либо покупатель лома должны или взять кредит под бешеные проценты, или поступиться прибылью.
Чаще всего кредиты приходится брать заготовителям. Это мнение начальника управления заготовок Белкоопсоюза Оксаны Скиндер. Потому что сборщики — на переднем плане, работают непосредственно с людьми. Вот пожаловался человек, как я сейчас, например, — и Смолевичское райпо будет забирать прибыль от торговли, отдавать деньги ломосдатчикам. Тем более когда лома сейчас — хоть пруд пруди. Вот цифры. В 2010 году Белкоопсоюз принял от граждан 294 тысячи тонн черного металла, а в 2011–м — 416 тысяч тонн. Из 1 миллиона 850 тысяч тонн, собранных в целом по стране, в минувшем году треть, по данным Николая Бондаря, принята от граждан. И это неправильно, полагает специалист, потому что свидетельствует либо о процветающем воровстве, либо о расцвете незаконного бизнеса. «Скажите, много ли у вас дома железного лома? — рассуждает Николай Константинович. — Чугунная ванна, старый автомобиль, металлическая дверь, сковородка, кастрюля. Но уже появились люди, которые зарабатывают на металле сотни миллионов рублей».
И что интересно: в то время как граждане активизировали сдачу лома, предприятия сдавать его отнюдь не спешат. К примеру, не так давно Комитет госконтроля Минской области наведался на Молодечненский завод металлоизделий. Обнаружили 10 тонн неучтенного металлолома. Как объяснил директор, план по сдаче вторсырья завод выполнил к сентябрю и на всякий случай подготовил запас на 2012 год. А вдруг план увеличат? Хотя план на 2012–й остался таким же, как и в прошлом, — 1,5 миллиона тонн. Несмотря на рост цен, активизацию частных сдатчиков и огромную потребность в металле наших предприятий.
Кстати
Сегодня на площадках заготовительных организаций Белкоопсоюза скопилось 15 тысяч тонн невостребованного металлолома на 20 млрд. рублей. Это в 5 раз больше, чем год назад.
Аэлита СЮЛЬЖИНА