Грузовики с белорусским ломом "штурмуют" границу |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
10.11.2009
Грузовики с белорусским ломом "штурмуют" границу
За последний месяц на дорогах Могилевщины, ведущих в Россию, сотрудники милиции задержали около 70 (!) грузовиков, на которых дельцы пытались незаконно вывезти в соседнюю страну более 330 тонн лома черного и цветного металлов. Если судить только по количеству задержанных, получается, что ежедневно на трассах появляется минимум два контрабандиста. А скольким удалось проскочить мимо кордонов, сколько металлолома вывезти? Подобной статистики, разумеется, нет. Но специалисты отмечают: масштабы можно представить, если количество выявленных фактов увеличить в несколько раз.
Для сравнения: в июле в Могилевской области было задержано 11 «металлистов», на которых пришлось всего 30 тонн лома. Осенний ажиотаж объясняется тривиально. Цены, по которым принимают лом в России, ныне значительно выше, чем в Беларуси. Например, за тонну меди скупщик в каком–нибудь райцентре Смоленщины легко отдаст 300 тысяч российских рублей. У нас же за такой груз можно получить в пересчете на российские рубли максимум 75 тысяч. Разница солидная. Ради нее многие и рискуют, в том числе — жизнью.
...В сентябре у деревни Гродня Хотимского района прозвучали выстрелы. Водитель ГАЗ–52, под завязку груженного металлом, проигнорировал требование сотрудников милиции остановиться. Нажал на тормоза лишь после того, как у автомобиля прострелили колеса. Милиционеры были вынуждены применить оружие, иначе злоумышленник скрылся бы в России. При помощи оружия у деревни Старый Дедин Кричевского района правоохранителям пришлось останавливать и «Мерседес» с 5 тоннами цветного металла в кузове.
Судьбу задержанного лома определяет суд. Как правило, металл обращается в доход государства. Незаконные торговцы несут административное наказание. На частное лицо налагается штраф от 10 до 30 базовых величин. Индивидуальный предприниматель должен будет уплатить от 10 до 100, а юрлицо — до 300 базовых величин. Деньги большие. Но, судя по всему, все–таки гораздо меньше возможной прибыли. Иначе чем объяснить то, что, попавшись один раз, контрабандисты вновь — с новым грузом — стремятся пересечь границу? У деревни Горбовичи Костюковичского района сотрудники милиции задержали МАN с полуприцепом, перевозивший 21 тонну цветного металла. Управлял автомобилем житель Слуцкого района. На водителя составили протокол об административном правонарушении и отпустили домой. А вскоре он снова сидел за баранкой автомобиля, на котором пытался вывезти в Россию 12 тонн черного и 10 тонн цветного лома. По иронии судьбы, эта машина вновь была задержана в Костюковичском районе.
Вдохновленные спросом на металл, в приграничье активизировались воры. Тянут все что получается — лишь бы заработать. Вот лишь два недавних примера из Климовичского района. У жителя деревни Осмоловичи на участке выкопали... столбы, на которые тот собирался вешать забор. А на реке Лобжанке злоумышленники разрезали на куски и вывезли в неизвестном направлении шлюз плотины. Это гидротехническое сооружение на тот момент уже не действовало, но факт весьма красноречивый...
Торговцы металлом изворотливы и предприимчивы. У моего дома за последний месяц раза три останавливались легковушки, в том числе с российскими номерами. Вышедшие из салона мужики будто читали текст, написанный под копирку: «Хозяин, старого аккумулятора не найдется? Могу купить — все равно у тебя без дела валяется». Всех покупателей приходилось разочаровывать. Но, видимо, продавцов было немало, судя по тому, что в середине октября задержали автомобиль «Ивеко» с российскими номерами, на котором пытались вывезти через Климовичский район в соседнюю страну 15 тонн аккумуляторов. Странно, что государственных заготовителей лома мне не доводилось видеть вообще.
— У нас работают 63 приемно–заготовительных пункта, — объясняет заместитель председателя правления Могилевского облпотребсоюза по заготовкам Нина Лындова. — Кроме того, металл принимают 114 магазинов, 97 из которых расположены на селе. Сдать лом — не проблема. Другое дело, что в цене мы проигрываем «черным» заготовителям: покупаем у населения и продаем переработчикам металл по фиксированной стоимости, установленной Министерством промышленности.
— Основные наши партнеры — юридические лица, — продолжает тему директор республиканского унитарного производственного предприятия «Могилеввтормет» Михаил Бондарев. — Сдают металл — бытовые отходы — и частники. Но если кто–то из них привезет, к примеру, металлические болванки — примем только при условии, если человек докажет, что он — законный их хозяин. То, что в огромных объемах металл вывозится из страны, нас не может не тревожить. И государству ущерб, и мы часть сырья теряем. Выход — в ужесточении законодательства. Если бы делец знал, что в случае задержания машины с ломом может лишиться автомобиля, то, уверен, трижды подумал бы, заниматься ли ему нелегальным бизнесом. Но он спокоен: в худшем случае заплатит штраф.
И все–таки, может, стоило бы поднять закупочные цены на металлолом до уровня российских?
— Это ситуацию не изменит, — уверен первый заместитель министра промышленности Иван Демидович. — Везут–то в основном отходы промышленного лома, который был где–то украден. И даже если цена на металл у нас будет такой же, как в России, воришка все равно повезет «втормет» в соседнюю страну. Документов, чтобы сдать груз на наших заготовительных пунктах, у него ведь нет...
Логично? Да. Однако возникает вопрос: почему, когда металл задерживается, его не «пробивают» по различным ориентировкам? Может, он действительно краденый? Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности: хозяин не заметил пропажу части имущества. Соответственно, не заявил в милицию. И не факт, что он вообще обнаружит пропажу. Из этого следует, пожалуй, одно: кордоны на границе — слабый барьер для незаконного вывоза металла. Другое дело — учет и строгий контроль всего лома, имеющегося в стране. При таком раскладе «металлистам» возить будет просто нечего.
Кстати
Когда создавался Белорусский металлургический завод, планировалось, что работать предприятие будет исключительно на белорусском сырье. По оценке экспертов, ежегодно в стране от работы машиностроительных заводов должно оставаться 5 миллионов тонн металлических отходов, годных к переработке. Однако предприятия «втормета» за год собирают всего полтора миллиона тонн лома. Где остальной — большая загадка...
Павел МИНЧЕНКО
Для сравнения: в июле в Могилевской области было задержано 11 «металлистов», на которых пришлось всего 30 тонн лома. Осенний ажиотаж объясняется тривиально. Цены, по которым принимают лом в России, ныне значительно выше, чем в Беларуси. Например, за тонну меди скупщик в каком–нибудь райцентре Смоленщины легко отдаст 300 тысяч российских рублей. У нас же за такой груз можно получить в пересчете на российские рубли максимум 75 тысяч. Разница солидная. Ради нее многие и рискуют, в том числе — жизнью.
...В сентябре у деревни Гродня Хотимского района прозвучали выстрелы. Водитель ГАЗ–52, под завязку груженного металлом, проигнорировал требование сотрудников милиции остановиться. Нажал на тормоза лишь после того, как у автомобиля прострелили колеса. Милиционеры были вынуждены применить оружие, иначе злоумышленник скрылся бы в России. При помощи оружия у деревни Старый Дедин Кричевского района правоохранителям пришлось останавливать и «Мерседес» с 5 тоннами цветного металла в кузове.
Судьбу задержанного лома определяет суд. Как правило, металл обращается в доход государства. Незаконные торговцы несут административное наказание. На частное лицо налагается штраф от 10 до 30 базовых величин. Индивидуальный предприниматель должен будет уплатить от 10 до 100, а юрлицо — до 300 базовых величин. Деньги большие. Но, судя по всему, все–таки гораздо меньше возможной прибыли. Иначе чем объяснить то, что, попавшись один раз, контрабандисты вновь — с новым грузом — стремятся пересечь границу? У деревни Горбовичи Костюковичского района сотрудники милиции задержали МАN с полуприцепом, перевозивший 21 тонну цветного металла. Управлял автомобилем житель Слуцкого района. На водителя составили протокол об административном правонарушении и отпустили домой. А вскоре он снова сидел за баранкой автомобиля, на котором пытался вывезти в Россию 12 тонн черного и 10 тонн цветного лома. По иронии судьбы, эта машина вновь была задержана в Костюковичском районе.
Вдохновленные спросом на металл, в приграничье активизировались воры. Тянут все что получается — лишь бы заработать. Вот лишь два недавних примера из Климовичского района. У жителя деревни Осмоловичи на участке выкопали... столбы, на которые тот собирался вешать забор. А на реке Лобжанке злоумышленники разрезали на куски и вывезли в неизвестном направлении шлюз плотины. Это гидротехническое сооружение на тот момент уже не действовало, но факт весьма красноречивый...
Торговцы металлом изворотливы и предприимчивы. У моего дома за последний месяц раза три останавливались легковушки, в том числе с российскими номерами. Вышедшие из салона мужики будто читали текст, написанный под копирку: «Хозяин, старого аккумулятора не найдется? Могу купить — все равно у тебя без дела валяется». Всех покупателей приходилось разочаровывать. Но, видимо, продавцов было немало, судя по тому, что в середине октября задержали автомобиль «Ивеко» с российскими номерами, на котором пытались вывезти через Климовичский район в соседнюю страну 15 тонн аккумуляторов. Странно, что государственных заготовителей лома мне не доводилось видеть вообще.
— У нас работают 63 приемно–заготовительных пункта, — объясняет заместитель председателя правления Могилевского облпотребсоюза по заготовкам Нина Лындова. — Кроме того, металл принимают 114 магазинов, 97 из которых расположены на селе. Сдать лом — не проблема. Другое дело, что в цене мы проигрываем «черным» заготовителям: покупаем у населения и продаем переработчикам металл по фиксированной стоимости, установленной Министерством промышленности.
— Основные наши партнеры — юридические лица, — продолжает тему директор республиканского унитарного производственного предприятия «Могилеввтормет» Михаил Бондарев. — Сдают металл — бытовые отходы — и частники. Но если кто–то из них привезет, к примеру, металлические болванки — примем только при условии, если человек докажет, что он — законный их хозяин. То, что в огромных объемах металл вывозится из страны, нас не может не тревожить. И государству ущерб, и мы часть сырья теряем. Выход — в ужесточении законодательства. Если бы делец знал, что в случае задержания машины с ломом может лишиться автомобиля, то, уверен, трижды подумал бы, заниматься ли ему нелегальным бизнесом. Но он спокоен: в худшем случае заплатит штраф.
И все–таки, может, стоило бы поднять закупочные цены на металлолом до уровня российских?
— Это ситуацию не изменит, — уверен первый заместитель министра промышленности Иван Демидович. — Везут–то в основном отходы промышленного лома, который был где–то украден. И даже если цена на металл у нас будет такой же, как в России, воришка все равно повезет «втормет» в соседнюю страну. Документов, чтобы сдать груз на наших заготовительных пунктах, у него ведь нет...
Логично? Да. Однако возникает вопрос: почему, когда металл задерживается, его не «пробивают» по различным ориентировкам? Может, он действительно краденый? Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности: хозяин не заметил пропажу части имущества. Соответственно, не заявил в милицию. И не факт, что он вообще обнаружит пропажу. Из этого следует, пожалуй, одно: кордоны на границе — слабый барьер для незаконного вывоза металла. Другое дело — учет и строгий контроль всего лома, имеющегося в стране. При таком раскладе «металлистам» возить будет просто нечего.
Кстати
Когда создавался Белорусский металлургический завод, планировалось, что работать предприятие будет исключительно на белорусском сырье. По оценке экспертов, ежегодно в стране от работы машиностроительных заводов должно оставаться 5 миллионов тонн металлических отходов, годных к переработке. Однако предприятия «втормета» за год собирают всего полтора миллиона тонн лома. Где остальной — большая загадка...
Павел МИНЧЕНКО