Металлурги высказали Путину все, что накопилось |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
27.07.2009
Металлурги высказали Путину все, что накопилось
Год назад Владимир Путин нанес сокрушительный удар по "Мечелу". В пятницу в Магнитогорске премьер хоть и был резок, но никому не угрожал. Итог - в пользу металлургов.
Уральский федеральный округ пережил одно из главных событий 2009 года – визит премьера России Владимира Путина.
Приезд одного из двух руководителей страны – всегда мероприятие высочайшего уровня. А в этот раз особенно: Путина ждали металлурги, от которых зависит 50% бюджета Свердловской области и более 60% - Челябинской. А еще все моногорода этих регионов, обстановка в которых так заботит федералов. Корреспондент «URA.Ru» был в пуле журналистов, попавших на совещание в Магнитогорске, и сообщает: столь откровенного разговора не было никогда.
Проблемы металлургов беспокоят федеральный центр с начала кризиса. Еще бы, падение цен на металлы, уменьшение спроса привело к катастрофическому падению доходной части бюджетов Свердловской и Челябинской областей. А это суммарно более 8 млн. человек, то есть каждый 20-й житель России. В январе только назначенный представителем президента в УрФО Николай Винниченко пробовал решить проблемы металлургов. Также в Челябинской области он собрал руководителей заводов, но… государственная политика в тот момент была агрессивной, и с коммерсантами особо не церемонились, наоборот, владельцам заводов советовали не стонать, а изыскивать внутренние резервы для спасения предприятий, ведь были раньше сверхприбыли и не нужно их тратить только на себя.
Как заговорит Владимир Путин в этот раз? Ответа на этот вопрос не было, лишь прогнозы аналитиков, моливших премьера поддержать отрасль, да слухи о наезде на владельца Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова.
Прилетев в Магнитогорск, премьер отправился на главный завод этого города и этой области – металлургический комбинат, где его благословения ждали новенький агрегат полимерных покрытий №2, и главная гордость Магнитки – первый в России полноценный стан-5000. Тот самый, что в соседней Свердловской области собирались строить с 1999 года, но так и не смогли – только переругались между собой.
Программа визита Владимира Путина ничего хорошего участникам совещания (бизнесменам, контролирующим 90% российского проката) не обещала: какой разговор о кризисе после того, как премьер увидел, что и в сложный период можно построить Стан-махину? Но в отрасли слишком долго ждали внимания власти, и проблемы скрывать не стали. Разговор вышел жестким.
Сначала гендиректор «Северстали» Алексей Мордашев пожаловался на рост протекционизма на иностранных рынках, и привел в пример Китай с Индией, начавших антидемпинговое расследование в отношении российских компаний. Владелец «Северстали» озвучил главную мечту коллег - создать единый регламент защиты российских производителей на внешних рынках. Вплоть до метода политического давления. «Практика протекционизма используется во всех странах. И у нас она должна быть четкой и выверенной», - сказал Мордашев.
А потом назвал вторую главную проблему – Российские железные дороги завышают тарифы на лом, который используется в производстве. Это настолько больная для металлургов тем, что Мордашева тут же поддержали.
Оправдываться пришлось лично президенту РЖД Владимиру Якунину, у которого по традиции все уже было подсчитано. «В прошлом году мы покупали 900 тыс. тонн рельсов, сейчас - в 2,5 раза меньше. Если снизить тариф, то РЖД потеряет несколько миллиардов, а прибыль металлургов будет намного меньше. Кроме того, из-за отказа от реализации инвестпрограмм металлурги потеряют заказы», - заверил Якунин.
Но к такой аргументации металлурги были готовы. Председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин предложил повысить тариф на вывоз лома и снизить на его перемещение внутри страны. «Обещаю вам, что мы не задвинем эту тему, - усмирил спорщиков Владимир Путин. - Но нужно все тщательно просчитать».
Владимир Лисин продолжил: «Главное для НЛМК – внутренний рынок. Надо поддержать местных строителей». По расчетам владельца Новолипецкого меткомбината, сейчас в среднем 700 дней на получение разрешения на строительство - это тормозит строительную сферу. «Если законодательно сократить этот срок, то строительство пойдет активнее и у металлургов появятся заказы», - уверен он.
Этого металлурга давно считают эдаким заступником всей отрасли, и никто не удивился, когда Владимир Лисин стал говорить не только о себе, но и о друзьях. Например, о владельце Магнитогорского меткомбината Викторе Рашникове, потратившем в этом году 44 млрд. рублей. Значительной частью этих платежей оказался налог на имущество. «Мы не можем отбирать у Сумина (губернатор Челябинской области. – Прим. ред.) налог на прибыль, но налог на ввозимое оборудование, пока предприятие не сдало его в эксплуатацию, считаю разумным отменить. Нынешняя ситуация тормозит инвестпроекты», - предложил металлург, и пожаловался на слишком долгий возврат переплаченного в прошлом году налога на прибыль.
Кто-нибудь мог бы ответить за это, но заместитель министра финансов России Александр Новак успокоил металлургов, рассказав о законопроекте, в рамках которого налоговая будет проверять документы на возмещение налога в течение 15 дней, а потом еще в течение пяти, казначейство будет переводить деньги предприятиям. Всем предприятиям, кроме системообразующих, нужно будет предоставить банковские гарантии на сумму возврата. Владимир Лисин на это предложил освободить от банковских гарантий все крупные предприятия. «Вы и так всех нас хорошо знаете», - сказал Лисин. Новак согласился, что рассмотрит предложение.
Владимир Путин напомнил, правительство уже сделало подарок промышленникам, отменив пошлину на ввоз оборудования, которое не производится в России. «Это подарок, нужно пользоваться им», - сказал премьер.
Настал черед государственных компаний, потребителей метпродукции, доказывать главе правительства, что они делают для поддержки отрасли все, что могут. Президент «Транснефти» Николай Токарев заверил, что покупает только отечественные трубы, но из-за финансовых трудностей многие предприятия приостанавливают производство, из-за чего срывают контракты на поставку труб. Зампред председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков сообщил, что сейчас монополист покупает 97,3% труб в России, а пять лет назад закупалось только 43% от потребностей. В 2010 «Газпром» начнет крупную инвестпрограмму, и до 2020 года будет закупать по 3-3,5 млн. тонн труб в год. Другое дело, что в 1991 году эквивалентом тонне металла по цене было 11 тыс. кубометров газа, в прошлом году – 27 тысяч кубометров.
Совещание грозило превратиться во взаимный обмен упреками, Владимир Путин это остановил: «Проблема известна и решается». Министр промышленности Виктор Христенко сказал, что нужно замкнуть программы металлургов, трубников и нефтяников с газовиками. Например, если президент Объединенной судостроительной корпорации Владимир Пахомов жалуется на дефицит сверхпрочной стали для атомных подлодок – металлургам нужно придумать, как покрыть этот дефицит. Путин продолжил цепочку примеров: если Магнитка начинает строительство Стана-2000 для автомобилестроения, то «КАМАЗу» нужно договориться о сотрудничестве, вместе решив вопросы по качеству.
Чтобы металлурги не считали себя по итогам встречи победителями, руководитель Антимонопольной службы Игорь Артемьев рассказал о «сытых» годах отрасли: «На внутреннем рынке ранее был искусственный дефицит металла. Когда на Западе цены были выше и все срывали внутренние контракты и продавали на иностранные рынки». «Нужно гарантии на многолетние контракты для российских компаний», - резюмировал федеральный чиновник.
Виктор Христенко подвел такую черту под дискуссией - у правительства теперь четыре задачи: поддержка экспорта, инвестпроектов, внутреннего спроса и защита внутреннего рынка.
«Потребители металлопродукции говорят о своих проблемах. Им вместе с металлургами нужно слышать друг друга, - резюмировал премьер.- Потребности в отечественной продукции на внутреннем рынке будут расти – это очевидно. Но такое состояние будет не всегда. Поэтому необходимо модернизировать производство, повышать качество продукции, создавать рабочие места и платить налоги».
Металлурги могут быть счастливы – их поддержали, и доктор ни к кому не приедет.
Уральский федеральный округ пережил одно из главных событий 2009 года – визит премьера России Владимира Путина.
Приезд одного из двух руководителей страны – всегда мероприятие высочайшего уровня. А в этот раз особенно: Путина ждали металлурги, от которых зависит 50% бюджета Свердловской области и более 60% - Челябинской. А еще все моногорода этих регионов, обстановка в которых так заботит федералов. Корреспондент «URA.Ru» был в пуле журналистов, попавших на совещание в Магнитогорске, и сообщает: столь откровенного разговора не было никогда.
Проблемы металлургов беспокоят федеральный центр с начала кризиса. Еще бы, падение цен на металлы, уменьшение спроса привело к катастрофическому падению доходной части бюджетов Свердловской и Челябинской областей. А это суммарно более 8 млн. человек, то есть каждый 20-й житель России. В январе только назначенный представителем президента в УрФО Николай Винниченко пробовал решить проблемы металлургов. Также в Челябинской области он собрал руководителей заводов, но… государственная политика в тот момент была агрессивной, и с коммерсантами особо не церемонились, наоборот, владельцам заводов советовали не стонать, а изыскивать внутренние резервы для спасения предприятий, ведь были раньше сверхприбыли и не нужно их тратить только на себя.
Как заговорит Владимир Путин в этот раз? Ответа на этот вопрос не было, лишь прогнозы аналитиков, моливших премьера поддержать отрасль, да слухи о наезде на владельца Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова.
Прилетев в Магнитогорск, премьер отправился на главный завод этого города и этой области – металлургический комбинат, где его благословения ждали новенький агрегат полимерных покрытий №2, и главная гордость Магнитки – первый в России полноценный стан-5000. Тот самый, что в соседней Свердловской области собирались строить с 1999 года, но так и не смогли – только переругались между собой.
Программа визита Владимира Путина ничего хорошего участникам совещания (бизнесменам, контролирующим 90% российского проката) не обещала: какой разговор о кризисе после того, как премьер увидел, что и в сложный период можно построить Стан-махину? Но в отрасли слишком долго ждали внимания власти, и проблемы скрывать не стали. Разговор вышел жестким.
Сначала гендиректор «Северстали» Алексей Мордашев пожаловался на рост протекционизма на иностранных рынках, и привел в пример Китай с Индией, начавших антидемпинговое расследование в отношении российских компаний. Владелец «Северстали» озвучил главную мечту коллег - создать единый регламент защиты российских производителей на внешних рынках. Вплоть до метода политического давления. «Практика протекционизма используется во всех странах. И у нас она должна быть четкой и выверенной», - сказал Мордашев.
А потом назвал вторую главную проблему – Российские железные дороги завышают тарифы на лом, который используется в производстве. Это настолько больная для металлургов тем, что Мордашева тут же поддержали.
Оправдываться пришлось лично президенту РЖД Владимиру Якунину, у которого по традиции все уже было подсчитано. «В прошлом году мы покупали 900 тыс. тонн рельсов, сейчас - в 2,5 раза меньше. Если снизить тариф, то РЖД потеряет несколько миллиардов, а прибыль металлургов будет намного меньше. Кроме того, из-за отказа от реализации инвестпрограмм металлурги потеряют заказы», - заверил Якунин.
Но к такой аргументации металлурги были готовы. Председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин предложил повысить тариф на вывоз лома и снизить на его перемещение внутри страны. «Обещаю вам, что мы не задвинем эту тему, - усмирил спорщиков Владимир Путин. - Но нужно все тщательно просчитать».
Владимир Лисин продолжил: «Главное для НЛМК – внутренний рынок. Надо поддержать местных строителей». По расчетам владельца Новолипецкого меткомбината, сейчас в среднем 700 дней на получение разрешения на строительство - это тормозит строительную сферу. «Если законодательно сократить этот срок, то строительство пойдет активнее и у металлургов появятся заказы», - уверен он.
Этого металлурга давно считают эдаким заступником всей отрасли, и никто не удивился, когда Владимир Лисин стал говорить не только о себе, но и о друзьях. Например, о владельце Магнитогорского меткомбината Викторе Рашникове, потратившем в этом году 44 млрд. рублей. Значительной частью этих платежей оказался налог на имущество. «Мы не можем отбирать у Сумина (губернатор Челябинской области. – Прим. ред.) налог на прибыль, но налог на ввозимое оборудование, пока предприятие не сдало его в эксплуатацию, считаю разумным отменить. Нынешняя ситуация тормозит инвестпроекты», - предложил металлург, и пожаловался на слишком долгий возврат переплаченного в прошлом году налога на прибыль.
Кто-нибудь мог бы ответить за это, но заместитель министра финансов России Александр Новак успокоил металлургов, рассказав о законопроекте, в рамках которого налоговая будет проверять документы на возмещение налога в течение 15 дней, а потом еще в течение пяти, казначейство будет переводить деньги предприятиям. Всем предприятиям, кроме системообразующих, нужно будет предоставить банковские гарантии на сумму возврата. Владимир Лисин на это предложил освободить от банковских гарантий все крупные предприятия. «Вы и так всех нас хорошо знаете», - сказал Лисин. Новак согласился, что рассмотрит предложение.
Владимир Путин напомнил, правительство уже сделало подарок промышленникам, отменив пошлину на ввоз оборудования, которое не производится в России. «Это подарок, нужно пользоваться им», - сказал премьер.
Настал черед государственных компаний, потребителей метпродукции, доказывать главе правительства, что они делают для поддержки отрасли все, что могут. Президент «Транснефти» Николай Токарев заверил, что покупает только отечественные трубы, но из-за финансовых трудностей многие предприятия приостанавливают производство, из-за чего срывают контракты на поставку труб. Зампред председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков сообщил, что сейчас монополист покупает 97,3% труб в России, а пять лет назад закупалось только 43% от потребностей. В 2010 «Газпром» начнет крупную инвестпрограмму, и до 2020 года будет закупать по 3-3,5 млн. тонн труб в год. Другое дело, что в 1991 году эквивалентом тонне металла по цене было 11 тыс. кубометров газа, в прошлом году – 27 тысяч кубометров.
Совещание грозило превратиться во взаимный обмен упреками, Владимир Путин это остановил: «Проблема известна и решается». Министр промышленности Виктор Христенко сказал, что нужно замкнуть программы металлургов, трубников и нефтяников с газовиками. Например, если президент Объединенной судостроительной корпорации Владимир Пахомов жалуется на дефицит сверхпрочной стали для атомных подлодок – металлургам нужно придумать, как покрыть этот дефицит. Путин продолжил цепочку примеров: если Магнитка начинает строительство Стана-2000 для автомобилестроения, то «КАМАЗу» нужно договориться о сотрудничестве, вместе решив вопросы по качеству.
Чтобы металлурги не считали себя по итогам встречи победителями, руководитель Антимонопольной службы Игорь Артемьев рассказал о «сытых» годах отрасли: «На внутреннем рынке ранее был искусственный дефицит металла. Когда на Западе цены были выше и все срывали внутренние контракты и продавали на иностранные рынки». «Нужно гарантии на многолетние контракты для российских компаний», - резюмировал федеральный чиновник.
Виктор Христенко подвел такую черту под дискуссией - у правительства теперь четыре задачи: поддержка экспорта, инвестпроектов, внутреннего спроса и защита внутреннего рынка.
«Потребители металлопродукции говорят о своих проблемах. Им вместе с металлургами нужно слышать друг друга, - резюмировал премьер.- Потребности в отечественной продукции на внутреннем рынке будут расти – это очевидно. Но такое состояние будет не всегда. Поэтому необходимо модернизировать производство, повышать качество продукции, создавать рабочие места и платить налоги».
Металлурги могут быть счастливы – их поддержали, и доктор ни к кому не приедет.