Рынок металлопроката: как преодолеть массовый психоз
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
19.02.2009
Рынок металлопроката: как преодолеть массовый психоз
Падение спроса на металлопрокат в 2009 году неизбежно. В этих условиях важно как можно скорее объективно определить реальную рыночную стоимость продукции и наладить стабильные долгосрочные отношения между производителями, металлотрейдерами и конечными потребителями. Некоторые рецепты выхода из кризиса прозвучали на II Общероссийской конференции «Региональная металлоторговля России», прошедшей в Екатеринбурге 12-13 февраля.

Основные потребители металлопроката в 2009 году существенно сократят объемы производства. С таким прогнозом выступил на конференции директор инвестиционного направления консалтинговой компании «Активные формы» (Екатеринбург) Артем Дзигунов. По его словам, по итогам этого года возможный спад в строительстве и производстве стройматериалов составит от 20 до 50%, падение объемов в автомобилестроении может составить до 40%, электроэнергетику кризис затронет меньше. Небольшой рост среди потребителей металла ожидается только в пищевой промышленности и сельском хозяйстве (в части строительства пищевых производств, мясокомбинатов). Как следствие, прогнозируется сокращение производства в черной металлургии от 10 до 30%.

«В этих условиях нужно избирать такую модель бизнеса, которая бы могла приносить прибыль при сокращении объемов продаж, - подчеркнул Артем Дзигунов. - На что же делать ставку металлургам и металлотрейдерам? Это госсектора экономики, АПК, инфраструктурные проекты – т.е. отрасли, куда будет направлена существенная часть государственных средств».

ТБД и т.д.

На инфраструктурные проекты с участием госкомпаний уже решили сделать главную ставку в 2009 году трубники. Так, руководитель направления Дирекции по маркетингу Объединенной металлургической компании (ОМК) Илья Глазков сообщил о том, что на российском трубном рынке в этом году ожидается значительное изменение структуры потребления. Большая часть рынка теперь будет приходиться на трубы большого диаметра (ТБД). В 2007 году российский рынок ТБД достиг рекордных в нынешнем веке 2537 тыс. т, в 2008 году он резко сократился – до 1,4 млн. т. Но в 2009 году прогнозируется его рост до 2,3 млн. т, что связано с активной реализацией проектов Газпрома и Транснефти. При этом ОМК занимает на российском рынке ТБД лидирующую позицию с долей в 36%.

Вместе с тем, по прогнозам ОМК, российский рынок нефтегазопроводных труб сократится с 1940 тыс. т в 2008 году до 1800 тыс. т в 2009-м. Рынок профильный труб – с 1100 тыс. т в 2008 году до 1000 тыс. т в 2009-м. Причем, не смотря на большую конкуренцию среди производителей в этом секторе, в ближайшее время планируется ввод новых производственных мощностей («Северсталь» и Уралтрубпром), в середине прошлого года появился еще один серьезный производитель – в Набережных Челнах.

«Самый большой спад в 2009 году мы ожидаем на трубы общего назначения, которые не имеют специальных свойств, - отметил Илья Глазков. – Меняется и поквартальная структура потребления данных труб. Раньше пиковым всегда был третий квартал, но в последние несколько лет пиковым стал второй квартал».

С металлотрейдерами или без

Чтобы лучше чувствовать рынок и формировать оптимальные предложения, Группа «Мечел» еще несколько лет назад сделала ставку на установление прямых отношений с потребителями металлопродукции, работая с ними без посредников. Директор по развитию компании «Мечел-Сервис» Павел Дрозд рассказал на конференции о том, что за три года соей деятельности эта компания открыла подразделения в 40 крупнейших городах России. В 2008 году через сеть «Мечел-Сервиса» было реализовано около 1,5 млн. т продукции – это 58% в общем объеме продаж металлопродукции предприятий Группы «Мечел» на российском рынке.

«В конце прошлого года в условиях сильного падения спроса на металлопродукцию в России и за рубежом наличие собственной разветвленной сбытовой сети позволило осуществлять продажи с минимальными сокращениями, обеспечило гарантированные объемы заказов на продукцию всех предприятий Группы «Мечел». Сокращение объемов производства в общеметаллургическом сегменте Группы в конце 2008 года – начале 2009-го не превысил 25%», - заявил Павел Дрозд.

В планах «Мечел-Сервиса» – создание на основе существующих складских мощностей собственной производственно-складской базы в Центральном регионе, на Юге России, в Поволжье, на Урале и Дальнем Востоке. Компания собирается продавать новые виды продукции, в том числе, закупая ее на стороне, в частности, у «Северстали». Доля других производителей в структуре продаж уже есть, но пока незначительная.

Иную тактику избрала «Макси-Групп», стараясь совершенствовать взаимоотношения с металлотрейдерами. «Наша основная задача – это, безусловно, выстраивание стабильных взаимоотношений с клиентами, - отметил генеральный директор Торгового дома Нижнесергинского метизно-металлургического завода (единая сбытовая структура всех предприятий «Макси-Групп») Сергей Хорн. - Нас интересует лояльность покупателя, отношение к нам не обязательно как к ключевому, но важному поставщику, стабильные объемы закупок. Уже сформировался пул клиентов, которые рассматривают нас ядерным поставщиком. Наши приоритеты – стабильная, постоянная клиентская база с долгосрочными, устойчивыми взаимовыгодными отношениями, хотя работу с непостоянными клиентами мы пока прекращать не собираемся».

Отвечая на вопрос корреспондента «Пульса цен» о динамике за последние несколько месяцев пула постоянных клиентов, Сергей Хорн сообщил, что в четвертом квартале 2008 года этот пул сократился незначительно, но существенно снизились объемы закупок. Вместе с тем в феврале текущего года число постоянных клиентов снова возросло.

Сергей Хорн также назвал вероятным создание собственной сбытовой сети на Новолипецком металлургическом комбинате («Макси-Групп» с 2008 года входит в группу компаний НЛМК): «Сбытовая сеть в «Макси-Групп» не планируется, но возможно она будет создана на НЛМК. Эта сеть будет рассчитана не только на сортовой прокат, она будет универсальным поставщиком».

Но пока на стабильность взаимоотношений между производителями, независимыми металлотрейдерами и конечными потребителями рассчитывать не приходится. Участники конференции отметили, что последние несколько месяцев на российском рынке металлопроката правит бал массовый психоз. Сергей Хорн привел конкретный пример: «Как получилось по арматуре? Не покупали, не покупали… Предприятия сократили свои мощности. Потом кому-то что-то не хватило, и этот массовый психоз начал разворачиваться в обратную сторону – в сторону ажиотажного спроса. Мы с вами до сих пор живем какими-то ожиданиями, слушаем мнения друг друга, строим прогнозы, формируем картину, которую хотим увидеть. Но жизнь сложнее. Нужно смотреть, что происходит здесь и сейчас, на конце потребления».

Однако психоз подогревается не только порой нелогичным поведением металлотрейдеров, но и непредсказуемостью самих производителей. Так, Сергей Хорн, отвечая на вопросы представителей торгующих организаций, не смог назвать ни мартовские цены на ту же арматуру, ни объемы ее поставок, ограничившись общей фразой: «На внутренний рынок объемы арматуры в марте предложим побольше в сравнении с февралем. Хотя бы потому, что месяц длиннее на три дня».

Автопарк под залогом

В условиях кризиса, когда неизвестна реальная рыночная цена на продукцию, как неизвестен и реальный спрос, металлотрейдеры пытаются скоординировать друг с другом ценовую политику. Так, коммерческий директор Сталепромышленной компании (СПК, Екатеринбург) Владимир Крысанов на конференции чистосердечно признался, что такую политику совместно со своими партнерами пытается проводить в Уральском регионе. Но такие действия вряд ли можно назвать перспективными, поскольку идут вразрез с российским антимонопольным законодательством.

На конференции Владимир Крысанов выдвинул и другую идею. Он предложил приравнять к банковскому кредитованию отгрузку металлопроката в долг: «Для нас, металлотрейдеров, ситуация на рынке оказалась очень тяжелая. Мы попали в тиски между производителем металлопроката, с которым нужно рассчитываться, и лавиной неплатежей со стороны наших потребителей. Мы хотели бы, чтобы все участники металлоторгового рынка начали декларировать для ненадежных клиентов: отгрузка с отсрочкой платежа возможна только под обеспечение. Отсрочка клиентам, которые нарушают финансовую дисциплину, запрещена».

Сегодня ситуация с неплатежами на рынке металлопроката действительно сложилась кризисная. Например, если раньше в той же СПК доля дебиторской задолженности стабильно держалась на уровне 45%, то с июля 2008 года она начала зашкаливать за 100%. При этом доля «надежной» дебиторки (погашается в течение 30 дней) в общей структуре дебиторской задолженности снизилась с 80 до 30%. А доля дебиторской задолженности, превышающей 90 дней, сегодня составляет уже 55%. «Такая ситуация заставляет нас формировать другое отношение к клиентам, - сообщил Владимир Крысанов. - Мы делим наших клиентов уже не только по принципу ожидаемого дохода, но и с точки зрения их платежеспособности. Первая группа - выгодные и надежные клиенты, их единицы. Мы не выдвигаем к ним никаких требований по предоставлению обеспечения. Вторая группа – клиенты, которые имеют в своей истории просроченные задолженности плюс те, которые могут оказаться потенциально неплатежеспособными. Всем клиентам второй группы мы предлагаем перейти на политику обеспечения нашего товарного кредита».

По словам Владимира Крысанова, ненадежным клиентам СПК уже сейчас предлагает несколько способов обеспечения товарного кредита: банковская гарантия, безакцептное списание, поручительство, аккредитив, залог имущества, залог товара, находящегося на хранении, залог автотранспорта: «У нас на металлобазе уже сформировался автопарк – это обеспечение под нашу дебиторскую задолженность. Часть машин уже отобрана, можете их посмотреть, если кому-то надо».

- Кто готов работать по этой схеме? – Спросил участников конференции президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. Многие подняли руки. Против не нашлось никого.

Павел Кобер
«Пульс цен»

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: