В Приморье умирает ломозаготовка |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
19.02.2009
В Приморье умирает ломозаготовка
Решение ФТС может погубить всю металлообработку Приморского края
О судьбе металлургической отрасли на Дальнем востоке и о последствиях недавнего запрета декларирования металлолома во Владивостоке в интервью РИА "Дейта" генерального директора "СТМ-Холдинг" Владимира МОРГУНОВА
2 января 2009 года Федеральная Таможенная служба (ФТС) опубликовала приказ №1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров". Согласно документу, с 30 марта оформлять лом черных металлов на экспорт можно только в Петропавловске-Камчатском, порту, который уже 10 лет отстает по объемам перевозок лома от Приморского и Хабаровского краев. Теперь, чтобы продать лом в Республику Корея, участникам ВЭД необходимо погрузить его на судно во Владивостоке, отвезти в Петропавловск, там задекларировать, а лишь потом отправить в порт отгрузки. В среде транспортников и металлотрейдеров начались споры, к чему может привести данное решение, и как оно повлияет на экономику Дальнего Востока. РИА "Дейта" обратилось за комментариями к генеральному директору компании, которая является одним из крупнейших экспортеров лома, "СТМ - Холдинг" Владимиру Моргунову
"Дейта": Как Вы считаете, будет ли возможен экспорт металлолома после 30 марта, и к каким последствиям для металлообработки и торговли металлом Приморья может привести решение ФТС?
В. Моргунов: Экспорт металлолома практически запрещен, так как невыгодно грузить его в Приморье, везти в Петропавловск-Камчатский, а только потом в Корею. Больше всего от приказа ФТС пострадает Приморье. Можно сказать, что погибнет большая отрасль металлоторговли и металлообработки, которая была создана в крае. Стоит отметить, что экспорт лома приносил достаточно денег как компаниям, которые этим непосредственно занимались, так и государству и ряду смежных отраслей. К примеру, Рыбный порт Владивостока за пять последних лет перегрузил 2,5 млн. тонн металлолома. Только сам порт заработал на этом около 500 млн. рублей, 160 человек занято было занято в порту в этой отрасли. Еще больше перерабатывал Владивостокский морской торговый порт. Предприятия, которые работали с экспортом металлолома, создали производственные мощности, дали немало рабочих мест – и теперь они будут закрываться.
"Дейта": На Ваш взгляд, с чем связано принятие данного решения?
В. Моргунов: Любому ясно, что решение принято не для пользы России, не для экономики, а на пользу достаточно узкой группы лиц, связанных с Комсомольским предприятием "Амурметалл" и с вертикалью власти в Хабаровске. Приказ ФТС был пролоббирован ими, и это очевидно. Стоит сказать, что в сумме все порты Дальнего Востока отправляли больше металлолома на экспорт, чем перерабатывает "Амурметалл". Дальний Восток ежегодно продавал от 1,2 до 2 млн. тонн. Как правило, "Амурметалл", несмотря на утверждения своего руководства, что завод готов переработать 2 млн., может освоить всего около 1 млн. тонн. Кстати говоря, "Амурметалл" - это также предприятие, работающее на экспорт, и продающее полуфабрикат. На заводе металлолом проходит первичную переработку, из него изготавливают слябы, после чего продают их в Китай и Тайвань. Да, в прошлом году они получили лицензию на изготовление корабельной стали, они делают прокат и арматуру, но основа деятельности "Амурметалл" - стальная заготовка, которая идет на внешний рынок.
"Дейта": Насколько известно, поставщики не хотят продавать металлолом "Амурметаллу" из-за низких цен, которые устанавливает покупатель. Почему металлурги просто не поднимут закупочные цены, чтобы быть более привлекательным потребителем, чем, например, Южная Корея?
В. Моргунов: Это связано с низкой производительности труда и неэффективным производством на "Амурметалле". Если корейские предприятия тратят на полный цикл переработки металлолома 100 долларов, то издержки "Амурметалла" составляют более 200. Все корейские заводы имеют индукционные печи нового образца, систему розливов, автоматизированное производство. Завод до сих пор работает на советском оборудовании. У владельцев предприятия было почти 10 лет, пока держались высокие цены на металл, чтобы модернизировать производство. Вместо этого они складывали деньги к себе в карман, покупали яхты, особняки, машины. Поэтому, с началом кризиса, они стали искать выход из сложившейся ситуации. И таким выходом стало решение ФТС, фактически делающее экспорт лома невозможным. Очевидно, что после 30 марта "Амерметалл" не будет покупать лом по мировым ценам, значительно занижая их.
"Дейта": Как, на Ваш взгляд, будет развиваться металлообработка в Приморском крае после вступления в силу приказа ФТС?
В. Моргунов: Есть несколько вариантов. Все предприятия в той или иной степени сейчас рассматривают вопрос о том, чтобы увеличить расходы на фрахт. То есть мы будем грузить металл на суда, везти его в Петропавловск - Камчатский, разгружать там, декларировать, снова грузить на суда и отправлять на экспорт. Если это будет выгодно, нам придется работать так. Такой вариант очень затратный, может оказаться убыточным, и пока предварительно обсуждается. Конечно, изучаются и возможности поставки на "Амурметалл". Но пока цены закупки завод предлагает низкие, согласившись на них, мы будем работать себе в убыток. Кроме того, "Амурметалл" - ненадежный покупатель. Расчет с ним может наступить и через месяц, и через два, и через три. А обработка металла - постоянный процесс, непрерывный, идет закупка, переработка, погрузка, и для этого постоянно нужны деньги. Сейчас еще рассматриваем вариант перейти на экспорт изделий, таких как рельсы, которые могут быть проданы как металлолом, но декларируются в другом порядке.
"Дейта": А может ли случиться такое, что металлолом, никому не нужный, просто останется ржаветь на свалках?
В. Моргунов: конечно, это вполне вероятно. Сейчас все зависит от политики "Амурметалла". Недавно, выступив в газете "Коммерсант", владелец "Амурметалла" сказал, что предприятие готово переработать весь металл, который раньше уходил на экспорт, но при условии улучшения рыночной ситуации. А когда она улучшится? Может через год, два, а может через три? В наших условиях и три месяца отсутствия сбыта приводят к тому, что фирмы закрываются и распускают персонал. Мы направили несколько писем в Правительство России, в Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру. Мы также подадим иск в арбитражный суд на возмещение убытков, которые нам принесет решение ФТС. Дело в том, что на этот год с покупателями заключены контракты, получены авансы на покупку лома, на складах есть значительные его запасы, которые не успеем продать. И сейчас все договоренности, все перспективы развития просто погибнут.
О судьбе металлургической отрасли на Дальнем востоке и о последствиях недавнего запрета декларирования металлолома во Владивостоке в интервью РИА "Дейта" генерального директора "СТМ-Холдинг" Владимира МОРГУНОВА
2 января 2009 года Федеральная Таможенная служба (ФТС) опубликовала приказ №1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров". Согласно документу, с 30 марта оформлять лом черных металлов на экспорт можно только в Петропавловске-Камчатском, порту, который уже 10 лет отстает по объемам перевозок лома от Приморского и Хабаровского краев. Теперь, чтобы продать лом в Республику Корея, участникам ВЭД необходимо погрузить его на судно во Владивостоке, отвезти в Петропавловск, там задекларировать, а лишь потом отправить в порт отгрузки. В среде транспортников и металлотрейдеров начались споры, к чему может привести данное решение, и как оно повлияет на экономику Дальнего Востока. РИА "Дейта" обратилось за комментариями к генеральному директору компании, которая является одним из крупнейших экспортеров лома, "СТМ - Холдинг" Владимиру Моргунову
"Дейта": Как Вы считаете, будет ли возможен экспорт металлолома после 30 марта, и к каким последствиям для металлообработки и торговли металлом Приморья может привести решение ФТС?
В. Моргунов: Экспорт металлолома практически запрещен, так как невыгодно грузить его в Приморье, везти в Петропавловск-Камчатский, а только потом в Корею. Больше всего от приказа ФТС пострадает Приморье. Можно сказать, что погибнет большая отрасль металлоторговли и металлообработки, которая была создана в крае. Стоит отметить, что экспорт лома приносил достаточно денег как компаниям, которые этим непосредственно занимались, так и государству и ряду смежных отраслей. К примеру, Рыбный порт Владивостока за пять последних лет перегрузил 2,5 млн. тонн металлолома. Только сам порт заработал на этом около 500 млн. рублей, 160 человек занято было занято в порту в этой отрасли. Еще больше перерабатывал Владивостокский морской торговый порт. Предприятия, которые работали с экспортом металлолома, создали производственные мощности, дали немало рабочих мест – и теперь они будут закрываться.
"Дейта": На Ваш взгляд, с чем связано принятие данного решения?
В. Моргунов: Любому ясно, что решение принято не для пользы России, не для экономики, а на пользу достаточно узкой группы лиц, связанных с Комсомольским предприятием "Амурметалл" и с вертикалью власти в Хабаровске. Приказ ФТС был пролоббирован ими, и это очевидно. Стоит сказать, что в сумме все порты Дальнего Востока отправляли больше металлолома на экспорт, чем перерабатывает "Амурметалл". Дальний Восток ежегодно продавал от 1,2 до 2 млн. тонн. Как правило, "Амурметалл", несмотря на утверждения своего руководства, что завод готов переработать 2 млн., может освоить всего около 1 млн. тонн. Кстати говоря, "Амурметалл" - это также предприятие, работающее на экспорт, и продающее полуфабрикат. На заводе металлолом проходит первичную переработку, из него изготавливают слябы, после чего продают их в Китай и Тайвань. Да, в прошлом году они получили лицензию на изготовление корабельной стали, они делают прокат и арматуру, но основа деятельности "Амурметалл" - стальная заготовка, которая идет на внешний рынок.
"Дейта": Насколько известно, поставщики не хотят продавать металлолом "Амурметаллу" из-за низких цен, которые устанавливает покупатель. Почему металлурги просто не поднимут закупочные цены, чтобы быть более привлекательным потребителем, чем, например, Южная Корея?
В. Моргунов: Это связано с низкой производительности труда и неэффективным производством на "Амурметалле". Если корейские предприятия тратят на полный цикл переработки металлолома 100 долларов, то издержки "Амурметалла" составляют более 200. Все корейские заводы имеют индукционные печи нового образца, систему розливов, автоматизированное производство. Завод до сих пор работает на советском оборудовании. У владельцев предприятия было почти 10 лет, пока держались высокие цены на металл, чтобы модернизировать производство. Вместо этого они складывали деньги к себе в карман, покупали яхты, особняки, машины. Поэтому, с началом кризиса, они стали искать выход из сложившейся ситуации. И таким выходом стало решение ФТС, фактически делающее экспорт лома невозможным. Очевидно, что после 30 марта "Амерметалл" не будет покупать лом по мировым ценам, значительно занижая их.
"Дейта": Как, на Ваш взгляд, будет развиваться металлообработка в Приморском крае после вступления в силу приказа ФТС?
В. Моргунов: Есть несколько вариантов. Все предприятия в той или иной степени сейчас рассматривают вопрос о том, чтобы увеличить расходы на фрахт. То есть мы будем грузить металл на суда, везти его в Петропавловск - Камчатский, разгружать там, декларировать, снова грузить на суда и отправлять на экспорт. Если это будет выгодно, нам придется работать так. Такой вариант очень затратный, может оказаться убыточным, и пока предварительно обсуждается. Конечно, изучаются и возможности поставки на "Амурметалл". Но пока цены закупки завод предлагает низкие, согласившись на них, мы будем работать себе в убыток. Кроме того, "Амурметалл" - ненадежный покупатель. Расчет с ним может наступить и через месяц, и через два, и через три. А обработка металла - постоянный процесс, непрерывный, идет закупка, переработка, погрузка, и для этого постоянно нужны деньги. Сейчас еще рассматриваем вариант перейти на экспорт изделий, таких как рельсы, которые могут быть проданы как металлолом, но декларируются в другом порядке.
"Дейта": А может ли случиться такое, что металлолом, никому не нужный, просто останется ржаветь на свалках?
В. Моргунов: конечно, это вполне вероятно. Сейчас все зависит от политики "Амурметалла". Недавно, выступив в газете "Коммерсант", владелец "Амурметалла" сказал, что предприятие готово переработать весь металл, который раньше уходил на экспорт, но при условии улучшения рыночной ситуации. А когда она улучшится? Может через год, два, а может через три? В наших условиях и три месяца отсутствия сбыта приводят к тому, что фирмы закрываются и распускают персонал. Мы направили несколько писем в Правительство России, в Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру. Мы также подадим иск в арбитражный суд на возмещение убытков, которые нам принесет решение ФТС. Дело в том, что на этот год с покупателями заключены контракты, получены авансы на покупку лома, на складах есть значительные его запасы, которые не успеем продать. И сейчас все договоренности, все перспективы развития просто погибнут.