Железный излом: причины и следствия по мнению Украины |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
08.07.2002
Железный излом: причины и следствия по мнению Украины
Конъюнктура мирового рынка металла во втором квартале 2002 года резко изменилась в лучшую сторону. Как следствие — в мае лучше заработали отечественные меткомбинаты, причем причины улучшения этой работы были объективные и субъективные. Увеличение объемов потребления металлопродукции, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии и США, и рост стоимости тонны металла в среднем на 20—30% с начала года можно отнести к внешним, объективным, факторам. Открытые отечественными экспортерами новые потребительские рынки — фактор скорее внутренний.
Производители металлопроката вспоминают конец прошлого — начало нынешнего года как неудачное для рынка время. Стагнация мирового потребления, которое стремительно сужалось для европейцев (в том числе и украинцев) из-за введения санкций на одном из самых крупных потребительских рынков (американском), привела к тому, что по всем видам производства металлопродукции в первом квартале происходило снижение производства. В частности, украинские металлурги произвели чугуна на 1,7%, стали — на 3,7%, проката — на 3,5%, стальных труб — на 23,1% меньше по сравнению с первым кварталом 2001 года.
При том что, например, России удалось нарастить эти показатели. «Братьям по металлу» удалось это сделать по простой причине — российский рынок, при его несомненном «емкостном» превосходстве над украинским, рос более живо и, кроме того, у российских металлистов «под боком» находится «китайская палочка-выручалочка» — крупнейший промышленный рынок, который в этом году стремительно наращивал использование металлопроката. В частности, россиянам удалось в первом полугодии нарастить не только объемы экспорта чугуна в КНР, но и его стоимость. Только с начала мая по конец июня цена тонны этого сырья выросла на 4%, составив 134—136 долл. за тонну.
И все же, закрепившееся за Украиной седьмое место в мировом табеле о рангах показывает, что снижение объемов производства носило в первом полугодии эпидемический характер и не коснулось только отдельно взятой страны. Производство и экспорт во втором квартале наращиваются, хотя идея увеличения экспорта украинского металла была, как и прежде, «опошлена». Только за первый квартал задолженность по возврату экспортного НДС метзаводам выросла с 663,8 до 756,8 млн. грн. Но снижение экспорта в первом квартале в среднем на 2,7% объясняется не только и даже не столько этим обстоятельством, хотя и доставляет металлургам немало хлопот.
Искусственный рост
Рост стоимости металла на американском рынке можно назвать искусственным. Причем эта характеристика не только отражает неестественный, искусственно-протекционистский процесс — закрытие рынка от импорта, но и рост цен на готовую продукцию для металлургов-аборигенов, что самым благоприятным образом сказалось на импортной продукции, в частности полуфабрикатах. Таким образом, при сокращении объемов поставок металла в США происходило увеличение стоимости тонны продукции для экспортеров в эту страну. Фактически, рост цен в США привел к началу мирового роста цен и эта тенденция была поддержана расширением потребления на азиатском рынке. Искусственная переориентация стран-экспортеров с готовой продукции на полуфабрикаты несколько нивелировала возможное увеличение выручки от экспортных операций. Интересно, что цена на заготовку с начала года выросла в среднем на 50 долл. на тонне и сейчас достигла рекордного за последние шесть лет уровня в 200—210 долл. В то же время фактически не изменилась цена на арматуру, не выросла стоимость катанки, в связи с чем полуфабрикаты временами стоили столько же, сколько отдельные виды готовой продукции.
Основная причина этого парадокса заключается в том, что рынок Юго-Восточной Азии испытывал дефицит заготовки, при том что Китай «прикрыл» ввоз готовой продукции — арматуры и катанки. Поэтому увеличение спроса на заготовку и чугун дополняется ростом их стоимости. «На мировом рынке существуют два сезонных роста спроса на металл: в начале марта и конце мая. Это связанно с пиками строительного сезона. В начале марта начинается строительный сезон на Ближнем Востоке (Иран, Турция), где активно закупается арматура, а потом в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Тайвань, Китай). В этом году во время этих всплесков спроса цена на заготовку была больше, чем на арматуру — продукт, который производится из заготовки», — комментируют ситуацию в компании «Метимпэкс».
Экспортный потенциал
В мае, самом благоприятном в этом году для отечественных металлургов месяце, удалось нарастить объемные показатели экспорта, но его структура оставляет желать лучшего. В целом за пять месяцев экспорт чугуна вырос на 28%, при том что холоднокатаного проката снизился на 14%, а горячекатаного — на 6,9%. Объем экспорта металла из Украины за пять месяцев текущего года, по данным УкрАПЧерМет, составил 12380 тыс. тонн, а за аналогичный период прошлого — 12530 тыс. тонн. Падение в 2,2% произошло за счет снижения экспорта в первом квартале, но благодаря майскому росту вывоза металлов это падение не столь существенное.
Преимущественная структура объемов экспорта и динамика экспорта в этом году показывает, что наряду с традиционными рынками отечественные металлурги открыли «новые страны и континенты». Треть украинского металла традиционно отправляется в страны Юго-Восточной Азии, но, например, в первом квартале позапрошлого года на Африканский континент не было поставлено ни одной тонны металла, в прошлом году этот рынок был открыт, и за первые три месяца этого сюда наращиваются поставки — 506 тыс. тонн
На восточном направлении наиболее быстрыми темпами рос экспорт в Южную Корею, Тайвань, Вьетнам, на североамериканском рынке — в США, на постсоветском пространстве — в страны Балтии. В этом году удалось даже нарастить экспорт на южноамериканский рынок, где достаточно своего недорогого экспортно-ориентированного товара. «Поиск новых рынков заставил найти новых потребителей украинского металла в Африке и Юго-Восточной Азии, куда вырос экспорт продукции. Кроме того, вырос экспорт полуфабрикатов и чугуна в США», — говорит Владимир Терещенко, исполнительный директор УкрАПЧерМет.
Но, по мнению В.Терещенко, нынешняя мировая конъюнктура мирового рынка металла не очень благоприятна для Украины, поскольку экспорт наращивается за счет увеличения спроса на полуфабрикаты. В том же Иране, Китае была введена пошлина на готовый прокат, что осложнило работу украинских производителей готовой продукции, особенно «Криворожстали» и «Запорожстали». В ближайшем будущем, считают специалисты «Метимпэкса», в Китае упадет спрос на готовый прокат, в связи с чем снизится спрос и на заготовку. Как следствие — цены на эту продукцию упадут до 160 долл. за тонну. Это еще больше ухудшит потенциал Украины, которой придется увеличивать экспорт чугуна.
Рост потребления полуфабрикатов — явление не новое, но по-своему уникальное. Оно иллюстрирует состоявшуюся де-факто глобализацию мирового рынка металла, где десять стран-производителей выпускают более двух третей мирового металла. Это обстоятельство, как ни странно, является временной панацеей для развивающихся производств, таких, как Украина, Россия или Польша. Но если процесс вхождения в мировой рынок путем обновления производства затормозится, национальный производитель рискует остаться за бортом рынка или превратиться в «агломератный» придаток глобального рынка металла.
Спрос не бьет в нос?
Благоприятное изменение экспортной конъюнктуры во втором квартале дает определенные надежды на успешную работу в третьем. В частности, комбинат им.Ильича загружен заказами до сентября месяца включительно, неплохо обстоят дела на «Запорожстали» и «Азовстали». По отдельным сортаментам продукции испытывается даже дефицит. Кроме того, говорит В.Терещенко, даже «Криворожстали», которая выпускает готовую продукцию, удалось загрузить заказами производственные мощности на этот период.
«Мы должны больше беспокоиться об оживлении внутреннего рынка. Например, 7 июня в Украине прошла Первая республиканская конференция потребителей металла, где присутствовало более 200 представителей промышленных предприятий. На конференции мы признали, что без оживления машиностроения, внутреннего потребления нам металлургию не обновить. Здесь были выработаны рекомендации по новому Налоговому кодексу, который бы способствовал развитию машиностроительной и строительной отраслей, основных предприятий потребителей металла, что стабилизирует и ГМК», — говорит В.Терещенко.
В прошлом году внутреннее потребление выросло на 30%, но оно составило только 3,5 млн. тонн. металла за год. Очевидно, что внутреннее использование металла завязано на множество проблем смежных отраслей, в частности конкурентной способности готовой машиностроительной продукции на внутреннем и внешних рынках. Пока что можно перечислить по пальцам те виды отечественных товаров, которые могли быть настолько конкурентными за рубежом, как металл. Поэтому на протяжении, по крайней мере, ближайших десяти лет, пока произойдет не только реанимация машиностроения, но и состоится возможный выход продукции на мировой рынок, реструктуризация горно-металлургического комплекса будет полностью зависеть от конъюнктурных «зигзагов удачи» на мировом рынке.
Производители металлопроката вспоминают конец прошлого — начало нынешнего года как неудачное для рынка время. Стагнация мирового потребления, которое стремительно сужалось для европейцев (в том числе и украинцев) из-за введения санкций на одном из самых крупных потребительских рынков (американском), привела к тому, что по всем видам производства металлопродукции в первом квартале происходило снижение производства. В частности, украинские металлурги произвели чугуна на 1,7%, стали — на 3,7%, проката — на 3,5%, стальных труб — на 23,1% меньше по сравнению с первым кварталом 2001 года.
При том что, например, России удалось нарастить эти показатели. «Братьям по металлу» удалось это сделать по простой причине — российский рынок, при его несомненном «емкостном» превосходстве над украинским, рос более живо и, кроме того, у российских металлистов «под боком» находится «китайская палочка-выручалочка» — крупнейший промышленный рынок, который в этом году стремительно наращивал использование металлопроката. В частности, россиянам удалось в первом полугодии нарастить не только объемы экспорта чугуна в КНР, но и его стоимость. Только с начала мая по конец июня цена тонны этого сырья выросла на 4%, составив 134—136 долл. за тонну.
И все же, закрепившееся за Украиной седьмое место в мировом табеле о рангах показывает, что снижение объемов производства носило в первом полугодии эпидемический характер и не коснулось только отдельно взятой страны. Производство и экспорт во втором квартале наращиваются, хотя идея увеличения экспорта украинского металла была, как и прежде, «опошлена». Только за первый квартал задолженность по возврату экспортного НДС метзаводам выросла с 663,8 до 756,8 млн. грн. Но снижение экспорта в первом квартале в среднем на 2,7% объясняется не только и даже не столько этим обстоятельством, хотя и доставляет металлургам немало хлопот.
Искусственный рост
Рост стоимости металла на американском рынке можно назвать искусственным. Причем эта характеристика не только отражает неестественный, искусственно-протекционистский процесс — закрытие рынка от импорта, но и рост цен на готовую продукцию для металлургов-аборигенов, что самым благоприятным образом сказалось на импортной продукции, в частности полуфабрикатах. Таким образом, при сокращении объемов поставок металла в США происходило увеличение стоимости тонны продукции для экспортеров в эту страну. Фактически, рост цен в США привел к началу мирового роста цен и эта тенденция была поддержана расширением потребления на азиатском рынке. Искусственная переориентация стран-экспортеров с готовой продукции на полуфабрикаты несколько нивелировала возможное увеличение выручки от экспортных операций. Интересно, что цена на заготовку с начала года выросла в среднем на 50 долл. на тонне и сейчас достигла рекордного за последние шесть лет уровня в 200—210 долл. В то же время фактически не изменилась цена на арматуру, не выросла стоимость катанки, в связи с чем полуфабрикаты временами стоили столько же, сколько отдельные виды готовой продукции.
Основная причина этого парадокса заключается в том, что рынок Юго-Восточной Азии испытывал дефицит заготовки, при том что Китай «прикрыл» ввоз готовой продукции — арматуры и катанки. Поэтому увеличение спроса на заготовку и чугун дополняется ростом их стоимости. «На мировом рынке существуют два сезонных роста спроса на металл: в начале марта и конце мая. Это связанно с пиками строительного сезона. В начале марта начинается строительный сезон на Ближнем Востоке (Иран, Турция), где активно закупается арматура, а потом в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Тайвань, Китай). В этом году во время этих всплесков спроса цена на заготовку была больше, чем на арматуру — продукт, который производится из заготовки», — комментируют ситуацию в компании «Метимпэкс».
Экспортный потенциал
В мае, самом благоприятном в этом году для отечественных металлургов месяце, удалось нарастить объемные показатели экспорта, но его структура оставляет желать лучшего. В целом за пять месяцев экспорт чугуна вырос на 28%, при том что холоднокатаного проката снизился на 14%, а горячекатаного — на 6,9%. Объем экспорта металла из Украины за пять месяцев текущего года, по данным УкрАПЧерМет, составил 12380 тыс. тонн, а за аналогичный период прошлого — 12530 тыс. тонн. Падение в 2,2% произошло за счет снижения экспорта в первом квартале, но благодаря майскому росту вывоза металлов это падение не столь существенное.
Преимущественная структура объемов экспорта и динамика экспорта в этом году показывает, что наряду с традиционными рынками отечественные металлурги открыли «новые страны и континенты». Треть украинского металла традиционно отправляется в страны Юго-Восточной Азии, но, например, в первом квартале позапрошлого года на Африканский континент не было поставлено ни одной тонны металла, в прошлом году этот рынок был открыт, и за первые три месяца этого сюда наращиваются поставки — 506 тыс. тонн
На восточном направлении наиболее быстрыми темпами рос экспорт в Южную Корею, Тайвань, Вьетнам, на североамериканском рынке — в США, на постсоветском пространстве — в страны Балтии. В этом году удалось даже нарастить экспорт на южноамериканский рынок, где достаточно своего недорогого экспортно-ориентированного товара. «Поиск новых рынков заставил найти новых потребителей украинского металла в Африке и Юго-Восточной Азии, куда вырос экспорт продукции. Кроме того, вырос экспорт полуфабрикатов и чугуна в США», — говорит Владимир Терещенко, исполнительный директор УкрАПЧерМет.
Но, по мнению В.Терещенко, нынешняя мировая конъюнктура мирового рынка металла не очень благоприятна для Украины, поскольку экспорт наращивается за счет увеличения спроса на полуфабрикаты. В том же Иране, Китае была введена пошлина на готовый прокат, что осложнило работу украинских производителей готовой продукции, особенно «Криворожстали» и «Запорожстали». В ближайшем будущем, считают специалисты «Метимпэкса», в Китае упадет спрос на готовый прокат, в связи с чем снизится спрос и на заготовку. Как следствие — цены на эту продукцию упадут до 160 долл. за тонну. Это еще больше ухудшит потенциал Украины, которой придется увеличивать экспорт чугуна.
Рост потребления полуфабрикатов — явление не новое, но по-своему уникальное. Оно иллюстрирует состоявшуюся де-факто глобализацию мирового рынка металла, где десять стран-производителей выпускают более двух третей мирового металла. Это обстоятельство, как ни странно, является временной панацеей для развивающихся производств, таких, как Украина, Россия или Польша. Но если процесс вхождения в мировой рынок путем обновления производства затормозится, национальный производитель рискует остаться за бортом рынка или превратиться в «агломератный» придаток глобального рынка металла.
Спрос не бьет в нос?
Благоприятное изменение экспортной конъюнктуры во втором квартале дает определенные надежды на успешную работу в третьем. В частности, комбинат им.Ильича загружен заказами до сентября месяца включительно, неплохо обстоят дела на «Запорожстали» и «Азовстали». По отдельным сортаментам продукции испытывается даже дефицит. Кроме того, говорит В.Терещенко, даже «Криворожстали», которая выпускает готовую продукцию, удалось загрузить заказами производственные мощности на этот период.
«Мы должны больше беспокоиться об оживлении внутреннего рынка. Например, 7 июня в Украине прошла Первая республиканская конференция потребителей металла, где присутствовало более 200 представителей промышленных предприятий. На конференции мы признали, что без оживления машиностроения, внутреннего потребления нам металлургию не обновить. Здесь были выработаны рекомендации по новому Налоговому кодексу, который бы способствовал развитию машиностроительной и строительной отраслей, основных предприятий потребителей металла, что стабилизирует и ГМК», — говорит В.Терещенко.
В прошлом году внутреннее потребление выросло на 30%, но оно составило только 3,5 млн. тонн. металла за год. Очевидно, что внутреннее использование металла завязано на множество проблем смежных отраслей, в частности конкурентной способности готовой машиностроительной продукции на внутреннем и внешних рынках. Пока что можно перечислить по пальцам те виды отечественных товаров, которые могли быть настолько конкурентными за рубежом, как металл. Поэтому на протяжении, по крайней мере, ближайших десяти лет, пока произойдет не только реанимация машиностроения, но и состоится возможный выход продукции на мировой рынок, реструктуризация горно-металлургического комплекса будет полностью зависеть от конъюнктурных «зигзагов удачи» на мировом рынке.