Иностранные инвестиции в горнодобывающую отрасль КНР крайне малы |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
07.12.2006
Иностранные инвестиции в горнодобывающую отрасль КНР крайне малы
Иностранные инвестиции в добывающий сектор экономики КНР по-прежнему остаются на низком уровне, во многом вследствие неурегулированного законодательства страны. Несмотря на то, что многие крупные мировые горно-металлургические компании имеют в КНР свои представительства (в основном в Пекине и Шанхае), поставляют китайским предприятиям сырье для переработки или же приобретают в стране готовую продукцию металлургической отрасли, они практически не присутствуют в добывающих отраслях.
В настоящее время ни одна из крупных компаний мирового масштаба, в частности "ВНР Billiton", "Rio Tinto", "Anglo American", "Teck Cominco", "Xstrata", "Inco", не осуществляет разработку рудных месторождений в КНР. Лишь несколько менее известных зарубежных фирм оперируют в добывающем секторе страны, в основном в золотодобыче. Однако им не под силу провести в КНР масштабные геологоразведочные работы, в то время как в стране огромные территории по-прежнему остаются слабо изученными в отношении залежей руд цветных металлов. Такое положение дел мешает специалистам даже приблизительно оценить объемы запасов руд новых потенциальных месторождений в КНР.
Крупнейшим иностранным инвестором в золотодобывающей отрасли Китая является компания "Sino Gold" со штаб-квартирой в Сиднее. "Sino Gold" принадлежит рудник "Jianchaling" в центральной части страны, который в 1998 г. стал первым успешным примером иностранных инвестиций в золотодобычу в КНР. За время эксплуатации здесь было добыто почти 430 тыс. унц. золота. "Sino Gold" заканчивает подготовку к освоению месторождения золота Jinfeng также в центральной части страны. По заявлению руководства компании, данное месторождение является одним из крупнейших в КНР, развитие здесь горнодобывающих производств позволит ежегодно производить до 180 тыс. унц. золота.
Еще одним позитивным примером работы иностранной компании на территории КНР является фирма "Griffin Mining", которая готовит к освоению проект "Caijiaying" по добыче цинковых руд и золота в пров. Хэбэй. "Griffin Mining" зарегистрировала в КНР дочернюю компанию, которая получила все необходимые лицензии на проведение геологических исследований на территории провинции по новым более "мягким" законам, вступившим в силу в 1998 г.
Небольшие геологические исследования в КНР осуществляет и австралийская компания "Oxiana", в сферу интересов которой входит Юго-Восточная Азия и где она уже имеет опыт разработки рудных месторождений, в частности медного месторождения Sepon в Лаосе.
По данным "Metal Bulletin Research", из всего объема ежегодно затрачиваемых в мире средств на геологическую разведку на КНР приходится менее 1%. Специалисты отмечают, что на фоне быстро растущих инвестиций в перерабатывающие отрасли промышленности КНР дефицит иностранных инвестиций в добывающие отрасли может привести к дисбалансу во всей экономике страны.
Многие западные компании теоретически не исключают своего возможного присутствия в горнодобывающем секторе китайской экономики, однако для этого центральному правительству КНР необходимо кардинально пересмотреть целый ряд законов, регулирующих потоки иностранных инвестиций.
Основным препятствием на пути иностранных инвестиций в этот сектор экономики является раздел внутреннего законодательства, касающийся гарантий прав на владение месторождением или рудником. Если законодательство большинства западных стран гарантирует право компании, осуществившей геологические исследования месторождения, на продолжение его подготовки к разработке и осуществление самих горнодобывающих работ на нем, то в КНР ситуация несколько иная. Компания, которая выполнила геологические исследования объекта, в КНР получает лишь абстрактное "приоритетное" право на участие в его дальнейшей разработке.
Таким образом, действующие в стране законы допускают возможность смены собственника месторождения при переходе от фазы геологических исследований к фазе осуществления его промышленной разработки, что негативно сказывается на желании иностранных инвесторов вкладывать значительные средства в перспективные месторождения в КНР. По мнению западных аналитиков, при растущем спросе на сырье в мире и в КНР такая неурегулированность в законодательстве тормозит развитие сырьевой базы запасов в стране и препятствует осуществлению долгосрочных иностранных инвестиций в добывающие отрасли.
Мелкие и средние иностранные фирмы пытаются максимально минимизировать свои возможные риски, связанные с нестабильностью законодательства. К тому же обрабатывающие промышленные предприятия могут быть сооружены и при необходимости закрыты в достаточно короткие сроки в сравнении с добывающими предприятиями, требующими значительных финансовых вложений и длительного временного периода ввода в эксплуатацию.
Тем не менее, определенные шаги для привлечения инвестиций власти КНР уже сделали, в частности признав право собственности в стране и озвучив намерение в ближайшем будущем снять законодательные преграды на их пути.
Однако большинство экспертов в западных горнодобывающих компаниях уверены, что процесс изменения законодательства в сфере добычи руд металлов в КНР, несмотря на все заявления официальных властей, обещает быть достаточно долгим. Тем более что этот сложный вопрос касается недр страны и контроля над поставками сырья. До сих пор китайским властям не удается решить проблемы с нелегальной добычей руд, а также существенно уменьшить число мелких добывающих предприятий, которые трудно контролируемы и зачастую нарушают экологическое и трудовое законодательство, что ведет к техногенным авариям и росту травматизма на рудниках и шахтах.
Специалисты отмечают также отсутствие скоординированной работы центральных властей КНР с администрациями провинций и муниципалитетов, которые зачастую дублируют друг друга и выдают разрешения и лицензии без учета всех необходимых требований. Согласно действующему законодательству, все достаточно крупные иностранные инвестиции (в объеме свыше 600 тыс. долл.) в горнодобывающую отрасль страны должны получить обязательное одобрение в Пекине.
Одной из конечных целей реформ законодательства КНР считают необходимость предоставить властям провинций страны возможность самостоятельно, без согласований с центром, предоставлять зарубежным компаниям необходимые разрешения на проведение геологических работ, а также лицензии на разработку месторождений.
В итоге, по заявлению правительства КНР, иностранные компании и местные китайские фирмы должны быть полностью уравнены в правах и обязанностях на всех законодательных уровнях. По мнению большинства западных инвесторов, в конечном счете постоянно растущая потребность металлургических предприятий КНР в рудном сырье вынудит власти страны активизировать поиск путей решения проблемы, в том числе и за счет масштабного привлечения иностранного капитала в горнодобывающую отрасль.
В настоящее время ни одна из крупных компаний мирового масштаба, в частности "ВНР Billiton", "Rio Tinto", "Anglo American", "Teck Cominco", "Xstrata", "Inco", не осуществляет разработку рудных месторождений в КНР. Лишь несколько менее известных зарубежных фирм оперируют в добывающем секторе страны, в основном в золотодобыче. Однако им не под силу провести в КНР масштабные геологоразведочные работы, в то время как в стране огромные территории по-прежнему остаются слабо изученными в отношении залежей руд цветных металлов. Такое положение дел мешает специалистам даже приблизительно оценить объемы запасов руд новых потенциальных месторождений в КНР.
Крупнейшим иностранным инвестором в золотодобывающей отрасли Китая является компания "Sino Gold" со штаб-квартирой в Сиднее. "Sino Gold" принадлежит рудник "Jianchaling" в центральной части страны, который в 1998 г. стал первым успешным примером иностранных инвестиций в золотодобычу в КНР. За время эксплуатации здесь было добыто почти 430 тыс. унц. золота. "Sino Gold" заканчивает подготовку к освоению месторождения золота Jinfeng также в центральной части страны. По заявлению руководства компании, данное месторождение является одним из крупнейших в КНР, развитие здесь горнодобывающих производств позволит ежегодно производить до 180 тыс. унц. золота.
Еще одним позитивным примером работы иностранной компании на территории КНР является фирма "Griffin Mining", которая готовит к освоению проект "Caijiaying" по добыче цинковых руд и золота в пров. Хэбэй. "Griffin Mining" зарегистрировала в КНР дочернюю компанию, которая получила все необходимые лицензии на проведение геологических исследований на территории провинции по новым более "мягким" законам, вступившим в силу в 1998 г.
Небольшие геологические исследования в КНР осуществляет и австралийская компания "Oxiana", в сферу интересов которой входит Юго-Восточная Азия и где она уже имеет опыт разработки рудных месторождений, в частности медного месторождения Sepon в Лаосе.
По данным "Metal Bulletin Research", из всего объема ежегодно затрачиваемых в мире средств на геологическую разведку на КНР приходится менее 1%. Специалисты отмечают, что на фоне быстро растущих инвестиций в перерабатывающие отрасли промышленности КНР дефицит иностранных инвестиций в добывающие отрасли может привести к дисбалансу во всей экономике страны.
Многие западные компании теоретически не исключают своего возможного присутствия в горнодобывающем секторе китайской экономики, однако для этого центральному правительству КНР необходимо кардинально пересмотреть целый ряд законов, регулирующих потоки иностранных инвестиций.
Основным препятствием на пути иностранных инвестиций в этот сектор экономики является раздел внутреннего законодательства, касающийся гарантий прав на владение месторождением или рудником. Если законодательство большинства западных стран гарантирует право компании, осуществившей геологические исследования месторождения, на продолжение его подготовки к разработке и осуществление самих горнодобывающих работ на нем, то в КНР ситуация несколько иная. Компания, которая выполнила геологические исследования объекта, в КНР получает лишь абстрактное "приоритетное" право на участие в его дальнейшей разработке.
Таким образом, действующие в стране законы допускают возможность смены собственника месторождения при переходе от фазы геологических исследований к фазе осуществления его промышленной разработки, что негативно сказывается на желании иностранных инвесторов вкладывать значительные средства в перспективные месторождения в КНР. По мнению западных аналитиков, при растущем спросе на сырье в мире и в КНР такая неурегулированность в законодательстве тормозит развитие сырьевой базы запасов в стране и препятствует осуществлению долгосрочных иностранных инвестиций в добывающие отрасли.
Мелкие и средние иностранные фирмы пытаются максимально минимизировать свои возможные риски, связанные с нестабильностью законодательства. К тому же обрабатывающие промышленные предприятия могут быть сооружены и при необходимости закрыты в достаточно короткие сроки в сравнении с добывающими предприятиями, требующими значительных финансовых вложений и длительного временного периода ввода в эксплуатацию.
Тем не менее, определенные шаги для привлечения инвестиций власти КНР уже сделали, в частности признав право собственности в стране и озвучив намерение в ближайшем будущем снять законодательные преграды на их пути.
Однако большинство экспертов в западных горнодобывающих компаниях уверены, что процесс изменения законодательства в сфере добычи руд металлов в КНР, несмотря на все заявления официальных властей, обещает быть достаточно долгим. Тем более что этот сложный вопрос касается недр страны и контроля над поставками сырья. До сих пор китайским властям не удается решить проблемы с нелегальной добычей руд, а также существенно уменьшить число мелких добывающих предприятий, которые трудно контролируемы и зачастую нарушают экологическое и трудовое законодательство, что ведет к техногенным авариям и росту травматизма на рудниках и шахтах.
Специалисты отмечают также отсутствие скоординированной работы центральных властей КНР с администрациями провинций и муниципалитетов, которые зачастую дублируют друг друга и выдают разрешения и лицензии без учета всех необходимых требований. Согласно действующему законодательству, все достаточно крупные иностранные инвестиции (в объеме свыше 600 тыс. долл.) в горнодобывающую отрасль страны должны получить обязательное одобрение в Пекине.
Одной из конечных целей реформ законодательства КНР считают необходимость предоставить властям провинций страны возможность самостоятельно, без согласований с центром, предоставлять зарубежным компаниям необходимые разрешения на проведение геологических работ, а также лицензии на разработку месторождений.
В итоге, по заявлению правительства КНР, иностранные компании и местные китайские фирмы должны быть полностью уравнены в правах и обязанностях на всех законодательных уровнях. По мнению большинства западных инвесторов, в конечном счете постоянно растущая потребность металлургических предприятий КНР в рудном сырье вынудит власти страны активизировать поиск путей решения проблемы, в том числе и за счет масштабного привлечения иностранного капитала в горнодобывающую отрасль.